"Дома святых" - пятый альбом английской рок-группы Led Zeppelin, выпущенный компанией Atlantic Records в марте 1973 года. Название альбома - посвящение поклонникам группы, которые посещали концертные площадки, которые в шутку прозвали "Дома святых". Это первый альбом Led Zeppelin, состоящий целиком из своего оригинального материала. Houses of the Holy - этапный альбом, представляющий поворот в музыкальном направлении Led Zeppelin: их музыка стала многослойной, большая часть записи требовала для исполнения студийную технику. Houses of the Holy по праву считается одним из лучших альбомов Led Zeppelin. Rolling Stone поместил его в 2003 году на 149-ое место в списке 500 лучших альбомов всех времен.
ЗАПИСЬ
Большая часть альбома записана весной 1972 года в загородном имении Мика Джаггера Старгроувз (Stargroves) на мобильной студии записи Rolling Stones. Некоторые вещи родились гораздо раньше, например, первые попытки записать "No Quarter" предпринимались еще в доме Headley Grange во время сессий записи Led Zeppelin IV.
К тому времени Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс обзавелись в своих домах собственными студиями, что позволяло в спокойной домашней обстановке оттачивать аранжировки. Таким образом, Пейдж сделал полностью дома аранжировки "The Rain Song" и "Over the Hills and Far Away", Джон Пол Джонс - "No Quarter".
Кроме того, запись велась частично в лондонской Olympic Studios в мае 1972 и, во время Северо-Американского турне 1972, в нью-йоркской Electric Lady Studios - легендарной студии, основанной Джими Хендриксом. Некоторые вещи с этих сессий не попали в Houses of the Holy и были реализованы в последующих альбомах: "Black Country Woman", "Walter's Walk", "The Rover" и одноименная "Houses of the Holy".
МУЗЫКА
Houses of the Holy обозначил новый поворот в творчестве Led Zeppelin. Джимми Пейдж стал увлекаться многослойными студийными наложениями гитарных риффов и все дальше отходил от стандартного блюза, которым пропитаны первые альбомы Led Zeppelin. Тексты Роберта Планта стали более зрелыми, сложнее прежнего неприкрытого мистицизма и фэнтези. Houses of the Holy продемонстрировал новые стили, в которых Led Zeppelin чувствовал себя так же легко, как в своем родном жанре хард-рока. Например, "D'yer Mak'er" - типичный образчик рэггей, но с тяжелыми барабанами Бонэма. "D'yer Mak'er" - так британцы произносят слово "Jamaica" (Ямайка).
"The Crunge" - фанковое посвящение Джеймсу Брауну. В "The Rain Song" Джонс испытал новый для себя инструмент - меллотрон. Песня "The Ocean", с пением а капелла в середине, посвящена "океану" поклонников, которые скапливались не только в залах, где выступали Led Zeppelin, но и за их пределами, поскольку желающих попасть на концерты группы всегда было больше, чем вмещали площадки.
ОБЛОЖКА
Обложка Houses of the Holy вдохновлена концовкой романа Артура Кларка "Конец детства", где на планете Земля, после интенсивного развития, от человеческой расы остаются лишь триста миллионов абсолютно голых молодых людей, еще сохранивших человеческие фигуры, но представляющих собой существа переходные к более высшей расе.
Место для съемки сначала предполагали найти где-то в Перу, но позже остановили выбор на знаменитой Дороге Великанов в Северной Ирландии - уникальной местности у моря, причудливо выложенной естественным образом аккуратными камнями. Моделями для фотографии послужили малолетние брат с сестрой Стефан и Саманта Гейтс, которые на всю жизнь запомнили эту изнурительную работу. Их будили около 4 утра, чтобы запечатлеть рассветные краски, и выгоняли на эти холодные с ночи камни голышом. Для пущего эффекта детей раскрашивали разными красками. И так мучали их на протяжении десяти дней, но все это время ужасно не везло с погодой. Солнце, изображенное на обложке, в реальности так и не появилось - было пасмурно, шли дожди.
Фотографии детей перевели в черно-белый цвет, сделали из них коллаж, размножив детей до 11 человек, а окончательная расцветка рисунка получилась случайно в процессе манипуляций в лаборатории. Фотографию на внутренний разворот конверта сняли в замке Данлейс, неподалеку от той же Дороги Великанов. Обложку делал Обри Пауэлл из известного дизайн-бюро Hipgnosis. Любопытно, что сначала за обложку взялся прославленный Сторм Торгерсон из того же Хипгнозиса. Представленный им первый вариант обложки изображал зеленый электрический теннисный корт с лежащей на нем теннисной ракеткой. Музыканты Led Zeppelin почему-то усмотрели в этом намек, будто их музыка напоминает грохот ("racket" по-английски означает как ракетку от тенниса, так и ужасный грохот, шум) и в гневе прогнали Торгерсона, взяв вместо него Пауэлла. Позже, они помирились, и Торгерсон участвовал в создании обложек для следующих альбомов Led Zeppelin - Presence (1976) и In Through the Out Door (1979).
Конверт с разворотом нигде не содержит ни названия группы, ни названия альбома. В ответ на отчаянные уговоры компании Atlantic Records, менеджер Led Zeppelin Питер Грант разрешил им только обернуть обложку в бумагу с надписью названия группы и альбома. Эта бумага прикрывала детские попки, но чтобы вытащить пластинку ничего не оставалось как разорвать эту бумагу. Даже несмотря на этот бумажный "пояс целомудрия", альбом был долгие годы запрещен к продаже во многих южных штатах.
В 1974 году обложка Houses of the Holy номинировалась на премию Грэмми в категории "лучшая альбомная обложка". В 2003 году музыкальный телеканал VH1 поместил ее на 6-ое место в списке 50 лучших альбомных обложек.
ВЫХОД В СВЕТ
Houses of the Holy стал последним альбомов Led Zeppelin, вышедшим на Atlantic Records. Все последующие пластинки издавались созданным ими собственным лейблом Swan Song Records ("Лебединая песня"). Это также единственный альбом Led Zeppelin, где опубликованы тексты всех песен пластинки.
Выпуск планировался первоначально в январе 1973, но из-за производства обложки вышла задержка до марта месяца, когда группа отправилась в Европейское турне 1973 года. Альбом сильно "раскручивали" в Америке, перед очередным Северо-Американским турне, так чтобы он попал на топ американских чартов к началу гастролей.
По выходу в свет, альбом получил противоречивую оценку. Основной критике подвергались "выпадавшие из общего русла группы" песни "The Crunge" и "D'yer Mak'er". Как раз этим ценнен Led Zeppelin - широким диапазоном своих музыкальных экспериментов, неизменным умением удивлять своей непредсказуемостью и наплевательским отношением к достигнутым успешным клише. Публика тоже оценила такой подход: альбом разошелся огромными тиражами по всему миру, был на первом месте в Соединенном Королевстве, продержался 39 недель в американском Top 40 журнала Billboard.
|