Об альбоме группы King Crimson Starless and Bible Black, 1974

KING CRIMSON ~ 1974
STARLESS AND BIBLE BLACK
Рок-энциклопедия


Альманах «Классика прогрессивного рока»
№ 12, Декабрь 2018 г.


Рецензия на альбом

КЛАССИКА ПРОГРЕССИВНОГО РОКА:
РАССКАЗ ОБ АЛЬБОМЕ ГРУППЫ KING CRIMSON "STARLESS AND BIBLE BLACK"


Вернувшись из масштабного тура по США осенью 1973-го, участники "King Crimson" почувствовали, что отвыкли от внимательной к мелочам европейской аудитории. Группа дала несколько тщательно сработанных концертов в Европе, один из которых - в амстердамском концертном зале Консертгебау, где обыкновенно звучала классическая музыка, - в прямом эфире транслировался по радио BBC Radio One. Были сыграны некоторые свежие песни, но основу концерта по-прежнему составляли номера с «Larks' Tongues in Aspic».

Публика ждала нового альбома, а у музыкантов не находилось времени даже на сочинение материала, не говоря уже о записи. Тем удивительнее было, что новый студийник "King Crimson" - «Starless and Bible Black» - поступил в продажу уже весной 1974-го. Вторую сторону пластинки заняли две продолжительные инструментальные композиции, написанные словно бы под влиянием второго альбома группы Matching Mole, который довелось продюсировать гитаристу Crimson Роберту Фриппу. Зато первая сторона с лаконичными рок-хитами пленила прессу, которая пожурила «Starless...» только за простоватые тексты (все четыре опять написал Ричард Палмер-Джеймс) и сырые аранжировки.

Секрет скорого выпуска пластинки был раскрыт только в 1976-м, когда буклет сборника «The Young Person's Guide to "King Crimson"» подробно расписал, какая песня альбома была записана на каком европейском концерте. Фрипп всегда предпочитал перед записью играть песню для публики, реакция которой влияла на музыку. В этот раз влияние стало непосредственным.

Как-то барабанщик Билл Бруфорд обратил внимание товарищей на строчку «Беззвездие и библейская тьма» («Starless and bible-black») из самого начала радиопьесы «Под сенью молочного леса» английского писателя Дилана Томаса, в честь которого выбрал псевдоним Боб Дилан. Поющий бас-гитарист Джон Уэттон загорелся идеей написать песню, припевом которой стала бы строчка. Осуществить задуманное к моменту выхода альбома Джон не успел, строчкой озаглавили десятиминутный фрагмент импровизации с одного из концертов. Бруфорд иронично переиначил название: «Без лифчика и немного висят» («Braless and Slightly Slack»). Под инструментал можно вообразить всякое.


King Crimson в 1974-м году - Джон Уэттон, Роберт Фрипп, Билл Бруфорд, Дэвид Кросс. Рок-энциклопедия


"King Crimson" в 1974-м. Слева направо: Джон Уэттон (бас-гитара, вокал), Роберт Фрипп (гитара, меллотрон), Билл Бруфорд (барабаны), Дэвид Кросс (скрипка, меллотрон). Группа сделала серию фотографий, планируя поместить один из снимков на обложку «Starless and Bible Black». В итоге так оформили только итальянскую обложку альбомного сингла «The Night Watch».

В 1973-м Фрипп записал экспериментальный альбом «(No Pussyfooting)» совместно с клавишником Roxy Music Брайаном Ино. Тот познакомил Роберта со своим бывшим учителем Томом Филлипсом, который только выпустил тогда книгу «A Humument» («Челумент»). В 1966-м Том приобрёл в букинистическом старинную книгу «Человеческий документ», вымарал в ней большинство букв и начал продавать под новым названием. Старая-добрая шутка «Не ...слон...я» растянулась на несколько сотен страниц. Том захотел оформить конверт нового альбома "King Crimson" и изобразил на задней стороне часть страницы «Челумента», где говорилось: «Эта ночь ранит время». Претенциозно, но - красиво.

В составе квартета группа просуществовала рекордные 16 месяцев. Затем скрипач Дэвид Кросс предпочёл уйти. Оставшееся трио протянуло всего три месяца, но напоследок записало ещё один альбом.



The Great Deceiver. В студии были записаны только 13 минут альбома. Среди них - открывающий пластинку номер о положении религии в обществе потребителей. Заглавный «великий обманщик» благоговейно дополняет список продаваемых «сигарет и мороженого» «статуэтками ДЕВЫ МАРИИ», выбиваясь из ожидаемого ритма. Эту строчку придумал не Палмер-Джеймс, а сам Фрипп. Песня носила рабочее название «No.5 McLaughlin», поскольку была вдохновлена музыкой гитариста Джона Маклафлина и его группы Mahavishnu Orchestra.

Fracture, pt.3. Финальный инструментал «Fracture» был взят с того самого концерта в Консертгебау, записи которого начали неофициально продаваться вскоре после эфира на BBC. Шум толпы с плёнки убрали, отчего в концертной природе номера сомневались даже те, кто заметил сходство. Фрипп утверждал, что инструментал отлично характеризует звучание «Crimson '74». Многие фанаты уверены, что и других лет тоже. В альбом 2000-го года «The ConstruKction of Light» было включено своеобразное продолжение «Fracture» - «FraKctured».


Автор:
Михаил Белоногов
(8.12.2018 г.)


Источник:
Классика прогрессивного рока



Starless and Bible Black ~ 1974 ~ King Crimson
Авторы музыки указаны ниже, автор текстов - Ричард Палмер-Джеймс
Хронометраж композиций взят с английского винила 1974 г.


Side 1:
1. The Great Deceiver (Wetton, Fripp, Palmer-James) - 4:02
2. Lament (Fripp, Wetton, Palmer-James) - 4:00
3. We'll Let You Know (instrumental) (Cross, Fripp, Wetton, Bruford) - 3:46
4. The Night Watch (Fripp, Wetton, Palmer-James) - 4:37
5. Trio (instrumental) (Cross, Fripp, Wetton, Bruford) - 5:41
6. The Mincer (Cross, Fripp, Wetton, Bruford, Palmer-James) - 4:10

Side 2:
7. Starless and Bible Black (instrumental) (Cross, Fripp, Wetton, Bruford) - 9:11
8. Fracture (instrumental) (Fripp) - 11:14

Бонусы на разных переизданиях:
9. The Law of Maximum Distress: Part 1 (Cross, Fripp, Wetton, Bruford) - 6:42
10. Improv: The Mincer (Cross, Fripp, Wetton, Bruford, Palmer-James) - 4:22
11. The Law of Maximum Distress: Part 2 (Cross, Fripp, Wetton, Bruford) - 2:28


Length - 46:41

Robert Fripp - guitars, mellotron, devices, electric piano
John Wetton - bass, lead vocals
Bill Bruford - drums
David Cross - violin, viola, mellotron, electric piano


Released: 29 March 1974
Recorded:
23 October, 15 & 23 November 1973 (live)
January 1974 (studio)
- Apollo Theatre, Glasgow
- Volkshaus, Zurich
- Concertgebouw, Amsterdam
- Studio Air Studios, London

Engineered by George Chkiantz + Peter Henderson (assistant)
Produced by King Crimson
Labels: Island (UK), Atlantic (USA)


Опубликовано:
23.03.2019 г.



Альманах «Oldies Goldies.ru»
№ 10, октябрь 2015 г.


История создания альбома

БУДНИ МАЛИНОВЫХ КОРОЛЕЙ:
КАК ПРИШЛОСЬ НАПРЯГАТЬСЯ ПРИ ЗАПИСИ


Starless and Bible Black - шестой студийный альбом английской группы прогрессивного рока King Crimson, вышедший в марте 1974 года на Island Records в Великобритании, Нидерландах, Греции и Швеции под номером ILPS 9275, во Франции (9101626), Германии (87 751 IT), Испании (87.751-I), Италии (ILPS 19275). В Голландии ещё было издание на Ariola Benelux (87751 HT). В США и Канаде альбом вышел на Atlantic Records (SD 7298). Альбом широко переиздавался во всех перечисленных европейских странах в 1977-м году на Polydor Records.

Устав от напряжённых сессий записи предыдущего альбома Larks' Tongues in Aspic (1973), Кинг Кримсон забронировали два концерта в популярном лондонском клубе Marquee на выходные дни 10 и 11 февраля 1973 года - по словам Бруфорда, чтобы "просто развлечься и расслабиться", дабы снять напряжение от работы в студии. Но на первом концерте произошло событие, внезапно сделавшее квинтет King Crimson квартетом. Джеми Мюир сидел как обычно сзади ударной установки Бруфорда, вдруг со стойки сорвался гонг и упал прямо на ногу перкуссионисту. Повреждение оказалось достаточно серьёзным, чтобы не позволить Мюиру играть на следующий вечер. Бруфорд, считавший вклад Мюира фундаментальным для King Crimson, предложил отменить концерт, но остальные участники убедили его сыграть вчетвером.


King Crimson, Starless and Bible Black, 1974

King Crimson, Starless and Bible Black, внутренний разворот


King Crimson минус Мюир сыграли в тот вечер, а вскоре после того перкуссионист покинул группу и, как оказалось, навсегда. Менеджмент огласил в прессе, - да и сами участники Кинг Кримсон так думали, - что причиной ухода была эта рана, нанесённая на концерте. На самом деле, Джеми Мюир переживал в то время глубокий духовный кризис и, пытаясь разобраться во внутренних проблемах, ушёл в буддистский монастырь где-то в Шотландии. Ушёл серьёзно и надолго, появившись на лондонской музыкальной сцене лишь в 1980-м году. Так что гонг упал ему на ногу не случайно...

Так что всё турне 1973 года в поддержку альбома Larks' Tongues in Aspic Кинг Кримсон отыграли вчетвером: Фрипп, Бруфорд, Уэттон и Кросс. Концертный график был очень интенсивный: 9 концертов в Британии, 9 концертов в Европе, 44 концерта в Америке. Только в августе группа нашла время порепетировать в студии четыре новых композиции: "Lament", "The Night Watch", "The Great Deceiver" и "Fracture". В сентябре группа опять была в дороге и так почти до конца 1973 года: ещё 19 концертов в Америке, 6 в Британии и 18 в Европе.

Поджимало время для записи очередного альбома, но сплошная жизнь в дороге не очень-то способствовала творчеству. Кинг Кримсон решили выйти из положения, записав свои концертные импровизации. Так что большая часть альбома (кроме первых двух номеров) была записана осенью 1973 года на концертах: "We'll Let You Know" в зале Apollo в Глазго (23 октября), "The Mincer" в Volkshaus в Цюрихе (23 ноября), а остальные в Concertgebouw в Амстердаме (23 ноября).

В "The Night Watch" только начало записано в Амстердаме, остальное пришлось добавить в студии, потому что в процессе песни внезапно вышел из строя Меллотрон. Ну и наконец, только в январе 1974-го, свеженькие после Рождественских каникул, Кинг Кримсон забрались в лондонскую AIR Studios и записали две вещи в чисто студийном варианте: "The Great Deceiver" и "Lament". Концертные записи не подверглись каким-то большим наложениям и дополнениям, из них только выскребли и удалили шум публики, да так тщательно, что многие годы никто и не догадывался, что Starless and Bible Black - почти концертный альбом, пока Роберт Фрипп не написал об этом в буклете к альбому-сборнику A Young Person's Guide to King Crimson (1976 г.).

Четыре номера из восьми в альбоме имеют вокальную партию с текстом, остальные - инструментальные. Все тексты, как и в предыдущем альбоме, написал Ричард Палмер-Джеймс, приятель Джона Уэттона. Палмер был гитаристом в первоначальном составе группы Supertramp, но ушёл после дебютного альбома, все тексты которого - тоже его работа. Ричард рассказывал, что никто в Supertramp не брался писать тексты, и для него "это было всё равно, что делать занудную школьную работу". Палмер никогда не участвовал в репетициях или записях King Crimson, причём с начала семидесятых он постоянно жил в Мюнхене, но умудрился написать тексты к трём альбомам группы (к следующему "Red - октябрь 1974 г., тоже). Говорят, он до сих пор пишет тексты на заказ всем желающим и подрабатывает игрой на гитаре в барах.

Кстати, Starless and Bible Black стал первым альбомом King Crimson (не считая концертного Earthbound), на конверте которого не опубликованы тексты - возможно это было сделано умышленно, чтобы отстраниться от вербального контента?

Английский выпуск King Crimson ~ Starless and Bible Black
Island Records ~ 1974 г.

King Crimson, Starless and Bible Black, 1974, England

King Crimson, Starless and Bible Black, 1974, Великобритания

King Crimson, Starless and Bible Black, 1974, UK

King Crimson, Starless and Bible Black, 1974, Great Britain

King Crimson, Starless and Bible Black, 1974, английский выпуск

Оригинал винилового диска группы King Crimson - Starless and Bible Black, 1974


THE GREAT DECEIVER

"Великий обманщик". Студийная запись. Подразумевается дьявол. В этой песне есть единственные слова, написанные когда-либо Робертом Фриппом для King Crimson. Это рефрен: "Сигареты, мороженое, статуэтки Девы Марии". Здесь Фрипп с горечью высмеивает коммерциализацию, всепроникающий дух которой он обнаружил при посещении Ватикана во время гастролей в Италии.


LAMENT

"Жалоба". Студийная запись. Есть интересный вольный перевод на сайте en.lyrsense.com. Медленная битлообразная баллада, переходящая в более маниакальное состояние по мере развития... типа как Леннон в период "Белого Альбома". Правда, Битлз никогда не играли коду, которая импровизировалась бы на несколько тактов в семидольном размере.


WE'LL LET YOU KNOW

"Мы дадим вам знать". Концертная запись. Инструментал. Подобно многим произведениям King Crimson, постепенно соединяется из нарочито хаотичных отдельных шумов и звуков в мотивы, ритмы, мелодии: в музыку... своего рода.


THE NIGHT WATCH

"Ночной дозор". Начало записано на концерте, остальное - в студии, и затем искусно подклеено. Классическая для Кинг Кримсон минорная баллада. Текст написан под впечатлением от знаменитой картины Рембрандта.


TRIO

Концертная запись. Инструментал. "Трио" действительно сыграно трио - Уэттон на басу, Кросс на альт-скрипке и Фрипп изображает флейту на Меллотроне, но барабанщик Бруфорд сыграл здесь активную роль своим невмешательством по известному принципу "Тишина это тоже музыка". Ожидая когда вступить на протяжении всей композиции, он почувствовал, что его вмешательство не требуется. Немногие музыканты способны на такое самопожертвование, и Фрипп с восхищением оценил это. Бруфорд был награждён авторством наравне со всеми в этой композиции за "вклад молчанием". На концертах Бруфорд сидел всю пьесу, скрестив палочки на груди и давая понять, что он готов вступить в любой момент, но так и не вступает...


THE MINCER

"Мясорубка". Концертная запись с несколькими наложениями в студии. Инструментал с небольшим текстом, смысл которого... Песня необъяснимо обрывается на середине. Это звучит так, как будто плёнка оборвалась. Многие при первом прослушивании бросались в этот момент к магнитофону, а кто слушал пластинку - к проигрывателю, полагая, что песня не вместилась, ибо на этом заканчивается первая сторона...


STARLESS AND BIBLE BLACK

"Беззвёздная и чёрная как Библия". Концертная запись. Инструментал. Ещё более постепенное упорядочивание из хаоса. Произведение напоминает первую главу из Книги Бытия: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". Многие высокие звуки здесь производятся не Фриппом на гитаре, как может показаться, а Дэвидом Кроссом на электроскрипке, пропущенной через дисторшн. Эта одна из пьес, к которым относятся слова Бруфорда: "Что мы на самом деле пытаемся сделать, так это стереть различие между законченной формой и импровизацией. Некоторые из самых формальных наших пассажей звучат как импровизации и наоборот"...


FRACTURE

"Перелом". Концертная запись. Инструментал. Одно из сложнейших произведений Кинг Кримсона третьей инкарнации, "Fracture" требует от исполнителей невероятных технических усилий. Как сказал Фрипп: "Одна из причин, почему я написал "Fracture" в таком виде - чтобы поместить себя (и группу) в такую ситуацию, что приходится репетировать каждый день, потому что это очень трудно сыграть". Кода в этой вещи - одна из тяжелейших на записях King Crimson.


ПОСЛЕ ВЫХОДА

По выходе в свет альбом Starless And Bible Black получил самые положительные отзывы у музыкальных критиков. Журнал Rolling Stone назвал его "таким же потрясающе мощным как In the Court of the Crimson King", похвалил прогрессирующее мастерство Бруфорда в перкуссии и успешную интеграцию в группе Дэвида Кросса, как контрсолиста Фриппу. "Фрипп наконец собрал группу своей мечты - надеемся, она продержится вместе достаточно долго, чтобы создавать альбомы такие же отменные как этот". Замечательно, что пластинка с такой сложной музыкой имела и определённо массовый успех: №28 в британских чартах и №64 в Биллборде.


НАЗВАНИЕ И ОБЛОЖКА

Название "Starless And Bible Black" взято из самого начала радиопьесы Дилана Томаса "Под сенью молочного леса" Under Milk Wood (1954 г.):

"Начнём с самого начала:
Весна, безлунная ночь в небольшом городке, БЕЗЗВЁЗДНАЯ И ЧЁРНАЯ КАК БИБЛИЯ..."


Эта философская притча, полная гротеска и сюрреалистических образов оказала большое влияние на многих музыкантов. Английский джазмен-пианист Стэн Трейси записал в 1965 г. одноимённый альбом Under Milk Wood, который считается одним из лучших британских джазовых альбомов. Альбом The Kinks are the Village Green Preservation Society (1968) группы Kinks записан под впечатлением от этой пьесы. Фрэнк Заппа цитировал фрагмент пьесы на одном из своих лондонских выступлений...

Билл Бруфорд, как известно, любил в шутку перефразировать названия альбомов King Crimson. "Starless And Bible Black" он называл "Braless and Slightly Slack" (Без лифчика и слегка расхлябанная).

После разрыва отношений с Питером Синфилдом сменились и культурологические ориентиры группы. Кинг Кримсону пришлось искать не только нового текстовика, но и художника. Джон Уэттон привлёк для написания текстов своего друга Ричарда Палмера-Джеймса, а друг и музыкальный партнёр Фриппа Брайан Ино порекомендовал для обложек художника Тома Филлипса.

Дизайн внутреннего разворота конверта очевидно перекликается с гитарными остинато (многократными повторами) Фриппа в заключительной пьесе альбома "Fracture". На обратной стороне фраза в рамке "эта ночь ранит время" взята из книги Тома Филлипса A Humument.


Источник:
OLDIES GOLDIES


Опубликовано:
23.03.2019 г.



СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ KING CRIMSON

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ KING CRIMSON

СБОРНИКИ KING CRIMSON


Где и как купить контент для сайта


Вернуться в KING CRIMSON

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА