Канадские выпуски In the Court of the Crimson King

Канадские выпуски альбома King Crimson ~ 1969
IN THE COURT OF THE CRIMSON KING
Рок-энциклопедия


Человекоподобное существо с застывшей гримасой ужаса и параноидальными глазами - не это ли 21st Century Schizoid Man? Или же это и есть Сrimson King? Как бы там ни было, художника, нарисовавшего эту пугающую обложку уже давно нет в живых, что в лишний раз подтверждет старую истину: Ars Longa Vita Brevis - Жизнь коротка, Искусство вечно.

Да, перед нами тот самый дебютный альбом Кинг Кримсон, который многими считается и дебютом прогрессивного рока в истории музыки (вплоть до того, что Фрипп - изобретатель этого жанра, но об этом - позже). Безусловно, "При дворе Малинового Короля" - работа выдающаяся и очень значимая, причем, не только в рамках прогрессивного рока. И, несомненно, время только подтверждает этот факт. Но тем интереснее порассуждать об этом альбоме, особенно глядя на него в ретроспективе, по прошествии нескольких десятков лет. И думаю, учитывая значимость и масштабность дебюта Кинг Кримзон, имеет смысл в данной рецензии пройтись по всем композициям альбома.

1. "21st Century Schizoid Man" Пожалуй, это самое известное творение группы, а также одно из наиболее выдающихся произведений в прогрессивном роке. Начинаясь как тяжелый и размеренный хард-рок с привлечением саксофона и искаженным вокалом Лейка, композиция переходит в продолжительную джаз-роковую импровизацию (на концертах эта часть по понятным причинам постоянно мутировала) и к концу возвращается к первоначальной хард-роковой теме с вокалом. При этом знатоки творчества Soft Machine наверняка отмечали, что инструментальная джаз-роковая секция этого опуса до боли напоминает вещь "Hibou Anemone And Bear" Soft Machine (из их второго альбома, 1969), в то время как гитара Фриппа и электроорган Майка Ратледжа (клавишника Soft Machine) звучат практически неотличимо друг от друга, как в тембральном плане, так и в части построения соло-партии. Саксофоны Йена МакДональда и "машиниста" Брайена Хоппера играют также что-то очень в едином духе, создавая идентичные ритмические базисы для соло. Причины столь поразительного сходства могут быть разными: возможно, кто-то на кого-то повлиял (трудно сказать кто именно, т.к. оба альбома выпущены примерно в одно время), хотя возможно и взаимное влияние; а возможно, что просто обе группы черпали свое вдохновение из какого-то одного источника. Вот, только, из какого? Колтрейн? Дэвис? Сан Ра? Как бы там ни было, симбиоз хард- и джаз-рока удался на все 100%, и любая критика в адрес этой композиции, на мой взгляд - это злобное верещание завистников, не более. Другое дело, что группа в итоге стала жертвой собственного творения, т.к. эта композиция затмила собой все последующее творчество King Crimson. Винить в этом, кроме самих музыкантов, некого.

ОКОНЧАНИЕ ВНИЗУ



Court of the Crimson King, 1969, Canada



2. "I Talk To The Wind" - нежная фолковая баллада с обилием флейт и Меллотрона, а также с едва заметным психоделическим привкусом. Это одна из первых композиций (или даже первая), сочиненных группой, и изначально в ней предполагался вокал Джуди Дайбл, бывшей вокалистки Fairport Convention, и, кажется, это было бы идеальным вариантом. Впрочем, Лейк прекрасно справился с поставленной задачей, и здесь его голос звучит деликатно и ничуть не слащаво.

3. "Epitaph". А вот здесь критика вполне уместна, так как данная композиция - абсолютный клон ранних Moody Blues, как по звучанию, так и по построению, и даже по псевдофилософской лирике. Много Меллотрона, арпеджио на акустической гитаре, пение в куплете на фоне "голой" ритм-секции, неторопливый темп, меланхоличный вокал и несколько плаксивый припев - все так же, как у Moody Blues. Даже голос и манера пения Грега Лейка до неприличия напоминают Джастина Хейварда. Думаю, запиши эту вещь сами Moody Blues, их бы даже обвинили в самоплагиате, ибо "Epitaph" - это "Night In White Satin", часть вторая.

4. "Moonchild". Очередная квазифолковая баллада, только с более явными психоделическими акцентами. Меллотрон, имитирующий скрипку, гулко постукивающие ударные, приятный голос Лейка, слегка искаженный фильтром (получился эффект "телефонной трубки") - добавьте сюда еще красивую и запоминающуюся мелодию, и получится очередной бесспорный шедевр группы. Да вот беда - в таком виде он звучит всего три минуты. Видимо, для того, чтобы довести композицию до "приличной" для прогрессива длительности (12 минут), а заодно, чтобы вещица не показалась приторной, Фрипп и компания "досочиняли" еще две части - "The Dream" и "The Illusion", представляющих собой невнятные импровизации на джазовой гитаре с подключением хаотичной перкуссии. На мой взгляд, сама идея подобной якобы авангардной инструментальной секции (а ля "The Grand Vizier's Garden Party" Пинк Флойд) недурна, но ее вополощение, мягко говоря, не слишком удалось: неплохие фрагменты тонут в общей невразумительной и неоправданно долгой мешанине звуков. Причем, в отличие от кентерберийцев, также грешащих подобными экспериментами, здесь нет и намека на несерьезность, стеб или юмор. Напротив, музыкаты все это делали с серьезными и невозмутимыми лицами: мы, дескать, творим Искусство.

5. "In The Court Of The Crimson King". Снова очевидное подражание Moody Blues, правда, не такое откровенное, как на "Epitaph" (там не столько подражание, сколько клонирование). К чести МакДональда и группы в целом, композиция выглядит достаточно убедительно: с мощным и красивым Меллотроном, хоралом в припеве и немного неожиданной "бонусной" инструментальной секцией под названием "Dance Of The Puppets", начинающейся после нескольких секунд полной тишины.

Не сказал бы, что композиции альбома, равно как и общее звучание, родились в результате какого-то стихийного однократного акта - внезапного вдохновения, озарения или откровения. Нет. Слишком уж явственно на протяжении всего альбома чувствуется методика, формула. Следует отметить и тот факт, что Фрипп-композитор, которому многие склонны отдавать все лавры новаторства и изобретательства, на этом альбоме еще не играет слишком уж большой роли: композиции сочинял, в основном, клавишник/саксофонист Йен МакДональд, ему же принадлежат и аранжировки.

Тем не менее, группе надо отдать должное и признать-таки за музыкантами статус первопроходцев пусть не жанра как такового, но именно профессионального подохода к созданию музыки в стиле прог-рок. До этого работы в этом жанре создавались крайне стихийно и, в основном, по интуиции, с постоянной оглядкой на что-то другое: блюз, психоделию, попсу или фолк. Наверное, только Egg могли похвастаться своей рассудочной методичностью и последовательностью, но их дебют (кстати, тоже 1969-го года) прошел, к сожалению, незамеченным.


Автор: Crims Kingson



IN THE COURT OF THE CRIMSON KING

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ KING CRIMSON

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ KING CRIMSON

СБОРНИКИ KING CRIMSON

ОБ АЛЬБОМЕ "ISLANDS", 1971 г.


Как сделать бизнес на перепродаже контента


Вернуться в KING CRIMSON

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА