"Lizard" - 3-й альбом известной британской прог-рок-группы "King Crimson". Записывался в августе и сентябре 1970 года в лондонской студии "Wessex Sound Studios" (там, где записывались и предыдущие два альбома группы). В записи вместе с Фриппом принимали участие и трое музыкантов, записывавших предыдущий альбом (Мел Коллинс, Гордон Хаскелл и Кейт Типпетт), но пришлось нанять нового барабанщика и еще нескольких специалистов духовой секции. Также в одной песне спел вокалист группы "Yes" Джон Андерсон, который уже тогда начинал становиться очень известным.
Альбом появился на прилавках 10 декабря 1970-го в Великобритании, а в США начал продаваться почти месяц спустя - 3 января 1971-го. Выпускающие лейблы - Island (Европа), Atlantic (США, Канада, Япония и некоторые другие страны), Stateside (Германия и Голландия), Philips (Австралия) и Vertigo (Новая Зеландия). В последующие годы диск неоднократно переиздавался в разных странах и на разных других лейблах.
Перед началом работы над третьим альбомом "King Crimson", гитарист Роберт Фрипп был занят продюсированием пластинки фри-джазового проекта "Centipede" под названием «Septober Energy», в записи которой участвовали в общей сложноси пятьдесят человек (дословно «centipede» переводится как «сто-ножка»). Этот новый для Фриппа музыкальный опыт обусловил разворот творчества "King Crimson" в сторону джаз-рока.
В качестве гостей на третьем альбоме появились три участника "Centipede" - к пианисту Киту Типпетту присоединились тромбонист Ник Эванс и кларнетист Марк Чериг. Два последних «мушкетёра» составили мощную духовую секцию с саксофонистом Мелом Коллинзом, вошедшим в основной состав "KC".
Заменой барабанщика Майкла Джайлза стал Энди Маккалох. Как и Фрипп, Энди был «понаехавшим» в Лондон выходцем из Борнмунда. В то время музыкант жил у клавишника Кита Эмерсона. Школьный товарищ Фриппа Гордон Хаскелл, окончательно заменивший Грега Лэйка у микрофона, также взял в руки бас-гитару, поскольку прежний бас-гитарист Питер Джайлз, вместе с братом Майклом и клавишником Йеном Макдональдом, занялся работой над проектом "McDonald and Giles".
Роль поющего бас-гитариста в джаз-ориентированном коллективе оказалась Гордону не под силу, отчего он покинул "King Crimson" через два дня после окончания записи «Lizard». Вместе с Гордоном ушёл и барабанщик Энди Маккалох. Так группа лишилась возможности представить материал альбома перед фанатами вживую.
"King Crimson" в конце 1970-го. Слева направо: Роберт Фрипп (гитара, меллотрон), Мел Коллинз (саксофон, флейта), Энди Маккалох (барабаны), Гордон Хаскелл (вокал, бас-гитара), Питер Синфилд (лирика, VCS3). Фотография оцветнена.
Пока Фрипп занимался "Centipede", Питер Синфилд работал над дизайном обложки «Lizard». По его просьбе художник Джини Баррис изобразил название «King Crimson» цветными викторианскими инициалами с орнаментами. Сюжет орнамаментов был основан на песнях альбома. Тексты первой его половины объединены темой мещанского быта: «досталось» и телевизору, и музыке, «принятой в приличных домах», и пошлым диванным посиделкам. Вторая сторона целиком занята эпиком «Lizard» о битве принца Руперта - племянника короля Карла I-го - против народной армии полководца Оливера Кромвеля в ходе английской революции XVII века. В стихах принц, на стороне которого находится повествователь, называет ящерицей противную сторону конфликта - должно быть, конституцию. Связаны ли первая и вторая части? Кто знает.
Пресса приняла «Ящерицу» преимущественно положительно, но не обошлось и без критики: одни восхищались мастерством Фриппа, сумевшего сохранить узнаваемое звучание King Crimson, сочинив при этом принципиально новый материал без участия Йена Макдональда; другие - раздражались высокопарными образами в текстах Синфилда и обилием сложных для восприятия проигрышей, доходящих до какофонии.
Сегодня среди фанатов дело обстоит приблизительно так же: одни осуждают несамостоятельность на альбоме Хаскелла и Маккалоха как сочинителей и музыкантов, другие хвалят альбом за смелость и новизну. Безусловно одно: «Lizard» - не просто продолжение, а именно развитие творчества группы.
"Happy Family": Яркий боевик запоминается игривой партией синтезатора VCS3, которым управляет текстовик Питер Синфилд. Счастливой семьёй поэт назвал четвёрку "The Beatles", чьё сольное творчество после распада группы (с момента которого прошло меньше года) не соответствовало сумме частей. Для глумливого сарказма, с которым «битлы» были изображены в тексте, едва ли имелись серьёзные основания. До гибели Джона Леннона оставалось десять лет - вплоть до этой даты никакая критика не была кощунством.
"Lizard, pt.3 - Dawn Song": Эпик длиной в половину пластинки - изобретение всё тех же "The Beatles" (речь об «Abbey Road Medley»). Первая часть «Lizard» знаменита тем, что в ней солирует Джон Андерсон из "Yes". Не менее интересно и начало третьей части, повествующей о начале битвы при Несби, в которой «ящерица» разгромила войска Руперта. Неуверенный голос Хаскелла и гобой приглашённого музыканта Робина Миллера создают напряжённую атмосферу. Затем следует взрыв - битва начинается.
Источник:
Классика прогрессивного рока
Опубликовано:
2-3.10.2018 г.
|