Paul McCartney and Wings. 1973. Band On The Run

Paul McCartney and Wings

WINGS ~ 1973
BAND ON THE RUN
Рок-энциклопедия


Band on the Run - третий студийный альбом английской группы Wings (пятый сольный альбом Пола Маккартни), выпущенный в 1973 году. Коммерчески наиболее успешный и один из самых известных альбомов группы. CD-версия альбома, после ремастеринга, вышла в 1993 году.

Название альбома совпадает с названием первой композиции на альбоме. В английском выражении «Band on the Run» заключена игра слов: его можно перевести на русский язык как «Оркестр в пути», и в то же время как «Банда в бегах». На последний вариант намекает обложка, на которой музыканты и приглашённые друзья группы запечатлены в тюремных робах на фоне кирпичной стены, в круге света от «полицейского» прожектора.

Один из самых продаваемых альбомов 1974 года в Великобритании. Признан многими критиками лучшим альбомом Пола Маккартни. В 2003 году вошёл на 418 месте в список 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone. «Лучший альбом, выпущенный одним из четверых музыкантов, которые когда-то назывались The Beatles» (музыкальный критик журнала «Rolling Stone» Джон Ландау).



Советские издания альбома "Band on the Run" фирмой Мелодия, 1977-1978 гг.

Wings, Band on the Run, 1973, СССР




Российский выпуск "Band on the Run" на лейбле Santa Records, 1994 г.

Wings, Band on the Run, 1973, Russia




Wings 1973 Band On The Run
Слова и музыка всех песен Пол и Линда Маккартни, кроме № 7 (авторы - Пол Маккартни и Дэнни Лейн)
All songs written and composed by Paul and Linda McCartney, except "No Words" by Paul McCartney and Denny Laine


SIDE ONE:
1. Band on the Run - 5:10
2. Jet - 4:06
3. Bluebird - 3:22
4. Mrs Vandebilt - 4:38
5. Let Me Roll It - 4:47

SIDE TWO:
6. Mamunia - 4:50
7. No Words - 2:33
8. Helen Wheels (отсутствовала в британской версии) - 3:34
9. Picasso's Last Words (Drink to Me) - 5:50
10. Nineteen Hundred and Eighty-Five - 5:27


Paul McCartney: vocals; acoustic, electric and bass guitars; piano and keyboards; drums and percussion
Linda McCartney: keyboards and vocals
Denny Laine: vocals; acoustic, electric and bass guitars; keyboards; percussion

+
Howie Casey: saxophone
Ginger Baker: percussion
Remi Kabaka: percussion
Tony Visconti: orchestrations
Ian and Trevor: backing vocals
Geoff Emerick: producer and sound engineer


Released: 5 December 1973 (US), 7 December 1973 (UK)
Recorded: August–September 1973, Lagos, Nigeria
Length - 44:17
Label: Apple
Producer: Paul McCartney



Английский выпуск "Band on the Run"

Wings, Band on the Run, 1973, Great Britain




Закончились 1960-е годы, принёсшие революцию в рок-музыке, эпоху завершил распад The Beatles. Первая половина 1970-х в истории рок-музыки - период некоторого затишья, декаданса и возврата интереса к поп-музыке. Направления, пользовавшиеся успехом в 1960-е, отходят на второй план. 1972-1973 годы в рок-музыке станут предвестниками появления новых стилей глэм и панк-рока.

1973 год стал очень плодотворным для музыкантов. Вышли такие знаковые для поп- и рок-культуры альбомы, как «The Dark Side of the Moon» группы Pink Floyd, «Goodbye Yellow Brick Road» Элтона Джона, «Catch a Fire» Боба Марли, «Made in Japan» группы Deep Purple (в США).

В эту эпоху перемен экс-битл Пол Маккартни активно работает, выпускает альбом за альбомом, успешно концертирует, экспериментируя с составом группы. Весну и начало лета 1973 года группа Wings проводит в концертных промотурах по Великобритании, занимаясь раскруткой альбома «Red Rose Speedway» и сингла «My Love». В июле Маккартни работает над музыкальной темой фильма о Джеймсе Бонде «Live and Let Die» («Живи и дай умереть»). Эта композиция также пользовалась успехом, заняв высокие позиции в чартах. Тогда же, в июле 1973 года, начинается работа над музыкой для нового альбома.

Как это часто бывало ещё во времена «The Beatles», название альбома и титульной песни появилось из случайной фразы. «If we ever get out of here» (Если мы когда нибудь выберемся отсюда…) - это слова, которые бросил Джордж Харрисон, во время одной из бесконечных бизнес-встреч и тяжб The Beatles из-за разногласий, возникших вокруг фирмы Apple. Собственно, из этих слов и настроения встречи выросла вся песня, с довольно сложным сюжетом.

Пол Маккартни выбирает для записи недавно открывшуюся студию компании EMI в Лагосе. Новая звукозаписывающая студия на периферии не была так связана жёстким расписанием на месяцы вперёд и музыканты могли свободно строить рабочий график. Кроме того, музыканты имели возможность несколько отвлечься и получить новые творческие ощущения в экзотическом месте. Хотя и в некоторых композициях и звучат африканские мотивы, главным образом композитор и автор слов черпал вдохновение в британской тематике.

Непосредственно перед вылетом в столицу Нигерии 8 августа 1973 года группу покинули гитарист Генри Маккаллок и ударник Денни Сайвелл. Это произошло из-за разногласий, начавшихся достаточно давно. Лидер группы ответил ушедшим музыкантам, что сможет обойтись без них и через неделю вылетел в Лагос.

Только по прибытии в столицу Нигерии музыканты группы Wings столкнулись с обстоятельствами, о которых они не задумывались в Европе. Прежде всего, в стране было очень неспокойно, здесь только оправились после очередного переворота и вооружённых людей можно было постоянно встретить на улице. Жаркая и влажная атмосфера тропиков не способствовала высокой производительности труда. Студия, как выяснилось, не была оборудована в должной мере кондиционерами и вентиляцией. У Линды даже случился сердечный приступ и пришлось прибегнуть к срочной медицинской помощи. Техническое оснащение звукозаписывающего и воспроизводящего оборудования и квалификация персонала оставляло желать лучшего. Попытки найти замену покинувшим группу среди местного персонала были безуспешны.

Пренебрегая предупреждениями, музыканты гуляли по улицам без охраны. В один из дней на Пола и Линду совершили разбойное нападение хулиганы. Угрожая ножом, они отняли все ценности и несколько черновых записей новых композиций.

Как вспоминал Маккартни «Днём я валялся на пляже, спал, а потом всю ночь работал». Работа шла без особого напряжения, но она спорилась. Музыканты оставшиеся втроём приняли вызов брошенный им ушедшими членами группы - это только подогрело желание справиться с трудной задачей. Все композиции в итоге стали плодом работы: Пола, Линды и Денни Лейна. Полу пришлось самому исполнить партию ударных инструментов. В результате получилось, что альбом был выпущен новым, третьим по счёту (после диска «Red Rose Speedway»), составом группы. Некоторые критики даже считают «Band on the Run» соло-работой Пола Маккартни.

Большая часть материала LP-альбома была записана в студии с 1-го по 22 сентября 1973 года. 23 сентября группа вернулась обратно в Англию. В сентябре и октябре работа над альбомом была завершена на AIR-студии Джорджа Мартина (сам Джордж не принимал участие в работе). Была произведена окончательная обработка звуковых дорожек (overdubbing) и дописаны некоторые элементы звукового сопровождения: партии оркестра и саксофона. 7 декабря 1973 года состоялся его официальный релиз в Англии и пластинка появилась на прилавках музыкальных магазинов.

Композиция Helen Wheels, записанная в числе прочих песен в Лагосе, в Великобритании вышла отдельно как сингл. Однако, в американском варианте альбома она вошла в альбом, седьмой композицией. Это собственно и есть основное различие между британской и американской версиями.

Отдельная история у песни Picasso’s Last Words (Drink To Me) («Последние слова Пикассо» или «Выпей за меня»). В апреле 1973 года Пол с семьёй отдыхал на Ямайке и общался с известным актёром Дастином Хоффманом. Хоффман восхищался умением Маккартни сочинять песни, а тот твердил, что в этом нет ничего необычного, и мелодии приходят к нему «из воздуха». За пару дней до этого Хоффман пересказывал ему газетную статью об умершем недавно Пабло Пикассо. Тогда буквально за полчаса, вынув гитару из футляра, Пол сочинил песню о последних словах умирающего художника, со словами в куплете "Drink to me, drink to my health " («Выпейте за меня, выпейте за моё здоровье»). Затем группа пересмотрела несколько фильмов о Пикассо, составила для себя представление о его работе и попыталась записать песню «в стиле кубизма», мешав в композицию отрывки из других песен альбома и хаотическую игру на жестянках, до тех пор пока не получили какой-то гладкий результат.

Работу по подготовке изображения для обложки альбома поручили фотографу Клайву Эрроусмиту. 28 октября 1973 года, у кирпичной стены окружающей один из лондонских парков (Osterley Park), состоялась фотосессия для обложки альбома. Скрытая ирония состоит в том, что люди в тюремных робах, выхваченные лучом прожектора при попытке бегства - это очень известные в Англии персоны (помимо Пола, Линды и Денни Лейна):

Майкл Паркинсон (журналист)
Кенни Линч (актёр)
Дональд Сазерленд (актёр)
Джеймс Кобурн (актёр)
Клемент Фрейд (писатель, радиоведущий)
Кристофер Ли (актёр)
Джон Конти (боксёр)

Изображение обложки использовалось на концертах группы Wings (проецировалось в виде фона для исполнителей). Прямая отсылка на обложку диска содержится на постере мультфильма «Мадагаскар» (2007).

Композиции альбома относятся к самым разным жанрам и направлениям рок-музыки, демонстрируя все стороны музыкального дарования Пола Маккартни и, в особенности, талант яркого мелодиста. Альбом стал сочетанием коммерческого успеха - хитов, легко запоминающихся слушателем и, одновременно, явлением вошедшим в классику рок-музыки. В структуре и компоновке композиций явно просматриваются параллели с поздними альбомами The Beatles: White Album и Abbey Road.

Титульная композиция Band on the run привлекает внимание слушателя необычной структурой, сменой темпа и стилей внутри одной песни. Она состоит из трёх частей. Запев основной темы исполняется в тональности С и затем в припеве происходит модуляция в тональность F (схожий приём был использован в песне The Beatles Penny Lane). Настроение побега и преследования, смена темпа от медленного к быстрому метафорически передает тему, связанную с преследованием истеблишментом контркультуры, часто звучащую в композициях Маккартни.

Перетекающие одна в другую песни собственно и напоминают аналогичный стиль Abbey Road, где на второй стороне альбома песни без перерывов переходят одна в другую. Энергичные композиции Jet и Mrs.Vanderbilt уравновешены с медленными Let me roll it (своеобразная трибьют-версия песни Джона Леннона How Do You Sleep?) и Mamunia, где акцент сделан на акустическое исполнение и вокал. Picasso’s last words имеет отчётливый налёт фолк-музыки. Финальная композиция - богато аранжированная, фортепьянная и оркестровая композиция 1985, заканчивающаяся коротким повтором основной музыкальной темы первой песни.

При всех достоинствах музыкальной составляющей, критики отдельно отметили некоторые недостатки песенной лирики. Слова, которые по замыслу автора должны донести до слушателя идею движения из неволи на свободу, не обременены смыслом. В них больше игры и напускной философии, чем истинной глубины. В лирике альбома отчётливо слышен личный мотив и проблемы Маккартни: переживания после распада The Beatles и поиски себя.

"...Совершенство альбома в том, что он построен на элементах творчества, характерных для пост-битловского периода творчества. Идеи, которые раньше разочаровывали своей недоработанностью, здесь приобрели законченные черты. «Band on the Run» - это не разрозненное собрание фрагментов песен (как McCartney, Ram), не беспорядочная коллекция посредственных композиций (Wings, Red Rose Speedway). Альбом великолепно исполнен и тщательно подобран, так что теперь никто не сможет обвинить Пола Маккартни в голом увлечении стилем вместо музыкального содержания..." (музыкальный критик журнала «Rolling Stone» Джон Ландау)

Первые работы Маккартни эпохи после распада The Beatles получили смешанную и противоречивую реакцию музыкальной общественности. Но альбом 1973 года ждал серьёзный коммерческий и творческий успех. По мнению критиков в «Band on the run» Полу Маккартни удалось приблизиться к амбициозной задаче сравниться c популярностью The Beatles.

1974 - Один из самых продаваемых альбомов в Великобритании в 1974 году (2-е место среди всех альбомов, всего было продано около 6 млн экземпляров).
1974 - статус трижды платинового (triple platinum).
1975 - премия «Грэмми» в номинации «Лучшее исполнение группы в стиле поп» (Best Pop Vocal Performance By A Duo, Group Or Chorus).

В 2003 году вошёл в список 500 величайших альбомов по версии журнала Roling Stone. С 27 июля 1974 года в течение 7 недель занимал первую позицию в британских чартах (всего 124 недели находился в чартах). Отдельные композиции с альбома: Helen Wheels и Jet - выходили к синглы и также занимали высокие места в чартах.

Даже Джон Леннон, скептически относившийся к самостоятельному творчеству Пола, отозвался об альбоме «отличный альбом…хорошая работа» (a great album…good stuff (англ.)). Критик музыкального ресурса allmusic.com Стивен Эрлуайн отозвался об альбоме как о триумфальном.

Композиции альбома неоднократно выходили в кавер-версиях. Так в 2007 году группа Foo Fighters исполнила кавер-версию песни Band on the run на диске сборнике «Radio 1. Established 1967 album».

Многие из песен альбома исполняются во время концертных выступлений Маккартни.

CD версия альбома «Band on the run» с композициями, прошедшими ремастеринг, был выпущена в 8 июня 1993 года. Содержание полностью соответствовало виниловой версии. 15 марта 1999 года вышла CD версия альбома под названием «Band on the Run: 25th Anniversary Edition» (специальное издание к 25-й годовщине). CD-версия включала два диска. 1-й диск повторял LP-вариант издания для США. 2-й диск содержал различные бонусные материалы, включающие также и концертное исполнение некоторых песен. Издание диска было посвящено памяти Линды Маккартни.

Популярность альбома достигла даже СССР, где официально почти не выпускались записи The Beatles и Пола Маккартни. В 1977 году фирма «Мелодия» выпустила диск с двумя песнями с альбома Band on the Run. Но даже несмотря на это, альбом стал популярен благодаря неформальному распространению магнитоальбомов. Особой известностью пользовалась композиция Mrs Vanderbilt, ставшая одной из самых популярных песен на советских танцплощадках.

В 1975 году на телеэкраны вышел музыкальный фильм «Бенефис Ларисы Голубкиной», где одной из центральных композиций стала обработка песни Mrs Vandebilt («Наша королева» или «Хоп-хей-хоп») в исполнении группы «Весёлые ребята».

В 1991 году группа «Весёлые ребята» (на одноимённом альбоме) выпустила песню «Бродячие артисты», где также звучат мотивы песни Mrs Vandebilt. В 1978 г. фирма «Мелодия» выпустила безымянный сборник, представлявший собой практически весь материал альбома, за исключением заглавной композиции. Вместо неё на диск была помещена не имеющая никакого отношения к альбому композиция «Silly Love Songs». Естественно, оригинальное оформление альбома не было сохранено.



Немецкие выпуски

Wings, Band on the Run, 1973, Германия

Wings, Band on the Run, 1973, Germany

Band on the Run, 1973, Германия

Band on the Run, 1973, Germany




"Оркестр в движении" или "Банда в бегах" - 3-ий альбом группы Wings ("Крылья") и 5-ый в сольной карьере Пола Маккартни, вышедший в свет в декабре 1973. Band on the Run - самый успешный альбом группы Wings и самый знаменитый из постбитловских альбомов Маккартни. Это был самый популярный альбом в мире в 1974 году. Песня Mrs. Vandebilt стала в СССР хитом всех времен и народов под простым названием "Хоп Хей Хоп", в середине 1970-х годов ее можно было слышать из любого окна (фирма "Мелодия" выпустила её на гибкой пластинке). Band on the Run вернул Полу Маккартни высокую оценку музыкальных критиков, которые до этого скептически относились к творчеству экс-битла после распада знаменитой ливерпульской четверки. Музыкальный критик журнала Rolling Stone считает Band on the Run "лучшей пластинкой из всего, что выпустили по отдельности все четверо музыкантов, называвшихся когда-то Битлз".

После распада Битлз, Маккартни как будто перенял их традицию штамповать альбомы больше одного в год. Прошло всего три с половиной года после реализации последнего альбома Битлз, а Маккартни успел выпустить к концу 1973 года пять альбомов, три из них с Wings.

Концертная деятельность группы Wings началась с того, что в 1972 году супруги Маккартни со своими друзьями-музыкантами погрузились в фургон и совершили свои знаменитые вылазки в британские университеты, где предложили играть перед студентами по 50 пенни за вход. На следующий год, весной - летом 1973, они уже устроили большие гастроли по Британии в поддержку своего второго альбома Red Rose Speedway, сингла "My Love", а позже сингла с песней из джеймс бондовского фильма "Live And Let Die". Закончив турне, супруги Маккартни уехали в свое шотландское поместье, где начали писать песни для Band on the Run.

Хотя альбом писался, преимущественно, за пределами Соединенного Королевства, вдохновение для его текстов черпалось, главным образом, из британской жизни. Все эти ссылки на суфражисток, благотворительные учреждения, мигающие огни и неотъемлемая "пинта пива в день" - чисто британские реалии. Начальная фраза "Хоп Хей Хоп" - "Down in the jungle, living in a tent" - это была популярная в то время фраза британского комика Чарли Честера, "Jet" - это имя щенка из породы лабрадоров, жившего в лондонском доме Маккартни. После песенки "Martha My Dear", это был уже второй случай в практике Маккартни называть песню собачьим именем. "Helen Wheels" ("Колеса Елены" - песня с тех же сессий, но включенная только в американское издание Band on the Run) - так супруги Маккартни прозвали свой Land Rover, а в тексте песни перечисляются все города, что они проезжают по трассе М6: Глазго, Карлайсл, Кендал, Ливерпуль и Бирмингем.

Впрочем, в текстах немало и заграничной аттрибутики: упоминания пустыни, окружного судьи, миссиз Вандебильт, миссиз Вашингтон и Калифорнийского Университета. Название песни "Mamunia" Пол взял с таблички-названия одного дома в Марракеше (Марокко), где "Крылья" отдыхали в начале 1973. Это слово означает на арабском "безопасная гавань". Песня "Picasso's Last Words" ("Последние слова Пикассо") была написана при забавных обстоятельствах в конце апреля 1973 года на Ямайке. Они отдыхали там с Дастином Хоффманом, который однажды предложил Маккартни написать песню с ходу, по настроению момента, и протянул ему журнал "Тайм", указывая на статью под названием "Последние дни и заключительное путешествие Пабло Пикассо". И Маккартни выиграл пари.

Свой первый альбом McCartney Пол записал в одиночку, у себя дома и на лондонской студии. Второй альбом - Ram - они писали вместе с Линдой в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Wings же писались преимущественно в Лондоне, и всегда на студии EMI на улице Abbey Road. EMI, будучи международной компанией, имела собственные студии в разных странах мира. Дабы сменить обстановку, в поисках нового места для записи, Пол запросил у EMI список городов, где Wings могли бы записать свой новый альбом. Этот список включал в себя в том числе Бомбей, Рио де Жанейро, Пекин и Лагос.

ЛАГОС! Это слово вызвало у Пола ассоциации с ленивыми днями, горячими тропическими полднями, заполненными бесконечной музыкой и жаркими ритмами западного побережья Африки. Он представил как они будут "весь день околачивать груши, валяясь на пляже и записываться по ночам". Позже, он сухо заметил по этому поводу: "Все вышло совсем иначе".

Это было опрометчивое решение. Супруги Маккартни не ведали, что Нигерия управлялась вооруженным до зубов милитаристским правительством, пришедшим к власти семь лет назад в результате переворота. Им и в голову не приходило, что хотя Нигерия являлась членом Британского Содружества, первое, что они увидят в аэропорту - много людей с автоматами в руках, а на улицах города - прокаженных, и даже в столице страны канализационные стоки проходили по поверхности. Скорее всего, они не знали, что их прибытие в Нигерию как раз совпало с концом сезона дождей, когда жара и влажность достигают невыносимого для европейцев предела, а лагосские дожди превращаются в муссоные проливные ливни. Они не догадались даже, перед тем как покинуть Англию, сделать ряд прививок от холеры, тифа, полиомиелита и других местных ужасов.

В начале августа 1973, за неделю до отъезда, Пол и Линда пригласили Денни Лейна, Генри МакКалоха и Денни Сайвелла к себе в Шотландию, чтобы поиграть новые песни вместе. Тут же выяснилось, что отношения в группе изрядно натянутые. Еще во время британского турне ходили слухи, что лидер-гитарист Генри собирается уходить из группы. И тут он с ходу стал спорить с Полом, отказываясь сыграть один гитарный пассаж. Каждый понимал, что компромисс был бы лучшим решением, но никто не хотел уступать, и МакКалох ушел, а позже позвонил, заявив о своем уходе. А 8 августа, вечером перед отлетом, позвонил барабанщик Денни Сайвелл и сказал Полу, что он пас и не полетит с ними. За несколько дней Wings превратились из квинтета в трио.

Обстоятельства складывались так, что новый альбом, казалось, обречен на неудачу. Но Пол заявил, что работал без этих парней раньше, обойдется без них и сейчас. Ему доводилось барабанить на сцене несколько раз, а также на своем первом альбоме McCartney, так что возьмется за палочки еще раз. А что касается партий лидер-гитары, то они с ритм-гитаристом Денни Лейном смогут легко сыграть их вдвоем. Обнадеживало также, что процесс записи был доверен в надежные руки - Пол пригласил для этого дела Джеффа Эмерика (Geoff Emerick). Они были друзьями с Джеффом около семи лет, не без его таланта были записаны в свое время такие альбомы, как Revolver, Sgt.Pepper и Abbey Road.

Эмерика, однако, ожидали нелучшие условия в нигерийской студии EMI. Само здание, расположенное на Уорф Роуд в пригороде Апапа, было самой настоящей развалюхой. Микшерный пульт был с дефектами, а единственный магнитофон - 8-канальный "Штудер" был олдтаймер, выписанный из Лондона за выслугой лет. Студия не была оборудована соответствующей звукоизоляцией, долго искали микрофоны, найдя их в столовом буфете, в коробке из-под посуды. Тут же рядом со студией, за дверью, которая была, слава Богу, звуконепроницаемой, находился цех по штамповке пластинок, где шумели станки и вокруг них суетились рабочие, упаковывая диски в конверты.

Wings арендовали пару домов около аэропорта в Икеиа, в часе езды от студии. В одном доме поселились Пол, Линда и их трое детей, в другом - Денни Лейн, Джефф Эмерик и два гастрольных рабочих (роудиз) Wings. Однако Джефф не выдержал вскоре местного населения в виде ползучих тварей - пауков и ящериц в частности. После того, как Денни любезно принес к нему в спальню несколько мертвых пауков, а первое, что он увидел, продрав глаза утром - игуану, щелкающую языком, глядя на него через стекло, Джефф немедленно сбежал в отель.

Распорядок дня составился очень скоро. Пол хотел купаться каждый день, поэтому организовали членство в местном деревенском клубе, менеджер которого только попросил Пола расписаться на фотографии Битлз, висевшей на одной из стен клуба. До обеда они чаще всего стали проводить время здесь, но около 3 часов пополудни вся команда отправлялась в студию, где работали до 10 вечера, а несколько раз задерживались даже до 4-5 утра. По выходным никаких записей не делали, предпочитая отдых и релаксацию.

Запись большинства вещей началась с записи Полом ударных, а Денни - ритм-гитары. По мере записи других дорожек, песни постепенно приобретали свою форму. Маккартни, будучи неслабым лидер-гитаристом, записал большую часть партий. Уход двух членов группы подзадорил Пола, Линду и Денни на творческий настрой в духе "Мы вам покажем!"

В то время как в творческом плане все шло великолепно, несмотря на технические проблемы студии, возникли чисто местные проблемы. Несмотря на все предупреждения не ходить нигде пешком, однажды вечером Пол и Линда решили прогуляться от виллы Денни Лейна к своей. Вскоре они заметили плетущуюся за ними машину. Из нее выскочили пятеро молодых людей и, приставив нож к горлу Маккартни, потребовали деньги и ценности. Грабители забрали все, что было с собой у супругов Маккартни: фотокамеру, ювелирные украшения, деньги и даже кассеты, на которых были записаны демоварианты планировавшихся на альбом песен Пола.

Это приключение сильно потрясло Пола и Линду. Небольшим утешением им могло послужить то, что им сказали позже, что будь они чернокожими, их бы непременно убили, чтобы не оставить свидетелей. Но поскольку считается, что белые люди не различают чернокожих в лицо, им сохранили жизни. Маккартни долго не мог успокоиться, вызывали врача. Чтобы как-то развеяться, поехали в местный клуб The African Shrine, где играл его владелец - местная бит-звезда и политический активист Фела Рансом-Кути (Fela Ransome-Kuti). Как вспоминал в 1994 году Маккартни: "Когда Фела и его группа начали наконец, после безумно долгой настройки играть, я вдруг ударился в слезы и ничего не мог поделать с собой. Это был очень трогательный момент."

И опять, на всякий плюс в Лагосе находился свой минус. Увидев в клубе Пола, Рансом-Кути заявил по местному радио, что Пол прибыл в страну для того, чтобы эксплуатироватьт и воровать африканскую музыку. А однажды Фела даже заскочил на студию EMI со всей своей свитой и бросил это обвинение Полу в лицо. Пол принял к сведению, куда дует ветер и, дабы не разжигать страстей, решил не привлекать местных музыкантов к записи на альбоме.

Помимо всего прочего, возникало напряжение в работе с приглашенным из Англии барабанщиком Джинджером Бейкером (Ginger Baker). Бейкер упорно настаивал, чтобы Пол записывал весь альбом у него в студии ARC. Ради перемирия, Маккартни пообещал ему приехать туда на один день и сдержал обещание. На ARC была записана песня "Последние слова Пикассо".

23 сентября "Крылья" вернулись в Англию, встреченные в аэропорту Лондона толпами фанов и журналистов. Две недели спустя после возвращения на родину, Wings погрузились в студию AIR, чтобы завершить альбом. 8-канальные пленки из Лагоса были переписаны на 16-канальные. Для записи саксофона Маккартни пригласил своего давнего ливерпульского приятеля Хоуи Кейси (Howie Casey). В свое время, Howie Casey and the Seniors были первой бит-группой знаменитого Mersey sound, получившей контракт на запись в Лондоне. Кейси записал на саксе соло в "Bluebird" и "Mrs Vandebilt". Старая дружба возродилась с новой силой, и Кейси учавствовал в последующих концертах Wings.

На песне "No Words", начатой Денни и законченной Полом, бэк-вокалы напели гастрольные рабочие Wings Иэн и Тревор. Перкуссию в "Bluebird" сыграл Реми Кабака (Remi Kabaka). Этот Кабака - бывший согруппник Джинджера Бейкера - был родом из Лагоса, так что в конце концов, хоть один из местных музыкантов да поучаствовал в альбоме Band On The Run!

Для дополнительной аранжировки альбома Пол пригласил Тони Висконти (Tony Visconti), восхищенный его продюссерской работой. Висконти написал оркестровые аранжировки для песни "Band On The Run", скрипичные инструменты и саксофоны в "Jet", медные духовые и скрипичные инструменты в "No Words", скрипичные в "Picasso's Last Words" и в коде "Nineteen Hundred And Eighty Five".

Band On The Run был сведен всего за три дня на Kingsway Studios. Месяц спустя альбом уже был в продаже. Песня "Helen Wheels", также записанная в Лагосе, вышла синглом чуть раньше.

Обложка Band On The Run попала в "Пантеон самых узнаваемых произведений искусства обложки". Ее сюжет слегка перекликается с идеей другой знаменитой обложки с участием Маккартни - битловским "Сержантом Пеппером". Там, как известно, четверо битлов были окружены вырезанными из картона фотографиями всяких знаменитостей. На сей раз Маккартни решил пригласить на обложку не картонных, а настоящих знаменитостей.

Сюжет простой и обыгрывает название альбома, которое можно перевести как "Оркестр в движении", а можно как "Банда в бегах". Wings и приглашенные знаменитости изображают пытающихся совершить побег "зеков", которых внезапно выхватил луч прожектора. Зеков изображают слева направо: Michael Parkinson, Kenny Lynch, Paul McCartney, James Coburn, Clement Freud, Linda McCartney, Christopher Lee, Denny Laine, John Conteh.

Майкл Паркинсон был тогда любимцем всей Великобритании за свои ток-шоу с разными знаменитостями. В то время английское телевидение заканчивало свою работу очень рано, и шоу Паркинсона было самым поздним гвоздем программы по субботним вечерам. Говорят, он согласился сняться для обложки альбома в обмен на обещание Маккартни прийти к нему в ток-шоу, однако раньше, чем в 2001 году ему не удалось добиться от Пола интервью.

Кенни Линч - чернокожий певец, бывший в хитах в начале 1960-х, также часто мелькавший на британских телеэкранах в то время.

Джеймс Кобурн - американский актер, известный по телесериалам 1960-х г.г. "Клондайк" и "Акапулько", фильму Our Man Flint, позже снимался в "Маверике" и "Сумасшедшем профессоре", но вершиной его карьеры был Оскар за лучшую роль в фильме Affiction ("Скорбь").

Клемент Фрейд - внук известного доктора Зигмунда Фрейда, писатель, плейбой, остряк, гурман, телеведущий.

Кристофер Ли - единственная из этого списка личность, широко известная во всем мире, как актер, сыгравший в более, чем 250 фильмах. В то время он прославился за исполнение ролей в фильмах ужасов и ассоциировался у британской публики с вампирами. Из его наиболее ярких ролей: Саруман в трилогии "Хранитель колец", граф Дуку в "Атаке клонов" "Звездных войн", Шерлок Холмс и его брат Майкрофт, "Человек с золотым пистолетом" Франсиско Скараманга, охотившийся за агентом 007 в одноименном фильме из бондовской серии.

Джон Конте - британский боксер, бывший тогда чемпионом мира в легком весе.

Всех шестерых вместе с членами Wings собрали в доме Остерли - особняке XVI века, окруженном одноименным парком, на фоне кирпичной стены которого и была снята эта сцена. Кроме фотографа Клайва Аэросмита, киногруппа режиссера Барри Чаттингтона снимала все действо на 16-миллиметровую пленку, чтобы в случае чего взять лучший кадр оттуда. Киносъемка пригодилась впоследствии - ее проецировали на экран во время исполнения заглавной песни альбома на гастролях Wings 1975-76 г.г. Компания EMI перед выпуском настаивала, чтоб на обложке было указано имя Пола Маккартни, опасаясь за коммерческий успех, поскольку до Band On The Run группа Wings не имела широкой популярности.

Band on the Run занесен журналом Q в 2000 г. на 75-е место в списке лучших британских альбомов всех времен. Журнал Rolling Stone отметил его 418 местом в списке 500 лучших альбомов всех времен и народов.


Самые лучшие игры от Алавар для The Пола Маккартни


Американские выпуски

Wings, Band on the Run, 1973, США

Wings, Band on the Run, 1973, USA

Band on the Run, 1973, США

Band on the Run, 1973, USA




Югославские выпуски

Wings, Band on the Run, 1973, Югославия

Wings, Band on the Run, 1973, Yugoslavia

Band on the Run, 1973, Югославия

Band on the Run, 1973, Yugoslavia




...После выпуска альбома "Red Rose Speedway" в группе "Wings" наметился раскол. В июле 1973 года второй состав распался, и вот каким образом. Запись следующего альбома решено было сделать в Африке в Лагосе. Там заканчивалось строительство новой студии, обновить которую предложили Маккартни. Записывать пластинки так сказать, на выезде, стало в последние годы делом обычным. Во-первых, смена обстановки. Во-вторых, исполнители и музыканты отвлечены от личных и домашних дел. А, в-третьих, студийное время не нужно жестко планировать, как это приходиться делать в деловом Лондоне, или, скажем, Нью-Йорке. Итак, решено было поехать на записи в Лагос. За несколько часов до отлета позвонил ударник и сказал: "Извини, Пол, но в Африку я не поеду". - "- Жаль", - ответил Маккартни, - "ну, тогда, привет".

За несколько дней до этого на репетиции вышел спор. Гитарист Генри Маккалок был не согласен с чем-то, что его просил сыграть Маккартни. Так что когда и он позвонил и отказался от поездки, это не стало полной неожиданностью. Короче, в аэропорт кроме супругов Маккартни приехал гитарист Дэнни Лэйн и двое рабочих. Но в Лагос решили лететь все равно, потому что решено было, что втроем они могут сыграть все гитарные, фортепианные и басовые партии, спеть все голоса. Ну, а уж на ударных пришлось играть Полу. Тут пригодилась практика с первой его пластинки. Записанный в Лагосе альбом назвали "Band On The Run" ("Группа в побеге"), на обложке которого действительно лучом прожектора выхвачена группа людей у кирпичной стены. Судя по тюремным робам, группа эта пытается бежать. Шутка тут сокрыта вот в чем: если вам когда-нибудь на глаза попадется эта обложка, посмотрите внимательно и вы увидите, что только три человека имеют принадлежность к группе (это сам Пол, Линда и гитарист Дэнни Лэйн), а остальные вам, быть может, не знакомы, но в Англии-то их знает каждое домашнее животное. Тут и телевизионный журналист Майкл Паркинсон, и негритянский конферансье Кенни Линч, киноактер Джэймс Кобурн, член парламента и известный гурман Клемент Фрейд - потомок изобретателя эдипова комплекса - и еще один известный киноактер Кристофер Ли и, наконец, чемпион Великобритании по боксу в среднем весе Джон Конти. Перечень, ежели вы смотрите на картинку, я дал слева направо. Ну, как вам такая идея? Я лично тут не со всем согласен. Ну ладно киноактера, боксера, даже тележурналиста это я еще допускаю. Но чтоб член нашего Верховного Совета - парламента позировал в тюремной одежде на рок-пластинке - это знаете. Ну, это все равно, что ответственного работника заставить изображать рыбку на альбоме группы "Аквариум" или кукушку в часах на пластинке "Машины времени". Ишь, "группа в побеге".

Отсутствие барабанщика на записи в Лагосе на качестве музыки, в общем, заметно не сказалось. Маккартни был, конечно, не единственным универсалом, записывавшим на своих пластинках большинство инструментов. Подобным же образом в начале 70-х годов записал две свои пластинки известный негритянский музыкант Стиви Уандер. Пример Уандера настолько вдохновлял Пола Маккартни, что на пластинке "Red Rose Speedway" ("Автострада Красной Розы") есть зашифрованное послание. На конверте вытеснена точками по системе Брайля фраза "We love you" ("Мы тебя любим"). Так что слепой Стиви Уандер, взяв в руки альбом Маккартни, это дружеское признание мог прочитать без посторонней помощи. Любопытна история еще одной песни на альбоме "Band On The Run". Как-то Маккартни со всей семьей отдыхал на Ямайке. И вот в местной газете он прочитал, что недалеко от них идут съемки кинофильма "Папильон" со Стиви Маккуинном и Дастином Хоффманом в главных ролях. Линда Маккартни, недолго думая, позвонила жене Хоффмана и та пригласила семью Маккартни на обед. За обедом разговорились на творческие темы. В частности Хоффман восхищался способностью Маккартни сочинять музыку. На что Маккартни ответил, что сочинительский талант ничем не лучше других. Вот, например, на съемках режиссер кричит: "Мотор! Начали!" И актер полностью преображается, перевоплощается в своего героя. Откуда у него это? "Так и у меня, - сказал он, - пара аккордов рождает в голове мелодию". Дастин Хоффман такому объяснению таинства музыки был порядком удивлен, и через пару дней, когда они снова встретились, показал Маккартни небольшую заметку в журнале "Таймс", где рассказывалось о последнем дне жизни художника Пикассо. "Выпейте за меня, - попросил художник, - выпейте за мое здоровье. Вы же знаете, что сам я пить больше не могу". После чего он порисовал до 3 ночи, лег спать, а наутро уже не проснулся. Хоффману показалось, что слова "выпейте за меня" как последнее высказывание жизни великого художника вполне достойны песни. Маккартни в тот день взял с собой гитару. Он вынул ее из футляра, брякнул пару испытанных аккордов и запел.

"Анни! Анни!" - закричал своей жене возбужденный Дастин Хоффман, - "он сочиняет, он пишет! Здесь получается песня!"

Третий состав "Wings" (так мы условно назовем троицу, участвовавшую в записи альбома "Band On The Run") в конце 1973 года, вернувшись из Африки, приступил к записи сольного альбома, на этот раз сольного альбома Линды Маккартни.



СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ПОЛА МАККАРТНИ И ГРУППЫ "WINGS"

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ ПОЛА МАККАРТНИ

СБОРНИКИ

СЕМЬ НОТ НОВОЙ ВСТРЕЧИ. ГАЗЕТА "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА", МАЙ 1987 г.
К ВЫПУСКУ АЛЬБОМА "СНОВА В СССР"


Лирическая реклама от Поля Маккартни


ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ "ПОЛ МАККАРТНИ"

ВЕРНУТЬСЯ В РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

ВЕРНУТЬСЯ НА КАРТУ ПОРТАЛА