Английские выпуски In the Court of the Crimson King

Английские выпуски альбома King Crimson ~ 1969
IN THE COURT OF THE CRIMSON KING
Рок-энциклопедия


Конец 60-х годов. Пора зарождения арт-рока. Прогрессивные территории музыки уже исследовали Procol Harum и The Nice, а также в какой-то мере The Beatles и Pink Floyd, выпустили свой дебютник Van Der Graaf Generator, однако гордое звание первой ласточки (во всяком случае, одной из первых) нового музыкального направления заслуженно получил дебютный альбом группы под красивым названием «Малиновый Король».

Костяк этой замечательной команды составили участники группы Giles, Giles and Fripp, выпустившей годом раньше коммерческий поп-джазовый альбом «The Cheerful Insanity»: прекрасный гитарист Роберт Фрипп, ударник Майкл Джайлз, и сотрудничавший с ними мультиинструменталист Иэн Макдоналд. Басистом стал не Пит Джайлз (второй из братьев), вдруг захотевший заняться адвокатской практикой, а Грег Лейк из группы The Gods – той самой, где участвовал и Кен Хенсли. Видимо, привлекло то, что он не только играл на бас-гитаре, но еще и неплохо пел. Фрипп не стал продолжать музыкальную линию предыдущей группы, а решил соединить другие вещи: рок (гитары, ударные), европейскую классическую музыку (духовые, клавишные) и импровизационный джаз (саксофон, виброфоны). Словесным творчеством он сам заниматься не стал, а пригласил для этой цели поэта со стороны – Питера Синфилда, который заодно стал для ребят водителем, а также свето и звукоинженером.

ОКОНЧАНИЕ ВНИЗУ



In the Court of the Crimson King, 1969, Великобритания









In the Court of the Crimson King, 1969, Great Britain





ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЖИМАЙТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЯ:



Кстати, именно он и дал название группе, подразумевая под «Малиновым Королем» сразу несколько персонажей – например, Карла Великого и Властелина Колец Саурона. Однако согласно многим исследователям творчества группы, также оказывается, что в стихах Синфилда многое говорит о том, что под «Малиновым Королем» подразумевается Фридрих II Гогенштауфен (1194-1250), сицилийский и германский король, правитель Священной Римской империи, которого Данте назвал «последним императором римлян». Согласно историку Фридриху Хееру, «друзьям он казался Мессией, предвестником мира во вселенной, Богом-Императором новой эпохи, а враги видели в нем безжалостного тирана и воплощение Антихриста, чей приход предрекал крушение и конец света». В любом случае, он представлял собой весьма противоречивую фигуру, в которой столкнулись две эпохи – управляемое церковью средневековье и управляемая мирской властью современность. Он был очень образованным и веротерпимым человеком – гуманистом, намного опередившим свое время, однако именно при нем шла самая ожесточенная борьба между папством и империей, возглавляемой Фридрихом.

Сам Роберт Фрипп утверждал, что «Малиновый Король» – не кто иной, как Вельзевул, арабская форма имени которого Биль Сабаб означает «человек с целью», хотя на самом деле имя этого главного сирийского бога означает «повелитель мух» – либо потому, что он был богом солнца, а мухи появляются именно днем, либо в связи с тем, что его призывали отогнать мух от мест жертвоприношений.

Две этих точки зрения соединяются в одной из карт Таро, которые также очень важны для понимания связанной с группой символики. Она называется Император, но изображает Зевса-Громовержца, у которого, кстати, было прозвище Апомий, «Прогоняющий мух», причем изображен он в красной мантии. Кстати, римляне называли Юпитера Богом Мира, а у Фридриха II было прозвище Повелитель Мира. И еще одна интересная деталь – на ранних картах Таро изображались средневековые персонажи, чтобы напомнить игрокам о важных исторических событиях, и на карте Император был именно Фридрих, «бич Церкви».

Первая сторона пластинки (1-3) имеет дело с современностью и реальным миром, в то время как вторая переносит нас в мир фантазий (4), а затем в далекое прошлое (5).

1) «21st Century Schizoid Man». Инспирированная творчеством Джими Хендрикса тема, начинающаяся со звуков, напоминающих машины на автостраде. Затем в дело вступает агрессивная ритм-секция с по-металлически риффующей гитарой, саксофоном, звучащим в стиле Van Der Graaf Generator, и ударными, исполняющими довольно сложный ритмический рисунок. А какой вокал! Он искажен и полон неподдельной ярости из-за того, что происходит вокруг. В середине звучит весьма быстрый инструментал под названием «Mirrors», слушая который ощущаешь, словно куда-то несешься с ужасающей скоростью – видимо, к смерти. Заканчивается композиция самым настоящим инструментальным хаосом, прекрасно дополняющим общую картину не самого приглядного предапокалиптического будущего, в котором невинных людей жгут напалмом, поэты голодают, а дети истекают кровью (явные намеки на Вьетнамскую войну). Страх, которым пронизана эта вещь, прекрасно иллюстрирует обложка альбома, на которой нарисовано застывшее в крике ужаса лицо.

2) «I Talk to the Wind». Абсолютная противоположность предыдущей композиции, показывающая, насколько разнообразной может быть эта группа. Макдональд создал красивейшую балладу с клавишными, духовыми и меллотроном, вместе создающими атмосферу нахождения на природе, где-нибудь вдали от цивилизации. Если сопоставить первые две композиции с образом Фридриха II, то в них мы видим две его сущности – стремление действовать при помощи силы и способность к поэтической созерцательности. В лирике нам представляются образы двух людей – консерватора и нонконформиста; второй видит вокруг беспорядок и крушение надежд и не желает, чтобы ему указывали, что делать, однако первый его не понимает, словно тот пытается разговаривать с ветром. Можно также предположить, что оба эти человека – два альтер-эго одного, того же Фридриха. В любом случае, основной идеей песни становится положительное отношение к тем, кто идет по своему пути, а не подчиняется обществу. В конце звучит постепенно стихающий приятный инструментал, в котором замечательно солирует флейта.

3) «Epitaph». Плавно переходим к следующей теме. Тревожно звучит меллотрон и гитары, а потом наступает пауза. Вокал появляется под размеренные ударные и бас, потом в музыкальную канву вплетается меллотрон и редкие отрывистые гитарные аккорды. По обе стороны этой грустной композиции находятся лирические вещи, а к тем, в свою очередь, примыкают более жесткие, так что она становится связующим звеном между двумя сторонами пластинки. Основной темой этой становится беспокойство за судьбу человечества, ответственность за которую, к сожалению, несут разные глупцы, готовые, например, использовать науку в военных целях, однако здесь говорится не только о настоящем и будущем, но и о прошлом. Вполне можно найти аллюзии на Фридриха II. Фраза «железные врата», например, отсылает нас к предсказанию о смерти императора, которое также можно назвать его эпитафией. Фридрих умер в одном из своих замков, а его постель стояла напротив ворот одной из башенок. После его смерти долго продолжались споры о его достижениях – таким образом, его эпитафией действительно стало «замешательство» (confusion). В припеве музыка становится особенно запоминающейся, а вокал – наиболее эмоциональным. Здесь уже имеется целых два инструментала, имеющих свое собственное название: предваряемый акустической гитарой марш «March for No Reason» (возможно, еще одна аллюзия на Фридриха, по приказанию папы отправившегося в бессмысленный крестовый поход, из которого он вернулся через пару дней из-за чумы, настигшей его войско) с гулко звучащими редкими ударными и соло на флейте и завершающий «Tomorrow and Tomorrow» (название взято из шекспировского «Макбета», акт V, сцена 5, где говорится о глупцах, идущих к смерти, и скоротечности жизни) с очень тревожной атмосферой, которую эффектно создают и ударные, временами выдающие быстрый проход, и напоминающий оркестр меллотрон, и пронзительно звучащий вокал.

4) «Moonchild». Самая экспериментальная вещь, которую однозначно можно назвать худшей. Начало вполне хорошее – под гитару и меллотрон нам рассказывают о прекрасной девушке, «лунном дитя», которая любит гулять среди природы и, видимо, влюблена в «солнечное дитя». Грустная музыка показывает всю тщетность этого желания, а Лейк поет нежно и тихо, добиться чего от него было несколько сложно, поскольку ему было легче показывать всю мощь своего голоса. Стоит отметить также отличную игру ударника, использующего как глухо, так и звонко звучащие перкуссии. Синфилд посвятил эту балладу некоей Стефани, в которую он влюбился в то время. В то же время здесь вновь можно найти аллюзию на Фридриха, ведь солнце является его символом. Через несколько минут после начала милая баллада заканчивается и идут два эмбиентных бесцельно звучащих инструментала, слушать которые в течение примерно десяти минут достаточно скучно: «The Dream» с создающими умиротворяющую атмосферу клавишными и несмело звучащей гитарой и «The Illusion» с бессистемными гитарными и клавишными аккордами и ударными. Первый из них иллюстрирует мечту (в узком смысле, о воссоединении с любимым), а второй показывает, что мечта эта несбыточна. Сами участники группы позднее утверждали, что им просто нужно было заполнить пространство на диске, вот они и попытались сделать что-нибудь спонтанное в духе ранних Pink Floyd, причем Грег Лейк при этом не присутствовал. Получилось, впрочем, не так уж и плохо – встречаются в современной музыке экспериментальные вещи и похуже. В конце гитара и клавишные звучат, напоминая начало, однако постепенно замолкают без какого-либо эффектного окончания.

5) «In the Court of the Crimson King». Запоминающееся мощное начало, показывающее как бы окончание ночи, которая описывалась музыкальным языком в предыдущей композиции, и наступление дня; вокал под акустическую инструментовку, темповые смены от лирики к более тяжелой ритм-секции. Повторение одних и тех же музыкальных фрагментов, как ни странно, не наводит скуку, поскольку они все-таки видоизменяются. Здесь вновь выделяется два инструментала: первый, «The Return of the Fire Witch», представляет собой приятную мелодию с красивой флейтой, а второй, короткий «The Dance of the Puppets», основан на игре духовых, действительно вызывающих в голове картину танцующих кукол, и звучит так, словно записан специально для детей. В песне описывается двор загадочного Малинового Короля, действительно очень напоминающего Фридриха II, у которого была целая труппа разных артистов, а также собственный зверинец. В песне упоминаются дудочник в пурпурном (Фома Аквинский, родственник императора и автор нескольких церковных гимнов), черная королева (Прозерпина, жена Плутона, богиня подземного царства, требующая для того, чтобы дух покинул тело, определенной жертвы – локона волос), огненная ведьма (алхимик Михаэль Скот, которого считали могущественным колдуном), садовник (папа, который не видел в будущем церкви без богатства и власти, как желал того Франциск Ассизский), жонглер (бог), по воле которого играет оркестр, мудрецы (представители трех религий – иудаизма, христианства и ислама – из книги каталонского поэта Рамона Ллулля, которые пытаются убедить одного неверующего в существовании бога) и не желающий играть на струнах шут в желтом (символ заходящего солнца, т.е. смерти). Император смотрит на себя и свой двор как бы со стороны и размышляет о том, правильно ли он поступал, выбирая путь разрушения. Кстати, то, что он боролся против пережитков, свойственных предыдущим поколениям, и избегал традиционности, делает его сродни хиппи, движение которых было заметным как раз в то время, когда записывался альбом. Завершается композиция инструменталом, повторяющим основную тему, словно говоря о воскресении (а ведь в музыке группы этот король действительно воскрес), но в более жестком и атональном ключе, и коротким сумбуром, иллюстрирующим, по-видимому, смерть правителя по крайней мере в одном из воплощений. Кстати, интересный факт: годом позже Фрипп сыграл на гитаре в одной из песен группы Van Der Graaf Generator, а называлась она «The Emperor in His War-Room», т.е. была посвящена еще одному императору – правда, не какому-то конкретному, а соединившему в себе основные черты большинства правителей.

King Crimson – весьма удачное название, если под ним действительно подразумевается император Фридрих II. Как император был человеком Возрождения до наступления этой эпохи, так и King Crimson представила слушателям прогрессивный рок до того, как он стал достаточно популярной музыкой. В Фридрихе сочетались совершенно разные элементы, и то же самое можно сказать о группе. Как сказал Роберт Фрипп, «King Crimson живет в разных телах в разное время, и определенная форма, которую принимает группа, меняется. Когда появляется музыка, которую может сыграть только King Crimson, рано или поздно King Crimson появляется и играет эту музыку». По-моему, прекрасное описание того, что представляет собой эта замечательная команда.

После выпуска данного альбома Питер Тауншенд из The Who назвал его «непостижимым шедевром», а журнал Melody Maker – «грандиозным потрясением». Ждал этот альбом и коммерческий успех. Впрочем, Rolling Stone отнесся к этому творению как к «претенциозному», и что бы там ни говорили о шедевральности и оригинальности данного творения, у него действительно есть недостатки. В первую очередь, это некоторая эклектичность и местами затянутость, однако все равно дебютник King Crimson выглядит более цельным, чем многие последующие работы, и показывает группу как единый организм, способный создавать действительно замечательные вещи, в отличие от дальнейшего творчества, когда Фрипп стал все больше доминировать. Альбом «При дворе Малинового Короля» во многом повлиял на появившиеся позднее арт-роковые команды, а тяжелые риффы на нем – даже на некоторые хэви-металлические коллективы.



IN THE COURT OF THE CRIMSON KING

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ KING CRIMSON

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ KING CRIMSON

СБОРНИКИ KING CRIMSON

ОБ АЛЬБОМЕ "ISLANDS", 1971 г.


Тайна острова Оук. А. Бирюк. Читать книгу


Вернуться в KING CRIMSON

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА