Эмигрант из Южной Африки, Манфред Мэнн (Manfred Mann), впервые появился на британской музыкальной сцене в самом начале 60-х годов как джазовый пианист, выступавший с собственным коллективом и добившийся широкой известности в популярном тогда жанре ритм-энд-блюза. На протяжении 60-х Мэнн перепробовал все, что давало шанс попасть в первую "десятку" хит-парада - от танцевального рок-н-ролла тех лет до медленных баллад и песен Боба Дилана (Bob Dylan). К началу следующего десятилетия, однако, клавишник несколько охладел к поп-музыке и переключился на джаз-рок и прогрессив-рок.
Собственно говоря, для данной статьи представляет интерес как раз творчество Мэнна после 1969-го года, поэтому сразу перепрыгнем через 60-е годы и приступим к моменту создания очередной, наиболее популярной группы Манфреда Мэнна. Летом 1969-го года Мэнн распустил коллектив "Manfred Mann", оставив лишь своего давнейшего соратника, барабанщика Майка Хагга (Mike Hugg). Хагг играл с Мэнном еще со времен его первой группы, "The Mann Hugg Blues Brothers", а на этот раз вошел в состав нового проекта, названного "Manfred Mann Chapter Three". Под этим названием Мэнн и Хагг записали (с помощью сессионных музыкантов) два экспериментальных джаз-роковых альбома, напрочь проигнорированных публикой, после чего Мэнн решил вновь сменить музыкальное направление, а заодно и название своего коллектива.
Итак, летом 1971-го года появилась четвертая по счету группа Манфреда Мэнна - "Manfred Mann's Earth Band", в состав которой, кроме самого клавишника, вошли вокалист/гитарист Мик Роджерс (Mick Rogers,ex-"Storyteller"), бас-гитарист Колин Паттенден (Colin Pattenden) и барабанщик Крис Слэйд (Chris Slade). Группа, называемая для краткости просто "Earth Band","отметилась" в паре небольших турне по Великобритании, разогревая тогдашних суперзвезд "Free" и "Deep Purple", а затем заключила контракт с фирмой звукозаписи Polydor Records, "нацелившей" их на американскую аудиторию прогрессив-рока.
Тогда же музыканты отправились в свое первое американское турне вместе с "Savoy Brown". Первый, одноименный альбом "Manfred Mann's Earth Band" вышел в 1972-м году и пользовался популярностью благодаря удачному синглу "Living Without You". В полном соответствии с планом, признание рок-аудитории в Штатах пришло к группе гораздо раньше, чем в Англии, где Мэнна чересчур хорошо знали как эстрадного исполнителя. Не убавил популярности группе и концерт во Флоридском университете, на котором полиция отключила электричество из-за жалоб окрестных жителей на слишком громкий звук, а затем несколько часов усмиряла разъяренных фэнов.
Второй альбом, "Glorified Magnified", вышел в том же 1972-м году, но даже не попал в американский хит-парад. Тогда Мэнн решил обратиться к приему, который он уже не раз использовал в прошлом, и включил в следующий альбом "Messin'" кавер-версию на композицию Боба Дилана "Get Your Rocks Off", но и на этот раз не добился коммерческого успеха.
Тем не менее, благодаря упорной концертной деятельности, "Earth Band" постепенно приобрели достаточно обширную аудиторию, и очередной сингл "Joybringer" (адаптация фрагмента "Сюиты Планет" Холста) неожиданно попал на 9 место британского хит-парада осенью 1973-го года.
В 1973-м году "Earth Band" заключили сразу два новых контракта (с Warner Brothers Records в США и Bronze Records в Великобритании) и выпустили совершенно новый по музыкальной концепции альбом - Solar Fire". Успехом его группа была в очередной раз обязана Бобу Дилану - в аранжировке "Earth Band" его песня "Father Of Day, Father Of Night" приобрела весьма модное в то время "космическое" звучание. Кроме того, на американский выпуск был помещен и сингл "Joybringer".
Следующий альбом "The Good Earth" (1974 г.), в свою очередь, попал в американский хит-парад благодаря оригинальному рекламному трюку - из обложки альбома можно было вырезать купон, дававший право на получение квадратного фута земли в Уэльсе!
Вскоре охочий до интерпретаций, адаптации и кавер-версий Манфред Мэнн включил в свой репертуар произведения еще одного народного артиста США - поэта и композитора Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen). Песня Спрингстина "Spirit In The Night" вошла в выпущенный в 1975-м году диск "Nightingales And Bombers" - шестой и последний из записанных в оригинальном составе "Earth Band". Летом 1976-м года ушедшего в группу "Aviator" Мика Роджерса сменили вокалист Крис Томпсон (Chris Thompson) и гитарист Дэйв Флетт (Dave Flett), скоторыми коллектив записал свой самый успешный в коммерческом плане альбом - "The Roaring Silence". Еще одна композиция Спрингстина в исполнении "Manfred Mann's Earth Band", "Blinded By The Light", возглавила американский хит-парад и добралась до первой "десятки" британского, а сам альбом стал единственным золотым диском группы. На волне этого успеха повторно выпущенный в США сингл "Spirit In The Night" также попал в чарт.
Весь 1977-й год "Earth Band" посвятили концертным турне, выступив, среди прочего, в качестве хэдлайнеров на фестивале Pink Pop в Голландии. Не все участники коллектива, однако, оказались приспособленными к "звездному" статусу - на записи следующего альбома "Watch" оставившего группу Колина Паттендена пришлось заменить сессионным басистом Пэтом Кингом (Pat King), а к концу года из "Earth Band" ушли также Крис Слэйд и Дэйв Флетт. Слэйд и Паттенден вскоре возобновили совместную работу в составе "Terra Nova", а Мэнн начал поиски новых музыкантов. Ими стали гитарист/вокалист Стив Уоллер (Steve Waller), Пэт Кинг, решивший присоединиться к "Earth Band" на постоянной основе, и опытный барабанщик Джефф Бриттон (Geoff Britton, "Gun", "East Of Eden", "Wings"). В новом составе "Manfred Mann's Earth Band" записали весьма успешный альбом "Angel Station" и отправились в длительное европейское турне.
До начала работы над следующим альбомом, однако, от группы откололся Томпсон, основавший собственный коллектив "Night". Мэнн не стал искать нового вокалиста, оставив вокальные партии на диске "Chance", вышедшем в 1980-м году, Стиву Уоллеру. В то же время из "Earth Band" ушел также Кинг, замененный новым басистом Мэттом Ирвином (Matt Irving). В нескольких треках, правда, звучит вокал Томпсона, который он успел записать до ухода из группы. В записи также принимали участие некоторые друзья Манфреда Мэнна, одним из которых был Мик Роджерс, а другим - Тревор Рабин, который позже стал гитаристом возродившихся "Yes".
Большую часть следующего года Мэнн посвятил работе над концептуальным альбомом о своем родном крае (Южная Африка), получившим название "Somewhere In Africa". Диск увидел свет лишь в начале 1983-го года, а следом за ним вышел концертный альбом "Budapest", записанный на трех аншлаговых концертах в венгерской столице. В 1984-м году "Somewhere In Africa", ранее распространявшийся в Штатах только в качестве импорта, был выпущен в США в новом, измененном варианте, но с уходом Уоллера "Earth Band", а с ними и Мэнн, нанесколько лет выпали из поля зрения.
В 1986-м году "Manfred Mann's Earth Band" объявились на небольшой британской фирме звукозаписи 10 Records с альбомом "Criminal Tango", состоявшим из аранжировок известных композиций 50-х - 60-х годов. До начала работы над этим диском в строй вернулся Мик Роджерс, записавший в составе "Earth Band" также альбом "Masque", появившийся в конце 1987-го года. На тот момент, однако, и прогрессив-рок, и сам Манфред Мэнн были не в моде, и ни один из этих альбомов не смог вернуть группу на былой уровень популярности. Последнее выступление "Manfred Mann's Earth Band" состоялось еще до выхода "Masque", но впоследствии Мэнн не раз ездил в сольные концертные туры. Кроме того, в 1991-м году клавишник выпустил альбом в стиле "new age", названный "Manfred Mann's Plain Music" и записанный с новым составом музыкантов. Интерес к его раннему творчеству, тем временем, вновь возрос - в 1993-м году сборник "Ages Of Mann" добрался до 23-й позиции британского чарта, что повлекло за собой выпуск еще нескольких подобных коллекций.
Тем временем Манфред Манн сформировал новый состав своей группы. Из ветеранов остался он сам и Роджерс, плюс к ним прибавились басист Стив Кинч (Steve Kinch, ex-"Jim Capaldi Band"), южноафриканский вокалист Ноель МакКалла (Noel McCalla, ex-"Moon", "Mezzafotre", "Contact") и ударник Клайв Банкер (Clive Bunker, ex-JETHRO TULL), который на рубеже 70-80-х играл с Роджерсом в группе "Авиатор" ("Aviator"). Несколько композиций озвучил окончательно не покинувший Мэнна Крис Томпсон. В таком составе "Manfred Mann's Earth Band" записали в 1996-м году новый студийный альбом "Soft Vengeance" и провели очень успешное европейское турне.
С этого момента и до самого 2004 года Манфред Манн не выпускал студийных творений, хотя гастрольные поездки предпринимал регулярно, и в том числе побывал в России в 2000-м году. В 2001-м году состав его группы пополнился новым музыкантом - ударником Питом Мэем (Pete May, Cliff Richard). В этом же году вышел очень интересный концертный альбом группы - "Wired", записанный в Бостоне в 1977-м году.
И вот в 2004-м вышел очередной альбом под названием "2006", в котором участвовали всё те же старинные друзья группы - Мик Роджерс и Крис Томпсон. Спустя 5 лет после выпуска альбома МакКалла покинул группу, впрочем, недостатка проверенных вокалистов у Манфреда Мэнна не имеется и никогда не имелось. Но невзирая на это, Манфред пока не обещает своим фэнам нового студийного альбома, а предлагает слушателям записи ранее неизданных живых концертов, одним из которых стал DVD "Unearthed 1973-2005. The Best of Manfred Mann’s Earth Band".
|