ГЛАВА VII
Стр. 65
Пропавшая страна
Любой ценой
Мнение короля Фарука
«Но тут больной, сидевший на кровати в глубине покоя, поднялся на тоненькие и желтые, как церковные свечи, ноги, и страдальчески закричал:
- На волю! На волю! В пампасы!
Как бухгалтер узнал впоследствии, в пампасы просился старый учитель географии, по учебнику которого юный Берлага знакомился в свое время с вулканами, мысами и перешейками. Географ сошел с ума совершенно неожиданно: однажды он взглянул на карту обоих полушарий и не нашел на ней Берингова пролива. Весь день старый учитель шарил по карте. Все было на месте: и Нью-Фаундленд, и Суэцкий канал, и Мадагаскар, и Сандвичевы острова с главным городом Гонолулу, и даже вулкан Попокатепетль, а Берингов пролив отсутствовал. И тут же, у карты, старик тронулся…».
Эти строки из рассказа бухгалтера Берлаги, сообщенного им под строжайшим секретом Борисохлебскому, Дрейфусу, Сахаркову и Лапидусу-младшему о том, что случилось с ним в сумасшедшем доме. Что и говорить, печальную историю рассказали Ильф и Петров в «Золотом теленке». Но она вполне бы могла произойти и в наши дни с тем же старым географом, вздумай он отыскать на карте или на глобусе страну с экзотическим названием Малуку Селатан. Перерой он все географические атласы, начиная с тех, где земля изображалась покоящейся на трех слонах, и кончая новейшими, еще пахнущими типографской краской, результат был бы столь же плачевным. Однако, если Берингова пролива не было на бракованной карте, доведшей до беды старика-географа, то республики Малуку Селатан нет не только на карте, но и вообще в природе. Почему?
В альбомах филателистов вы можете увидеть марки сотен стран. Названия некоторых из них знакомы только географам да филателистам. Ну вот, например, каждый ли вспомнит, где находится, скажем, Ниуэ или Пенанг, или Ифни, или… Но если вы очень заинтересуетесь, то с помощью атласа без особого труда узнаете, что Ниуэ – это остров в архипелаге Кука, Пенанг – небольшое княжество на полуострове Малакка, а Ифни одна из последних колоний Испании в Африке.
Но бывают, как мы видим, случаи, когда даже самый подробный атлас или справочник оказывается бессильным ответить на вопрос: где?
История филателии знает много случаев, когда предприимчивые жулики разного ранга (в их числе и «солидные» филателистические фирмы Запада) наводняли рынок и альбомы не очень сведущих коллекционеров марками никогда и нигде не существовавших государств Седанг, Амой-Нинпо и других. «Республика Малуку Селатан» - это очередное фальшивое государство, марки которого анонимно выпущены одной из западных филателистических фирм. В данном случае бизнесмены от филателии учли интерес многих коллекционеров к собиранию марок по теме «флора и фауна». Прежде чем разразился скандал, «селатанские» марки разошлись в огромном количестве. Хозяева фирмы, пожелавшие остаться неизвестными, сорвали гигантский куш, а одураченным покупателям осталось только пожимать плечами.
Рассказанное – пример откровенного жульничества. Но филателистический бизнес на Западе принимает самые разные формы. Известно, что марки выпускаются государством для оплаты корреспонденции в таком количестве, какое необходимо. Иначе говоря, в соответствии с количеством собственного населения. Так вот, недавно Ватикан – карликовое государство, площадью в один квадратный километр и с постоянным населением примерно в тысячу человек – выпустил почтовую марку тиражом 1,3 миллиона экземпляров. Нетрудно посчитать, что каждый житель Ватикана, от римского папы до рядового папской гвардии, должен послать тринадцать тысяч писем – по одному письму ежедневно в течение почти сорока лет! Понятно, что цели ватиканские власти преследовали иные: выпуск этой марки принесет казне около четырех миллионов долларов дохода за счет филателистов.
Есть случаи и похлеще. Близ английского побережья разбросано множество мелких островков, некоторые из них находятся в частном владении. И вот хозяину одного из этих микроскопических островков Ланди пришло в голову объявить себя королем, свой островок соответственно королевством, а отсюда и все остальное. В частности – собственные почтовые марки, выброшенные на филателистический рынок в количестве двухсот пятидесяти тысяч экземпляров!
Конечно, по сравнению с махинациями в других сферах бизнеса эти марочные эпизоды могут показаться незначительными, но в них, как в капле воды, отразились порядки мира, закон которого – нажива любой ценой.
Естественно, ни один серьезный коллекционер не станет держать в своем собрании фальшивки. Но тем не менее филателисты во всем мире собирали и продолжают собирать марки… несуществующих государств. И вовсе не по неосведомленности. Дело в том… Впрочем, попытайтесь найти на современной карте, скажем, Французскую Западную Африку. Или Бельгийское Конго. Марки множества стран и колоний ныне стали документами минувшей эпохи. В одной только Африке число освободившихся государств уже больше полусотни.
Исчезают с марок портреты королей и колониальных генералов, оскорбительные надписи типа, «протекторат», «мандатная территория» и тому подобные. Этот процесс неотвратимо ширится. И тут кстати упомянуть о таком эпизоде. Рассказывают, что, когда бывшему египетскому королю Фаруку, развлекавшемуся в игорных домах Монте-Карло, сообщили, что он свергнут революцией, его бывшее величество меланхолически заметил: «Что ж, вскоре в мире останется только пять королей – четыре карточных и один английский». Ничего не скажешь, вполне справедливое замечание.
Изменение политической карты мира влечет за собой изъятие из обращения многих почтовых марок. Но марки, переставая играть роль знака почтовой оплаты, остаются интересным документом истории, дополняющим картину мира, наше знание о нем.
ГЛАВА 8.
ТРЕТЬЯКОВКА В КАРМАНЕ
Обновлено:
24.11.2018 г.
|