Сегодня хип-хоп завоевал практически весь цивилизованный и не очень мир. Россия – не исключение. Хотя с первого взгляда может так показаться. Изначально отсутствие идеологической подоплёки у тех, кто стоял у истоков, их размытые цели, общее недоверие к чужеродной культурной экспансии и отсутствие культурного же фундамента не могли не дать искажённое отражение.
Хип-хоп во всём мире есть неотъемлемая часть жизни и деятельности, призма, сквозь которую преломляется искусство и культура каждого народа, давая авангардные решения в различных сферах. Архитектура стиля такова, что он способен вмещать в себя всё и сразу и вместе с этим неминуемо оставаться собой, плюс это доступно практически каждому с непременным условием совершенствоваться в выбранном направлении. Это негласные заповеди, равно как и знание корней (наличие базы "правил игры" – определённой культурно-музыкальной основы). Африка Бамбаата & Ко стремились дать подросткам из типовых многоэтажек в первую очередь надежду и стимул роста вне обывательской системы ценностей. И у них получилось. К концу восьмидесятых это стало настолько очевидно, что наметились тенденции коммерциализации получившегося и, как следствие, взлёт, миллениумный пик, некий спад, подразумевающий новый виток…- самодостаточная индустрия, кипучесть которой постоянно подогревается СМИ всех рангов.
Мы были лишены не только этой захватывающей борьбы за, а в большей степени против, но и всей предшествующей ей истории "чёрной" музыки, которая, так уж сложилось, такова, грубо говоря, вся, за исключением классической и этнической. Превалирующие на нашей сцене ВИА и мэтры были и остаются где-то посередине. Привычная отсылка к русской душе, по всей видимости, не позволяла звукоинженерам той эпохи выводить ритм-секцию на ближний план при мастеринге – это вполне возможное "почему" проблем с реакцией на грув на шестой части суши. Железный занавес пал, но, существуя образно, так же и пал. Мириады имён, самое известное из которых, пожалуй, Джеймс Браун (RIP), рискуют остаться незамеченными для широкого круга слушателей. Хотя скорее незаслуженно рискуют всё же слушатели.
Отсутствие медии – лишь следствие. Причина даже не в том, что рекламодатели пока не готовы размещаться в ней вследствие вымышленной несерьёзности аудитории. Причина в большей степени – в отсутствии единства и организации со стороны активистов. Причина - и в недостатке культовых или хотя бы неоспоримых личностей, своего рода непререкаемых авторитетов – Цой, Майк и БГ подходят на эту роль намного лучше, нежели кто-либо из ключевых фигур жанра, и это боль. Принято утверждать, что причина - в отсутствии постоянных финансовых вливаний, своего радио или телеканала, но это уже больше из разряда оправданий. Причин много, а по сути одна – мы сами. Кто-то зовёт это менталитетом. Время не пришло ещё. Ему спешить некуда.
Ведь хип-хоп такой же показатель развития общества, как и молекулярная физика, например. И нам приходится навёрстывать упущенное, исправлять ошибочно привитые нормы, строить город на песке, да ещё таким образом, что несоблюдение традиций зодчества обрекает мероприятие минимум на долгострой.
Вместе с тем, близкий нам частушечный формат (фристайл под ритм в определённом размере на заданную тему), присущая Руси патетика, богатство и певучесть языковых форм, Пушкин как член семьи, характерная проникновенность и прочие благоприятные факторы способствуют появлению в том числе интересного музыкального материала. Который (как и общий уровень хип-хопа) при всех существующих обстоятельствах медленно, но верно растёт в качестве, несмотря на туманные перспективы.
Ситуация эта не нова, хип-хоп уже на протяжении длительного периода пребывает в подвешенном состоянии – с одной стороны локальное движение налицо, и масса факторов подтверждают это, с другой – качество большинства поделок (или подделок) носит исключительно любительский характер, настолько, что средства вещания избегают попадания его в эфир. Это оказывает влияние и на вполне адекватные проекты, которые не проходят за компанию. Срабатывает стереотип. На отборочный раунд ежегодного эмси-баттла ("рэп-битвы" по определённым правилам) на сайте www.hip-hop.ru прислано почти 4 тысячи аудиофайлов с импровизацией на заданную тему. Это впечатляет, но достойно внимания менее 10%.
Единственное "прогрессивное" радио, позиционировавшееся как имеющее отношение к хип-хоп-арэнби формату, сперва демонстрировало удивительную форму заблуждения, а потом полностью себя дискредитировало некомпетентностью и отсутствием какого-либо интереса к местным носителям культуры, без чего невозможно гармоничное развитие индустрии. Также без желания, профессионализма и знаний. Ни одна мейджор-дистрибьюция не возьмёт даже хороший релиз без pr-истории, а если и возьмёт, вряд ли продаст больше тысячи копий, что в данном случае почти что золото. Досадно, что наличие этой pr-истории обычно едва влияет на объёмы продаж.
Но если бы менеджеры вдруг прозрели и вложились в промо – картина могла бы быть иной. Их тоже можно понять – зачем рисковать, если сборники шансона выходят совсем другими тиражами и не "зависают по складам". При таком раскладе вроде бы должны развиваться независимые лейблы, не ограниченные рамками формата и не отягощённые обязательствами, но и их можно пересчитать по пальцам, а каждый последующий релиз носит печать чуть ли не пирровой победы. Естественно, всё это имеет DIY-статус, магазины если и берут продукцию инди-лейблов то, в связи с обилием подводных камней, без энтузиазма; в специализированных пунктах продаж (точках, которых мало) обычно представлен сравнительно полный спектр наименований, но и они предпочитают работать с много-позиционными каталогами, да и объёмы реализации, в том числе уникальных проектов, довольно скромные, несмотря на, порой, выдающийся уровень. Другой путь для лейбла – интегрироваться в существующий дистрибьюторский картель на их условиях и отчасти потерять контроль над продукцией. Это схема Rap Recordz – одних из столпов выпуска рэп-музыки, за плечами которых более сотни релизов, но даже сам владелец компании Dime не питает иллюзий по поводу качества большей части релизов.
С вечеринками и диджеями похожая стагнация – и тех и других единицы. Еженедельные акции посещаются вяло, а крупные мероприятия – от силы два-три раза в год. Выделить можно лишь Flammable Beats – почти что монополистов хип-хоп и фанк диджеинга. Основной метод аутентичного звуковоспроизведения на дискотеках – винил отечественных исполнителей не производится, практика изготовления в той же Чехии – скорее сувенирного назначения – почти нет диджеев которым почти негде играть. Так теряется ещё одна потенциально доступная популяризационная возможность, принятая повсеместно. Можно и на сиди, конечно, но, в таком случае, можно и дома послушать.
Наши брейкеры регулярно занимают призовые места в международных чемпионатах, с нашим граффити за рубежом хорошо знакомы и ценят его, наш рэп давно уже ничем не уступает средне-мировому, есть и скрэтч-гении, но всё это слабо отражается на развитии культуры в целом. А то чему удалось замаскироваться под что-то другое, более приемлемое определяющим народные потребности, на мгновения промелькнёт в смазанной и отлаженной поп-машине, пройдёт линию конвейера нашего шоу-бизнеса и станет отработанной массой, ждущей следующего шанса.
Тем не менее, когда умирает надежда, крепчает вера, а этого уже нам не занимать. И в чём сила русского хип-хопа – так это в том, что он есть.
Условно, движение и развитие отечественной хип-хоп музыки можно было бы подразделить на три волны: пионеры, продолжатели и последователи.
В первую группу входят матёрые культурообразующие деятели, с именем которых на протяжении долгого времени ассоциировался рэп в нашей стране. Это – естественно - Bad Balance (чей лидер Влад Валов во многом определил вектор становления всей хип-хоп – культуры на её заре) D.O.B. (команда, в которой ещё на английском начинал читать Лигалайз), KTL DLL (если и были в то время наши признанные хиты, то эти парни несомненно причастны к самым актуальным, как и White Hot Ice), Рабы Лампы (заслуженная классика рурэпа, Грюндик - RIP), MD&C Pavlov (выпустивший первый рэп сборник ещё в 1994 году), Дамат (вдохновители легендарной серии компиляций Трэпанация Черэпа), Ритм У (один из наиболее талантливых эмси – Дядя Звонкий – из этой группы), B. People (арбатский брейк данс) и ещё пара имён (внесших не настолько значимый, но, тем не менее, несомненный вклад в историю современной отечественной музыки).
Представители второй – более осознанной волны – исполнители так называемой новой школы, те, кто начинал в середине девяностых и, не завязав, как большинство соратников, пронёс знамя. Их имена на слуху, целевая аудитория следит за релизами, гастроли – периодически. Имеются в виду Каста, ЮГ, Big Black Boots, Смоки Мо, Дабац, Многоточие, Krec, DCMC…В отличие от пионеров они действительно продолжают дело, с тем или иным показателем востребованности, являясь устоявшейся опорой стиля.
Третья ветвь – "современники" очевидного и логичного им подразделения первоисточника на мейнстрим и андерграунд, их творчество – примерный ровесник того момента, когда наша хип-хоп музыка начала потихоньку обретать весомый общественный резонанс и в ней явно выделились течения. Центр, Компакто, Триада, Noize MC, 2H Company…- вот далеко не полный список музыкальных надежд русского хип-хопа. Они уже впитали базис, благо, высокоскоростные соединения делает информацию доступной, знают, что хотят видеть на выходе и более внимательно используют словарный запас.
Следующая волна определённо станет ещё более мощной, ибо двигаться приходится семимильными шагами, и в какой-то момент её гребень, возможно приняв невиданные формы, захлестнёт нацию, давая понять, что это то, с чем придётся считаться. Содержание.
Дабы напоследок предотвратить конфликт версий словарей и переводчиков терминологии, необходимо внести ясность в понятия рэп и хип-хоп. "Рэп – это то, что мы делаем, хип-хоп это то, как мы живём,"- наиболее корректная и ёмкая формула, озвученная KRS-ONE’ом, одним из апологетов культуры.
Рэп – это речитативная техника динамичного рифмования, полная нюансов манера передачи информации, одновременно - стиль музыки с вокальным доминированием на основе повторяющегося отрезка, содержащего сэмплы. Внутри себя рэп делится на подстили (гэнгста, баунс, трускул, хардкор, авангард... уникальность в том, что создать свой "стайл", смешивая лучшее из всех – одна из главных задач рэппера).
Хип-хоп (я пишу без дефиса как символ неделимости) – это всеобъемлющее межнациональное движение, как внешнее, так и внутреннее, направленное на улучшение существующей ситуации, глас народа в творительном падеже (было бы чем). Сужая рамки, получаем сумму четырёх путей: ораторско-певческого (эмси), ловкости рук и вкуса (диджей), танцевально-акробатического (брейк) и художественно-дизайнерского (граффити), в каждом из которых прогресс стремится к бесконечности.
Применительно к музыке в наши дни под хип-хопом понимают андерграунд (независимо-некоммерческий) рэп в пику засилью на экранах фальшивого продукта, кидающего тень на само понятие рэпа и создающего неубедительный образ ролевой модели мачо в бентли, сорящего купюрами в окружении обнажённых красавиц и поющего рэп про это. Но сложно не согласиться с тем, что что-то в такой жизни есть, особенно с точки зрения детей из гетто (которое ближе, чем кажется), воспитывающихся на этом. И если у них встаёт вопрос, то давно (чуть более 30 лет) готов ответ. Давай вайб!
Опубликовано: 26.12.2013 г.
|