Led Zeppelin II. 1969 год выпуска
Led Zeppelin II - второй альбом группы Led Zeppelin, вышедший в 1969 и ставший монументальным в истории рока. Здесь они развивают музыкальные идеи, начатые в дебютном альбоме, которые становятся все более популярными и начинают оказывать влияние на всю музыкальную сцену того времени.
Альбом был записан в период между январем и августом 1969-го, в лихорадочный период сплошных гастролей по Европе и Америке. Каждая песня записывалась, микшировалась и продюсировалась в разных студиях Европы и Америки. Сегодня уже само собой считается, что альбом Led Zeppelin II заложил основы, создал шаблоны, по которым развивался хард-рок 1970-х. Такие замешанные на блюзе вещи, как "Whole Lotta Love", "Heartbreaker", "The Lemon Song" и "Bring It on Home" считаются эталонами жанра, когда ключевую роль в песне играет не вокальный припев или куплеты, а определенный гитарный рифф. Такая аранжировка и такие акценты были непривычны в популярной музыке того времени. В этом ключе, альбом оказал огромное влияние на развитие рок-музыки, оказался ранним предвестником хэви-метала и вдохновил массу будущих групп, таких как Van Halen, Guns N'Roses и много других.
Кроме блюза Led Zeppelin II экспериментирует с другими стилями и течениями: мягкая-громкая "What Is and What Should Never Be", баллада "Thank You", "Ramble On" с акустической гитарой Пейджа и ее мистической атмосферой смешивает хард-роковые ассоциации с темами фэнтази, что отчасти ведет свои корни от психоделического рока конца 1960-х, а отчасти вызвано увлечением автора текстов Роберта Планта книгами Дж.Р.Р.Толкиена. Это направление позже достигнет своей кульминации на четвертом альбоме Led Zeppelin (а многочисленные группы последователей позже доведут эту тему до крайней степени абсурда). Инструментальная композиция "Moby Dick" предоставляет ударнику Джону Бонэму широкие возможности для развернутого барабанного соло, которое позже на концертах выльется в более, чем получасовые шоу.
Значительный вклад в альбом сделал гитарист Джимми Пейдж, его гитарное соло в песне "Heartbreaker" станет образцом для подражания многих поколений рок-гитаристов. Его новаторский подход к записи барабанов на таких вещах, как "Ramble On" и "Whole Lotta Love" демонстрирует большое мастерство, изобретательность и оригинальность как продюсера. В этом альбоме, кстати, Пейдж впервые начал играть на своей Gibson Les Paul 1959-го года - гитаре, которая сделает его знаменитым.
Альбом также высветил талант Роберта Планта, как автора, сочинителя песен. На первом альбоме группы в песнях не указывалось авторство Планта, поскольку альбом был записан на Atlantic Records, а Плант в то время был связан сольным контрактом с другой фирмой - CBS Records. Вклад Планта в такие песни, как "What Is and What Should Never Be" и "Ramble On" определил музыкальное будущее Led Zeppelin.
Led Zeppelin II стал первым альбомом группы, в котором показал свое мастерство звукорежиссер Эдди Крамер (Eddie Kramer), чья предыдущая работа с Джимми Хендриксом произвела огромное впечатление на музыкантов Led Zeppelin, особенно на Пейджа. Крамер и Пейдж плотно сотрудничали в звукорежиссерской рубке, срединная часть "Whole Lotta Love" - яркий пример тому. По словам Крамера, "Когда мы сводили центральную часть "Whole Lotta Love", там где творится полный дурдом - это плоды нашего с Джимми порхания над пультом и выкручивания всех ручек, какие там только были."
Дизайн делал Дэвид Джанипер, которого группа попросила сделать "что-нибудь интересное". Он взял за основу старую фотографию немецкой военно-воздушной дивизии Jagdstaffel 11 (Исстребительский эскадрон №11) или Jasta 11 времен Первой Мировой войны, которую еще называли "Летучий Цирк", и которую возглавлял легендарный летчик ас аристократ Манфред фон Рихтхофен, по прозвищу Красный Барон. Летучим Цирком и Красным Бароном их прозвали за то, что их самолеты были выкрашены в самые разные яркие цвета, дабы быть легко узнаваемыми в воздушном бою. Кстати, немецкие ВВС применяли цеппелины для бомбардирования военных и гражданских целей в Первой Мировой.
Джанипер поджелтил эту фотографию сепией, заменил лица немецких летчиков лицами четверых музыкантов Led Zeppelin, а также их менеджера Питера Гранта и гастрольного менеджера Ричарда Коула. Женщина с белокурыми кудрями на фото - это актриса Глинис Джонс (Glynis Johns), которая играла роль мамы в британском фильме "Мэри Попинс" (1964). Она оказалась здесь потому, что ее имя очень похоже на имя известного английского звукорежиссера Глина Джонса (Glyn Johns). Сюда же добавили известного блюзмена первой половины XX века слепого Уилли Джонсона (Blind Willie Johnson) - второй "офицер" слева.
Альбом вышел 22 октября 1969 с заказанным тиражом 400 тыс. экз. Led Zeppelin II взлетел на 1-е место в США, сбив оттуда (на некоторое время) битловский Abbey Road. Песня "Whole Lotta Love", выйдя синглом, достигла в январе 1970 года 4-го места в Billboard Top 100. Atlantic Records выпустила сингл вопреки воле группы, поскольку длина песни не вписывалась в формат сорокопятки и ее пришлось урезать. Сторона B этого сингла с песней "Living Loving Maid (She's Just a Woman)", также попала в Билбордовский чарт и поднималась до 65-го места.
Альбом в США стал уже 12 раз платиновый (12 млн. экз.). В 2000 году журнал Q поместил Led Zeppelin II на 37-е место в своем списке 100 самых лучших британских альбомов. В 2003 году журнал Rolling Stone поместил альбом на 75-е место в своем списке "500 лучших альбомов всех времен".
Коммерческий успех этого альбома принес с собой и обвинения в плагиате - известный блюзмен Уилли Диксон (Willie Dixon) утверждал, что текст "Whole Lotta Love" взят из его песни "You Need Love", записанной Мадди Уотерсом в 1962 году. В 1985 Диксон выиграл дело и получил авторские права на текст этой песни. Его авторство впервые стало указываться с тройного альбома How the West Was Won (2003). В Led Zeppelin II в песне "Bring It on Home" начало и концовка также взяты из одноименной песни Диксона.
"The Lemon Song" основана на песне "Killing Floor" - автор Howlin' Wolf (Chester Arthur Burnett). Цеппелины исполняли "Killing Floor" на концертах во времена выхода своего первого альбома.
"Heartbreaker" и "Living Loving Maid" настолько естественно перетекают одна в другую, что радиодиджеи (на независимых или классик-рок радиостанциях, которые до сих пор крутят такую музыку) часто крутят эти две песни подряд. Потому что слушатели, привыкшие к тому, что в конце первой начинается вторая, испытывают неприятное ощущение, если это обрывается.
|