"Physical Graffiti" - двойной альбом. Он вышел на двух пластинках, на первой было по 3 композиции на каждой стороне, на второй - 4 и 5 соответственно. Разворота у альбома не было, он шёл в одном плотном конверте, внутри которого помещались пластинки в двух внутренних цветных, тоже плотных конвертах. Также имелась и вкладка с информацией об альбоме, в которую два эти внутренних конвета могли вкладываться, так как она складывалась по загибу вдвое.
Итак, что у нас имеется на первом диске?
1. Custard Pie (Пейдж/Плант) (4:13)
Как это уже стало обычным - Led Zeppelin мощно стартуют. Этот номер наглядно иллюстрирует новое понимание Пейджем канонов хард-рока, вместе с тем это сочинение является традиционным для группы, особенно это касается ритмики. Клавишные, то ли риффы, то ли пассажи, Джонса - «в жилу», и лучше не скажешь. Несколько прямолинейный текст. На концертах этот номер никогда не исполнялся.
2. The Rover (Пейдж/Плант) (5:36)
Уже само начало этой композиции - многообещающее, да и дальше группа не подкачала. Блестящая мелодическая линия, стильная аранжировка и исполнение - безупречны. Led Zeppelin просто дарят слушателям пиршество мысли и звука - этот номер является логическим продолжением предыдущего, и концептуально продолжает его линию. Мнение некоторых критиков, что это уже арт-рок (или «прогрессив», если вам так больше нравится), абсолютно обоснованно. Только это не скучный и не занудный арт-рок, а живая и мощная субстанция. Было предпринято несколько попыток исполнения этой вещи на концертах, одна из них еще в 1971 году. Дело в том, что этот номер готовился к пятому альбому, но был отложен и основательно переработан осенью 1974 года.
3. In My Time of Dying (Пейдж/Плант/Джонс/Бонэм) (11:04)
Эта вещь, конечно же, предназначена для гурманов, которые отдадут должное высочайшему композиторскому мастерству. Как и большинство опусов группы, состоит из нескольких мелодических линий, которые причудливо переплетаются, являясь частями единого целого. По причине того, что здесь использовано небольшое количество наложений, на сцене композиция могла быть воспроизведена адекватно. Исполнялась на протяжении американских гастролей 1975 и 1977 годов, а также на британских концертах 1975 года.
4. Houses of the Holy (Пейдж/Плант) (4:01)
Вещь в музыкальном смысле более прямолинейная. Вопреки распространенному мнению, была записана не к пятому альбому, а в октябре 1974-го - именно к шестому. А вот своим названием она обязана предыдущему диску. Кстати, под «Houses» имеются в виду концертные залы, где играла группа на протяжении своей карьеры. A «Holy» - это зрители, приходящие в эти залы. Вот и вся разгадка. Никакой религиозности. «Живьем» номер не исполнялся никогда.
5. Trampled Under Foot (Пейдж/Плант/Джонс) (5:35)
Заводная и драйвовая композиция. 100-процентный, а скорее даже 200-процентный хит с трагической музыкальной темой. Под эту вещь хочется исполнять ритуальный танец перед выходом на бой с превосходящим противником. Хочется, чтобы клавишный рифф Джонса не кончался никогда, он словно качает энергию. Однако фон, создаваемый гитарой Пейджа, придает этой вещи фантастическую, сюрреалистическую атмосферу. Да и Бонзо не подкачал. Стала постоянным участником сет-листа до конца карьеры группы.
6. Kashmir (Пейдж/Плант/Бонэм) (8:31)
После предыдущей песни необходим именно такой номер, совершенно иного, глобального масштаба. В сущности, главный гитарный рифф этого сочинения просится для использования струнной группой большого симфонического оркестра. Во время припевов звучат совершенно гениальные пассажи-подголоски, исполненные Джонсом на клавишных и имеющие ярко выраженный восточный колорит. Создается впечатление, будто первоначально записанная партия запущена в обратную сторону (пионерами использования подобного приема являются «Beatles»). Если Джонс записал все без «обратного запуска» - это высший пилотаж. Все музыкальные партии нанизаны на сдержанный, но напряженный пульс ритм-секции. Игра команды как всегда настолько совершенна, а вокал настолько безупречен, что вещь просто завораживает.
Если после «Stairway То Heaven» Пейдж заслуженно был признан выдающимся рок-композитором, то после этого эпоса он выдвинулся в ряды самых блестящих и оригинальных классических композиторов 20 века.
Основой этой композиции послужила демо-запись Пейджа и Бонзо «(Driving То) Kashmir». Вопреки бытующему в российской прессе мнению, что композиция родилась после посещения Плантом и Пейджем Марокко в 1975 году, следует заметить, что основные риффы родились в голове Джимми в Бомбее еще в 1972-ом. Постоянный концертный номер до конца карьеры - очень жаль, что очарование композиции никогда не удалось адекватно передать на сцене.
ПРОДОЛЖЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ - НИЖЕ
|