Семь чудес света: Колосс Родосский
Мистическую, таинственную роль играло число «семь» у древних народов. Оно считалось священным показателем гармонии высшего мира, небесным числом, сообщённом в откровении людям, так как по халдейским преданиям, перенесённым впоследствии в Библию, сам Бог целых шесть дней трудился над устройством Вселенной, а в седьмой, как говорится, «почил от дел своих». Оттого и халдейская (а затем еврейская и христианская) неделя была разделена на 7 дней, оттого и планет в древней астрономии было всего семь, оттого, наконец, древние признавали только «семь чудес света», и это положение сохранилось практически до наших дней.
Эти знаменитые «семь чудес» известного древнего мира составляли: пирамиды Египта со сфинксом, маяк в Александрии, колосс Родосский, гробница Мавзола, храм Диваны в Эфесе, висячие сады Семирамиды и непревзойдённая по монументальности и красоте статуя Юпитера Олимпийского. Все они поражали великолепием отделки, тщательным исполнением, а главное – грандиозностью, особенно пирамиды, - единственное из этих семи «чудес» древности, уцелевшее до наших дней. Из Египта страсть к колоссальным изваяниям перешла и в другие страны древнего мира. Так, в Греции одним из самых известных «семи чудес света» был знаменитый Колосс Родосский – гигантская статуя Аполлона работы Хореса Линдского. Римский историк Плиний пишет о ней так: «Этот небывалый колосс имел 70 локтей высоты (римский локоть в те времена равнялся 44.4 см). Пятьдесят лет спустя после возведения он был низвергнуть сильным землетрясением, но и в лежачем положении был весьма и весьма удивителен. Совсем немногие люди могут свободно охватить большой палец колосса – его пальцы превосходят большую часть статуй. Трещины его прищуренных глаз представляют собой обширные горные пещеры: внутри корпуса хорошо видны огромные серые камни, тяжесть этих камней, по мнению сваявшего статую художника, должна была обеспечить крепость массы. Говорят, он стоил двенадцатилетней работы и триста талантов (древнегреческая денежная единица) – последние были получены от выгодной продажи боевых осадных машин, каковые Дмитрий, сын Антигона, утомлённый продолжительной осадой, оставил перед Родосом».
Благодарные родосцы и воздвигли в честь своего почитаемого бога Аполлона необыкновенной величины статую. На основании указаний Плиния и других древних авторов, современные учёные неоднократно пытались вычислить истинную величину статуи. Предполагая в большом пальце её 5 английских футов и ещё 9 дюймов окружности, выходит, что Колосс должен был иметь 132 фута (что составляет более 40 метров) высоты. Вычисление, произведённое самим Плинием, подтверждает эти размеры. Указательный палец человека в 5 футов плюс 9 дюймов ростом имеет 3 дюйма длины (7.5 см) и составляет двадцать четвёртую часть всего тела. Эта пропорция даёт, по отношению к Колоссу Родосскому, 132 фута. Вычислено также, что статуя, сделанная из бронзы, должна была весить не менее 140 тонн.
Древние писатели (Плиний) не могли ничего сказать о позе Аполлона Родосского. Но впоследствии распространилось мнение, что эта статуя была поставлена при входе в городскую гавань и опиралась ногами на противоположные берега канала, так что корабли на полных парусах проходили между её раздвинутыми ногами. На самом же деле статуя была сооружена со сдвинутыми ногами и стояла на обыкновенном мраморном пьедестале.
Низвергнутый землетрясением спустя пятьдесят шесть лет со времени основания, как сообщает Плиний, Родосский Колосс существовал в этом положении около 900 лет, и лишь в 672 году нашей эры был уничтожен арабами. Судя по византийским источникам, Мориах – один из лейтенантов магометанского калифа Османа Третьего – приказал разбить огромную статую, и её куски продал одному скупщику-еврею, выменявшему на них 600 отличных верблюдов. Так и исчезло это второе по значимости «чудо света».
Опубликовано: 30.9.2013 г.
|
|
|