Рубрика
О МУЗЫКЕ И НЕ ТОЛЬКО
Информация к размышлению
Вы спрашивали
Уважаемая редакция!
Я решился обратиться к вам с просьбой написать об известном ансамбле "Манфред Мэнн с эрт бэнд? и, если можно, поместить фотографию.
Дмитрий Ярмош, г. Днепропетровск.
На сцене Манфред Мэнн и его группа - два с половиной часа музыки и образов. Программа называется "Рассказ о бурлящем континенте - рассказ об Африке". Первая песня, сменяют друг друга диапозитивы: желтая, выжженная солнцем саванна, одинокая пальма, рассвет. Огромный выброшенный вверх черный кулак. Десятки, сотни, тысячи рук, сжатых в кулаки...
Ваша первая долгоиграющая пластинка называлась "Манфред Мэнн в пяти лицах". С тех пор прошло 19 лет. Сколько еще образов вы сменили в своем музыкальном развитии?
Прежде всего я хотел бы внести ясность: в том названии не было ничего символического. Моя первая группа состояла из пяти музыкантов. В то время все по примеру "Битлз? были опьянены электрогитарами. Слушатели, которые нас не знали, а тогда таких было большинство, приходили на концерт - и никаких электрогитар, вместо них флейта, саксофон. Играли мы блюзы, негритянский джаз. Группа наша выступала в лондонских и провинциальных клубах, и знали нас только их постоянные посетители. Совсем для нас неожиданно наша песня "Пять-четыре-три-дваодин? стала позывной в одной постоянной телевизионной передаче о популярной музыке, и мы сразу приобрели известность. Так нежданно пришел первый успех.
1969 год. Пик популярности группы "Манфред Мэнн в пяти лицах". Бесконечная карусель: концерты, пластинки, улыбки перед телекамерами, вечная усталость, ни минуты одиночества. Мы постепенно превращались в обычный коммерческий ансамбль. В это время в нашем репертуаре были песни Боба Дилана. Решение пришло сразу и неожиданно для меня самого, хотя, думаю, созревало оно во мне давно, и песни Дилана сыграли в нем не последнюю роль. Я все бросил, создал новую группу "Глава номер три? и начал экспериментировать. Это был период абсолютной творческой свободы и такого же абсолютного неуспеха.
Вам это понравилось?
Представьте себе, нет. В семидесятые годы я еще несколько раз сменил свое творческое лицо, возник еще один ансамбль "Земита капелла Манфреда Мэнна". Мы пытались передать в музыке свое мироощущение, мысли, взгляды, но не отрываться от слушателей. Иными словами, экспериментировать, не отказываясь от популярности. С годами я стал гораздо большее значение придавать тексту песен. Песня без серьезного общественного содержания мне сегодня представляется пустой тратой времени.
Почему свою только что вышедшую пластинку вы назвали "Где-то в Африке"?
Когда я только еще задумывал эту пластинку, мне попалась книга одного африканского писателя. Ее удивительная поэтичность околдовала меня, я жил совершенно в другом мире, мелодии сами рождались во мне. я едва успевал их записывать. Можно и таким образом объяснить появление этой пластинки. Такое объяснение будет правдой. Но только наполовину. Пластинка создавалась под очарованием книги. Но разве можно отбросить годы, прожитые мною в Южной Африке? Они всегда во мне, они всегда в моей музыке.
Я родился в Иоганнесбурге. Вполне респектабельная белая семья. Мои близкие не были сознательными расистами, но жизнь в Южной Африке воспринимали как единственно правильную и возможную. И меня, по-видимому, ждало такое же будущее: воспринимать апартеид как нормальное дело. В противном случае - отправляйся в тюрьму или в изгнание. Я не стал дожидаться ни того ни другого. В двадцать лет я уехал. И с тех пор в Южной Африке не был...
Могли бы вы рассказать, что именно вы вспоминали, работая над пластинкой?
У меня перед глазами стояли Транскей, Квазулу, Бопутатсвана. Их называют в ЮАР бантустанами. но это гетто. Страшные сельские гетто. Там нет взрослых мужчин, кормильцев. Там женщины с детьми, беспомощные старики. Голод. Разбитые семьи. Мужья, сыновья работают за сотни километров в городах, на шахтах.
Одна из песен моей двадцатиминутной Африканской сюиты заканчивается словами на языке зулу: "Амандла, Авету - сила в ваших руках!" Я горжусь тем, что эту песню поют в Южной Африке на демонстрациях протеста, на похоронах погибших борцов освободительного движения. Слова для другой песни-еюнты написал молодой поэт Том Макгиннесс, в ней рассказывается о судьбе отца и сына, типичной судьбе черных африканцев в Азании. Азания. так называют свою родину зулусы, транскейцы и другие племена Южной Африки, родину, отнятую у них расистами.
В своих песнях вы точно рисуете южноафриканские картины, но не называете страну, где происходит действие. Почему?
Южноафриканский расизм я хорошо знаю. Но расовая ненависть ослепляет некоторых белых не только в Южной Африке. Она существует во многих странах мира, считающих себя и развитыми и цивилизованными. Эти песни про них тоже. "Цивилизованный? расизм для меня всего ненавистнее. В последние годы в Лондоне прибавилось цветных жителей, и стало видно, что многие англичане, считающие себя культурными людьми, в действительности самые настоящие дикие расисты. Я говорю об этом с большой горечью, ведь в свое время, бежав из Южной Африки, я выбрал Лондон, потому что считал его свободным от этой болезни.
Как вы относитесь к тому, что 1983 год в музыкальных кругах называют годом африканской музыки?
Меня это радует. Но мне неприятно, когда с этим связывают мою теперешнюю группу "Эрт бэнд". Я не могу, не хочу н не имею права примазываться к делу, которое движется не моими усилиями. Молодая африканская музыка пришла в Европу не в нынешнем году. Семь лет назад в Лондон приехал прекрасный африканский певец Кинг Санни Аде. Тогда его концерты не собрали и двух десятков слушателей. Европейская публика не воспринимала африканскую музыку. Весной 1983 года все было иначе. Кинг со своим хором из 17 человек стал королем вечера, и выступали они вместе с ансамблем "Осибиса?1 и молодыми, но уже популярными исполнителями Аклова, Юлука, Агбамия в престижном Альберт-холле, и билеты были все задолго распроданы.
Сейчас, когда многие известные европейские и американские ансамбли уже давно топчутся на месте, африканская музыка принесла на европейскую эстраду свежее дыхание, энергию жизни, наполненной борьбой и перспективой.
Вы были на концерте в Альберт-холле?
Да. и меня поразило, как традиционная музыка, исполненная на электронных инструментах, самых разных синтезаторах, зазвучала совершенно по-новому, неожиданно масштабно.
И это новое звучание как-нибудь повлияло на вас, когда вы работали над сюитой, о которой мы уже говорили?
Нет. Напевы квазулу для сюиты прямо в бантустане записал бас-гитарист "Земиты? Матт Ирвинг. Когда мы их переносили на пленку, использовали последние достижения звукозаписывающей техники. А я только бегал вокруг и смотрел, чтобы эта фантастическая техника не вытравила из музыки человека.
Во время концерта у вас на сцене стоят роботы. Они имеют символическое значение: древние народные мелодии и последние достижения цивилизации?
В какой-то мере. Но больше для создания особой обстановки. Молодых слушателей привлекают такие вещи. Я. как их увидел, сразу сказал: "Покупаю".
И где вы их увидели?
На предприятии, где их делают. Сейчас человек, занимающийся популярной музыкой, должен быть и осветителем и звукооператором. Но этого мало. Он должен придумывать и конструировать самые разные зрительные и звуковые эффекты.
Вы полагаете, что это в самом деле необходимо?
Понимаю, вы хотите сказать, что истинное искусство не нуждается в игрушках, оно само по себе хорошо. Необязательно ставить вопрос так. Мне нравится обогащать сцену неожиданными деталями. Но ни себе, ни любому другому члену ансамбля я не позволю ни на одном концерте работать вполсилы, бездумно открывать рот и сотрясать воздух. Мой принцип: "Покажи все. что умеешь, и используй все достижения техники, чтобы украсить свое умение". Зритель, пришедший на концерт, должен запомнить этот вечер, запомнить неповторимое волшебство певческого, музыкального и сценографического искусства.
Я уже не принадлежу к молодому поколению рок-музыки. Подростки, которые приходят на мои концерты, на улице могли бы назвать меня "старик", для них старше тридцати - значит, старик, а здесь они мне аплодируют, как будто я последнее слово моды. Это утверждает меня в убеждении, что привлекает их все-таки музыка. А модные новинки, ну что ж, они меняются от сезона к сезону.
Вам сорок два, у вас всемирная слава. Боб Дилан называл вас лучшим исполнителем его песен, вы были соавтором "Битлз? в создании фильма "Желтая субмарина? и музыки к нему. Какой с высоты вашего опыта вам представляется современная популярная музыка?
Думаю, сегодня ею интересуется гораздо больше людей, чем двадцать лет назад. То, первое поколение осталось верно нам, а к нему постоянно примыкает молодежь, число поклонников популярной музыки нарастает. Музыканты идут проторенной тропой, им легче, они теснее общаются со слушателями, получают от них импульсы к творчеству. Они стали богаче, могут покупать дорогую технику, разнообразя звучание своих произведений. И в то же время мелодии, созданные двадцать, десять лет назад при довольно примитивном с сегодняшней точки зрения техническом оформлении, живут, пользуются популярностью. Меня это радует.
Ваши планы?
Не знаю. Песня "Амандла, Авету - сила в ваших руках!" заканчивается так:
Как долго мы должны ждать?
Как долго вы будете убивать
наших лучших людей? Как долго мы будем терпеть?
Я хочу поехать в Южную Африку и задать эти вопросы тем людям, которые видят все. что там творится, и спокойно спят.
От редакции: Как сообщила газета "Морнинг стар", в 1983 году Манфред Мэнн вступил в Коммунистическую партию Великобритании.
Иржи Вейвода, чнхословацкий журналист
Перевела с чешского Д. Прошунина
|