Николай Чуковский
Послесловие (выдвинуто в предисловие)
Болезнь и смерть помешали талантливому советскому писателю Виталию Треневу окончить повесть «Индейцы». Но и то, что он успел написать, безусловно, заслуживает внимания советского читателя. Тренев начал работать над своей повестью только после глубокого изучения всех сохранившихся материалов о жизни племен, когда-то населявших северо-западное побережье американского материка. Это изучение дало ему возможность изобразить индейцев такими, какими они были в действительности, - без клеветы и без прикрас.
Индейцы были люди каменного века. Металлы они добывать не умели. Все их орудия были сделаны из отшлифованного камня, дерева, кости. Земледелия и скотоводства они не знали и жили охотой, рыболовством, собиранием ягод, грибов, съедобных корней. Государств у них не было. Они делились на небольшие племена, часто враждовавшие между собой. Каждое племя состояло из нескольких родов, все члены одного рода были близкими родственниками. Намечалось уже и разделения общества на классы – во главе племен и родов стояли вожди, а пленных обращали в рабов. Но образ жизни вождя еще очень мало отличался от образа жизни рядового воина, а рабов было мало и обходились с ними слишком сурово.
Как и у наших отдаленных предков, у индейцев представления о природе сводились к множеству суеверий. Все свои удачи и неудачи на охоте, на рыбной ловле, на войне они приписывали влиянию духов. С духами необходимо было поддерживать хорошие отношения, и потому каждое племя особым почетом окружало своего колдуна-шамана, «тамагно-уса», который, по общему глубокому убеждению, умел умилостивить духов и даже подчинить их себе. По словам шаманов, духи были очень требовательны, и в награду за их покровительство им следовало приносить жертвы, иногда даже человеческие.
При всей своей отсталости эти охотники и рыболовы, населявшие отдаленную северо-западную окраину американского материка, обладали многими драгоценными качествами. Они были прямодушны, верны своему слову, отважны и, главное, бесконечно преданы своей родине. С белыми людьми, давно уже захватившими атлантическое побережье Северной Америки, индейцы тихоокеанского побережья познакомились сравнительно поздно. Они встретили их настороженно, но, в сущности, доброжелательно. Их поражало умение белых создавать множество полезнейших вещей из железа, стекла и тканей. Они охотно стали бы и торговать с белыми и учиться у них.
Но белые вовсе не собирались их учить. Белым нужна была страна индейцев – их леса, горы, долины, реки. Индейцы были совершенно беззащитны. Как могли люди, вооруженные копьями с каменными наконечниками, бороться против ружей и пушек?
…Около полутораста лет прошло с тех пор, как бостонец Парсонс сжег селение шигалисов. Тот, кто теперь вздумал бы проехать вдоль тихоокеанского побережья Соединенных Штатов Америки от границы Канады до Мексики, не встретил бы на своем пути ни одного индейца. Несколько тысяч индейцев, еще не вымерших, угнаны подальше от моря, от плодородных земель, в пустыни, где они ведут нищую, безрадостную жизнь. И только странно звучащие названия некоторых рек и гор до сих пор напоминают, что вся эта страна когда-то принадлежала другому народу.
Человечество помнит о страшной судьбе индейцев. О них помним и мы, советские люди, граждане великой многонациональной державы, все народов которой связаны дружбой и братством.
ГЛАВА 1. ПОСЛАНЦЫ
ГЛАВА 2. ПЕРВОЕ ГОРЕ ХУЛАГИТ
ГЛАВА 3. В ЛАГЕРЕ ЮККАХАГИ И ТЛЮ-ЛЮ-ЛЮКА
ГЛАВА 4. НА РУССКОМ БРИГЕ
ГЛАВА 5. ПЕРЕГОВОРЫ
ГЛАВА 6. ОТЪЕЗД ЛОХЛОКСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КОНЕЦ ПЛЕМЕНИ ШИГАЛИСОВ
|