1999, газета На Дне

Городки. Сергей Ануфриев

Сергей Ануфриев
Г О Р О Д К И

Газета "На Дне"

Одесса, 1999 г.
Тираж 5000 экз.

Цена договорная

Каллиграфия вслепую.
Общество «Коса» (Шизокитай).


Стр. 8

Этот текст – результат исследования первичных структур трех городов – Москвы, Петербурга и Одессы. Именно они любопытнейшим образом связаны между собой на морфологическом уровне, наглядно демонстрируя факт предельной упорядоченности нашего мира. Рассматривая карты городов, можно убедиться, что все уникальные их формы – местоположение, планировки и их сочетания – сводятся к простейшим геометрическим фигурам.

Таковых три – квадрат, круг и треугольник (куб, шар, пирамида). Первичная структура каждого города состоит из этих трех элементов. Для того, чтобы образовать более сложные формы, должны присутствовать все три. Однако здесь нас подстерегают сюрпризы. Для разъяснения ситуации обратимся к примеру трех городов:

Итак:

Сергей Ануфриев 1. Москва

Классический пример города с центрированной органической структурой, похожей на срез дерева, паутину, грибницу, пробитое пулей стекло. Динамика этой структуры объединяет центробежность (разрастание города концентрическими кругами вокруг ядра) и центростремительность (радиальные магистрали, соединяющие окраины и центр).

Таким образом, волны роста образуют множество кругов, а линии направлений, пересекаясь в центре, образуют множество треугольников. Круг и треугольник – основные фигуры пространства Москвы. В трехмерной проекции это сфера и пирамида. Можно сказать, что Москва – самый трехмерный из рассматриваемых городов. Она лежит в котловине, т. е. в вогнутой полусфере. Защитные поля надевают полусферу сверху, и образуется сфера.

Москва на семи холмах, а холмы – круглые. «Ва» в финно-угорском имени «Москва» означает «вода» (аналог – Нева, Сосьва, Лысьва и т. д.), а вода – тоже «круглая». Это подчеркивается извилистостью Москвы – реки, давшей имя городу. Вообще «иньский», женский характер Москвы бросается в глаза. Об этом говорит и ее властность, выраженная в Пирамиде.

Треугольники радиальных секций вырастают в пирамиды, если добавить вертикальное измерение. Оно начинается под землей, где линии метро и подземных коммуникаций повторяют наземные, и кончаются верхушкой Останкинской башни, звездами высоток и огоньками на крышах небоскребов. Эти точки – вершины пирамид, которые вместе составляют Большую Пирамиду Власти. Ее материальный эквивалент – мавзолей Ленина. Пирамидальная иерархичность пронизывает все слои жизни города и его общества. Даже елки у мавзолея пирамидальны. В целом столицу можно рассматривать как пирамиду внутри сферы. Но где же куб? Известно, что триада «Небо-Человек-Земля» геометрически выражается так: «Круг-Треугольник-Квадрат». Именно квадрат и отсутствует на карте столицы, не квадрат, а Большой Квадрат, равноценный кругам и треугольникам. Это отсутствие знака Земли меня обескуражило. И я обратился к Петербургу.


2. Петербург.

Прежде всего, Петербург – это сочетание природной дельты реки и квадратной планировки. Дельта – треугольник, знак Гора, Аполлона, Бога наконец. Он выражает направленное стремление, движение у цели, в отличие от циклического движения круга и неподвижности квадрата. Дельта Нила в Египте, Дельфы в Элладе, Божественная Триада в христианском мире были местами формирования этого символа Солнечного луча и Всевидящего Ока. Кстати, солнечный зайчик – отраженный луч Солнца.

Может поэтому китайцы видели на Луне Зайца?

Другая доминанта города – квадрат, образуемый прямыми, как стрела, улицами, так ужасавшими Андрея Белого (см. роман «Петербург»). Это механическая, почти абсурдная регулярность планировки, наложенной на местность безо всякого соотношения с ее формами, отличает Петербург от своих «предшественников» - Амстердама и Венеции, в то же время логически завершая то стремление к регулярности, которое было реализовано Амстердамом по отношению к Венеции. Но у «предков» Петербурга в структуре есть то, чего нет у него – круга. Ракушечная спираль Венеции или кольца Амстердама никак не продолжаются в плане Петербурга. Но круг должен быть! Может, его следует искать на каком-то другом уровне, не на карте, а в других слоях информации о городе? С этим вопросом я обратился к Одессе.


3. Одесса

S-образная береговая линия Одессы повторяет внутреннюю границу «Инь-Янь». Если дуговую границу города замкнуть, продолжив по морю, вы увидим внешнюю границу этого знака – круг. Круг – природная доминанта в первичной структуре города, содержащая в себе искусственную доминанту – квадрат. Одесса спланирована так же прямолинейно, как и Петербург, даже еще проще. Но если Петербург – это квадрат в треугольнике, то Одесса – квадрат в круге. Небо и Земля есть, но где же Человек? Эта морфема не прочитывается в ландшафте Одессы. Лишь крошечный Треугольный переулок, где родился Утесов (солнце советской эстрады), напоминает о ней. Правда, он переименован в Утесова, но утес тоже прямоугольный.

Размышляя об имени Одессы, я все время невольно фиксировался на слоге «де», ударном слоге. «Де» и на романских языках, и по-китайски означает «место» (см. русское «з-де-сь», «г-де», укр. «де»). А по-гречески «де» - это «дельта» (D) (см. рус. «Д»). Т. е. треугольник. В какой-то момент меня посетило прозрение.

У Одессы было четыре основателя – Де Рибас, Де Волан, Де Ришелье, Де Ланжерон. Четыре Дельты! Сложенные вместе, они образуют пирамиду (имеющую четыре треугольных стороны). А пятая Дельта, что в имени города, - это вершина пирамиды. Кроме того, крепость пирамиды обеспечивается внутренними связями фамилий четырех Де. Рибаса и Ришелье объединяет первый слог (Ри). Последний слог Волана и первый Ланжерона – «Лан». Ри – это Небо (ирий, рай), Лан – Земля («поле, луг» на укр.) А первый слог Во-оана и последний Ланже-рона составляют слово «Ворон», тем самым предсказывая вершину пирамиды основателей – Воронцова. Однако Воронцов является в коллективной мифологии «тенью Пушкина». Поэтому он, проступающий из имен основателей, лишь косвенно указывает на подлинного основателя Одессы – Пушкина, который ввел этот город в культурный мир, благословил его, раскрыл поэзию его имени и передал очарование его духа. Поэтому именно Пушкин, прячась за своего охранника Воронцова, венчает невидимую пирамиду над Одессой.

С этой вершины становится видно и квадратное основание пирамиды, теперь уже «нарисованное» в реальном пространстве города. Грани его – линии, соединяющие четыре точки, связанные с четырьмя Де.

Первая точка – Пересыпь, откуда Де Рибас штурмовал Хаджибей. Вторая – Дюковский сад, бывшая резиденция Де Ришелье. Третья – Ланжерон, где было имение графа. Четвертая – парк Шевченко, где была крепость, в которой Де Волан разработал план Одессы.

Кажется невероятным, что имена основателей стали ключом к недостающей фигуре, доступной не зрению, но умозрению. Однако всем известно, что «вначале было Слово. И слово это Бог». Этот первичный Логос и был названием Имени Бога, т. е. основателя мира. Значит, Имя Бога – это неявленная сторона любого явления. Называя создателя, именуя автора, мы восполняем недостающее, формула которого содержится в «перво-Логосе». У индусов Первослово – «Ом», у греков оно становится последней буквой – Омегой. В случае Одессы первословом оказалось «Де», объединяющее четырех отцов в одного господина. Привилегированное положение его (лишь дворяне носят приставку «Де», означающую их принадлежность к месту, которым они владеют) магическим образом открыло в обратной перспективе города «скрытую фигуру». Это открытие внушило мне мысль о применении подобной заклинательной практики в случае других городов.


4. Снова Москва.

Основатель Москвы – Юрий (Георгий) Долгорукий, покровитель ее – Св. Георгий. В этом имени есть слово «Гео» - Земля по-гречески. Фигура Земли – квадрат. Площадь в Москве на Тверской, где стоит памятник Долгорукому, в народе называется Квадрат. Восемь конечностей памятника (четыре конских и четыре княжьих) – это углы куба, недостающие морфемы в триаде первичной структуры городского организма.

Мы видим, что при обнаружении фигуры в Логосе она сразу проявляется и в физическом плане, приобретает трехмерные параметры и вписывается в триаду. Таким образом, Сакральная Матрешка Москвы – это куб внутри пирамиды, которая внутри сферы. Напоминает также многослойную фигуру Кощеева яйца. В яйце Москвы роль Кощеевой иглы играет копье св. Георгия.


5. …И Петербург

Основатель – Петр, покровитель – св. Петр. Имя происходит от греческого «Петрос» - камень. Камень в природе, как правило, приобретает округлую форму. «Краеугольный камень города» - Петропавловская крепость – тоже имеет округлую форму. Нимбы святых покровителей – круги. Фигура св. Петра, распятого вниз головой, являет инверсию (поворот) по отношению к фигуре Христа. Поворот описывает окружность. В картах Таро повешенный вниз головой выражает геометрический принцип: «Что на верху, то и внизу», описывающий сферу. Атрибут св. Петра – ключи. Это ключи от Райских врат, изображенные на флаге и гербе Ватикана, покровителем которого также является св. Петр. Движение ключа – поворот, идущий по кругу по часовой стрелке или против нее.

Часовые стрелки – это усики Петра на его круглом лице – циферблате. Еще одни «стрелки» или «дворники» на «окне в Европу» - это разводящиеся мосты, своими разводами проводящие дуги, части окружности, в целом составляя большой круг над Невой. Надо отметить, что в Питере есть реальное сооружение, скрывающее в себе модель «платонической триды» фигур. Это Генштаб на Дворцовой площади напротив Зимнего. Внутри этого длинного здания есть три двора – треугольный, круглый и квадратный (круглый – в центре). Нанизываясь на Александрийский столб и шпили – Адмиралтейства и Петропавловки, этот макет складывается в Сакральную Матрешку Невы, где сфера – в кубе, а куб – в пирамиде. «Кощеева игла» в СПБ – это ключ св. Петра.


6. Резюме

Стремление человеческого сознания видеть во всем единство, разнообразие и их гармонию является ни чем иным, как следствием изначально организующей мир Красоты Творения, проявлением действующего во всех формах высшего начала. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы сталкиваемся с подтверждением нашего стремления с утвердительными ответами на наши вопросы. Все, к чему мы стремимся, - всегда перед нами.

Это то место, где мы живем, и то, что живет внутри нас.



Автор:
Сергей Ануфриев



Опубликовано:
25.2.2017 г. (16.7.2017 г.)

Российская история. Ленинград

МЕНЮ РАЗДЕЛА "ГОРОДА"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА РАЗДЕЛА

КАРТА РАЗДЕЛА

Одесса, Петербург, Москва

КНИЖНАЯ ИСТОРИЯ

РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ПОРТАЛА