Всемирный Исторический Портал

Легенды Санкт-Петербурга

Легенды Санкт-Петербурга

У всех больших и малых городов есть своя тайная, мистическая, страшная история. И в каждом городе есть ее летописцы. Санкт-Петербург самый загадочный и мистический город, построенный на костях, он словно дышит смертью, городу страшно…

Крыша дома № 4 на Гороховой улице
Лидер рок-группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина влюбилась в Питер с первого взгляда. Она не побоялась оставить родителей, университет и переехать из родного Магадана в совершенно незнакомый город. Но, чтобы Питер принял ее, пришлось пройти инициацию - посвящение. Питерские друзья сказали Диане, что для этого нужно забраться на самую главную крышу города – крышу дома № 4 по Гороховой улице.

Диана Арбенина, музыкант: «Ты идешь тайком по лестнице, очень тихо пробираешься на последний этаж, а потом выходишь на маленький пятачок, откуда видно весь город. Там очень высоко – ты вровень Исаакиевскому собору. Эта крыша настолько проникновенное место, она даже стала местом паломничества наших фанатов. Потому что именно здесь, я считаю, началась группа «Ночные снайперы»».

Теперь певица уверена, что крыши – это самые мистические места в Санкт-Петербурге, здесь сбываются все желания. Сразу после этого восхождения на питерскую крышу Диана познакомилась со Светланой Сургановой. Так родилась группа «Ночные снайперы». Никому не известные девушки всего за два года покорили не только Питер, но и всю страну. Считается что эта крыша никогда не пустит на себя злых людей.

Малый проспект Васильевского острова
Малый проспект Васильевского острова Анна Сумарокова живет в коммунальной квартире, расположенной на самом последнем этаже старого дома на Малом проспекте Васильевского острова. Поздно ночью она услышала в коридоре странные звуки и пошла посмотреть, что там происходит. Там она увидела небольшую полупрозрачную фигуру. Анна Сумарокова говорит, что эта фигура была похожа на 7-летнего мальчика, только он был весь черный – руки, ноги, лицо. Женщина испугалась и попыталась закрыть дверь. Но мальчик сунул руку между дверью и косяком. Анна хотела закричать, но не смогла издать ни звука. Тогда она из последних сил захлопнула дверь в коридор, и привидение осталось там.

Анна так и не поняла, зачем к ней приходил черный мальчик. Исследователи говорят, что привидения в Петербурге – не редкость. Они считают, что это явление связано с массовой гибелью людей при строительстве города. Эти приведения приходят к нам чтобы предупредить нас, уберечь от бед. Или наоборот….

Смоленское кладбище.
Одна из самых ужасающих легенд Смоленского кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду, а как исторический факт) - легенда о сорока заживо погребенных священниках. Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли мученическую смерть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась. Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.

Сейчас на Смоленку лучше идти ночью и в будние дни, Идти от входа в глубь кладбища, а потом резко на лево, там кладбище будет по спокойнее, может быть вы встретите даже пару готов… Но если же вы хотите максимум приключений, то главного входа поверните направо….

Петропавловская крепость
Половина домов современного Петербурга находится в аномальных зонах. Причем, 10% расположены в так называемых «гиблых местах». Об этом люди знали давно, поэтому существовал обычай тщательно проверять место перед началом строительства какого-либо здания. Использовался следующий метод: там, где собирались что-нибудь построить, подвешивали куски сырого мяса. Если оно загнивало, дом не строили.

В Петербурге есть целые районы, которые построены на месте бывших языческих святилищ. Одним из таких мест является Петропавловская крепость.

Павел Глоба, астролог: «Петропавловская крепость была построена на месте древнего языческого храма. Там совершались жертвоприношения. Существует легенда, что самое первое жертвоприношение здесь совершил Петр I. Также над этим местом кружились орлы. Петр считал их вестниками потусторонних миров, подкармливал и охранял. Он отдал приказ о строительстве Петропавловской крепости, только после того, когда орлы сделали два круга над этим местом».

Канал Грибоедова
Несколько лет назад коренная петербурженка Татьяна Сырченко, редактор питерской газеты «Аномалия», заблудилась в самом людном и оживленном месте Питера – у канала Грибоедова. Ей нужно было попасть с одного берега канала на другой, то есть всего-то пройти вдоль набережной – дело пяти минут. Она шла сначала в одну сторону, потом решила, что ей нужно в другую, потом снова пошла обратно. Татьяна очень-очень долго шагала по набережной и попадала в какие-то незнакомые места, но везде висели таблички «канал Грибоедова» - женщина вроде как держалась верного направления. Она так и не попала туда, куда ей нужно, и вернулась на исходную точку.

Специалисты считают, что человек может легко заблудиться, если провалится в пространстве. Произойти это может где угодно, с кем угодно и когда угодно.

Здание Двенадцати коллегий.
Жители Санкт-Петербурга часто недоумевают, почему здание Двенадцати коллегий было построено не вдоль набережной Невы, а перпендикулярно к ней. Ведь оно всегда обладало большой общественной значимостью и могло бы стать композиционным центром Университетской набережной. Существует легенда, объясняющая это странное расположение здания.

Согласно этой легенде, Петр Первый, вынужденный уехать из строящегося Петербурга, поручил своему ближайшему помощнику, Александру Меншикову, наблюдать за ходом строительства Двенадцати коллегий. Ознакомившись с планом, Меншиков увидел, что здание, длиной почти в 400 метров, по замыслу архитектора должно ориентироваться фасадом на Неву. Он понял, что в этом случае на набережной, считавшейся наиболее фешенебельной частью города, не останется места для его собственного дворца.

Меншиков не мог допустить этого. Он непременно хотел построить на набережной свой особняк, и возведение здания Двенадцати коллегий явно мешало его планам. Тогда он приказал построить Двенадцать коллегий не вдоль набережной, а перпендикулярно к ней, и на освободившемся месте заложил собственный дворец.

Когда Петр Первый вернулся и увидел, как расположено здание Двенадцати коллегий, он был в ярости. Строительные работы находились уже в самом разгаре, и остановить их не представлялось возможным. В гневе Петр даже хотел казнить Меншикова, но потом передумал, и дело ограничилось крупным штрафом в государственную казну.

Эта легенда о здании Двенадцати коллегий и его величественном соседе - дворце Меншикова у многих вызывает сомнения. Некоторые историки указывают на то, что фасад Двенадцати коллегий хотели ориентировать на центральную площадь города, но позднее планировка Петербурга была изменена, а здание уже было построено.

Приведения, призраки, самоубийцы, покойники…
Одно из самых курьезных петербургских приведений появилось после Октября 1917 г. в Кунсткамере. По приказу императора там был выставлен скелет человека огромного роста. После Октябрьской революции некоторые экспонаты музея, в том числе и череп гигантского скелета, куда-то пропали. Смотрители музея стали шепотом рассказывать, что ночами по коридорам музея бродит этот самый призрак. Он ищет свой череп! С этим приведением неоднократно сталкивались многие работники Кунсткамеры, в том числе и директор Рудольф Итс (ныне покойный). Однако кому-то, видимо, бродящий по ночам скелет действовал на нервы, и проблему решили довольно оригинальным способом: скелету предложили чужой череп. Призраку сей «сувенир» пришелся по вкусу, и он перестал блуждать по ночам.

Свои привидения есть в Петропавловской крепости. Души пятерых декабристов, казненных летом 1826 г., тоже ведут себя беспокойно. Очевидцы рассказывают о стонах, доносящихся с места казни, и о неясных очертаниях пяти человеческих фигур.

Еще один известный призрак Петербурга – призрак Петра Великого. По легенде, император сам выбрал то место, где будет стоять памятник. Во время одной из прогулок Павла I призрак Петра явился к нему в шляпе и плаще. Когда они подошли к Сенатской площади, Петр сказал: «Павел, прощай, но ты снова увидишь меня здесь».

Больше всего призраков после себя оставила эпоха Павла I. Способствовало этому, видимо, то, что император и его ближайшее окружение были склонны к мистическому истолкованию любого события. И если призрак Петра I появляется в силу какой-либо общественной необходимости, то приведение Павла I материализуется в силу личных особенностей самого мистического и непредсказуемого императора. Вот уже сколько лет в Михайловском замке бродит его дух, до сих пор не нашедший покоя.

В знаменитом доме на Гороховой обитает дух Распутина. Как утверждают обитатели дома, он не только никому не мешает, но и «следит за порядком в квартирах». И лишь иногда позволяет себе немного похулиганить.

Одним из самых жутких питерских призраков прошлого является призрак Софьи Перовской. Раз в год, в марте, на крутом мостике Екатерининского канала появляются размытые очертания молодой женщины с белым платочком в руке, которым она подавала сигналы бомбометателям.

И последний миф, про самоубийц и покойников.
Двухэтажный особняк в Песках считался среди окрестных жителей "Клубом самоубийц". По ночам из его окон доносились стоны и похоронная музыка.

Также нехорошей славой пользовался дом на Большой Дворянской улице. Говорили, что в нем собираются "замаскированные покойники" и при тусклом свете черепов, пустые глазницы которых горят неземным светом, играют в карты, притом окна, двери и ворота этого дома всегда закрыты.

Аптекарский остров
Аптекарский остров Аптекарский остров отделяется от Петроградского острова узкой рекой Карповкой. Финское название острова было Корписаари, что означало, видимо, Лесистый.

Из островов, расположенных в северной части дельты Невы, лишь Аптекарский не находился во владении частных лиц. Петр I оставил остров в собственности государства, предназначив его для размещения "аптекарского огорода". Указом 1714 года здесь разрешалось селиться только аптекарским служителям с целью выращивания "полезных, курьезных и чуждых плант".

На аптекарском, или, как его еще называли, медицинском, огороде выращивали лекарственные растения, которые после сушки и обработки отправлялись в аптеки. Аптекарский огород вскоре превратился в благоустроенный сад, о котором уже в 30-х годах XVIII века отзывались как о "саде превеликом".

На базе аптекарского огорода и городка Медицинского департамента возникли получившие мировую известность Ботанический сад и Ботанический институт им. В.Л. Комарова Российской Академии наук. Отаптекарского огорода и произошло название острова, которое сохраняется за ним вот уже более двухсот лет. С этим связано также возникновение наименований проходящих здесь Аптекарского проспекта и Аптекарской набережной.

Александро-Невская лавра
Еще одно из самых мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга - Александро-Невская лавра. Воздвигнутая в начале XVIII века на остатках древнего языческого святилища, она всегда была покрыта завесой таинственности. Опасно находиться в лавре в белые ночи. Здесь можно встретиться с представителями самых мрачных обиталищ потустороннего мираю Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили "ПЬЯНЫМ могильщиком". Раскачиваясь, словно крепко набравшийся человек, он бродит в грязной хламиде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!

Расстанная улица
В Московско-Ямской слободе между Литовским каналом и Волковым кладбищем проходила длинная дорога, по которой возили на кладбище покойников. На ней совершался скорбный обряд прощания и расставания с умершим. Потому и улица впоследствии стала называться Расстанной.

Волково кладбище, получившее своё название от ближайшей деревни, основано по сенатскому указу в 1756 году. Оно предназначалось для погребения бедных, которых свозили сюда со всех концов города. К воротам кладбища вела дорога, по сторонам которой энергичные предприниматели выстроили мастерские для изготовления надгробий, лавочки для продажи цветов и венков, кухмистерские с залами для поминовения усопших. Здесь же находилась кладбищенская богадельня и трактир с печальным названием «Расстанье». Вероятно, его название и распространилось на всю улицу. По ней провожали в последний путь.

Могилы на кладбище были разделены дорожками с деревянными мостками. Мостки были Цыганские, Немецкие, Духовные, Литераторские и так далее. Постепенно Волкове кладбище стало местом захоронения известных деятелей культуры России. В 1939 году участок с этими захоронениями был передан Музею городской скульптуры и вошёл в обиход под названием Некрополь «Литераторские мостки».

Мини - легенды:
На шпиле Петропавловского собора вы можете увидеть ангела, у которого в руке меч, призванный отражать нападение нечистой силы на землю. Вторая рука простерта к небу. Он ожидает звука трубы, возвещающей о конце света. С чем связана следующая легенда, неизвестно. Но она существует. Согласно ее теории, памятники М.Кутузова, А.В. Суворова и Барклая-де-Толли не разрешено вывозить из города. Это действие находится под строжайшим запретом. Особенно сильно влияние этого мифа наблюдалось в период блокады Ленинграда.

Возле Исаакиевского собора установлен памятник Николаю 2. Присмотревшись к нему, вы увидите четыре фигуры женского пола. Вероятнее всего, что это жена и три дочери императора. Если внимательно всмотреться в Александрийский столп, а точнее на его ангела, то вы сможете увидеть поразительное сходство черт его лица с чертами лица Александра I. А сходство попранной змеи с чертами лица Наполеона просто удивительно!

На Аничковом мосте находится скульптура мужчины, находящегося под хвостом лошади. Версий о том, кто этот мужчина, много. Одни видят в его лице сходство и Наполеоном, другие придерживаются мнения, что таким способом архитектор, воздвигнувший этот монумент, отомстил своему врагу. А кто-то различил на ядре возле коня написанные непристойности. Нелишним будет взглянуть и на дом Пиковой дамы, и на скульптуру, на которую, по легенде, забрался герой «Медного всадника» - Евгений, тем самым, спасшись от наводнения. Ну а верить ли в эти рассказы?- Это право читателя...


Опубликовано: 3.1.2015 г.

Российская история

МЕНЮ РАЗДЕЛА "ГОРОДА"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА РАЗДЕЛА

КАРТА РАЗДЕЛА

Санкт-Петербург

РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ПОРТАЛА

КАРТА ПОРТАЛА