Н. С. Суворов, В. П. Иванов, В. П. Федоров
СОВРЕМЕННЫЕ БОЕВЫЕ КОРАБЛИ
1978 г.

Н. С. Суворов, В. П. Иванов, В. П. Федоров. Современные боевые корабли


Текст взят из издания:
"Современные боевые корабли"
Суворов Н. С. и др.
Москва ~ 1978 г.
Ордена "Знак Почета" Издательство ДОСААФ СССР
288 стр. с иллюстрациями
Тираж 100000 экз.
Цена 1 р. 10 к.


ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Николай Семенович Суворов
Виктор Петрович Иванов
Владимир Прокофьевич Федоров


Глава 1.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОРАБЛЕ

1.
КОРАБЛИ И СУДА - ОСНОВА МОРСКОГО МОГУЩЕСТВА СТРАНЫ


Стр. 7


Говорит океан… Говорит теплоход «Россия»… Говорит китобойная база «Слава»… Говорит крейсер «Октябрьская революция»…

Постоянно с бескрайних просторов Мирового океана, представляющего собой совокупность всех океанов, морей, проливов и заливов и занимающего площадь более 350 млн. кв. км, то есть почти три четверти поверхности нашей планеты, поступают радиосообщения с кораблей и судов нашей великой Родины. Мировой океан, за исключением внутренних и территориальных вод, не принадлежит какой-либо стране, а является общим достоянием человечества. В водах Мирового океана господствует так называемый принцип открытого моря.

Современные боевые корабли, 1978 г. Каждое государство может пользоваться «дарами моря», «дарами океана». Моря и океаны издавна служат человечеству обильным источником разнообразных животных и растительных пищевых продуктов и промышленного сырья. По морям и океанам проходят важнейшие и экономически самые выгодные пути сообщения между странами.

Чтобы полнее использовать ресурсы Мирового океана, необходимы технические средства, обеспечивающие как освоение ресурсов, так и детальное и всестороннее изучение гидросферы Земли. Такими средствами, как известно, прежде всего являются суда и корабли – инженерные сооружения, способные плавать на воде или под водой и оснащенные механизмами, оборудованием и устройствами, соответствующими их назначению (выполняемой задаче).

Тысячи судов и кораблей ежедневно находятся в мировом океане. Одни используют океаны и моря в качестве транспортных путей. Эти суда в зависимости от характера перевозок подразделяются на грузовые, грузопассажирские и пассажирские и составляют торговый флот. Советский торговый флот молод, большинство его судов построено 10-15 лет с учетом достижения мирового судостроения.

Другие суда, занимающиеся добычей и использованием ресурсов Мирового океана, составляют промысловый флот. Советский промысловый флот – крупнейший в мире. По размерам вылова рыбы Советский Союз находится на третьем месте после Перу и Японии.

Бороздят океаны и моря исследовательские и океанографические суда – подводные и надводные, оборудованные специальной аппаратурой и устройствами. Их экипажи изучают ресурсы гидросферы Земли, происходящие в ней процессы, ее влияние на сушу и атмосферу, на формирование погоды, а также широкий круг вопросов по обеспечению безопасности плавания судов и кораблей.

Различные экспедиционные, исследовательские и океанографические суда, суда торгового и промыслового флотов являются гражданскими, и все они, независимо от назначения, конструкции, оборудования, качеств и возможностей, называются судами.

«Однако важнейшим компонентом морской мощи государства, - отмечает Главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР Адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков, - следует считать военно-морской флот, предназначенный для защиты государственных интересов на морях и океанах и обороны страны от возможных ударов с океанских и морских направлений».

Советский Военно-Морской Флот располагает современными надводными кораблями различных классов, в том числе имеющими большую автономность, неограниченную мореходность, высокую ударную мощь и боевую устойчивость.

Советские подводные лодки неоднократно пересекали Северный Ледовитый океан подо льдами, всплывали в географической точке Северного полюса, бороздили глубины всех морей и океанов нашей планеты. В канун XXIII съезда КПСС группа атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала (ныне вице-адмирала) А. И. Сорокина совершила кругосветное плавание, пройдя около 40 тыс. км. Под водой без всплытия на поверхность

Дальние, продолжительные походы стали неотъемлемой частью жизни экипажей наших надводных кораблей и подводных лодок. Вдали от родных берегов, порой в сложных условиях плавания советские моряки приобретают опыт эксплуатации современной техники, совершенствуют морскую закалку, постигают искусство вождения кораблей в открытом океане, проходят школу высшего боевого мастерства.

С чувством высокой гордости мы читаем в газетах: «Крейсер «Октябрьская революция» много недель провел в море и возвращается в базу… «Крейсер «Адмирал Сенявин» бороздит воды Индийского океана… Крейсер «Адмирал Ушаков» выполняет учебно-боевые задачи вдали от Родины, в Средиземном море… В Атлантическом океане находится учебный корабль «Бородино», за кормой которого тысячи нелегких миль…»

Большое плавание – школа боевой выучки и профессиональной грамотности моряков и экзамен нашим кораблям. Советские надводные и подводные корабли успешно выдержали проверку в многочисленных дальних океанских походах, кругосветном плавании, в ходе многочисленных учений и маневров, учебных ракетных и торпедных стрельб.

Военно-морские маневры «Океан», а также последующие учения на флотах показали, что наша страна обладает флотом, способным успешно решать любые боевые задачи как наступательного, так и оборонительного характера в любых районах Мирового океана.

Создание за сравнительно короткое время современного, технически совершенного океанского Военно-Морского Флота – выдающийся трудовой подвиг советских судостроителей, работников оборонной промышленности, ученых, всего нашего народа.

Военно-Морской Флот является одним из видов Вооруженных сил СССР. Для оперативного решения задач, возлагаемых на него, создаются флоты и флотилии.

Флоты и флотилии представляют собой объединения, в состав которых входят корабли и суда различного назначения и другие боевые и технические средства. Прославившиеся в годы Великой Отечественной войны Краснознаменный Северный, Краснознаменный Тихоокеанский, дважды Краснознаменный Балтийский и Краснознаменный Черноморский флоты, Краснознаменные Дунайская, Днепровская, Ладожская, Каспийская и Амурская флотилии, а также Пинская, Азовская, Чудская, Онежская и Беломорская флотилии, - примеры таких объединений.

Для удобства управления кораблями, организации боевой, политической и технической подготовки их личного состава на флотах и флотилиях создаются соединения кораблей – эскадры, отряды и т. д.

В состав Военно-Морского Флота входят не только боевые корабли, но и специальные суда, обеспечивающие боевую и повседневную деятельность флота, морская авиация и другие рода сил, а также средства и оборудование военно-морских баз, обеспечивающие стоянку кораблей, их ремонт, снабжение и т. д.

Боевые корабли и их соединения – корабельный состав флота, а их вооружение – основа боевых средств флота.

Наименование «боевой корабль» относится исключительно к специально построенным военным кораблям, которые имеют вооружение, способны решать боевые задачи, укомплектованы военной командой и носят Военно-Морской Флаг Советского Союза.





Уникальные журнальные публикации


2.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВАХ КОРАБЛЯ



Современные боевые корабли

Современные боевые корабли

Н. С. Суворов, В. П. Иванов, В. П. Федоров

Ордена



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА