Стив Харрис:
Мы понимали, что поменять фронтмена - дело не из лёгких, но мы также осознавали, что уже не можем продолжать с Полом. Когда он впервые пришёл в группу, Род Смоллвуд (менеджер) спросил: могут ли с этим парнем в будущем возникнуть проблемы, о которых ему стоит знать. Я ответил: «Честно говоря, у нас может возникнуть проблема с Полом, он зачастую ведет себя неадекватно».
Пол ДиАнно: Ко времени Killers группа стала более техничной. Мне казалось, что в новых песнях недостает былого напора, и я начал терять интерес. Я чувствовал, что могу расстроить остальных своими сомнениями, и я их не высказывал. И это доросло до определенной точки, где я и Стив потеряли взаимопонимание.
Стив Харрис: Мне казалось, что чем успешнее будет группа, тем больше энтузиазма будет у Пола. Но чем крупнее становились Maiden, тем хуже был он.
Род Смоллвуд: Пол подсел на звёздный образ жизни. Я не раз предупреждал его о том, что все должно оставаться под контролем. Я знал, что вывести Maiden из строя могут лишь сами Maiden. Но Пол явно перебарщивал. У него начались проблемы с голосом, он курил, как паровоз, пил брэнди, стал баловаться кокаином и спидами и пропускать концерты.
Стив Харрис: Я не употребляю наркотики, я никогда их не употреблял. Но я не против того, чтобы люди делали то, что им нравится, если это не сказывается на их концертах. А Пол позволял себе запарывать наши выступления.
Пол ДиАнно: Когда начинаешь разрушать себя наркотиками и алкоголем - превращаешься в настоящего придурка. Но я почувствовал облегчение, когда отыграл этот последний концерт.
Последний концерт Iron Maiden с Полом ДиАнно состоялся в клубе Odd Fellows Mansion в Копенгагене 10 сентября 1981 года. Среди зрителей, видевших его последний поклон, был молодой лидер Metallica Ларс Ульрих. Впрочем, Стив пустился на поиски нового вокалиста за несколько недель до того, как ДиАнно указали на дверь. За его спиной был прослушан бывший вокалист Back Street Crawler Терри Слессер, чей пропитой рёв не сильно гармонировал с новым техничным материалом Maiden. Тогда Харрис обратил внимание на напыщенного, ярко одевающегося фронтмена их коллег Samson, уроженца Уорксопа, Брюса Дикинсона по кличке Брюс Брюс.
Брюс Дикинсон: Samson выступали на одной сцене с Maiden всего несколько раз, но я прекрасно знал, что у них очень много поклонников. Я заметил Maiden, когда они разогревали Samson в местечке под названием Music Machine. Пока я смотрел их концерт, у меня по спине пробежали мурашки. То же самое ощущение я ловил в юности, когда слушал Deep Purple In Rock. Помнится, меня осенило: «это же Purple восьмидесятых!» Я смотрел на Пола и думал, что на его месте должен быть я.
Стив Харрис: Samson мне никогда особо не нравились, но я был впечатлен их вокалистом. Я думал, да, у этого парня действительно хороший голос, и он знает, как работать с залом. По правде сказать, его манера пения мне сильно напоминала Иэна Гиллана. Когда отношения с Полом достигли своего предела, он был первым, о ком я подумал. Род не проявлял в его отношении особого энтузиазма.
Род Смоллвуд: Я еще не был знаком с Брюсом, но он мне уже не нравился. Мне казалось, что Брюс Брюс - глупое имя, что та белая шмотка, которую он носил на сцене - реально нелепа, к тому же Samson пару раз вставали на пути у Maiden, а я довольно злопамятный.
Стив Харрис: Мне было плевать. Главное, что у парня был отменный голос. Так что я настоял на своём. Мы организовали поездку в Рёддинг - познакомиться и сделать ему предложение.
Брюс Дикинсон: Род поговорил со мной на фестивале в Реддинге и пригласил меня на прослушивание. Первые слова, что сошли с моих уст, были следующими: «Когда я получу эту работу, а я ее получу, не думайте, что дела будут обстоять также, как с вашим теперешним певцом». Я хотел выступить во всеоружии.
Брюс Дикинсон был официально объявлен новым фронтменом Iron Maiden на сцене Palasport Arena в Болонье, Италия, 26 октября 1981 года. А после убившего немало нервных клеток британского дебюта в клубе Rainbow группа осела в Ист-Энде для записи своего третьего альбома. Декабрьское студийное время в Battery Studios на северо-западе Лондона было проплачено, отсчёт пошёл.
Стив Харрис: Мы находились под сильным давлением. Кроме того, что у нас был новый вокалист, у нас не было ни одной песни. Наш первый альбом, по сути, являлся сборником лучших вещей из тех, что мы исполняли в первые четыре года существования группы. Второй альбом тоже в основном состоял из старых вещей, кроме песен, скажем, четырёх. А когда мы добрались до третьего альбома, уже ничего не осталось. Нам предстояло написать …Beast с нуля. Давление улучшает твои достижения, но приходится пройти через ад, что бы чего-либо достичь.
Эдриан Смит (гитарист): Помнится, я пришел в гости к Стиву - а он, кажется, все еще жил со своей бабушкой - и он наиграл мне свои задумки к Number of the Beast. Я подумал: «Ух ты! Это реально круто. Это действительно что-то новое».
Мартин Бёрч (продюсер): Вступление Брюса в ряды Maiden открыло массу новых возможностей. Мне кажется, что Пол попросту не мог работать со своим вокалом на сложных уровнях, которые хотел исследовать Стив.
Брюс Дикинсон: Это было неплохо, в том плане, что мне не пришлось петь слова, которые написал Пол, или песни, которые Стив написал под него. Мы начали с чистого листа.
Эдриан Смит: Я немного стеснялся показывать группе свои песни. Очень больно сидеть перед товарищами со словами: «Вот моя идея» и ловить на себе их непонимающие взгляды. Но я бы перестал себя уважать, если бы, оставшись в группе, я не вносил свой вклад в написание песен. К счастью, Стиву The Prisoner понравился.
Брюс Дикинсон: The Prisoner родился в репетиционной комнате. Наш барабанщик (Клайв Бёрр) отлучился на чашку чая, а я, будучи неуемным ударником, сел за установку и принялся выстукивать тот простой вступительный бит, а затем Эдриан заиграл свой рифф. Вошёл Стив со словами: «Ого! Чумовой рифф!» И понеслась…
Эдриан Смит: Я написал 22 Acacia Avenue ещё в юности, это одна из моих первых песен. У меня была группа Urchin, и мы играли песню под названием 22. Когда мы писали материал для Number of the Beast, Стив неожиданно подошел ко мне и спросил: «А что за песню вы исполняли с Urchin» И принялся напевать 22. Так эта вещь попала на альбом.
Брюс Дикинсон: Меня все еще сдерживали контрактные обязательства перед Samson: мне было запрещено писать песни, и это дико раздражало. Тем не менее, атмосфера у нас царила крутая.
Мартин Бёрч: При записи Number of the Beast меня преследовало то же ощущение, что и при записи Machine Head Deep Purple. Волшебная атмосфера и ожидание чуда.
Брюс Дикинсон: Для меня, да и для остальных, Мартин Бёрч был настоящим гуру. А наша тусовка напоминала хороший мальчишник. Мы чертовски круто проводили время.
Мартин Бёрч: Помню, что на запись вокального вступления к заглавному треку ушли века. Мы перезаписывали его снова и снова, покуда Брюс не сказал: «У меня сейчас мозг взорвется. Может, мы пойдем дальше и займемся чем-то еще, а потом вернемся к нему?» Но я не позволил ему заниматься чем-либо другим, пока он не добьется идеального интро.
Брюс Дикинсон: Я так разозлился, что стал крушить все в комнате. А когда запись снова пошла, Мартин попросил меня исполнить крик в конце первого куплета. Я ответил: «Вот это с радостью!».
Стив Харрис: Нашей целью было добиться душераздирающего крика, как в песне Won't Get Fooled Again. И это сработало.
Мартин Бёрч: В воскресенье мы работали над песней Number of the Beast, ночь была дождливой, и я врезался в этот фургон. Я заглянул в него, а там сидели порядка дюжины монашек. А затем водитель стал читать по мне молитву. Несколько дней спустя я отвёз свой Range Rover в ремонт, а когда мне выставили счёт, его сумма была ровно 666 фунтов.
Стив Харрис: Многие этому не верят, однако Мартин все же попросил изменить счёт на 667.
Мартин Бёрч: Помнится, когда альбом был закончен, я сказал ребятам: «Это будет настоящая бомба, он полностью изменит вашу карьеру». В нём была вся необходимая магия: чувство, идеи, энергия, исполнение. Мне кажется, их реакцией было: «Что, правда?»
Первым тизером к третьему альбому Maiden стал галопный сингл о Диком Западе Run To The Hills. Он вышел 2 февраля 1982 года до того, как работа над альбомом была окончена, и стал первым синглом Maiden из Тор 10, сразу попав на 7 место британских чартов. Maiden сильно отличались от своих соседей по чартам, и пресса сочла их «сенсационными»; за этим последовало появление группы в Top of the Pops и в анархическом детском утреннем телешоу Tiswas, что привлекло к ним ещё больше внимания. Подобная публичность окупилась с лихвой. Вышедший 29 марта The Number of the Beast сходу оказался на первом месте британского хит-парада.
Стив Харрис: Run To The Hills тоже была написана в этой репетиционной. Я принёс несколько рифов, и мы довели её до ума прямо на месте. Очень спонтанно. Получилось невероятно круто.
Брюс Дикинсон: Мы находились в турне в городке Винтертур в Швейцарии, когда до нас дошла новость о нашем альбоме. В воскресенье утром нам пришла телеграмма: «Ваш альбом занял первую строчку!». Мы такие: «Круто!» Но в тот момент мы толкали 30-местный автобус с целью его завести, поскольку наш водитель посадил аккумулятор.
Стив Харрис: Мы знали, что записали сильный альбом, но этого порой не достаточно. А вот когда твой сингл в десятке, а альбом на первой строчке - дела действительно идут не плохо.
Тур Beast On The Road стартовал 25 февраля 1982 года в Queensway Hall в Данстейбле. Он длился порядка 10 месяцев и состоял из 182 концертов, и именно в турне стали возникать первые трения между серьезным лидером группы Харрисом и его новым вокалистом - наглым и словоохотливым воспитанником публичной школы.
Брюс Дикинсон: Стив и я частенько сталкивались лбами. После первого месяца турне он даже хотел меня уволить.
Род Смоллвуд: Они не редко пытались вытеснить друг друга со сцены.
Стив Харрис: Поначалу я думал, что мне просто кажется. Но на нескольких концертах в начале тура Брюс пытался серьезно меня потеснить. Это делалось как бы в шутку… но было видно, что в его действиях всего лишь доля шутки.
Брюс Дикинсон: Перед вами довольно пассивная группа, за исключением Стива. Он всегда был впереди, всегда стоял по центру сцены. И когда я смотрел на них из зала, я думал: «Хмм, не нравится мне, как это смотрится, это неправильно, там должен стоять вокалист». Так что первым делом я подвинул свои маленькие мониторы к центру сцены, и это встало у него на пути. Стою я, значит, пою, вхожу в грув, и вдруг толчок, а рядом оказывается он и реально отпихивает меня в сторону.
Стив Харрис: Происходила борьба эго. И она заставила меня задуматься, подходим ли мы друг другу. Не знаю, считал ли он, что ему необходимо «пометить» территорию, но этого вовсе не требовалось.
Брюс Дикинсон: Мы были молоды, и нас закинуло в этот невероятный ураган успеха, с чем мы справлялись разными способами. Присоединяясь к успешной группе, ты как будто подписываешь контракт с дьяволом. Тебе обязательно придется за это заплатить, и поделать здесь нечего, разве что надеяться, что цена не будет слишком высока.
|