Английские выпуски Led Zeppelin 1976 г.

Английские выпуски альбома на "Swan Song"
LED ZEPPELIN ~ 1976 ~ PRESENCE

РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


Итак, в 1976-м году Led Zeppelin выпускают очередной альбом "Presence". Во время его записи группа переживает тяжелые времена, словно надышавшись отравленным воздухом той поры. Пресса, и без того никогда не жаловавшая Led Zeppelin в период их активной жизни, со всей яростью обрушилась на музыкантов с обвинениями в сатанизме, так и не простив им сумасшедшей популярности.

В Греции Роберт Плант с женой попадают в страшную аварию, после которой музыкант еще некоторое время передвигался в основном на инвалидном кресле, из-за чего было отменено мировое турне. Джимми Пейдж окончательно завяз на героиновом топливе, а Джон Бонем пускается в смертельно опасную гонку с алкоголем. Ходят слухи о злом роке, нависшем над группой. Вынужденные отложить тур, музыканты начинает работу над подготовкой нового материала.

Наверное, надо быть Led Zeppelin, чтобы среди всего этого суметь заставить людей слушать суть, а не верить слухам. Наверное, надо обладать немалым чувством юмора, чтобы при всем этом решиться выпустить новый альбом с непонятной обложкой, не удосужившись даже ее подписать.

ОКОНЧАНИЕ - ВНИЗУ СТРАНИЦЫ


Английский выпуск
(с) 1976, Swan Song Records

Led Zeppelin-VII, внешняя сторона

Led Zeppelin-VII, внутренняя сторона

Led Zeppelin-VII, сторона 1

Led Zeppelin, Presence, 1976, England

Led Zeppelin, Presence, 1976, Великобритания


Led Zeppelin, Presence, 1976, UK


Led Zeppelin, Presence, 1976, Great Britain




ПРОДОЛЖЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ

А обложка, тем временем, является настоящим произведением искусства среди работ этой категории. Создали ее Сторм Торгерсон (Storm Thorgerson) и Обри Пауэлл (Aubrey Powell), работавшие в известной дизайнерской студии Hipgnosis, которая не раз создавала обложки для релизов Led Zeppelin и многих других известных музыкантов. Обложка представляет собой картинку, которая состоит из двух отдельных фотографий, сделанные Обри Пауэллом и Питером Кристоферсоном (Peter Christopherson), которые в процессе работы и были соединены в одном сюжете. Снимок второго плана был сделан одним приятным солнечным днем на выставке The Earl’s Court Boat Show в 1974 – 1975 году. На снимке первого плана изображена счастливая семья послевоенных лет. На эту законченную фотографию Джордж Харди (George Hardie) добавил всем нынче знакомый, так называемый, Предмет (объект черного цвета, появляющийся также на развороте обложки).

Смысл этого Предмет можно трактовать по-разному, здесь ни музыканты, ни дизайнеры ничего не конкретизируют. В точности, как и название альбома, однозначную трактовку которого авторы не стали раскрывать.

Сейчас можно только догадываться как маргинальная (по тем временам) молодежь смотрела на ни о чем не говорящее, нейтральное изображение на пластинке, никак не подписанное, потом приносили это все домой, чтобы включить проигрыватель и ощутить ошеломляющий контраст между милыми улыбками на обложке и разъяренным ревом проснувшегося дракона, который оглушает с первых же звуков открывающего трека на Presence.

Achilles Last Stand. Басовый ритм (говорят, Джон Пол Джонс такое чудо сотворил на восьмиструнном басе) с первых секунд разворачивает перед слушающим неосязаемое пространство для воображения, в котором потонуло множество обладателей этого альбома. Непреклонный в своей мощи бас, он изображает мчащегося на всех парах скакуна, ведомого мистическим воином в самое сердце битвы. Отвага в каждом звуке, можно ли хотя бы вообразить, с какой жаждой жить, бороться и побеждать была создана эта композиция. Крик души каждого музыканта группы, отразившийся в их самом бескомпромиссном творении. Бонем безжалостно молотит по своей установке в ритм с Джонси, в то время, как Плант и Пейдж пытаются описать их ярость и объяснить причины. Последнее пристанище Ахиллеса… последняя остановка перед боем, в котором он погибнет, но в котором он не может не участвовать.

В словах Плант описал свои эмоции после путешествия по Марокко (здесь некоторые часто упоминают так же Грецию и Испанию), где расположена экзотическая красота живой природы и в самой ее гуще прекрасное творение – горы Атлас. Видимо, своим названием они навеяли ему мысли об известных греческих титанах. Плант поет «The mighty arms of Achilles holds the heavens from the earth». Как предполагает большинство «музыкальных копателей», имя Ахиллеса здесь используется потому, что его в данном тексте и при такой музыке было удобнее петь. Ведь, как мы помним, наказание держать небеса, не давая им упасть на землю, было наложено на Атланта, поэтому подразумевается, конечно же, он.

Экспрессия гитары Пейджа поглощает, гитарное многоголосие звучит потрясающе красиво. В промежутке между 6:54 и 7:00 минутой особые ревнители услышали звук, схожий с клавишами, хотя Пейдж утверждает, что никаких клавиш на Presence не использовалось. Это все, конечно же, гитара. Многие, очень многие (в том числе и сам Джимми Пейдж) считают "Achilles Last Stand" лучшей работой. Пожалуй, не соглашусь с подобной категоричной постановкой, но, безусловно, это одно из самых лучших творений группы.

Плант записывал весь альбом, сидя в инвалидном кресле. Кто бы об этом догадался, если бы данный факт не был промусолен в прессе? Та же пресса распространила позже еще один слух, согласно которому после прослушивания записи песни, Плант был на столько взбудоражен, что в порыве чувств и переполнивших его эмоций… выпал из кресла. Отсюда, якобы, ему и пришло в голову название, аллюзия к герою из древнегреческой мифологии.

Есть еще ряд трактовок лирики к "Achilles Last Stand", в двух самых известных проводится анализ темы Вьетнама и темы наркотиков. Каждый волен выбирать, что ему ближе, однако лично я отвергаю другие версии и, пропуская через свое субъективное понимание, считаю, что композиция была написала в ответ на мрачную ситуацию, сложившуюся вокруг группы, написана она в борьбе за свое имя и за свое заслуженное звание.

Плант продолжает повествование о проблемах, возникших среди друзей, о проблемах, пока не имевших отношение к их музыке, но забивавших их жизни. У меня практически нет никаких сомнений, что в For Your Life он рассказывает о Джимми, чье новое увлечение (наркотики) он порицает и, видимо, пытается ему противостоять. Словно, протягивая и повторяя много раз главную фразу в песне, он еще и еще раз взывает его остановиться. Ради того, чтобы жить.

Очень блюзовая композиция, на столько блюзовая, на сколько это возможно у Led Zeppelin. И снова соло, полное безудержного отчаяния, какое в последующем пока никто не смог повторить. В сравнении с "Achilles Last Stand" эта песня звучит, казалось, медленнее, спокойнее, но эффект от прослушивания такой же выматывающий, опустошающий и лишающий запаса сил, но в то же время вдохновляет новыми ощущениями. Примерно на 5:30 минуте можно услышать звук, издаваемый Плантом после фразы «Gonna find myself a crystal paying through the noise», похожий на хрип. Тонкий маркер всей композиции.

Не перестает удивлять Джон Пол Джонс. Внешне абсолютно невозмутимый, он задает такую мощь на этом альбоме, которая не оставляет сомнений в его скрытой экстравертности, что и позволяло ему уживаться со столь похожими между собой Бонемом, Пейджем и Плантом.

Между музыкантами царили удивительные отношения доброты и дружелюбия. Они всюду друг друга поддерживали. Думаю, не преувеличу, если скажу, что в Led Zeppelin они были братьями. И эти братья не только кутили вместе, но временами сочиняли вчетвером песни. Одной из таких была The Royal Orleans. Песня не без юмора, посвящена одному инциденту, имевшему место в излюбленной гостинице музыкантов под названием The Royal Orleans, где один из четверки Led Zeppelin решил провести нескучный вечер в компании приглянувшейся ему девушки, но, приведя ее в номер, обнаружил, что девушка эта в действительности хоть и не совсем обычный, но все же мужчина.

Музыка в точности воспроизводит веселое шуточное настроение и отчасти эффект этот достигается заводным «прифанкованным» ритмом. Несколько расслабляющая композиция после двух предыдущих. Незатейливая, несложная, игривая. Отличный рок-н-ролл, который сменяется сногсшибательной блюзовой темой на Nobody's Fault But Mine. До сих пор музыкальные историки не пришли к единому мнению, кто является автором оригинала, поэтому упоминаются сразу два имени – Слепой Билли Джонсон (у которого, к слову, Зеппелин уже «заимствовали» In My Time of Dying) и Роберт Джонсон. Рискну выделить самую транспарентную, на мой взгляд, фразу в песне, с которой начинается последний куплет «Monkey on my back…». В зависимости от диалекта, выражение означает либо пристрастие к наркотикам, либо любое иное, препятствующее свободной жизнедеятельности болезненное пристрастие (monkey – зд. ненужный, совсем неестественный груз). Отсюда можно делать выводы о вербальном смысле песни, хотя и на этот счет существует еще несколько мнений.

Во вступлении слышится знакомый звук прославленного в мире инструмента. Пейдж сыграл это в три гитары, из которых одну настроил на октаву выше. Плант отлично скопировал этот звук и повторял свой шарж (отчасти) на протяжении всей композиции. Вспомнив авторов оригинала, начинаешь понимать, откуда веет неугасающей стариной и находишь в песне их отчетливое влияние, особенно в манере гитары Пейджа и губной гармошке Планта, как двух ключевых инструментов блюзменов из дельты Миссисипи. Все это приправлено восточным привкусом. Соло на губной гармошке одно из самых плутовских из всего, что мне доводилось слышать в роке. И все это вкупе с шикарным джемом гитары и баса.

Ощущение Востока, впрочем, напрочь исчезает на Candy Store Rock. Фундамент этой песни закладывался посреди беззаботного шума американского шоу бизнеса и, конечно же, получилась такой же шутливой, беззаботной. Музыканты пустились в путешествие в прошлое, во времена одного из своих любимых музыкантов – Элвиса Пресни и сыграли нечто, что, наверное, можно было бы назвать «хард-рок-метал-рокабилли». Не обязывающие стихи Плант взял из любимых песен Пресли (по его же словам). Некоторые активисты нашли здесь рифф, идентичный тому, что все услышали позже на «Walter's Walk», которая лежала в закромах уже несколько лет. Вокал Планта своей интонационной вариативностью здесь привлекает особенно. Жаль, они не исполняли ее живьем. Любопытно было бы взглянуть на Планта, двигающегося, как Элвис…

Эти же отголоски слышны и на следующей Hots on for Nowhere. Заводное буги, под которое хочется танцевать и подпевать Планту во время его потех в строчке «la la la la la la laa, yeah». Местами, конечно, клише. Временами довольно эксцентрично звучит, но заряд энергии эта батарейка дает долгоиграющий.

Некоторые называют Candy Store Rock и Hots on for Nowhere худшими творениями в истории Led Zeppelin, с чем я, конечно же, не соглашусь (в любом случае, здесь надо учитывать, что все это оценивается сквозь призму творчества группы с качеством под маркой Led Zeppelin). Вероятно, такое отношение вызывает характерный несерьезный шутовской ритм (скажем так) и кривляния потешающего Планта. Однако это ведь и было целевой установкой данной мелодии, она направлена на одни эмоции, которые прямо противоположны тем, что возникают после Ахиллеса. Пейдж с Плантом развлекались от души, расслаблялись и спели об уходящем времени. Остановки Бонема на «Hots on for Nowhere» заставляют прислушиваться с нетерпением, чтобы не упустить момента в увлекательной пляске. Здесь необходимо настроение.

Впрочем, заключительная композиция напрочь сотрет воспоминания от предыдущего веселья. После прослушивания Tea for One становится очевидным, почему музыканты именно ее сделали закрывающей для альбома.

Слова были написан Плантом в пик удушающего одиночества, когда суматоха вокруг перестает отвлекать от мыслей, а присутствие людей только усугубляет тоску по дому. Песня написана во время одного из туров по Штатам, в номере отеля, где Плант, не торопясь, описывал свою грусть за чашкой чая. Он создавал сюжеты из самых актуальный вещей, волновавших его на тот момент. Известно, что песня эта является неким продолжением Since I’ve Been Loving You. Но оторвемся от фактов. Они здесь не играют никакой роли.

Безграничное, бесконечное, необъятное Чувство, которое звучит на протяжении почти девяти с половиной минут, ни на миг не позволяющее отвлечься от ощущения беспросветности, заводя главный механизм любого восприятия – эмоциональность. Каждая нота царапает нетронутое сердце, обнажая самые чувствительные места, которые тут же омываются горячей кровью. Прислушайтесь только к этой гитаре… Разве может быть в мире что-либо прекраснее… Уже знакомое звучание, которое навсегда осталось в памяти после Led Zeppelin III, на этот раз тащит за собой груз непроницаемой безнадежности, повествуя о своей трагедии… и даже томность мелодии не может скрыть всепоглощающего несчастья молодого человека, не просто ощутившего, но отчетливо осознавшего степень своего нескончаемого одиночества в толпе.

Посреди резвящегося панка и переливающегося всеми красками радости и вечного праздника диско… как… КАК можно было создать на столько бескомпромиссно блюзовую композицию. Снова музыка становится не инструментом для достижения целей, а превращается в живую ткань, в вену, которая питает нерв, рождающий Чувство.

Самый выразительный момент наступает на 7:03 минуте, когда Плант поет «A minute seems like a lifetime». Сколько драматизма в его интонации, сколько смысла в его эмоциональном порыве…

Великолепная композиция. Она пугает глубиной своей интимности и тут же поражает неприкрытой откровенностью, начинаешь почти физически ощущать, как душа ширится внутри сковывающего тела.

Нет, не смогу понять, как этот альбом можно назвать слабым, когда в каждом его уголке спрятана душа каждого из музыкантов, соединенная в единое целое и разделенная поровну на песни. Неужели этот отчаянный призывающий крик единственного победителя на войне не слышен… Он звал, как король, уверенный в том, что сделал, никогда не испытывающий сомнений в правильности в своих поступках.

Тяжесть саунда Led Zeppelin заиграла на этом релизе новыми, невиданными ранее красками, более яркими, сочными, а потому непросто совместимыми.

Живой организм под названием Led Zeppelin записал один из самых откровенных и прямолинейных альбомов, описавший кризис не только отдельных личностей, но вобравший в себя всю эпоху.

Через год они отправились в свое последнее турне по Штатам. И это было начало конца...

Как сделать бизнес на перепродаже контента


Вернуться в LED ZEPPELIN 1976 PRESENCE

Вернуться в ОБЗОР АЛЬБОМОВ LED ZEPPELIN

Вернуться в LED ZEPPELIN

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА