2. "I Talk To The Wind" - нежная фолковая баллада с обилием флейт и Меллотрона, а также с едва заметным психоделическим привкусом. Это одна из первых композиций (или даже первая), сочиненных группой, и изначально в ней предполагался вокал Джуди Дайбл, бывшей вокалистки Fairport Convention, и, кажется, это было бы идеальным вариантом. Впрочем, Лейк прекрасно справился с поставленной задачей, и здесь его голос звучит деликатно и ничуть не слащаво.
3. "Epitaph". А вот здесь критика вполне уместна, так как данная композиция - абсолютный клон ранних Moody Blues, как по звучанию, так и по построению, и даже по псевдофилософской лирике. Много Меллотрона, арпеджио на акустической гитаре, пение в куплете на фоне "голой" ритм-секции, неторопливый темп, меланхоличный вокал и несколько плаксивый припев - все так же, как у Moody Blues. Даже голос и манера пения Грега Лейка до неприличия напоминают Джастина Хейварда. Думаю, запиши эту вещь сами Moody Blues, их бы даже обвинили в самоплагиате, ибо "Epitaph" - это "Night In White Satin", часть вторая.
4. "Moonchild". Очередная квазифолковая баллада, только с более явными психоделическими акцентами. Меллотрон, имитирующий скрипку, гулко постукивающие ударные, приятный голос Лейка, слегка искаженный фильтром (получился эффект "телефонной трубки") - добавьте сюда еще красивую и запоминающуюся мелодию, и получится очередной бесспорный шедевр группы. Да вот беда - в таком виде он звучит всего три минуты. Видимо, для того, чтобы довести композицию до "приличной" для прогрессива длительности (12 минут), а заодно, чтобы вещица не показалась приторной, Фрипп и компания "досочиняли" еще две части - "The Dream" и "The Illusion", представляющих собой невнятные импровизации на джазовой гитаре с подключением хаотичной перкуссии. На мой взгляд, сама идея подобной якобы авангардной инструментальной секции (а ля "The Grand Vizier's Garden Party" Пинк Флойд) недурна, но ее вополощение, мягко говоря, не слишком удалось: неплохие фрагменты тонут в общей невразумительной и неоправданно долгой мешанине звуков. Причем, в отличие от кентерберийцев, также грешащих подобными экспериментами, здесь нет и намека на несерьезность, стеб или юмор. Напротив, музыкаты все это делали с серьезными и невозмутимыми лицами: мы, дескать, творим Искусство.
5. "In The Court Of The Crimson King". Снова очевидное подражание Moody Blues, правда, не такое откровенное, как на "Epitaph" (там не столько подражание, сколько клонирование). К чести МакДональда и группы в целом, композиция выглядит достаточно убедительно: с мощным и красивым Меллотроном, хоралом в припеве и немного неожиданной "бонусной" инструментальной секцией под названием "Dance Of The Puppets", начинающейся после нескольких секунд полной тишины.
Не сказал бы, что композиции альбома, равно как и общее звучание, родились в результате какого-то стихийного однократного акта - внезапного вдохновения, озарения или откровения. Нет. Слишком уж явственно на протяжении всего альбома чувствуется методика, формула. Следует отметить и тот факт, что Фрипп-композитор, которому многие склонны отдавать все лавры новаторства и изобретательства, на этом альбоме еще не играет слишком уж большой роли: композиции сочинял, в основном, клавишник/саксофонист Йен МакДональд, ему же принадлежат и аранжировки.
Тем не менее, группе надо отдать должное и признать-таки за музыкантами статус первопроходцев пусть не жанра как такового, но именно профессионального подохода к созданию музыки в стиле прог-рок. До этого работы в этом жанре создавались крайне стихийно и, в основном, по интуиции, с постоянной оглядкой на что-то другое: блюз, психоделию, попсу или фолк. Наверное, только Egg могли похвастаться своей рассудочной методичностью и последовательностью, но их дебют (кстати, тоже 1969-го года) прошел, к сожалению, незамеченным.
Автор: Crims Kingson
|