ПЕРВОБЫТНЫЕ ДРЕВНОСТИ ЕВРОПЫ
Д. Шелов

Д. Шелов. Первобытные древности Европы

Источник:

"Наука и Жизнь"
Июль, № 7, 1975 г.
Ежемесячный научно-популярный журнал
Ордена Ленина всесоюзного общества "Знание"
Издается с сентября 1934 г.

Главный редактор В. Н. Болховитинов
Тираж 3 000 000 экз.


Раздумья у книжной полки
ПЕРВОБЫТНЫЕ ДРЕВНОСТИ ЕВРОПЫ
Д. Шелов, доктор исторических наук

Стр. 72

Археология, казалось бы, довольно узкая область знания, далекая от интересов неспециалистов, тем более археология чужих стран и народов. Но два толстых тома труда А. Л. Монгайта «Археология Западной Европы», появившиеся на прилавках книжных магазинов в 1974 году, исчезли из продажи мгновенно. Это явление может показаться странным только на первый взгляд: читательский интерес к сочинениям подобного рода предопределен как популярностью самой науки, так и именем автора, чьи книги для многих впервые открыли новую область знания.

Кельтская шейная гривна торивес Археология изучает прошлое человечества по вещественным источникам. Древние орудия и оружие, украшения и сосуды, жилища и погребения, оборонительные сооружения и памятники искусства раскрывают хозяйство, быт, культуру, социальные отношения, образ жизни, идеологические представления древних людей. Для реконструкции истории человечества на ее ранних этапах до возникновения классового общества, государственности и письменности археологические памятники остаются основным источником наших знаний. Археологические памятники Восточной Европы рассмотрены и сведены в единую систему в ряде книг, в том числе и в некоторых работах, выпущенных ранее тем же автором. Но общий обзор всей первобытной археологии Европы такого широкого плана и на таком научном и методическом уровне предпринимается впервые не только в нашей литературе, но и в мировой науке вообще.

Автору пришлось изучить тысячи книг, статей, публикаций на многих европейских языках, отобрать, проверить, сопоставить необозримую массу археологических находок и открытий, рассмотреть множество теорий, концепций, гипотез, созданных на протяжении более 150 лет археологами и историками всех стран, критически отвергнуть устаревшие или методологически неприемлемые представления, найти наиболее вероятные варианты решения многих спорных и дискуссионных проблем. И притом изложить легко и доходчиво в сравнительно сжатом виде. Такая работа потребовала наличия у автора, помимо необыкновенно широкого кругозора, совершенного владения методами научного исследования и научной критики, еще и незаурядного таланта популяризатора и пропагандиста науки.

Недавно скончавшийся Александр Львович Монгайт (1915-1974) по узкой специальности был археологом-славистом. Он внес значительный вклад в изучение истории и культуры Древней Руси, особенно Новгорода, Старой Рязани и Рязанской земли. Долгое время он возглавлял широкие археологические раскопки в Старой Рязани, им созданы основные труды по истории Рязанского княжества. С давнего времени Александр Львович интересовался общими вопросами археологической науки, ее теорией и методикой, применением в археологии новых методов исследования, местом, занимаемым этой наукой в общей системе наших знаний. Целая серия книг по общим вопросам археологии и первобытной истории написана ученым (иногда в соавторстве с другими): «Археология в СССР» (книга переведена на многие зарубежные языки), «Археология и современность» (читатели «Науки и жизни» познакомились с этой работой до выхода в свет), «В поисках исчезнувших цивилизаций», «Что такое археология», «История первобытного общества» и другие. Достойным завершением его деятельности в этом направлении является его двухтомная «Археология Западной Европы» - работа, подготовленная всей предыдущей деятельностью исследователя и ставшая поистине его лебединой песнью.

Большой объем этого труда (в обоих томах более 750 страниц), обилие фактического материала, большой иллюстративный материал и значительный библиографический аппарат делают эту книгу полезной прежде всего для археологов, историков, этнографов, для всех занимающихся древностями земли. Они найдут в двухтомнике достаточно обобщенную и в то же время достаточно детальную картину развития археологических культур зарубежной Европы, множество фактических данных, справочных сведений и полезной информации в области первобытной археологии и смежных дисциплин.

Иберийская надпись на вазе воинов Широкая картина истории народов Европы на многих этапах их развития, ясное изложение даже сложных проблём исторической науки делают эти книги вполне доступными и интересными и для неспециалиста, желающего ознакомиться с историей и культурой древнего человека на территории Европы. Для такого читателя весьма полезна будет первая глава I тома, в которой автор сжато излагает некоторые основные проблемы археологической науки: ее отношение к истории первобытного общества, взаимоотношения с этнографией и другими смежными дисциплинами, вопросы абсолютной и относительной хронологии, использование археологами естественнонаучных методов исследования и т. д. Здесь же разбираются сложнейшие вопросы соотношения археологических культур и этнических общностей, важные для исторического осмысления археологических памятников.

Археология чрезвычайно быстро накапливает новые факты. Считается, что каждые 10-15 лет благодаря раскопкам и находкам вдвое увеличивается основной фонд археологических источников. Поэтому важно отметить, что в книге нашли отражение самые последние исследования и открытия археологов, сделанные в начале 70-х годов.

Автор очень осторожно подходит к реконструкциям экономической, социальной и духовной жизни общества, заботливо отделяя доказанное и установленное от предполагаемого и возможного. Столь же осторожно он освещает и многие спорные вопросы археологической науки, всегда указывая на наличие разных точек зрения и на основные доводы спорящих сторон. С тем большим основанием читатель может доверять автору в тех случаях, когда тот высказывает свою точку зрения на спорный вопрос. Помимо описания археологических памятников и культур, значительное внимание уделено вопросам социальной, этнической и даже политической истории европейских племен и народов. В книге последовательно рассматриваются древние кельты, иберы, фракийцы, иллирийцы, германцы и другие группы населения Европы, их материальная и духовная культура, их социально-экономический уклад, их расселение и миграции.

Читатели получили капитальный труд по древнейшей истории народов Европы, к которому в течение долгого времени будут с благодарностью обращаться и специалисты-археологи и просто любители исторической литературы.


Предметы искусства иберов



Гипотезы, предположения, факты

В ПОИСКАХ ИСЧЕЗНУВШИХ НАРОДОВ


Стр. 74

Множество проблем, теорий и гипотез возникает при изучении древнейшей истории Европы. Происхождение германцев и славян, иберов и кельтов, поиски загадочного государства Тартесс - об этом и многом другом подробно рассказывается на страницах двухтомника А. Л. Монгайта «Археология Западной Европы». Читателям предлагается подборка рефератов некоторых тем этой книги.

Доктор исторических наук А. Монгайт

КЕЛЬТЫ

Греки называли их кельтами, а римляне - галлами. Пришедшие с верховья Дуная, с бассейнов рек Рейна, Сены и Луары, эти племена - за ними закрепилось в истории название «кельты»- в V-III веках до и. э. жили на территории Испании, Северной Италии, Британских островах, а также части Северной и Средней Европы. Кельты не создали единого государства. Это било множество племен с обшей материальной культурой, языком, религиозными верованиями. Влияние кельтов на варварские народы Европы было столь велико, что археологи до сих пор не могут выделить места обитания кельтов и районы их влияния на другие культуры. До сих пор не решен вопрос и об их происхождении.

Женское божество. Южная Франция

Золотые монеты кельтского племени осисмиеров

Дама из Эльче - шедевр иберийского искусства


Все свое мастерство кельтские мастера вложили в развитие художественных ремесел.

Они искусно обрабатывали бронзу и серебро, золото, им были знакомы приемы инкрустации, позолоты, серебрения. Кружево из треугольников, спиралей и точек - такой орнамент сплошь покрывал поверхность изделия из камня или металла. Особенно популярно было эмальерное искусство. В V-IV веках до н. э. в декоративном искусстве кельтов постепенно сложился тот художественный стиль, который впоследствии послужил основой средневекового искусства Франции, Швейцарии, Бельгии, Ирландии, Шотландии и частично Англии.


ТАИНСТВЕННОЕ ГОСУДАРСТВО ТАРТЕСС

Одним из самых загадочных эпизодов истории Пиренейского полуострова I тысячелетия до н. э. является существование государства Тартесс. В письменных источниках оно впервые упоминается в связи с основанием во времена Троянской войны финикийской колонии Гадес (теперешний Кадис). Таршиш (Тартесс) упоминается и в библии как чрезвычайно богатая область, посещаемая финикийскими кораблями. Но где это государство находилось? Скорее всего где-то далеко на западе Пиренеев, вероятно, в области Гвадалквивира. Есть основание полагать, что тартессинцы владели всей Андалузией. Они добывали медь, торговали с народами Средиземноморья. Но это в основном скудные данные о них письменных источников.

Поиски Тартесса археологами - его искали и на земле и под водой - до сих пор не увенчались успехом.


ИБЕРЫ: КТО ОНИ?

Античные авторы называют иберами группы народов, живших в железном веке на побережье Средиземного моря между устьем Роны и Геркулесовыми столбами (Гибралтаром).

В отличие от античной традиции современные ученые локализуют иберийскую культуру в долине Эбро и в Испанском Леванте - название, под которым известно восточное побережье Пиренейского полуострова.

Но в целом вопрос о происхождении иберов неясен. В середине прошлого века возникла теория о том, что они потомки вторгшихся из Африки хамитских племен (выходцы из Ливии). Их африканское происхождение якобы подтверждается сходством названий местностей в Северной Африке и иберийских областях Испании. Известно много других теорий и среди них совершенно несостоятельная теория кавказского происхождения иберов, пришедших с Востока вместе с другими доиндоевропейскнмн племенами.

Искусство иберов. Раскрашенная женская статуэтка




Искусство иберов, ваза из Эльче

Искусство иберов, голова лошади, творение мастера из Эль Цигарельо


Что же говорит археология? Если иберы и были пришельцами на Пиренейском полуострове, то это произошло в весьма отдаленные времена, ибо иберийская культура сложилась на Пиренеях уже в бронзовом веке.

Согласно Плинию Старшему, по всей Испании насчитывается 513 племен иберов, культура которых приобрела различные формы. Археология не дала пока достаточных сведений для подтверждения этих сообщений. Но общее представление об их культуре можно составить.

Собственно иберийская культура сложилась в VIII веке до н. э., ее расцвет относится к V-IV столетиям до н. э. Особенно известна иберийская скульптура, на которую оказала большое влияние культура древней Греции и Древнего Востока. Античные авторы говорили о воинственности иберов. Это нашло отражение в скульптуре.

Иберийские женщины любили себя украшать, при этом отдавалось предпочтение вычурным «барочным» формам: они носили сложные, высокие прически и головные уборы в виде тюрбана, конической тиары, плетеной ленты и т. д. Особенно сложная диадема изображена на знаменитой «Даме из Эльче» - огромные боковые диски диадемы (в которые, очевидно, были заключены косы) изготовлены из металла, покрытого вычурным орнаментом.

Иберийской литературы не сохранилось, однако известны надписи иберов на монетах, сосудах и отдельных предметах из свинца и бронзы (см. фото, стр. 72). Большая часть найденных иберийских надписей (около 500) написана архаическим ионийским алфавитом. И хотя иберийская фонетика сейчас точно установлена, прочитать тексты не удается. Ясно одно, что язык иберов не имеет ничего общего ни с одним из индоевропейских, в том числе и с кельтским языком.


НЕТ, ЭТО НЕ СООРУЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ПРИШЕЛЬЦЕВ

До сих пор кажутся загадочными многочисленные крепости, склепы-гробницы - дольмены, сложенные из огромных каменных глыб или плит. Их называют циклопическими, или мегалитическими. Некоторые даже полагают, что это зримые результаты деятельности космических пришельцев. Но это не так.

Действительно, возведение таких построек представляло для первобытной техники сложнейшую задачу. Вес покровных плит достигал 40 и более тонн, а отдельно стоящих камней - иногда 100 или даже 300 тонн. В некоторых случаях эти камни доставляли почти за двести километров от карьеров.

Дворцы, храмы или могилы гигантов - так называют на острове Мальта эти сооружения


Мегалитические постройки встречаются по всей Европе, но наиболее известны каменные громады Стонхеджа. Кто был их создателем и чем объясняются такие грандиозные размеры этих сооружений?

Техника строительства мегалитических строении сейчас изучена достаточно хорошо. Кроме ряда приспособлений - подсыпки земли, установки рычагов, вальков и пр., для сооружения таких построек необходимо было соединение больших масс людей. Их возводили целые роды и даже племена. Полагают, что эти племена объединяла единая религия - особая, «мегалитическая». И эти сооружения - отражение культовых воззрений верующих. Что лежало в основе мегалитической религии - культ солнца, культ богини-матери? Мы не знаем, какие идеи сформировали ее. При отсутствии письменных источников эта загадка, по-видимому, нс может быть решена. Археологические находки дают представление о се отдельных элементах: это и колоссальные каменные склепы, и изображения женского божества - статуи-менгиры и символы в виде двух глаз, находимые от Сицилии до Скандинавии, на Британских островах и на Мальте, в Бретани. Есть точка зрения, будто мегалитические идеи распространяли некие миссионеры, следовавшие за торговцами. Такая неоправданная модернизация процессов, протекавших пять тысячелетий назад, малоубедительна.

Мегалитические постройки создавали различные общины в различных, мало связанных между собой районах. Хотя не исключено, что в некоторых случаях имело место взаимное влияние.

Мысль о едином народе - строителе мегалитов окончательно опровергнута открытиями последних лет. Земледельческо-скотоводческие племена, оставившие после себя мегалитические постройки в Южной Англии и во Франции, отличались своей культурой от племен, населявших юго-восточную Норвегию и северные районы территории Германии.



ПОДПИСИ К ФОТО:

1. Кельтская шейная гривна (торивес) с бычьими головами. Железная основа обтянута серебром. I тыс. до н. э.

2. Иберийская надпись на «вазе воинов», найденной на небольшом поселении Лирии (юго-восточная Испания).

3. Предметы искусства иберов. Слева направо: горнист из Осуны (рельеф из известняка); пряжка для плаща и алебастровая статуэтка боги, ни плодородия.

4. Женское божество. Южная Франция. III тысячелетие до н. э.

5. Золотые монеты кельтского племени осисмиеров. II-I вв. до н. э.

6. «Дама из Эльче» - шедевр иберийского искусства. V в. до и. э.

7. Искусство иберов. Раскрашенная женская статуэтка из известняка, ваза из Эльче; голова лошади - одно из самых замечательных творений «мастера из Эль Цигарельо».

8. «Дворцы», «храмы» или «могилы гигантов» - так называют на острове Мальта эти сооружения. Назначение этих построек неизвестно. Вероятнее всего, они служили каким-то культовым целям. Они не были гробницами, так как рядом с ними в скалах найдены погребальные камеры. Загадкой остаются жилища и поселения людей, создавших эти «храмы». Ни одно из них до сих пор не найдено. Хотя культура мальтийских «храмов» относится к тому времени, когда другие народы переживали бронзовый век, здесь не обнаружено ни одного металлического предмета. Все орудия труда были из камня: это и грубые клиновидные топоры и молоты, мотыги и резцы, скребки и т. п. Культура «храмов» длилась более 1500 лет и исчезла в конце II тыс. до н. э.

Опубликовано:
2 августа 2018 г.

ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ "ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА "ЛИТЕРАТУРА"

АНТИЧНАЯ ИСТОРИЯ

А Р Х И В

ГЛАВНАЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПОРТАЛА

Как сделать бизнес на перепродаже контента