Глава 1. Часть 2
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВАХ КОРАБЛЯ
1978 г.

Глава 1. Часть 2. Краткие сведения об основных качествах корабля

ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО
Современные боевые корабли. 1978 г.

Глава 1.
2.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВАХ КОРАБЛЯ

Стр. 11


Размеры и конструкция, вооружение, механизмы, устройства, системы корабля находятся в полном соответствии с его назначением. Качества корабля, его вооружения и всех устройств, умение личного состава использовать корабль как боевое средство для достижения поставленной цели в борьбе с противником определяют, как принято говорить, боевые возможности корабля или его боеспособность. Таким образом, под боеспособностью корабля понимается его способность наносить удары по противнику, противостоять его ответным ударам, сохраняя или поддерживая при этом свое оружие, технические средства и в целом корабль в достаточно исправном состоянии.

Главные плоскости проекции корабля. Современные боевые корабли. Глава 1. Часть 2. 1978 г. Боеспособность корабля в большой степени зависит от количества и качества имеющихся на нем средств нападения и защиты, от тактико-технических свойств вооружения и соответствия его назначению или поставленной ему боевой задачи, а также от боевого мастерства экипажа и от его политико-морального состояния. В неменьшей степени боеспособность корабля определяется и его возможностью маневрировать и плавать в различных условиях обстановки, при различном (желательно любом) состоянии моря.

Корабль должен не просто плавать, но и иметь возможность сблизиться с противником или быстро уйти от него, уклониться от торпед, т. е. должен обладать способностью быстро изменять направление и скорость движения. Способность корабля быстро изменять направление и скорость движения под действием рулей и других устройств называется маневренностью корабля.

Высокая маневренность достигается совершенством главной энергетической установки, рулевого устройства, а также выбором размеров и формы корпуса корабля. Основными элементами, характеризующими маневренность корабля, являются его скорость хода и управляемость.

Поведение корабля как плавающего сооружения в различных условиях его службы и при различных состояниях моря определяются совокупностью свойств, называемых мореходными качествами корабля. Основные из них: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, мореходность, незаливаемость и ветрозащищенность.

Кроме того, способность корабля плавать в различных условиях службы и при различном состоянии моря определяется также его прочностью.

Таким образом, качества корабля – это показатели, характеризующие корабль как плавающее инженерное сооружение.

Мореходные и маневренные качества корабля существенно зависят от размеров и формы его корпуса, в котором находятся оборудование, механизмы, вооружение, бытовые и служебные помещения и т. д.

Прежде чем познакомиться с качествами корабля, остановимся на его основных геометрических характеристиках.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГЕОМЕТРИИ И ГЛАВНЫХ РАЗМЕРАХ (РАЗМЕРЕНИЯХ) КОРАБЛЯ

Полное представление о форме корпуса дает теоретический чертеж. На нем в трех проекциях изображаются пересечения теоретической поверхности корабля взаимно перпендикулярными плоскостями, параллельными главным плоскостям проекций, за которые принимаются:

- диаметральная плоскость (ДП) – продольная плоскость симметрии корпуса корабля, занимающая в нормальных условиях плавания вертикальное положение. Проекция обводов корпуса на эту плоскость называется боком;

- основная плоскость (ОП) – плоскость, перпендикулярная диаметральной (ДП) и проходящая через средний прямолинейный (обычно горизонтальный) участок киля. Проекция обводов корпуса на эту плоскость называется полуширотой;

- плоскость мидель-шпангоута (миделя) – поперечная плоскость, перпендикулярная диаметральной и основной и проходящая через середину расчетной длины корабля. Проекция обводов на эту плоскость называется корпусом.

Пересечение диаметральной плоскости с поверхностью корабля образует линию киля (нижняя часть), линию палубы (верхняя часть) и линии штевней (в носовой части – форштевня и в кормовой – ахтерштевня).

Кривые линии, получающиеся при пересечении корабля плоскостями, параллельными главным – диаметральной, основной и плоскости миделя, - называются соответственно: батоксами, теоретическими ватерлиниями и шпангоутами.

Одна из теоретических ватерлиний, погружаясь по которую обычно плавает корабль (при нормальном водоизмещении), называется конструктивной ватерлинией (КВЛ), а для подводной лодки – крейсерской ватерлинией. Положением этой ватерлинии определяется деление корпуса корабля на надводную и подводную части.

Перпендикуляры к основной плоскости, проведенные через точки пересечения конструктивной ватерлинии с линиями штевней, называют носовым и кормовым перпендикулярами, расстояние между которыми составляет длину корабля по КВЛ (Lквл или L). Шпангоут, расположенный посредине между носовым и кормовым перпендикулярами, называется теоретическим мидель-шпангоутом.







Уникальные журнальные публикации


3.
НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ

Н. С. Суворов, В. П. Иванов, В. П. Федоров

В НАЧАЛО

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА