В этом месяце исполняется 40 лет самому младшему участнику всемнрно известного квартета «Битлз» гитаристу, композитору и певцу Джорджу Харрисону.
Быстро летит время. Как похожи были друг на друга четыре парня в одинаковых черных пиджаках, с прическами, казавшимися тогда возмутительно длинными. Но год за годом все яснее звучал голос каждого из них и все определеннее была роль, которую каждый из них играл. В Судьба распорядилась с четверкой по-своему. Погиб бунтарь Джон Леннон, преуспевает в музыке и в жизни вечный оптимист Пол Маккартни, закономерно отошел от активной музыкальной деятельности Ринго Старр... Менее других ясен сегодня творческий и человеческий облик Харрисона. Впрочем, так было и раньше.
Вспомним первые записи Харрисона в группе «Битлз». Простые мелодичные гитарные вставки, сопровождающий вокал, две-три не слишком знаменитые песни. На пресс-конференциях блистал остроумием Джон, обаянием - Пол, кольцами с бриллиантами - Ринго. Понадобилось почти десять лет, чтобы песни «Моя гитара тихо плачет», «Что-то», «Вот восходит солнце» открыли нам интересного музыканта и личность. Харрисон прошел путь от увлечения рок-н-роллом через поклонение индийской философии и музыке к ясно определившимся современным своим пристрастиям. В чем они, прежде всего, выражаются? Хорошее представление об этом дает его первый самостоятельный (и сразу тройной) альбом «Все пройдет». Эта пластинка поразила слушателей богатством музыкальных идей и сдержанной скромностью его воплощения. Почти религиозная вера в торжество человеческого духа, стремление к справедливому устройству мира, понимаемому в известной мере наивно, привели его к политически окрашенному выступлению с концертом в пользу многострадального народа Бангладеш. По сей день нет в рок-музыке аналога пластинке с записью этого концерта, где ведущие музыканты мира заявили о своих гражданских чувствах. Размышления о смысле жизни в то же время частенько уводили Харрисона в мистический мир, где соседствовали индийские боги и вполне реальные люди. Неудачами альбомы «Существование в материальном мире», «Темная лошадка», «Обратите внимание» и «33 1/3», конечно, не назовешь. Это успех, но у своего слушателя, с годами становившегося все серьезнее, а может быть, и разочарованнее. Но истинного блеска и творческой фантазии этим работам явно недоставало.
Несколько лет молчания. И все возрастающее у любителей музыки ощущение, что Харрисон сказал все, что мог и хотел.
Но в 1979 году появляется альбом, где старые темы получили новое развитие. А пластинка «Где-то в Англии», выпущенная двумя годами позже, открыла нам нового Харрисона, который, оказывается, следил и за появлением музыки «новой волны», и за увлечением диско-стилем, продолжал возвращать к жизни песни 30-40-х годов, а главное, обрел свежесть, которой ему так долго недоставало.
Эту работу музыканта мы будем помнить еще и потому, что на ней есть замечательная песня «В те далекие годы» - дань памяти Джону Леннону. Помогли осуществить запись бывшие участники ансамбля «Битлз»...
На этом альбоме - искреннее желание переделывать мир и людей с точки зрения идеалов, которыми Харрисон руководствовался всю жизнь. Легко заметить как их безусловный гуманизм, так и политическую наивность.
...Позади дюжина самостоятельных пластинок, но мы не вправе считать, что знаем об этом музыканте и человеке все. Ведь сюрпризы для своих слушателей Джордж Харрисон готовит долго. Но уж коль они появляются, то заставляют думать, говорит», спорить.
В. КОНСТАНТИНОВ, Ю. ПЕТРОВ.
Опубликовано:
23 августа 2014 г.
|