Подробная биография группы "Kansas"
МЫ ВСЕ ПРОСТО ПЫЛЬ НА ВЕТРУ…
KANSAS - это не только группа, пожалуй, это целый стиль, где простые мелодии сочетаются с элементами классической и народной музыки, озвученные средствами хард-рока и арт-рока.
БЕЛЫЙ КЛЕВЕР С ПОЛЕЙ ШТАТА КАНЗАС
Одна из самых известных и самобытных американских групп берёт своё начало в малоизвестном коллективе GIMLETS, который в 1970 году в городе Топека, столице штата Канзас, создали друзья со школьной скамьи гитарист Керри Ливгрен (Kerry Livgren), ударник Фил Эхарт (Phil Ehart) и басист Дэйв Хоуп (Dave Hope). Эта группа пыталась играть что-то среднее между психоделией и арт-роком. С присоединением скрипача, получившего классическое образование, Робби Стейнхардта (Robbie Steinhardt) состав переименовался в "White Glover", но вскоре, после ухода Эхарта, коллектив распался. Эхарт провёл четыре месяца в Британии и, вернувшись на родину, воссоздал WHITE CLOVER с прежними боевыми товарищами.
Вскоре в состав влился и отсутствующий Ливгрен, успевший поиграть в группах SARATOGA и "Kansas". Кстати, это была совершенно другая группа, которая благополучно умерла к тому моменту, но за пару лет перед тем стараниями Керри Ливгрена выпустила наряду с древним демоматериалом тех лет совершенно новый альбом под вывеской "Proto-Kaw". Восстановленная же группа "White Glover" занялась выработкой собственного стиля, пытаясь смешать в саунде элементы арт-рока, зарождающегося американского хард-рока и тяжёлого блюза.
К началу 1972 года состав окончательно стабилизировался и принял форму секстета: к Керри Ливгрену (гитара, клавишные), Филу Эхарту (ударные), Дэйву Хоупу (бас-гитара) и Робби Стейнхардту (скрипка, вокал) подтянулись и прижились в группе Стив Уолш (Steve Walsh, вокал, клавишные) и Рич Уилльямс (Rich Williams, гитара).
Так или иначе, известность молодого коллектива росла. Секрет популярности группы был вероятнее всего в том, что музыканты, игравшие по вечерам в местных барах, никому не подражали и исполняли только оригинальный материал. Их музыка нисколько не походила на доживавшую свой век психоделику - основой были хардовые риффы, к которым добавлялись элементы становившегося модным в Штатах в начале 70-х арт-рока а-ля Yes, Genesis, ELP и Jethro Tull. Таким коллективам были свойственны и весьма замысловатые тексты песен, которые в случае наших героев можно считать более романтичными, светлыми и оптимистичными, чем суровые опусы британских арт-рокеров, в основном поющих о грусти, отчаянии и разочарованиях.
Керри говорит об этом так: «Причина главным образом в том, что мы американцы. Нас очень радует, что мы живём в этой стране. Перед нами открыто множество возможностей... И боюсь, в других местах совсем не понимают, что на самом-то деле мы искренне хотим, чтобы всем в мире было так же хорошо, как и нам. Кроме того, я христианин; в музыке стараюсь передать надежду и оптимизм... Вот вкратце философия группы "Kansas". А также я хочу сказать, что в нашей музыке находит отражение гордость за нашу страну. Но гордость - не высокомерие. Ведь мы, американцы, - точно такие же люди, как и все остальные, мы можем быть несовершенными, допускать ошибки. И всё же музыка "Kansas" очень американская».
«Знаете, нас всегда сравнивали с британскими прогрессив-роковыми группами, и меня всегда удивляли такие аналогии, - возмущается Ливгрен. - Мы-то, по-моему, играли прогрессив очень по-американски и, благодаря этому, имели своё лицо. Наш саунд, стиль - об это можно судить по ранним записям - сформировался ещё до того, как мы узнали о британском прогрессиве. Я тогда не слышал ни YES, ни "Genesis" - вообще никаких прог-групп, с которыми нас сравнивали. Да и звучали мы, как и полагается настоящей американской группе, более блюзово и жёстко. А элементов тяжёлого, замешанного на жёсткой блюзовой основе рока, вы у этих команд не найдёте. Да, я слушал много американского прогрессива. Эти коллективы, увы, никому не известны. Очень большое влияние на меня оказала группа TOUCH, но я уверен, что никто о ней ничего не знает.
А в 60-е, когда я был совсем маленьким (начал слушать музыку лет в 14, когда гремели The Beatles и The Rolling Stones), мне очень нравились THE YARDBIRDS и THE KINKS, и ещё я слушал американские группы того времени. В конце 60-х миром правила психоделия, и я оценил такие команды, как Iron Butterfly, QUICKSILVER MESSENGER SERVICE... Я бы назвал их прогрессивом. Конечно, сейчас этот термин подразумевает совсем иное, но их музыка была тогда революционно новой и необычной. Я не замыкался на роке, увлекался самыми разными стилями, в частности, слушал оркестровую музыку. Мои любимые композиторы - Ралф Воан-Уилльямс (Ralph Vaughan Williams), автор "Лондонской Симфонии", и Дебюсси. Смешать всё это вместе -и получится ранний "Kansas". И вообще, я не думаю, что нашу стилистику можно как-либо определить. И очень горд этим фактом: лучшее, что может пожелать себе любая рок-группа - чтобы её стиль не укладывался в прокрустово ложе готовых категорий. Настоящая рок-группа должна иметь собственный неповторимый стиль! Но если угодно, я назову "Kansas" американской прогрессив-роковой группой».
НОВАЯ МУЗЫКА И БЕСПЛАТНОЕ ПИВО
На первых порах продвигать к народу свою музыку было делом не простым, и новоиспечённая группа столкнулась с определёнными трудностями. «Первопричина всего - наше происхождение, - вспоминает о них Керри Ливгрен. - Канзас -сельскохозяйственный штат, и вокруг нас не было музыкальной индустрии, плохо обстояли дела и с рок-клубами, так что мы выступали где только возможно. Но группа была весьма целеустремлённой. Мы осознавали себя музыкантами, желающими зарабатывать на жизнь музыкой и пробиться, несмотря ни на что! В конце концов нам повезло - одна из кассет с демозаписью попала на лэйбл, который нами заинтересовался. Если бы не эта счастливая случайность, то, наверно, никто бы о нас так и не узнал».
И вот у группы уже есть собственный имидж, появился узнаваемый саунд, и в том же 72-м группа, потратив целых 300 долларов, записала демо из б песен в одной из местных студий. Параллельно "Kansas" (тогда ещё под вывеской "White Glover") начали интенсивно гастролировать по различным клубам и маленьким зальчикам Среднего Запада США и разослали демозапись в многочисленные рекорд-компании. Одна из лент попала в руки продюсера Дона Киршнера (Don Kirshner), владельца рекорд-лэйбла Kirshner Records - подразделения звукозаписывающего гиганта CBS.
Материал Киршнеру понравился, но предприимчивый продюсер решил перестраховаться и выяснить, насколько хороша группа на концерте и имеет ли она вообще поклонников. Для этого Киршнер отправил в Канзас на разведку известного продюсера Уолли Гоулда (Wally Gold). Здесь музыкантам здорово помог случай. Знали парни о разведчике или нет - не известно, однако анонсируя своё шоу в Додж-сити, они пообещали каждому пришедшему бесплатное пиво. Поэтому прибывший туда мистер Гоулд увидел довольно приличное количество народа. Он был впечатлён, причём музыкой, видимо, не меньше, чем толпой, ибо Kirshner Records сразу после сей разведывательной акции предложила группе контракт на запись альбома, согласно условиям которого Гоулд становился его продюсером. Правда, в контракте было одно «но» - потребовали сменить название, так как, на взгляд менеджмента, оно не очень соответствовало духу и стилю группы. Как же назваться? Выход нашли очень быстро: на концертах группа частенько представлялась как «несколько клоунов из Канзаса», а по сему и нарекли себя просто "Kansas". Хотя существует ещё одна версия смены названия, гласящая, что оно поменялось ранее, по возвращении в группуЛивгрена.
ВЫ ДОЛЖНЫ МНЕ ХИТ
И вот летом 1973 года в Нью-Йорке "Kansas" записали первый одноимённый альбом, который увидел свет в следующем году, спустя семь долгих месяцев ожидания. На пластинке наряду с авторским материалом была представлена и оригинальная версия вещи Джей Джей Кейла (J.J. Cale) «Bringing It Back», а открывала альбом композиция «Can I Tell You», ставшая пер вым синглом группы. Дебютник собрал неплохую критику, хотя и сингл, и сам альбом не снискали выдающихся коммерческих успехов. Правда, после интенсивных гастролей по Штатам в качестве разогрева при МОТТ THE HOOPLE и более чем двухсот концертов удалось-таки продать 100 тысяч копий и засветиться на 174-й строчке национального чарта.
«С первых дней существования группы мы осознали, что не похожи на других, и надеемся, что так будет и впредь», - это заявление появилось на дебютном LP команды и было абсолютной правдой. "Kansas" с первого же альбома предложили слушателям несколько «фирменных» элементов музыкального орнамента, причём многие, так гармонично уживавшиеся в музыке группы детали (например сочетание скрипки и жёстких гитарных риффов), и по сей день кажутся взаимоисключающими для большинства исполнителей. «Мы были уникальны благодаря нескольким компонентам, - говорил позже Фил Эхарт, - песням, которые писал Керри, вокалу Стива и скрипке Робби».
Лэйбл был не особо доволен финансовыми успехами подопечных и требовал нового материала, который наконец-то станет хитовым. Материал писался чаще всего во время гастролей, в процессе многочисленных переездов и перелётов. Причём 1975-й год ознаменовался выходом сразу двух альбомов. Первый, «Songs For America», появился в самом начале года, в феврале. От былой сырости звучания на «Songs...» не осталось и следа, ибо к выстраиванию звука приложил руку гениальный звукоинженер Джефф Гликсман (Jeff Glixman), в дальнейшем ставший продюсером лучших альбомов группы. Композиции по-настоящему оригинальны, причём особенно выделяется заглавная - могучий десятиминутный эпик, написанный Ливгреном в самолёте, когда он смотрел в иллюминатор на проплывающие мимо бескрайние поля родной американщины. Эта композиция - квинтэссенция музыки "Kansas", в которой переплелись насыщенный симфо-саунд и объёмность звучания, эпическая глубина повествования и жанровое многообразие. Не уступают ей по монолитности и торжественности «Lamplight Symphony» и «Incomudro - Hymn То The Atman», звучащая более 12-ти минут. К сожалению, выпущенная в сильно урезанном варианте в качестве сингла «Song For America» не попала в чарты, хотя очень неплохо принималась публикой на концертах, как и менее притязательная «Down The Road».
Вообще, с концертным промоушном группе повезло. В начале 1975 года коллектив взяли в качестве саппорт-группы для своего полностью распроданного американского турне восходящие звёзды из Британии - "Queen", предпочтя их другим кандидатам на эту роль - MAHOGANY RUSH и Styx. Тур массированно разрекламировала компания Electra, - выпускающая альбомы "Queen" в Штатах. Следующими гастрольными партнёрами группы стали FOGHAT, JEFFERSON AIRPLANE и Bad Company. Публика тепло принимала музыкантов на концертах. Бывали случаи, когда их выступление по желанию публики несколько затягивалось, что приводило к различным неприятностям. Таким, например, как угроза вчинить иск за «задержку разогрева аудитории» от менеджмента заревновавших Bad Company.
В результате интенсивных гастролей о команде узнавало всё больше людей, и продажи нового диска резко пошли вверх. В результате он разошёлся в количестве более 250 тысяч копий и залез на 57-ю строчку национального хит-парада. Это было уже очень неплохо, но руководство лэйбла опять выразило недовольство по причине отсутствия в чартах большого хита. Это вылилось в то, что группа, поднатужившись, выдала в октябре того же 1975 года новый студийный альбом «Masque».
Альбом писался под давлением лэйбла, который контролировал длительность песен - они должны были укладываться в радиоформат. Правда, и эта попытка мистера Киршнера превратить "Kansas" из художников в коммерсантов не принесла ожидаемых результатов. На альбоме в основном отсутствуют продолжительные эпические композиции, но при этом все лучшие качества группы - энергия, эмоциональность, мелодизм, новаторство, страсть - присутствуют в полном объёме. А также моментально узнаваемые полифоничность и симфонизм. Хотя пластинка получилась отличной, содержащей несколько интереснейших номеров, включая «фирменную» «Icarus - Borne On Wings Of Steel», прорыва в коммерческом отношении тоже не сделала. Да и сингл из неё, рок-н-ролльная композиция «It Takes A Woman's Love (To Make A Man)», вопреки ожиданиям лэйбла, не заинтересовала радиодиджеев. В чарты песня тоже, естественно, не попала. Хотя сам альбом потихонечку доковылял до 70-й строчки таблицы и оказался впоследствии тамошним долгожителем, продержавшись целых двадцать недель. И снова было продано «всего лишь скромные» 250 000 экземпляров альбома.
Но прогресс имелся - композиции становились всё более совершенными и зрелыми. Наверное, это обстоятельство, замеченное Киршнером, спасло группу от разрыва контракта с лэйблом. Одно из условий группа так и не смогла выполнить. Этот пункт договора обязывал коллектив выдать «золотой» (500 000 копий) альбом или хит, попавший в Тор-40 к третьему альбому. Этого не получилось, но группе дали последний шанс.
ПОЛУЧАЙ СВОЙ ХИТ, КАПИТАЛИСТ!
Группа заперлась в одной из студий в пригороде Нового Орлеана и старалась писать материал под щёлканье челюстей крокодилов, кишащих в болотах неподалёку. Керри Ливгрен решил взять инициативу в свои руки: «Ещё во время работы над предыдущим диском «Masque» от нас требовали сочинить несколько хитов, что в итоге вылилось в довольно разношёрстный альбом, где соседствовали типично сингловая «It Takes...» и прогрессивная «The Pinnacle». Поэтому, чтобы добиться концептуально звучащего результата, большая часть музыкантов отказалась от попыток сочинять модные песни - они решили просто выразить в музыке самих себя. На Стива Уолша же давление сверху повлияло негативно, иссушило его как автора. Так что пришлось мне исправлять ситуацию практически в одиночку. По иронии судьбы мы добились коммерческого успеха именно тогда, когда перестали за ним гнаться». Ливгрен написал для альбома пять песен и стал соавтором трёх остальных. Песни получались отличными - пронзительная полубаллада «The Wall» мирно уживалась с мистической «Miracles Out Of Nowhere», a безмятежная поп-песня «Questions Of My Childhood» - с тяжеловесной арт-роковой «Magnum Opus» в шести частях. Но не хватало изюминки, по счастливому стечению обстоятельств появившейся в самый последний момент. Уже были куплены билеты на самолёт, когда в один из заключительных студийных дней Керри принёс песню, которой суждено было не только отложить возвращение на родину, но и стать большим хитом группы - его ждали, и он появился. Это была блистательная «Carry On Wayward Son».
Все сразу поняли, что песне уготован большой успех - и музыканты, и представители лэйбла. Поэтому решили сделать на неё ставку - поставить её на новом альбоме первой, а также выпустить в виде сингла, выброшенного на рынок в 1976 году. Вспоминает Керри Ливгрен: «Мы не чувствовали тогда себя легко и свободно. Ситуация становилась всё напряжённее, и в особенности это касалось основного композитора - меня. Повезло, что я сочинил песню «Carry On Wayward Son», ставшую хитом на радио. Нам очень нравилось её исполнять, она была компромиссом между тем, что мы хотели играть, и тем, что от нас ожидал лэйбл. Вещь буквально спасла группу». Сингл сразу же понравился публике, которая активно его покупала, и начал своё неуклонное восхождение к вершине американских чартов, остановившись на 11-й позиции. Чуть позже, когда группу наконец-то признали консервативные британцы, сингл занял 28-е место и в Великобритании. Его успех потянул за собой и новый альбом «Leftoverture», которому было суждено добраться до пятой строчки таблиц и наконец-то к началу следующего 1977 года стать по результатам продаж «золотым», а в марте получить свою первую «платину». Ещё через несколько месяцев продажи «лонгплея» перевалили за два миллиона копий. Это был безоговорочный триумф.
Барьер между коммерциализацией и творчеством наконец-то преодолели. Кстати, Керри Ливгрен отрицает, что группа намеревалась выпустить именно коммерческую пластинку, и даёт свою оценку происходящему: «Нас собственный триумф немало удивил. Кстати, я думаю, что дело было не только в самом альбоме, а ещё и в наших бесконечных гастролях. Мы всегда «живьём» звучали лучше, чем в студии, что подтверждалось неуклонно растущей аудиторией на наших концертах. А что до «Carry On...», то это просто выражение нашего стремления к духовности».
ЗОЛОТАЯ ПЫЛЬ
Следующую пластинку все хотели видеть не менее успешной, и музыкантам удалось записать диск, оказавшийся ничем не хуже мегаселлерного предшественника. Вышедший в 1977-м году «Point Of Know Return» снова через некоторое время стал «платиновым» и добрался до 4-й позиции национального хит-парада. Группа в числе прочих ярких вещей представила на «Point...» настоящий суперхит - проникновенную балладу «Dust In The Wind», самую великую свою песню, ставшую впоследствии классической рок-композицией, вот уже четверть века перепеваемой огромным числом исполнителей. Песня стала безоговорочным бестселлером лета 1978 года. Наряду с этой композицией, вошедшей в ТОР-10 под номером б, в виде синглов выпустили ещё две - заглавную «Point Of Know Return» (№28) и «Portrait (He Knew)» (№64), ставшую первым (и единственным) «золотым» синглом группы "Kansas".
Не обошлось и без трудностей, о которых вспоминает Керри Ливгрен: «Запись "Point..." шла очень напряжённо, группа чуть не распалась тогда, Стив даже ушёл от нас в середине работы над альбомом. Немалого труда стоило уговорить Уол-ша вернуться! Нервозная обстановка - прямое следствие попытки повторить успех «Leftoverture», но нам удалось с честью выйти из этой ситуации. В душе мы всегда оставались скорее симфороковой, чем поп-роковой группой, и когда родилась «Dust In The Wind» (а это знают немногие), я вообще был против того, чтобы "Kansas" её записывали! Считал, что это не наше, не наш стиль, не песня "Kansas"... К счастью, остальные музыканты со мной не согласились, разглядев в ней то, что не увидел поначалу я. А сейчас «Dust In The Wind» - классика, её знает весь мир...»
Музыканты наконец-то рассчитались по долгам с рекорд-лэйблом и стали стремительно богатеть. «Мы росли в довольно бедных условиях, некоторые из нас даже не могли купить себе машину. И вдруг пошли солидные заработки, и стало возможно купить практически всё, что пожелаешь. Как оказалось, мы не совсем были к этому готовы», - вспоминает Фил Эхарт. К чести музыкантов, они спускали свои деньги не только на разгульную жизнь рок-звёзд, но и тратили на благородные цели. В полном соответствии с духом своей музыки "Kansas" сумели прославиться как «благородные миллионеры» финансовым и материальным подкреплением бедных и престарелых, а также постоянным вливанием приличных средств в студенческие фонды канзасского университета. На пике популярности в Штатах за свою благотворительную деятельность летом 1978 года международная общественная организация UNICEF (United Nations Children's Fund, Детский Фонд ООН) присвоила "Kansas" титул «Послы Доброй Воли» (Civic and Goodwill Ambassadors). Подобной награды удостаиваются далеко не все меценаты.
«А ЧЕМ Я ХУЖЕ ЕГО?»
Но у богатства и славы есть негативные стороны, не обошедшие и группу "Kansas", например наркотики и алкоголь. Особенно серьёзно подсел басист Дэйв Хоуп. И неизвестно, чем бы это для него кончилось, если бы в какой-то момент он не испытал «прикосновение Господа», став в будущем священником англиканской церкви. К негативным моментам можно отнести и то, что группа уже не представляла собой единую семью, в которой все равны. И немалую роль сыграла здесь разница в авторских гонорарах. «Наконец-то мы начали получать неплохие деньги, и нас охватило возбуждение. Мне тогда и в голову не могло прийти, что самолюбие Стива Уолша может быть здорово задето успехом альбома, для которого он ничего не смог написать», - говорит об этом Ливгрен. А Рич Уилльямс режет правду-матку: «Одно время все заработанные нами деньги шли на погашение долгов, но когда мы стали зарабатывать, то внезапно обнаружили, что авторы песен получают гораздо больше. Чего греха таить, это порождало зависть». И если авторский вклад в создание «Point...» распределился более или менее равномерно, то уже к записи следующей пластинки коллективному творчеству пришёл конец. Более того, оба лидера группы - Уолш и Ливгрен - начинают работать над сольными альбомами. Ливгрен растерян: «Когда тебе немногим за двадцать и ты внезапно становишься знаменитым, практически невозможно сопротивляться многочисленным соблазнам. Успех изменил нас. Всё было благополучно, но это благополучие оставляло у нас внутри пустоту. Куда двигаться, когда твои мечты сбылись?»
Но внешне всё было хорошо: группа гастролировала по миру в качестве хэд-лайнеров и собирала стадионы. Результатом туров 1977-1978 годов стал превосходный двойной концертник «Two For The Show», признанный очередной коммерческой удачей. Добравшись в мартах до 32-го места (а сингл из него, «Lonely Wind», стал №60, что для концертного альбома большое достижение), диск за несколько месяцев получил «платину». Успех пластинки потянул за собой увеличение продаж предыдущих альбомов, и вскоре «Masque», а чуть позже и «Song For America» обрели «золотой» статус. Причём Ливгрен с гордостью отмечает то обстоятельство, что концертник практически не дорабатывался в студии: «Мы хотели, чтобы слушатели получили наиболее честное представление о наших концертах. Да и при записи нового материала мы принципиально отвергаем разные студийные "фокусы". На это у нас нет времени. Посмотрите на альбом "Aja" группы STEELY DAN - шесть месяцев работы и полмиллиона затраченных долларов. Со своим подходом мы управились бы за шесть недель». Парадоксальная позиция, если учесть, что альбомы группы содержат все признаки амбициозного и технически совершенного симфорока: драматическое построение протяжённых композиций, пафос в тексте, вокале и аранжировках, насыщенных элементами классической музыки.
«ВОДОРАЗДЕЛ»
Поступательное движение вперёд продолжилось и в 1979 году. «Monolith», который музыканты продюсировали сами, хоть и не был вопреки названию монолитным и ровным, тем не менее содержал несколько отличных композиций - сингловые «People Of The South Wind» и «Reason To Be» (места в хит-параде №23 и №52), открывающую альбом «On The Other Side» и «Angles Have Fallen». Сам диск достиг 10-й позиции национального чарта и довольно быстро стал «золотым». Но этой работе суждено было стать своеобразным «водоразделом» между романтическим и арт-роковым коллективом, ориентированным на альбомы. Новый "Kansas" - более «мэйнстримный» и делающий упор на хит-синглы, пригодные для трансляции по радио.
Это наглядно доказала работа 1980 года «Audio Visions», содержащая значительно упрощённую музыку. И хотя синглы из него - «Hold On» (№40) и «Got То Rock On» (№76) - долгое время не вылезали из плей-листов многочисленных радиостанций, альбому не суждено было подняться выше 26-й позиции хит-парада. Несмотря на то что к концу года он получил-таки «золото» по продажам, это стало началом стремительного спуска с вершины. К тому времени вышли сольные альбомы подавшегося в религию Ливгрена («Seeds Of Chance») и не желавшего становиться христианским певцом Уолша («Schemer-Dreamer»). Доработав тур в поддержку «Audio Visions», по причине невозможности (и нежелания) петь с истинной убеждённостью слова в песнях типа «Hold On» (где есть такие строчки о Господе: «Он ждёт за дверью,/ Ждёт тебя,/ рано или поздно ты поймёшь,/ Он достучится до тебя») в 1981-м Уолш покинул группу. Уже в следующем году он представил публике свою команду STREETS, выпустившую в дальнейшем два довольно посредственных альбома - «1st» и «4 Crimes in Mind», по большому счёту ничем рок-музыку не обогатившие.
Теперь ничего не мешало «истинному христианину» Ливгрену и его «брату по вере» Хоупу сделать группу христианской. Взяв ещё одного музыканта аналогичных религиозных убеждений, клавишника и певца Джона Элефанте (John Elefante), голос которого был здорово похож на ушедшего Уолша, группа записала альбом «Vinyl Confessions». Вышедший в 1982 году и содержащий значительное количество материала, написанного новобранцем, он продолжил линию предшественника по упрощению саунда. Это был уже стандартный «adult oriented rock» - симпатичный и мелодичный, но лишённый каких-либо откровений. Примечательно, что бэк-вокал для альбома записал барабанщик Queen Роджер Тэйлор (Roger Taylor). Американской публике альбом показался привлекательным, она начала активно его покупать, что позволило ему достичь 16-й позиции хит-парада, а синглам «Play The Game Tonight» и «Right Away» засветиться в Тор-50 (под №17 и №41). Правда, активность меломанов на сей раз быстро иссякла, и альбому не суждено было стать «золотым». «В плане материала "Vinyl Confessions" был довольно сильным, - комментирует неудачу Ливгрен, - но мы не совсем понимали, кто мы и куда идём. Да и Джон Элефанте был менее опытен, чем Стив. Мы всё больше и больше отдалялись от того "Kansas", который был в начале. Похоже, наши поклонники заметили всё это».
Следующим взбунтовавшимся стал скрипач Робби Стейнхардт. Хотя официальной версией его ухода была наркотическая зависимость, сам он позже признался, что ему стало тесно в рамках упрощённой и опреснённой музыки группы. На следующем альбоме, «Drastic Measures», увидевшем свет в 1983 году, скрипки Робби уже не было, а сам диск являлся пиком процесса опреснения саунда. Пластинка полностью провалилась, не попав даже в Album Top-200, да и синглам с него, «Fight Fire With Fire» и «Everybody's My Friend», не удалось снискать любовь слушателей. Правда, первый благодаря массированной раскрутке ненадолго мелькнул в чартах, достигнув лишь 58-й позиции. Материал, на две трети написанный Джоном Элефанте при помощи брата, потерпел полное фиаско. И о своём уходе из группы объявил Ливгрен: «Теперь я понимаю, что без Стива и Робби не имело смысла сохранять старое название, группа не могла вновь стать той, что была прежде. К тому же я только что записал второй сольный альбом "Time Line" вместе с музыкантами, вошедшими в мою группу A.D., и нам так отлично работалось вместе, что я решил - пора и мне покидать "Kansas"...» К его новой группе присоединились в дальнейшем Хоуп и Элефанте. Группа впоследствии записала четыре альбома («Time Line» - 1984 г., «Art Of The State» - 1985 г., «Reconstructions» - 1986 г., и «Prime Mover» - 1988 г.), пользовавшиеся определённой популярностью у поклонников христианского рока. В дальнейшем Дэйв Хоуп стал священником, а Ливгрен и Элефанте продолжили заниматься музыкой как сольные артисты. Оставшиеся же члены группы "Kansas" о распаде не объявляли.
МОЕ ИМЯ МОРС. СТИВ МОРС
В октябре 1985-го Уолш, Эхарт и Уилльямс реформировали "Kansas" с двумя новыми музыкантами. Уолш привёл с собой басиста Билли Грира (Billy Greer, ex-ODDS'N'ENDS, PASSENGER) из своего проекта STREETS, а новым гитаристом группы стал участник THE DIXIE DREGS, музыкант-виртуоз Стив Морс (Steve Morse).
Стив Морс и группа "Kansas"
Это была инициатива Фила Эхарта, который незадолго до того познакомился с Морсом на концерте Роберта Планта (Robert Plant). «Стив спросил меня, как обстоят в группе, и не ищут ли нового гитариста, - вспоминает Эхарт. - И ещё он сказал, что всегда мечтал присоединиться к группе "Kansas". Я подумал тогда, что приход Стива означал бы значительное отклонение от традиционного саунда, но наличие в группе такого виртуоза прибавило бы нам уверенности в себе. И мы решили попробовать».
В 1986 году вышел альбом обновлённой команды. С помощью продюсера и аранжировщика Эндрю Пауэлла (Andrew Powell), ранее работавшего с Кейт Буш (Kate Bush) и Аланом Парсонсом (Alan Parsons), новый "Kansas" записал диск «Power». Альбом не походил на хрестоматийное творение группы, но практически сразу же после выхода ворвался в хит-парады многих стран. В американском чарте он достиг 35-го места и буквально через две недели после выпуска получил «платину». Это был мелодичный хард-рок с драйвовыми композициями, обрамлёнными мощными вокальными партиями Стива Уолша и изощрёнными гитарными риффами новобранца Стива Морса. Им принадлежало и авторство большинства композиций альбома. Две вещи из него, выпущенные в качестве синглов, без труда вошли в чарты - «A//1 Wanted» (№19) и «Power» (№84). Была на пластинке и торжественная композиция «Can't Cry Anymore», напоминающая классический "Kansas", в которой за скрипку играл THE PHILARMONIA ORCHESTRA с Пауэллом за дирижёрским пультом. Кстати, написана она была Морсом в содружестве со сторонними авторами.
Группа приобрела новых поклонников и из числа метал-хэдов, ибо хвалебные статьи опубликовали даже ориентированные на хэви-метал издания, такие как «Metal Hammer». Обновлённый коллектив стал желанным на многих концертных площадках и оперативно отправился в грандиозное турне, в ходе которого к нему присоединился клавишник Грег Роберт (Greg Robert).
Оценка творчества группы нового созыва Керри Ливгреном была неоднозначной: «Я очень дружен со Стивом! Он просто сверхъестественно талантливый гитарист. Но... для меня эти два альбома - очень хороших - просто принадлежат другой группе, в которой не было многих музыкантов оригинального состава, не было скрипки, и, наконец, не было моих песен! Если бы они просто взяли другое имя, наверное, это было бы лучше».
В 1988 году вышла новая пластинка «In The Spirit Of The Things», продолжившая генеральную линию предшественника. Причём для придания ей дополнительного лоска к продюсированию подключили Боба Эзрина (Bob Ezrin), прославившегося работой с "Pink Floyd" (над альбомом «The Wall»). В результате получился сборник отличных хард-рок-номеров с помпезным звучанием, богато аранжированных. Элементы «канзасовской» торжественности с успехом добавлял в саунд пластинки SOUTHERN CALIFORNIA COMMUNITY CHOIR. Гитарные партии Стива Морса традиционно великолепны. Так, например, в открывающей альбом монументальной «Ghosts», напоминающей «флойдовскую» «Comfortable Numb», гитарное соло Морса гениально, как соло Дэвида Гилмора (David Gilmour) из сравниваемой композиции. К сожалению, альбом как-то вяло приняла публика. Прослушивая его сейчас, можно только сожалеть, что такой яркий и конструктивный диск был тогда сильно недооценен. Возможно сыграла свою негативную роль тусклая и невыразительная обложка, неспособная привлечь к себе внимание покупателя музыкального магазина. Диск даже не попал в первую сотню национального хит-парада, застыв на 114-й позиции, а выпущенная в качестве сингла композиция «Stand Beside Me» вообще не пробилась в списки. Правда, значительно позже, уже в новом веке, получила второе рождение песня-молитва «The Preacher», но об этом чуть позже.
APT РОК В ЭПОХУ ГРАНДЖА
Эта неудача здорово подкосила коллектив, который вскоре лишился контракта с рекорд-лэйблом МСА. Какое-то время группа находилась в анабиозном состоянии, изредка давая концерты. В 1990 году коллектив вернулся к жизни, подстёгнутый награждением сборника «The Best Of "Kansas"» (выпущенного в 1984-м) «платиновым» диском. Коллектив предпринял реюнион-тур в оригинальном составе с добавлением Билли Грира и Грега Роберта, правда, без скрипача Робби Стейнхардта. В турах 1990 года по Германии и 1991 по Штатам к "Kansas" присоединился Ливгрен, заменивший ушедшего в результате конфликта с МСА Стива Морса.
К сожалению, идиллия длилась недолго, и вскоре группу покинули сначала Хоуп, а затем и Ливгрен. Параллельно в "Kansas" наконец-то появился новый скрипач Дэвид Рэгсдэйл (David Ragsdale). На некоторое время ушедшего Ливгрена подменил Морс (но ненадолго, ибо вскоре его пригласили в DEEP PURPLE). В окончательном варианте "Kansas" 1991 года состоит из Уолша, Эхарта, Уилльямса, Грира, Роберта и Рэгсдэйла.
В 1994 году издан роскошный сборник «Boxed Set», для продвижения которого Ливгрен создал новую композицию «Wheels». Попытка протолкнуть в чарты эту вещь, выпустив её в виде сингла, не принесла успеха. Но музыканты не отчаивались и не покладая рук работали над очередным студийным альбомом. Стив Уолш самоотверженно трудится над новым материалом, да и Керри Ливгрен подкинул им «Cold Grey Morning». Выпущенный в 1995 году независимым рекорд-лэйблом intersound очень неплохой диск «Freaks Of Nature» (своим звучанием напоминающий классический "Kansas", записанный по современным меркам), продавался вяло (120 000 копий) и не попал в хит-парады, которые оккупировал находящийся тогда на пике популярности грандж. Та же участь постигла синглы «Desperate Times» и «Hope Once Again». Особенно обидно было Уолшу: «Услышав конечный результат нашего труда, я решил, что вышло очень круто! Но когда "успех" у слушателей опустил нас на землю, я почувствовал себя крайне погано. Тяжело было осознавать, что ты больше не являешься событием месяца...» Глубокая депрессия, в которую впал музыкант, чуть было не обернулась трагедией, и только чудо (в совокупности с поддержкой товарищей по группе и жены) спасло его от тюрьмы.
31 января 1997 года Грег Роберт и Дэвид Рэгсдэйл сыграли свой последний концерт с "Kansas". Рэгсдэйл начал карьеру сессионного музыканта и в последующие годы записывался с THE SMASHING PUMPKINS, BONHAM и QUEENSRYCHE, а также работал с собственным проектом DAVID AND GOLIATH. Роберт вообще исчез из поля зрения.
Тем временем в "Kansas" возвратился Робби Стейнхардт! Новая пластинка «Always Never The Same», записанная с THE LONDON SYMPHONY ORCHESTRA, вышла 19 мая 1998 года. Начинающаяся кавер-версией «битловской» «Eleanor R/gby», наряду с проверенными временем хитами «Dust In The Wind», «Song For America» и «The Wall», она включала в себя и пять новых композиций - две инструментальные пьесы и три песни, написанные протрезвевшим Стивом Уолшем, - «In Your Eyes», «The Sky Is Falling» и «Need To Know». Альбом тоже не снискал шумного успеха, зато моментально осел в коллекциях любителей арт-рока и прогрессива, для сообщества которых, собственно говоря, и записывают новые пластинки в настоящее время практически все группы, проповедующие «умную музыку».
НОВОМУ ВЕКУ - НОВЫЕ ПЕСНИ
В 2000 году поклонников группы ожидала очередная сенсация-все музыканты оригинального состава (плюс прижившийся Билли Грир) приняли участие в записи новейшего альбома "Kansas" «Somewhere To Elsewhere». Ливгрен написал для него все песни, и даже Дэйв Хоуп, посвятивший жизнь служению Господу, играл в двух композициях.
Керри Ливгрен, рассказывая об этом, не скрывает восторга: «Ещё прошлым летом я не помышлял ни о каком реюни-оне - просто начал писать материал для очередного сольного альбома. Совершенно неожиданно обнаружил, что со мной случилось нечто невероятное: первый раз в жизни за очень короткий период времени я написал почти 30 новых песен - куда больше, чем поместилось бы на одинарный CD, а двойник я принципиально не хотел выпускать. Выбрал материал на свой альбом, а потом решил как следует прослушать остальные демоленты. Тут-то до меня дошло, что почти все "отходы производства" звучат прямо как "Kansas". Да не просто "Kansas", а именно как "Kansas" классического периода, середины - конца 70-х! Я прямо среди ночи позвонил барабанщику Филу Эхарту и так и сказал ему: "Фил, ты не поверишь, но я тут написал целый альбом песен, которые звучат, как старый "Kansas"!" Он заинтересовался, но не очень-то поверил моим словам. На следующий день я нарезал CD-R с этими демо, отправил его Филу, и он пришёл в восторг от моего материала!
Вскоре Фил и гитарист Рич Уилльямс приехали в мою студию Grandy Zine в Берритоне, и мы приступили к записи первых вариантов этих композиций, а затем к нам подключились и остальные музыканты "Kansas". С моей точки зрения, это самое лучшее, что могло случиться с группой в новом веке. Будь я просто фэном "Kansas", мне было бы очень интересно спустя 20 лет услышать новую запись группы в классическом составе и задать себе вопрос: так ли это хорошо, как и классические альбомы "Kansas" 70-х? Теперь я вижу, что наш замысел удался, и "Somewhere To Elsewhere" стал настоящим возвращением классического "Kansas" к публике».
На запись не приехал только Стив Уолш: «Меня там не было. Я работал над своим сольным альбомом "Glossolalia", поэтому записывал вокальные партии у себя дома. А все остальные работали в студии Керри в Канзасе».
На вопрос, что же всё-таки «фирменного» было в новых композициях группы, Ливгрен отвечает так: «В первую очередь это аранжировки. А также сложность музыки. Мелодии -очень характерные для группы, очень подходящие именно к голосу Стива Уолша. Даже не берусь объяснить, почему я вдруг начал писать именно в таком стиле - всё это было совершенно ненамеренно. Такое ощущение, будто бы я совершил полный круг, вернувшись к прогрессивной музыке, с которой начинал когда-то...»
Ему вторит Фил Эхарт: «Полагаю, что мы записали работу, которая войдёт в историю как одно из лучших творений нашей группы. И остальные музыканты "Kansas" согласятся со мной -"Somewhere To Elsewhere" точно окажется в тройке наших величайших работ, вместе с "Leftoverture" и "Point Of Know Return". Конечно, по сравнению с 70-ми времена сильно изменились - музыкальное радиовещание пришло в окончательный упадок и для нашей музыки там больше нет места. Но мне на это совершенно наплевать! Если подчинять себя требованиям радиостанций и телевидения, то очень легко стать рабом всего шоу-бизнеса в целом. В конце концов, Керри с самого начала убеждал нас, что настоящая цель "Kansas" - обретение и поддержание популярности группы вне зависимости от текущей музыкальной моды. Это придуманное им правило стало девизом группы - никаких музыкальных компромиссов ради хита. Это работает и по сей день!»
Новый альбом с невероятной точностью восстанавливает все композиторские и аранжировочные приёмы "Kansas" 70-х. По словам Керри, он «просто писал песни такого рода, какие лучше всего получались, и не задумывался о коммерческих последствиях такого шага». Вдобавок на пластинке есть сразу два псевдоретро-номера. Это «Icarus II», посвященная погибшим в боях пилотам американских ВВС Второй мировой, - прямой сиквел пьесы «Icarus - Borne On Wings Of Steel» из LP «Masque», и «Myriad» - вообще самая первая композиция "Kansas", написанная Керри в 1970-м! Естественно, автор позаботился о приведении этого раритета в соответствие нормам дня сегодняшнего, но отдельные партии в «Myriad» не претерпели за столь долгий срок ни единого изменения. Величественные мелодии, сложная ритмическая структура, умные тексты - такой предстала перед нами группа "Kansas" на рубеже тысячелетий.
DEVICE-VOICE-DRUM
Информация об этом альбоме, выпущенном независимым нью-йоркским рекорд-лэйблом Magna Carta, попала в сводки всех крупнейших мировых информационных агентств, включая такие медиагиганты, как CNN (в частности подсчитано, что за 26 лет в грамзаписи было продано свыше 30 миллионов пластинок группы), и вызвала широкий резонанс. Группу тут же захотели видеть на огромном количестве концертных пло щадок по всему миру, и "Kansas" начал широкомасштабное мировое турне. Одно только огорчало преданных поклонников команды - отсутствие на её концертах Дэйва Хоупа и Керри Ливгрена.
Керри это объясняет так: «На самом деле турне группы с моим новым материалом, но без моего участия - далеко не лучший выход из ситуации. Но что поделать - я просто подчинился обстоятельствам: запись альбома это одно, а турне -совершенно другое. Если бы я поехал в турне, мне бы пришлось забросить свой лэйбл Numavox, свою студию и свою ферму. А то ведь многие полагают, что мы с Дэйвом появились лишь на паре концертов "Kansas" только потому, что не любим ездить в турне! Правильнее сказать, что я слишком люблю музыку, чтобы находиться в турне пять-шесть месяцев в году! Дело ещё и в том, что мне не хочется расставаться с детьми, с семьей на несколько месяцев - я начинаю по ним очень скучать. Если отправлюсь в турне, то потеряю время, которое мог бы потратить на сочинение и запись в своей студии... В конце концов, записи - это то, что останется в мире после меня. Концерты - нет».
Многочисленные выступления проходили с неизменным успехом, и германская рекорд-компания SPV, выпустившая альбом «Somewhere To Elsewhere» в Европе, решила издать концертное видео группы. Запись проходила в июне 1992 года в зале Earthlink Live (!) города Атланта и включала несколько приятных сюрпризов, главными из которых стали исполнение композиции «The Preacher» с госпелс-хором THE NEW ADVENT CHOIR и безоговорочного шедевра «Dust In The Wind» в unplugged-варианте с участием струнного квартета. Микшировал полученный материал давний знакомый группы Джефф Гликсман (Jeff Glixman). Концертный DVD (и двойной CD), названный «Device-Voice-Drum», появился в природе в 2003 году. А в 2004-м началось переиздание ранних альбомов группы, к грамотному ремастерингу которых приложил руку всё тот же Гликсман.
В настоящее время музыканты группы "Kansas" проявляют недюжинную творческую активность. Билли Грир занят своим проектом SEVEN KEY, с которым выпустил два отличных альбома мелодик-рока, и готовится в начале 2006 года порадовать своих поклонников концертным DVD. Стив Уолш, живущий, по его признанию, по принципу «without dreams there would be no dreamers», реализовал с итальянскими музыкантами проект KHYMERA, а в конце 2005 года произвёл на свет блистательный сольник «Shadowman». Керри Лив-грен вовсю увлечён проектом PROTO-KAW, снова играя с людьми, которых покинул, чтобы примкнуть к группе, впоследствии ставшей знаменитой на весь мир. Фил Эхарт по горло занят делами команды, ибо она и не думает бросать концерты.
Прошлый 2005-й год был весьма насыщенным в этом плане. Наряду с несколькими турами по Штатам, группа впервые с 1979 года дала концерт в Великобритании, в Лондоне; заехала вместе со STYX в Европу и приняла участие в крупнейшем рок-фестивале Sweden Rock. Фил доволен ситуацией: «Люди приходят на наши концерты только потому, что они хотят услышать совершенно уникальную музыку. Но так было всегда - ещё в 70-е "Kansas" называли «группой, которая никогда не позирует даже на плакатах, а просто играет свою музыку». Но никто не мог предсказать, что в 90-е мы переживём своё второе рождение - на наши концерты приходит немалое количество старых и новых поклонников, невероятно тепло принимающих нас! И кто мог догадаться, что и в 2000-м, через 30 лет после начала нашей карьеры, "Kansas" будет давать концерты? Только мы сами -не зря с начала 90-х играли по сотне концертов в год!»
И я уверен, что где бы ни находилась группа "Kansas", от неё всегда ждут исполнения канонической «Dust In The Wind». Безусловно, многие другие именитые музыканты поют её с не меньшим воодушевлением и проникновенностью, будь то немецкие рокеры SCORPIONS, оперная певица Сара Брайтман (Sarah Brightman) или коллектив 4 YOU SOUL... Но именно классический вариант этой песни в исполнении группы "Kansas" по-настоящему берёт за душу, когда она напоминает то нежный звон хрустального колокольчика, готового рассыпаться от малейшего прикосновения, и такого хрупкого и недолговечного; то могучие завывания ветров над бескрайними полями и равнинами, которые, кажется, будут дуть всегда. И эти ветра заставляют задуматься о вечности Вселенной. А этот хрустальный колокольчик - о мимолётности нашего земного бытия:
«Закрою глаза, только на мгновенье, оно уйдёт, как дым.
Мои мечты пролетят стрелой пред взором моим.
Пыль на ветру, они просто пыль на ветру.
То же песнь, просто капля в бесконечном море.
Наши дела исчезнут на земном просторе.
Пыль на ветру, все мы просто пыль на ветру.
Не горюй, только земля и море вечны, мир не изменить.
Время идёт, за все твои деньги минуты не купить.
Пыль на ветру, все мы просто пыль на ветру.
Пыль на ветру, весь мир просто пыль на ветру...»
ВАЛЕРИЙ КУЧЕРЕНКО, MUSIC BOX №1 (39) 2005
И С Т О Ч Н И К
(Временно не работает)
|