Британские выпуски альбома Physical Graffiti на Swan Song Records, Led Zeppelin, 1975 г.

БРИТАНСКИЕ ВЫПУСКИ АЛЬБОМА
LED ZEPPELIN ~ 1975 ~ PHYSICAL GRAFFITI

Swan Song Records ~ Рок-энциклопедия


"Physical Graffiti" - двойной альбом. Он вышел на двух пластинках, на первой было по 3 композиции на каждой стороне, на второй - 4 и 5 соответственно. Разворота у альбома не было, он шёл в одном плотном конверте, внутри которого помещались пластинки в двух внутренних цветных, тоже плотных конвертах. Также имелась и вкладка с информацией об альбоме, в которую два эти внутренних конвета могли вкладываться, так как она складывалась по загибу вдвое.

Итак, что у нас имеется на первом диске?


1. Custard Pie (Пейдж/Плант) (4:13)
Как это уже стало обычным - Led Zeppelin мощно стартуют. Этот номер наглядно иллюстрирует новое понимание Пейджем канонов хард-рока, вместе с тем это сочинение является традиционным для группы, особенно это касается ритмики. Клавишные, то ли риффы, то ли пассажи, Джонса - «в жилу», и лучше не скажешь. Несколько прямолинейный текст. На концертах этот номер никогда не исполнялся.

2. The Rover (Пейдж/Плант) (5:36)
Уже само начало этой композиции - многообещающее, да и дальше группа не подкачала. Блестящая мелодическая линия, стильная аранжировка и исполнение - безупречны. Led Zeppelin просто дарят слушателям пиршество мысли и звука - этот номер является логическим продолжением предыдущего, и концептуально продолжает его линию. Мнение некоторых критиков, что это уже арт-рок (или «прогрессив», если вам так больше нравится), абсолютно обоснованно. Только это не скучный и не занудный арт-рок, а живая и мощная субстанция. Было предпринято несколько попыток исполнения этой вещи на концертах, одна из них еще в 1971 году. Дело в том, что этот номер готовился к пятому альбому, но был отложен и основательно переработан осенью 1974 года.

3. In My Time of Dying (Пейдж/Плант/Джонс/Бонэм) (11:04)
Эта вещь, конечно же, предназначена для гурманов, которые отдадут должное высочайшему композиторскому мастерству. Как и большинство опусов группы, состоит из нескольких мелодических линий, которые причудливо переплетаются, являясь частями единого целого. По причине того, что здесь использовано небольшое количество наложений, на сцене композиция могла быть воспроизведена адекватно. Исполнялась на протяжении американских гастролей 1975 и 1977 годов, а также на британских концертах 1975 года.

4. Houses of the Holy (Пейдж/Плант) (4:01)
Вещь в музыкальном смысле более прямолинейная. Вопреки распространенному мнению, была записана не к пятому альбому, а в октябре 1974-го - именно к шестому. А вот своим названием она обязана предыдущему диску. Кстати, под «Houses» имеются в виду концертные залы, где играла группа на протяжении своей карьеры. A «Holy» - это зрители, приходящие в эти залы. Вот и вся разгадка. Никакой религиозности. «Живьем» номер не исполнялся никогда.

5. Trampled Under Foot (Пейдж/Плант/Джонс) (5:35)
Заводная и драйвовая композиция. 100-процентный, а скорее даже 200-процентный хит с трагической музыкальной темой. Под эту вещь хочется исполнять ритуальный танец перед выходом на бой с превосходящим противником. Хочется, чтобы клавишный рифф Джонса не кончался никогда, он словно качает энергию. Однако фон, создаваемый гитарой Пейджа, придает этой вещи фантастическую, сюрреалистическую атмосферу. Да и Бонзо не подкачал. Стала постоянным участником сет-листа до конца карьеры группы.

6. Kashmir (Пейдж/Плант/Бонэм) (8:31)
После предыдущей песни необходим именно такой номер, совершенно иного, глобального масштаба. В сущности, главный гитарный рифф этого сочинения просится для использования струнной группой большого симфонического оркестра. Во время припевов звучат совершенно гениальные пассажи-подголоски, исполненные Джонсом на клавишных и имеющие ярко выраженный восточный колорит. Создается впечатление, будто первоначально записанная партия запущена в обратную сторону (пионерами использования подобного приема являются «Beatles»). Если Джонс записал все без «обратного запуска» - это высший пилотаж. Все музыкальные партии нанизаны на сдержанный, но напряженный пульс ритм-секции. Игра команды как всегда настолько совершенна, а вокал настолько безупречен, что вещь просто завораживает.

Если после «Stairway То Heaven» Пейдж заслуженно был признан выдающимся рок-композитором, то после этого эпоса он выдвинулся в ряды самых блестящих и оригинальных классических композиторов 20 века.

Основой этой композиции послужила демо-запись Пейджа и Бонзо «(Driving То) Kashmir». Вопреки бытующему в российской прессе мнению, что композиция родилась после посещения Плантом и Пейджем Марокко в 1975 году, следует заметить, что основные риффы родились в голове Джимми в Бомбее еще в 1972-ом. Постоянный концертный номер до конца карьеры - очень жаль, что очарование композиции никогда не удалось адекватно передать на сцене.

ПРОДОЛЖЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ - НИЖЕ


Английские выпуски

Led Zeppelin, Physical Graffiti, 1975, UK

Led Zeppelin-VI, внешняя сторона

Led Zeppelin-VI, внутренняя сторона

Kонверт Led Zeppelin "Physical Graffiti" 1975.

Led Zeppelin-VI

Led Zeppelin-VI

Led Zeppelin-VI

Led Zeppelin-VI

Led Zeppelin-VI

Led Zeppelin-VI, вкладка, сторона 1

Led Zeppelin-VI, вкладка, сторона 2

Внутренний конверт.

Led Zeppelin-VI, сторона 1, UK


Led Zeppelin-VI, сторона 1, английский выпуск



Теперь переходим ко второму диску.

7. In The Light (Пейдж/Плант/Джонс) (8:44)
Номер, который своей первозданной мощью почти не уступает предыдущему. К аранжировке основательно приложил руку Джон Пол Джонс, это касается и продолжительного вступления псевдодуховых, и клавишного риффа, чье «глубоководное» звучание создает загадочно-мистическую атмосферу, и жизнеутверждающей части композиции, на фоне которой и звучит фраза «In the light!». В финале композиции Джимми использовал одновременно три гитары. На сцене не исполнялась никогда. А жаль!

8. Bron-Yr-Aur (Пейдж) (2:06)
Шестой альбом очень удобно слушать в формате CD - после двух предыдущих полных драматизма и энергетики номеров можно в течение двух минут вкусить прелести безупречной игры Джимми на акустической гитаре. Приобретенная еще во времена сессионной деятельности способность Пейджа играть в разных жанрах позволила ему выполнить эту вещь в традициях европейской гитарной школы. Планировалась эта композиция к третьему альбому, но была перезаписана к шестому. Никогда «живьем» не исполнялась. Опять остается только сожалеть.

9. Down by the Seaside (Пейдж/Плант) (5:14)
Эта композиция была написана еще в 1971 году, однако по разным причинам не попала на «Четыре Символа». Спокойный и позитивный номер, полный чистоты, мягкости и очарования. И вдруг этот воплощенный комфорт сменяется напряженностью, этакой прозой реальной жизни. Правда вскоре ситуация вновь становится умиротворенной и остается таковой до финала. На сцене в разные годы зафиксированы несколько «цитат».

10. Ten Years Gone (Пейдж/Плант) (6:31)
Очень интересная в мелодическом смысле композиция. Стала завсегдатаем трэк-листа начиная с американского турне 1977 года. Причем неясно, как позиционировали ее сами Led Zeppelin, поскольку исполняли перед акустическим сетом, но Пейдж использовал электрогитару, в отличие от Джонса, который играл на трех-грифовой акустической гитаре. Последний раз «живьем» звучала 4 августа 1979 года. Плант написал очень интересный текст, посвященный одной своей пассии из далекого 1966 года, которую он неожиданно повстречал «...десять лет спустя».

11. Night Flight (Джонс/Пейдж/Плант) (3:36)
И этот номер первоначально предназначался для четвертого альбома, однако, как видим, туда не попал. Наверное, из-за своего слишком оптимистического звучания. Участие Пейджа в этом номере - впервые! - достаточно минимально, но очень эффективно. На концертах отсутствует.

12. The Wanton Song (Пейдж/Плант) (4:06)
Отличный номер, прекрасно дополняющий общую классную атмосферу альбома. Исполнялся эпизодически на американских гастролях 1975 года и изредка входил в марафон «Dazed & Confused».

13. Boogie with Stu (Бонэм/Джонс/Пейдж/Плант/Стюарт/Валенс) (3:51)
Очередная жертва времен «Четырех Символов». Создается впечатление, что Led Zeppelin устали от обилия блестящих идей на этом альбоме, поэтому и устроили здесь форменный рок-н-ролльный стеб. Обилие авторов композиции объясняется просто: Ян Стюарт помогал в записи на клавишных, a Mrs. Valens - мама поэта-битника Ричи Вэленса, рано ушедшего из жизни. Зеппелины, особенно Пейдж, дружили с Ричи, и решили таким способом оказать его матери материальную помощь. Учитывая тиражи альбома, музыканты совершили более чем благородный поступок.

14. Black Country Woman (Пейдж/Плант) (4:24)
Песня была записана в мае 1972 года, и даже диалог перед ее началом относится к тем же временам, но начиная с 73-й секунды это уже запись ноября 1973 года. В качестве полностью акустического номера исполнялась во время последних гастролей в Америке в 1977 году.

15. Sick Again (Пейдж/Плант) (4:43)
Блестящее завершение альбома, в духе нового хард-рока Пейджа. Номер очень гармонично вписался в концертную программу группы и стал вторым номером после «Rock And Roll».


Британские выпуски Physical Graffiti, Led Zeppelin, 1975 г.


Вернуться в LED ZEPPELIN 1975 PHYSICAL GRAFFITI

Вернуться в ОБЗОР АЛЬБОМОВ LED ZEPPELIN

Вернуться в LED ZEPPELIN

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА