В чём заключается истинное предназначение известного шедевра знаменитого художника? Открытие, сделанное современными учёными-психологами, всё расставило на свои места.
«Чёрный квадрат» - одна из самых знаменитых, и вместе с тем самых загадочных картин современности. То, что она знаменита – в этом ни у кого сомнений нет никаких, но вот о её загадочности можно поспорить, основываясь на новых достижениях современной науки. Как хорошо известно, эта картина была впервые представлена широкой публике в конце 1915 года известным уже в те времена художником – поляком с российским гражданством Казимиром Малевичем. И тогда же он назвал своё новое творение не иначе, как «Иконой нашего времени». Не следует забывать, что в момент представления картины во всём мире шла мировая война, и число людских и материальных потерь ужасало день ото дня. Как бы там ни было, а эта картина, невзирая на все её художественные минусы, являлась самым ярким воплощением той страшной эпохи, и нужно осознавать, что она писалась (если конечно так можно назвать художественный процесс создания сего «шедевра») в первую очередь не для оценки потомками, а для осмысления самим автором той эпохи, в которой он оказался. Другими словами, картина эта, по замыслу автора, создавалась как знак, а не как художественное произведение. Но, тем не менее, рассчитанная на группу ближайших единомышленников, она получила признание и у самих широких масс, и всё благодаря исключительной энергетике, волей или неволей заложенной в неё автором невзирая на кажущуюся художественную примитивность.
Судите сами. В анналах истории зафиксирован один случай, который прекрасно может иллюстрировать всю необычайность «Чёрного квадрата» как произведения психологии, а не как произведения искусства. Произошло это достаточно давно, еще в благословенные советские времена, когда футурология в искусстве ограничивалась чётко очерченными рамками социалистического реализма, ну на худой конец – классического вещизма. После нескольких десятилетий безнадёжного пребывания в отечественных запасниках была наконец организована выставка так называемого «советского абстрактного искусства», на которой в качестве одной из главных экспонатов присутствовал и один «Чёрный квадрат» (всего их Малевичем было нарисовано четыре).
Естественно, на эту выставку явилось множество разнообразных специалистов, и одним из таковых был старый и довольно широко известный в кругах не только советских художников искусствовед. Этот спец только глянул на картину, и сразу же безапелляционно заявил: «Это подделка!».
Озадаченные этим заявлением организаторы немедленно произвели тщательную экспертизу. «Чёрный квадрат» был обследован совершенно разными методами, включая и применение спектроскопии, и вскоре эксперты убедились в том, что краски и холст были изготовлены не так уж и давно, и поэтому никоим образом не могли соответствовать тем временам, в которые творил Малевич. Эксперт оказался полностью прав - это была подделка! В общем, было довольно крупное уголовное дело, наглых воров в итоге отыскали, и оригинал вернули.
Но возникает весьма интересный вопрос: как искусствовед с одного только лишь взгляда так быстро определил подделку? Ведь картина абсолютно точно выдерживала и размеры, и фактуру, и цвет. Даже более того - тот искусствовед вовсе не был одинок в своём открытии, потому что очень многие люди тогда (большей частью, конечно, художники) совершенно безошибочно определяли «Черный Квадрат» Казимира Малевича среди абсолютно точных копий и настойчиво утверждали, что именно оригинальная картина Малевича производит на них самое и единственно глубокое впечатление. А вот к предъявляемым копиям они всегда оставались равнодушными. Как и водится, когда дело касается подобных известных вещей, объяснений появилось множество, и практически все они были из разряда мистических. Однако недавние успехи психологии как реальной науки позволили получить очередное, но достаточно убедительное объяснение. Для проведения эксперимента картину засняли новым, особым, способом, при этом чрезвычайно усилив допустимый контраст снимка.
Как и следовало ожидать, снимок этот оказался совершенно не монотонным, а достаточно разноцветным, что и позволило сделать вполне определённые и вполне убедительные с научной точки зрения выводы. Во-первых, Казимир Малевич всегда рисовал все свои картины не на чистом холсте, а брал для этого какую-нибудь существовавшую картину, не удовлетворявшую его как произведение, а во-вторых, свой «идеально чёрный» квадрат он закрашивал таким образом, что мазки кистью накладывались совершенно по-разному. То есть он как бы производил сначала некую абстрактную чёрную картину, а только после её завершения дополнял очень осторожными мазками, добиваясь при этом достаточно равномерной черноты.
И вот, контрастный снимок показал, что «Чёрный квадрат» воспринимается идеально равномерным изображением только лишь на сознательном уровне. А основываясь на этих результатах, психология установила, что человеческое подсознание во много раз более чувствительно и восприимчиво, чем сознание. Как давно известно не только специалистам, наш глаз легко может различать самую ничтожную разницу в освещении даже в абсолютной темноте, причём вплоть до уровня фотонов, и этим он полностью подобен кошачьему зрению. Конечно, мы воспринимаем всё это и при ярком освещении, но в нашем сознании при этом всё сливается с общим фоном.
Что касается мира искусства, то в нём очень многое вообще использовано на самом настоящем подсознании. Например, рядовая актриса может абсолютно точно копировать актрису гениальную, но её хорошая игра никого не введёт в заблуждение, она совершенно не потрясает нас так, как потрясает игра по-настоящему великой актрисы, которая может играть при этом даже весьма небрежно. Вот так и получилось, что «проявленные» достаточно высокой контрастностью снимки, по мнению специалистов, оказались очень выразительными и понятными визуально абстрактными картинами, но при этом они совершенно не производили такого потрясающе глубокого впечатления, как истинный «Чёрный квадрат». Дело заключается в том, что в области человеческого сознания давно уже выработалась устойчивая психологическая система защиты, предохраняющая нас от сильных впечатлений, однако которая не срабатывает в тех случаях, когда восприятие зрительного образа идёт через подсознание. Другими словами – те чувства, которые вызывает картина, рождаются исключительно внутри нас. Именно в этом и заключена их сила.
Источник: Неизвестен
Опубликовано: 19.10.2017 г.
|