Е. Грановский
ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ МАЛЬТЫ И МАЛЬТИЙСКИХ КОНВОЕВ
Цель - корабли Его Величества!

Е. Грановский. Цель - корабли Его Величества!


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1. Действия против Мальты и мальтийских конвоев

Стр. 5

Проблема нейтрализации британской военно-морской и воздушной базы на о. Мальта встала перед германским командованием сразу же в связи с предстоящей переброской в Ливию элементов будущего Африканского корпуса. Это обуславливалось тем ключевым положением, которое занимал остров в Центральном Средиземноморье. До 1935 г. Мальта была главной базой Средиземноморского флота Великобритании, однако опасная близость итальянской метрополии заставила англичан с началом боевых действий убрать оттуда свои силы. В 1940 г. их противодействие итальянским морским перевозкам не имело особого размаха. До конца года было перехвачено всего 2,3% грузов, доставляемых в Северную Африку, причем роль Мальты в этих операциях незначительна. Тем не менее потенциальная угроза, которую она представляла для морских коммуникаций стран «оси», была очевидной. Кроме того, Мальта являлась важным перевалочным пунктом британских конвоев, идущих из Гибралтара в Александрию.

Операция «Миттельмеер» являлась перебазированием авиации нацистов на средиземноморский ТВД, и она подготавливалась очень тщательно. Вслед за подразделениями транспортной авиации, принявшими участие в перевозке итальянских войск из Фоджии в Албанию, в январе 1941 г. на Сицилию из Норвегии и Франции были посланы высотные и пикирующие бомбардировщики, а также группа двухмоторных истребителей.

Предпринятая с 6 по 11 января 1941 г. британским командованием операция «Искес» - конвоирование транспортов с грузами для Мальты и Пирея из Гибралтара и Александрии – немецких летчиков заставила вступить в бой практически сразу же по прибытию. Проведи англичане этот конвой раньше на несколько дней, они бы имели дело только с одной Реджа Аэронаутика и имели все шансы на полный успех. Теперь же силам прикрытия конвоя пришлось столкнуться с качественно иного уровня противником. В состав авиакорпуса генерала Гайслера были включены подразделения, которые себя зарекомендовали наилучшим образом при проведении французской и норвежской кампаний: это группы II/KG 26, I/StG 1, II/StG 2, III/ZG 26 – в общей сложности 29 бомбардировщиков He 111H, 54 пикирующих бомбардировщика Ju87R, 24 двухмоторных истребителя Bf 110C.

Первыми ударам неприятельской авиации подверглись четыре транспорта, шедшие из Гибралтара под прикрытием кораблей соединений «Н» и «F». 9 января они были обнаружены итальянским воздушным разведчиком примерно в 100 милях юго-западнее м. Спартивенто, а затем безуспешно атакованы десятью торпедоносцами S.79. Однако в дальнейшем основное внимание итало-германской авиации переключилось на вышедшее из Александрии соединение «А» (основные силы Средиземноморской эскадры – линкоры «Вэлиант» и «Уорспайт», авианосец «Илластриес», 7 эсминцев). Рано по полудню 10 января над ним появились 18 «хейнкелей» группы II/KG 26 (командир майор Хемльмут Бертрам) и отбомбились с большой высоты – без какого-либо эффекта. Зато предпринятая около 13:30 внезапная атака 43 пикировщиков из I/StG 1 (капитан Пауль-Вернер Хоццель) и II/StG 2 (майор Вальтер Энеккерус) увенчались успехом. Барражировавшие над британским соединением палубные истребители «Фульмар» 806-й эскадрильи FAA погнались за двумя случайно подвернувшимися под руку итальянскими торпедоносцами и удалились на слишком большое расстояние от прикрываемых кораблей. Как раз в этот момент германские самолеты нанесли свой удар. Очень стремительно «Юнкерсы» пикировали с высоты 3,5 тыс. метров сквозь огонь надрывающихся зенитных автоматов. Британскими зенитчиками было сбито шесть атакующих самолетов и один поврежден, но остальные, сбрасывали бомбы, снизившись до 200-400 метров. «Илластриес» получил по разным данным от пяти до шести прямых попаданий (при атаке применялись стандартные бронебойные авиабомбы, вес которых составлял 250 и 500 кг). В результате атак была пробита главная полетная палуба авианосца; один взрыв повредил на ангарной палубе. Начался пожар. Вышла из строя электрическая рулевая машина, но удалось использовать машину паровую, благодаря чему корабль сохранил управляемость.

В 16:04, во время следующей атаки германских пикирующих бомбардировщиков одна бомба врезалась в кормовую часть «Илластриеса» и две разорвались недалеко за кормой. При этом были затоплены кают-компания и ангар. Образовался крен 5 градусов на правый борт. Одна бомба попала в британский флагманский линкор «Уорспайт», но не причинила ему существенного вреда. Поврежденный «Илластриес» отвели на Мальту. Когда корабль уже входил в Ла-Валетту, началась шестая по счету последняя в тот день и воздушная атака, однако новых попаданий в корабли не последовало.









Уникальные архивные книги. Наши публикации


2. СОДЕЙСТВИЕ АФРИКАНСКОМУ ФРОНТУ В 1941 г.




В НАЧАЛО

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА