Е. Грановский
ЦЕЛЬ - КОРАБЛИ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА!

Е. Грановский. Цель - корабли Его Величества!

Боевые действия германской авиации на Средиземном море в 1941-1942 гг.

Антикварная книга. Цель - корабли Его Величества!

Грановский Е. А.
Цель - корабли Его Величества!
Ретроспектива войны на море

Издательство "ЧеРо"
Москва - 1996
88 стр. (первая часть), 96 стр. (вторая часть)
С иллюстрациями, схемами, чертежами, фотографиями, мягкий переплет
тираж 1100 экз.


Художник А. В. Филимонов, 1996
Составление, оформление М. Э. Морозова и Е. А. Грановского, 1996



ВВЕДЕНИЕ
Стр. 5

Средиземное море! Можно ли найти более древний театр военных действий? Разные народы и правители во все времена с одинаковым упрямством избирали его воды в качестве места решения своих государственных интересов силой оружия, не важно, были ли это трирема и короткий римский меч или белоснежный парусник и бомбическая пушка. Проходили своим чередом морские сражения: Саламин, Лепанто, Абукир, Дарданеллы, но никогда еще средиземноморские баталии не приобретали такого размаха, как в годы долгой Второй Мировой войны. Существенно и другое обстоятельство – полноправной участницей морских сражений стала авиация. Военно-воздушные силы обеих противоборствующих сторон активно вмешивались в ход боевых действий на море. А для Германии в силу отсутствия у нее непосредственного выхода в Средиземное море и тех трудностей, с которыми было связано проникновение сюда кораблей Кригсмарине, авиация являлась главным, а в некоторое время и единственным средством, способным противостоять британскому флоту. Ее боевое применение как раз и рассматривается в нашей книге. Средиземноморский ТВД, однако, не ограничивается одним только морем, поэтому, несмотря на на общую морскую направленность, в книгу включен ряд глав, затрагивающих действия на сухопутных фронтах. Следует также отметить, что помимо непосредственно авиационных частей, Люфтваффе имели в своем составе большое число различных наземных формирований, описание боевой деятельности которых выходит за рамки нашего исследования.

Цель - корабли Его Величества! Ретроспектива войны на море К настоящему моменту у нас в стране и особенно за рубежом издано немало книг по истории Второй Мировой войны и сопутствующим вопросам. Боевые действия на Средиземном море, равно как и операции Люфтваффе, в сущности, трудно назвать неизвестной страницей истории благодаря трудам таких историков, как И. Плэйфайр, С. Роскилл, К. Гунделах, К. Шорес, Ю. Ровер и Г. Хюммельхен. Однако имеющаяся к настоящему моменту зарубежная литература, на наш взгляд, не дает полной картины морского аспекта боевого применения Люфтваффе на данном театре военных действий. Что уж говорить об отечественной историографии, в которой подавляюще преобладают исследования, посвященные событиям на советско-германском фронте.

Работа над книгой начата нами в 1992 г., когда были написаны три статьи для различных авиационно-исторических журналов: «2-я авиадивизия» (в соавторстве с М. Морозовым) для журнала «Ас», «Воздушное наступление против Мальты» для харьковского «АвиО» и, наконец, «Крит. 1941» для «Мира Авиации». Первая из них, в силу ряда обстоятельств, так и не вышла в свет, зато вторая и третья, правда, в обратном порядке, были опубликованы и снискали в основном положительные отклики. Это побудило нас продолжить разработку средиземноморской темы, что вылилось, в конечном итоге, в написание монографии, которая сейчас представляется на Ваш суд.

В своих исследованиях мы исходили из того методологического посыла, что история является самостоятельной формой опыта, в которой предметом знания становится сам исторический факт. Иными словами, задачей нашего исследования является достоверное и достаточно полное описание боевых действий без всяких претензий на анализ военного искусства. Вместе с тем мы и не отрицаем возможность использования исторического опыта в качестве эмпирической базы для таких прикладных дисциплин, как военное искусство или политология и, в свою очередь, где это было необходимо, постарались использовать знания, накопленные названными науками. Кроме того, нам показалось вполне правомерным, сделав соответствующие обобщения, высказать некоторые свои суждения относительно опыта и эффективности боевого применения германской авиации над морем.


Отправной точкой германского военного присутствия на Средиземном море следует считать начало 1941 года, хотя первые потери от воздействия Люфтваффе на этом театре военных действий англичане понесли много раньше – 1 июня 1940 г., когда бомбардировщики 3-го воздушного флота потопили в Марселе огромный британский пассажирский лайнер «Орфорд».

Решение о переброске авиачастей Люфтваффе на Средиземное море было принято 5 декабря 1940 г. Для действий на этом ТВД предназначался X-й авиационный корпус под командованием генерала Ганса-Фердинанда Гайслера. В следующем месяце германские самолеты прибыли на аэродромы Сицилии. Тогда же Гитлер издал Директиву №22 об отправке в Триполитанию 5-й легкой и 15-й танковой дивизий Вермахта (операция «Зонненблуме»). Эти дивизии впоследствии составили костяк корпуса «Африка». Командующим германскими войсками в Северной Африке был назначен генерал-лейтенант Эрвин Роммель. Он должен был организовать имевшиеся у него силы в особый заградительный отряд (Sperrverbande) для удержания итальянских позиций в этом регионе. X-й авиакорпус получил задачу, базируясь на Сицилию, прикрывать итало-германские конвои.

О переброске дивизий в Северную Африку ОКВ подумывало сразу же после завершения похода во Францию. Сама же идея похода на Ближний Восток и захвата Суэцкого канала выдвигалась генеральным штабом гитлеровских сухопутных войск еще в 1939 году. Однако до тех пор, пока ситуация на Средиземноморском театре военных действий не приняла катастрофического для Италии характера, Муссолини отвергал германскую военную помощь, опасаясь, что немцы не уйдут обратно.

Надо сказать, что отношения между партнерами по «Стальному пакту» не отличались безоблачностью. Узел хитросплетений государственных амбиций на Средиземноморье получился настолько запутанным, что иногда трудно определить, где противоречия острое: между союзниками или вероятными противниками. Германия добивалась выхода в эти очень богатые многими видами стратегического сырья районы, между тем как Италия лелеяла надежду превратить Средиземное море в сугубо «итальянское озеро». Т совсем не случайно в Первую Мировую войну, участница Тройственного союза, она переметнулась в стан стран Антанты и воевала против Германии, но, не удовлетворенная результатами послевоенного раздела мира, снова поменяла сторону.

Что касается стратегического сотрудничества с Германией, то Муссолини декларировал свое намерение вести «параллельную войну» - не вместе с Германией, не за Германию, а за Италию на стороне Германии. Как и в предыдущей войне, итальянцы долго выжидали, надеясь после поражения англичан и французов в Европе без особого труда захватить их владения на Средиземном море, а едва наметились проблески этого поражения, ринулись воевать настолько поспешно, что даже не успели разработать оперативного плана боевых действий, не говоря уже о большой стратегии.

В 1939 г. в Берлине пребывали в уверенности, что Италия с самого начала выступит на стороне Германии, поэтому занятая Муссолини выжидательная позиции явно разочаровала немецких политиков, и лишь когда они оценили по достоинству те выгоды, которые может принести воюющей державе соседнее дружественное, но не воюющее государство, тогда их разочарование быстро сменилось полным удовлетворением. Средиземное море являлось одним из важнейших международных торговых путей. Они оставались открытыми до тех пор, пока ни одна страна, располагающая здесь мощным флотом и авиацией, не вступала в войну. Для Германии в первый год войны Средиземное море, с помощью Италии, стало своеобразными «воротами в мир», откуда она могла без труда получать дефицитное стратегическое сырье.







Уникальные архивные книги. Наши публикации


1. ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ МАЛЬТЫ И МАЛЬТИЙСКИХ КОНВОЕВ
2. СОДЕЙСТВИЕ АФРИКАНСКОМУ ФРОНТУ В 1941 г.
10. ВОЗДУШНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ МАЛЬТЫ



Е. Грановский
Цель - корабли Его Величества!



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА