Александр Зинухов
ЭТЮДЫ О МАСОНСТВЕ
Глава 6. Масоны Слобожанщины

А. Зинухов. Глава 6. Масоны Слобожанщины


Глава VI.
МАСОНЫ СЛОБОЖАНЩИНЫ

Стр. 151

Одним из первых масонов, посетивших Слобожанщину, был пастор Виганд – мистик, бывший при Екатерине II профессором Московского университета. В 1764 году генерал Николай Алексеевич Хомутов пригласил его в учителя к своим детям сроком на три года. В 1767 году Виганд становится гувернером сына богатого помещика, близкого к Хомутовым, Петра Андреевича Щербины. Имение Щербины находилось в селе Бабаи возле Харькова, где жили его жена, урожденная княгиня Кропоткина, и четырехлетний сын. Виганд поселился тут же, в Бабаях. В своих воспоминаниях он пишет, что в Харькове встретил нескольких братьев, хотя и не упоминает конкретно, кого. Можно предположить, что лица эти были немцами.

Подлинный расцвет масонства в Харькове начался в 1805 году, после открытия Харьковского императорского университета. В первые годы своего существования это была своеобразная франко-германская колония, в которой даже не было православной церкви, зато была немецкая кирха.

В среде иностранных профессоров и студентов, видимо, присутствовали масоны, но они не имели права открыть ложу, ибо принцип централизации и строжайшего подчинения действовал неукоснительно.

В 1817 году в Харьков прибыл новый попечитель Харьковского императорского университета и всего учебного округа Захарий Яковлевич Карнеев. Карнеев родился в 1747 году. С юных лет служил в армии и участвовал в сражениях. После выхода в отставку был в Курске директором экономии. С 1785 года начинается взлет его гражданской карьеры. Он становится вице-губернатором в Орле и… основывает масонскую ложу. При Павле он становится минским губернатором и командором мальтийского ордена, в который входил и сам император. Видимо, успешная карьера Карнеева и была связана со вступлением его в масоны. В университете Карнеев организовал духовное религиозное общества, которое на самом деле являлось филиалом петербургской ложи «Умирающий сфинкс», основанной Александром Федоровичем Лабзиным. Карнеев считался прокурором этой ложи и имел право на открытие ложи в Харькове. Члены общества часто собирались под председательством Карнеева, трактовали и писали брошюры о предметах религиозных. Сам Карнеев написал трактат «Мысли, излившиеся при чтении молитвы «Отче наш».

Наиболее деятельное участие в ложе принимали профессора Дудрович и Гулак-Артемовский.

Петр Петрович Гулак-Артемовский сделал блестящую и совершенно неожиданную карьеру при Харьковском университете. Думается, что объяснить ее можно только покровительством масонов. Когда умер профессор истории Гавриил Петрович Успенский, то на освободившуюся кафедру было несколько кандидатов, в том числе известный историк Срезневский, но благодаря протекции Карнеева, избран Гулак-Артемовский, который за всю свою научную карьеру написал только одну историческую работу «О пользе истории вообще и преимущественно отечественной и о способе преподавания оной». Таким образом, в карьере Гулак-Артемовского его вхождение в масонскую ложу сыграло не последнюю роль.

Курс лекций по истории Гулак-Артемовский читал по руководству Константинова, внося, однако, некий художественный элемент, привлекавший на его лекции массу народа. А внешний вид Гулака! Франтоватая одежда, руки сплошь в перстнях. Величавой походкой шел он в университет, опираясь на палку с верхушкой в виде молотка, раскланиваясь со знакомыми.

Кстати, когда масонские ложи были запрещены в России, внешние признаки масонства – длинный ноготь на мизинце, палки в форме молотка – стали модой, особенно распространенной среди студентов.

В Харьковскую ложу «Умирающий сфинкс» входили человек 15-20, преимущественно профессора и преподаватели университета, но не были закрыты двери и для местного дворянства.

Одним из первых в масонскую ложу вступили дворянин, харьковский помещик Петр Савич Ольховский и его жена. Вот что необычно! Как правило, женщины в ложу не допускались, и мы знаем только считанных представительниц слабого пола, которые были приняты в масонские ложи. Не так, видимо, было в Харькове.

Кроме Ольховской, в ложу вошла приехавшая из Петербурга сестра Мария Сергеевна Власова (Лабзин в письме к Карнееву от 20 января 1821 года просит последнего подыскать ей жилье в Харькове), Можно предположить, что именно она была хозяйкой того дома, который масоны снимали специально для проведения своих собраний.

Влияние Лабзина на женщин в Петербурге было значительным. Есть все основания предполагать, что Лабзин пользовался какими-то приемами психотерапии. «Магнетизированная при мне особа, - писал он, хвалясь своими успехами, - не только была в восхитительном состоянии, говорила: ах, как светло! Как мне хорошо! О, любовь, о, свет! Называла нас всех, присутствовавших, братьями». Вполне вероятно, что харьковская ложа применяла подобные же приемы.

В 1825 году Карнеев покинул Харьков, а Александр Федорович Лабзин отправился в ссылку в Симбирск, куда за ним последовала его жена Анна Евдокимовна Карамышева. Неподалеку, в Саратовской губернии, было имение и Захария Карнеева. Последний, впрочем, через три года умер и был похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре.

Его место в Харькове не осталось без наследника. Попечителем Харьковского университета назначен Алексей Алексеевич Перовский (1787-1837 гг.). Он же стал во главе харьковской масонской ложи. К тому времени Николай I запретил все масонские ложи в России, поэтому о деятельности Перовского и его ложи мы ничего не знаем. Алексей Перовский был побочным сыном графа Алексея Кирилловича Разумовского, известного масона. Когда сын его, Алексей, учась в Московском университете, решил стать масоном, то отец не рекомендовал братьям принимать его пока… Фактически Алексей Перовский был «усыплен» как масон, и это пригодилось в условиях преследования и конспирации. Нужно отметить, что, видимо, материнская ложа, от которой работала масонская ложа в Харькове, находилась не в Петербурге, а в Москве.

Именно от московской ложи «Астрен» открылась в 1817 году масонская ложа «Любви к истине» в Полтаве. Мастером ее был племянник известного московского масона и издателя Николая Ивановича Новикова, Михаил Новиков, а наместным мастером – богатейший помещик С. Я. Кочубей. В ложе достаточно представлены офицеры армии. Так, полковник артиллерии Владимир Андреевич Глинка был членом полтавской ложи «Любви к истине» и одновременно членом Союза благодействия. Это сыграло роковую роль в судьбах многих членов полтавской ложи. В 1826 году арестован С. Я. Кочубей. Почти одновременно с ним арестовали помещика Василия Лукича Лукашевича и хорольского предводителя дворянства Станислава Ларионовича Алексеева. Их отправили в Петербург, где им занялось недавно образованное III отделение. Новиков умер, а сын его, справедливо опасаясь за свою судьбу, сжег все бумаги, которые касались полтавской масонской ложи.

Почти 80 лет о масонстве в России ничего слышно не было. Официально ложи были закрыты, но идеи масонства и их носители оставались м благополучно просуществовали до начала ХХ века.

15 ноября 1906 года Максимом Ковалевским, известным ученым, харьковским землевладельцем и депутатом I Государственной Думы, основана ложа «Возрождение». Кроме М. Ковалевского в нее вошли: В. Немирович-Данченко, С. Котляревский, В. Маклаков, Е. Аничков, Лорис-Меликов.

Е. Кускова отмечала, что к Февральской революции ложами была покрыта вся Россия.

Мастером масонской ложи в Харькове был юрист Я. Л. Рубинштейн, ставший после Февральской революции харьковским головой. В ложу входили видные представители харьковской интеллигенции, банкиры, промышленники. Роль и значение ее среди масонских лож велико.

Рубинштейн был участником всех трех масонских конгрессов и личным другом Александра Керенского. Дружба эта поддерживалась и в годы эмиграции. В предвоенные годы Я. Л. Рубинштейн работал юристом Лиги Наций и председателем «Лиги защиты прав человека».

Следы масонства остались в архитектуре Харькова. Это два здания, находящиеся в самом центре Харькова:

1. Дом издателя и мецената Иозефовича на ул. Сумской (ныне Дворец бракосочетания), напоминающий фасадом храм Соломона, построенный по масонской версии архитектором Хирамом;

2. Жилой дом по ул. Чернышевского № 40, и сегодня украшенный масонской символикой: отвес, циркуль, треугольник, лопатка, выполненные из металла.

ГЛАВА VI.
"ТАКИХ ДАННЫХ У МЕНЯ НЕТ"

Опубликовано:
11.09.2018 г.

ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

В НАЧАЛО

РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

ПОРТАЛ "ЛИТЕРАТУРА"

МАСОНСТВО

КНИГИ ПО ИСТОРИИ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

КАРТА МУЗЫКАЛЬНОГО ПОРТАЛА

Как сделать бизнес на перепродаже контента