Джордж Харрисон (George Harrison) - известный английский рок-музыкант, певец и композитор. В 1956-1970 гг. - участник ансамбля "Битлз". За Харрисоном "числится" несколько великолепных песен "Битлз" "If I Needed Someone" из альбома "Rubber Soul"; "Taxman" and "Love You To" из "Revolver"; "Within You, Without You" из "Sgt. Pepper" и "While My Guitar Gently Weeps", записанная для "Белого альбома". После распада "Битлз" Харрисон продолжал играть с рок-музыкантами своего поколения - Клэптоном, Линном, Петти, Диланом (проект Travelling Wilburys), организовывал концерты в помощь голодающим в Бангладеш, продюсировал фильмы. В конце шестидесятых уехал в Индию. Он отправился туда со своей первой женой для знакомства с музыкантом Рави Шанкаром. Там научился играть на ситаре и вскоре сделал этот индийский инструмент частью арсенала мировой рок-музыки. Впервые ситар Харрисона прозвучал в 1965 году в альбоме Rubber Soul. В 1978 году он женился во второй раз, у него родился сын, и последние годы перед смертью он наслаждался тем, чего ему не хватало в годы бурной молодости - тихими прелестями частной жизни. Несколько лет Харрисон болел раком, но держался, несмотря на мучительные курсы лечения и постоянные слухи о близкой смерти, мужественно, и с усмешкой повторял, что умирать не собирается.
Источник: "История жизни великих людей"
Мартин Скорсезе приоткрывает завесу тайны над личностью легендарного экс-битла Джорджа Харрисона. Неторопливое биографическое повествование, состоящее, по большей части, из интервью и редких архивных съемок, периодически нарушается драматичными фрагментами. Вдова Джорджа Оливия и Эрик Клэптон раскрывают неизвестные подробности из личной жизни Харрисона.
...После смерти Джорджа Харрисона в ноябре 2001 года, к его вдове Оливии Харрисон поступило несколько предложений от различных кинокомпаний о создании биографической ленты о жизни Харрисона. Однако, Оливия на все эти предложения ответила отказом. Сам Харрисон в своe время высказал ей желание создать документальный фильм на основе материалов из своего личного видеоархива. Создание подобного фильма заинтересовало Мартина Скорсезе. Оливия дала своe добро на участие Скорсезе в проекте, а сама решила выступить в качестве продюсера ленты.
Скорсезе много раз встречался с Харрисоном при жизни и всегда чувствовал интерес к духовным поискам битла. Он сказал в одном из интервью: "Я вырос в католической семье и в юности хотел стать священником. Эта тема никак не оставляет меня. Чем больше мы погружены в материальный мир, тем сильнее в нас стремление найти умиротворение и нужда в том, чтобы не отвлекаться на окружающие нас физические элементы". По словам Скорсезе, Харрисон "всегда пытался найти баланс между материальным и духовным" и его жизнь "была замечательным музыкальным и духовным путешествием".
Джордж Харрисон родился в Ливерпуле в 1943 году и до 1950 года жил с семьей на Арнольд-Гроув. "Мы жили в маленьком двухэтажном доме. Печное отопление, электричества не было. Маленький задний двор, в глубине двора – туалет. В доме было очень холодно", - вспоминает брат Джорджа Харри Харрисон.
Пол Маккартни, с которым Джордж учился в одной школе, рассказывает, что тот был задиристым и ничего не боялся. А еще у него была очень эффектная прическа - огромный кок, зачесанный назад. Именно Маккартни привлек внимание Джона Леннона к Харрисону. "Мы с Джоном немного играли на гитаре, но не умели солировать, - рассказывает Маккартни. - И я сказал, что знаю одного паренька. Правда, он маловат, но играет классно. Джон сказал: "Что ж, приводи"".
По словам самого Джорджа Харрисона, он был самым маленьким в школе, и поначалу Джон Леннон стеснялся, что рядом с ними такой малыш. "Когда я познакомился с Джоном, у него на гитаре было только четыре струны. Джон и не знал, что у гитары шесть струн. Он думал, что так и надо, - рассказывал Джордж. - Мы показали Джону гитарные аккорды ми-мажор, ля-мажор и другие. Моя мама обожала музыку, и она была просто счастлива, когда ребята собирались у нас. А Джон всегда старался удрать из своего дома, потому что его тетка Мими была очень строгая и вечно ставила его в неловкое положение".
В 1960 году группе The Beatles предложили выступать в Гамбурге. "Денег было совсем мало, хватало только на еду. Да и показать-то нам толком было нечего, - вспоминал позже Джордж Харрисон. - Но все остальное было круто. Жить в центре Гамбурга, самого развратного города мира. В 17 лет это очень возбуждало. Все это было так ново. Гангстеры, трансвеститы, проститутки и все такое".
В Гамбурге музыканты познакомились со студентами арт-колледжа Клаусом Форманом и Астрид Кирхгерр. Те услышали их выступление и были потрясены. "Выглядели они странно, как пижоны, - описывает Клаус. - Тогда у них еще не было кожаных прикидов. В кожу они оделись после того, как познакомились с Астрид и со мной – мы тогда так одевались". Музыканты снимали обшарпанный угол на задворках кинотеатра. Астрид поселила четверку музыкантов у себя дома, заботилась о них, готовила им еду.
В августе 1962 года в состав The Beatles вошел Ринго Старр. "Мы как будто чего-то ждали. Мы не могли начать всерьез до тех пор, пока Beatles не будут в полном составе, - говорил позже Джордж Харрисон. - И вот в группу пришел Ринго. Как в фильме, когда персонажа нет на экране, пока не пришло время для его появления".
По словам Ринго, в Харрисоне уживались две противоположности: "одна – полная любви к ближним, другая - резкая и нетерпимая, вечная игра черного с белым".
Постепенно ливерпульская четверка становилась все популярнее. Поначалу это привлекало, но потом стало доставлять определенные неудобства. "Чем знаменитее мы становились, тем больше сближались, - рассказывает Ринго Старр. - Потому что, стоило нам покинуть безопасность своей квартиры, на нас набрасывалась толпа. Все от нас чего-то хотели: говорить с нами, снимать нас - всего на свете. Так что мы предпочитали быть в компании друг друга. Когда мы впервые приехали в Нью-Йорк, в нашем распоряжении был целый этаж в отеле "Плаза". А мы вчетвером заперлись в ванной комнате, просто сидели там, болтали ни о чем, чтобы передохнуть от этого дикого напряжения".
Когда менеджер группы Брайан Эпстайн договорился с Parlophone Records о записи первого альбома, он позвонил ребятам и объявил: "Запись в студии через неделю. Вы должны будете записать альбом". "Мы каждый день сочиняли по песне, в итоге через неделю у нас было семь или восемь песен для записи, - рассказывает Пол Маккартни. - Мы приехали в студию в 10 утра. Джордж и Ринго впервые услышали некоторые из песен только там. Но они такие прекрасные музыканты, что мы с Джоном просто показывали: "Это звучит так, в таком духе". Джордж сходу ловил аккорды. Он их не записывал, а просто запоминал. А Ринго тут же сходу подхватывал ритм и отстукивал".
По словам музыкального продюсера Джорджа Мартина, тогда представлявшего Parlophone, в группе доминировали Пол и Джон, а Джордж еще не проявил себя как автор и был одиночкой. Свою первую песню "Don't Bother Me" Харрисон написал в 1963 году, по его собственным словам, "как упражнение, проверку себя в деле: я думал, что если уж Джон и Пол могут сочинять, то каждый сможет это делать".
В 1965 году во время гастролей по США Джордж познакомился с индийской музыкой и творчеством Рави Шанкара. Харрисон пришел в восхищение от ситара и погрузился в изучение индийской музыки. "Я знаю массу людей, могу познакомиться с кем угодно. Мы были в доме у Элвиса и многих других звезд, встречались с огромным количеством очень хороших людей. Но ни один из них не впечатлил меня по-настоящему, - замечал потом Джордж Харрисон. - Первым таким человеком в моей жизни стал Рави Шанкар, хотя он единственный, кто не пытался меня поразить. Он научил меня очень многому, не говоря ни слова, своим примером".
Приехав в Индию, Джордж, который вырос в католической семье, по его словам, впервые услышал нечто противоположное: "Здесь утверждали, что нельзя верить в то, что ты никогда не испытывал напрямую. И я подумал: "Ого, надо же! Фантастика! Наконец-то я нашел здравомыслящих людей". И мне захотелось познавать это все глубже и глубже".
По мнению Джоан Тейлор, супруги пресс-секретаря The Beatles Дерека Тейлора, "эксперименты Джорджа в расширении сознания с помощью кислоты привели его к пониманию, что он не нуждается в наркотиках. Он знал, что существует критическая точка, перейдя которую уже невозможно двигаться вперед, и что неправильно пытаться достичь цели с помощью химикатов. Он всегда искал истину, а еще искал душевного покоя, потому что вокруг творилось безумие".
Сам Джордж Харрисон позже вспоминал об одном эпизоде в Сан-Франциско в 1967 году. Музыканты The Beatles пришли в район, где собираются хиппи. "По дороге я думал, что увижу потрясное место, где полно прикольных людей цыганского вида, которые делают и продают в симпатичных магазинчиках всякие хипповые сувенирчики, картины и разные поделки, - рассказывал Харрисон. - Но вместо этого я увидел толпы бездельников под кайфом. Многие из них были совсем еще детьми, опустившиеся подростки, убитые кислотой, съехавшиеся со всех концов Америки в эту мекку ЛСД. Мы шли по улице, и я чувствовал, что меня встречают как мессию. Мне стало страшно, я был под зельем и видел лица этих прыщавых юнцов, словно в кривом зеркале. Все они находились под влиянием битломании, но в каком-то извращенном виде. Мы ускорили шаг, прошли через парк туда и обратно и наконец просто решили: "Поехали отсюда". Мы вернулись в аэропорт, сели в самолет, и, как только он взлетел, загорелась панель с надписью "Опасно" прямо перед моими глазами. И в этот момент я осознал, что, на самом деле, означает культ наркотиков. Я понял, что заблуждался, думая, что все эти люди испытывают духовное пробуждение или творческое вдохновение. Это была обыкновенная наркомания. И тогда я решил прекратить принимать эту дурь, то есть ЛСД. Именно тогда я обратился к медитации".
В середине 60-х участники The Beatles прекратили выступать с концертами. Они работали в студии, экспериментировали с музыкальными стилями. Пол Маккартни предложил исполнять композиции от лица вымышленной группы сержанта Пеппера. "Это давало нам больше свободы, - пояснял позже Маккартни. - Смысл был в том, что теперь мы могли делать все, что захотим, поскольку это освободит нас от привычного образа". Так родился альбом "Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band".
В процессе работы над альбомом Харрисон принес продюсеру Джорджу Мартину песню. "Она показалась мне скучноватой, - вспоминает Мартин. - Я сказал: "Джордж, если честно, для этого альбома ты мог бы сделать что-то получше, потому что альбом получается просто сногсшибательный. В нем так много классных моментов. Может, ты пока отложишь эту песню и придумаешь что-то другое?" И он создал "Within You Without You". Эта вещь никоим образом не была коммерческой, она, безусловно, очень интересна. Джордж разбирался в индийской нотописи и системе музыкального общения. Это своего рода ритмический язык. Мы как будто складывали вместе с Джорджем пазл".
В 1967 году умер Брайан Эпстайн. Участники группы The Beatles в это время находились в Индии в лагере медитации Махариши. "Странно, что это случилось именно в тот момент, - размышлял позже Джордж Харрисон. - Мы только начали заниматься медитацией. Кому-то может показаться, что это несущественно. Но, на самом деле, вы сильно меняете жизнь, когда начинаете путешествие в глубину своей души. И то, что Брайан умер именно в тот день, было знаменательно".
"Больше всего на свете он стремился к чистой духовности, - рассказывает о Харрисоне его первая жена Патти Бойд. - Но ему мешало то, что называется реальной жизнью. Однако он был полон любви, это было заложено в его природе. Он был милым, добрым, нежным. Но порой его охватывала ярость, так как он был не удовлетворен тем, что имеет. Словно где-то вдалеке промелькнуло то, что тебе необходимо, но ты не можешь приблизиться к этому, потому что тебя не отпускает нечто земное. Он это отлично сознавал". Больше всего из "земного", по мнению Патти, Джорджа сдерживали "остальные битлы, то, что они создали к этому моменту и продолжали создавать, гигантская империя Apple".
По воспоминаниям Йоко Оно, Джордж Харрисон был человеком неоднозначным: иногда очень милым, а иногда чересчур прямолинейным: "Он выпаливал что-то сразу, не думая, не всегда подбирая слова. Иногда не знаешь, как реагировать. "О боже, он это всерьез?" Мог даже сказать что-то обидное. Но Джон говорил: "Это Джордж. Не обращай внимания". И я привыкла. Он ведь был добрым".
В конце 60-х пути членов группы постепенно стали расходиться. "Я ушел из группы в 1967 году во время записи "Белого альбома", потому что я был в подавленном состоянии, - рассказывает Ринго Старр. - Я искренне ощущал, что играю не слишком хорошо. Я почему-то почувствовал, что играю неважно, а остальные трое отлично ладят. Я подумал, что с этим надо как-то разобраться. Я пришел к Джону (они с Йоко тогда жили в моей квартире) и говорю: "Слушай, старик, знаешь, мне кажется, я стал плохо играть. А вы трое отлично ладите". А он мне: "А мне казалось, это вы трое ладите". Тогда я пошел к Полу, постучался в дверь и сказал ему то же самое: "Вы трое прекрасно ладите" - "А я думал, это вы трое". Тогда я подумал: "Все, к черту. Беру перерыв. Надо развеяться", - и уехал на Сардинию. Когда я вернулся, они мне: "Возвращайся! Мы тебя любим!" и все в таком духе. Джордж даже украсил студию цветами. И знаете, мне было очень приятно".
Харрисон был недоволен тем, что в "Белый альбом" входит мало его песен. "Что-то не складывалось. Мы пытались записать песню, но ничего не получалось. Они не воспринимали ее всерьез. А может, и вовсе не хотели записывать. И как-то вечером я пришел домой и подумал: "Обидно ведь. Я-то знаю, что песня хорошая", - рассказывал он позже. - На следующий день мы с Эриком <Клэптоном> ехали в Лондон, и я спросил: "Чем ты сейчас занимаешься? Может, придешь в студию и подыграешь мне в этой песне?" А он говорит: "Нет, я не могу. Никто еще не участвовал в записях песен Beatles. Ребятам это не понравится". Но я ответил: "Слушай, это моя песня, и я хочу, чтобы играл ты"".
В результате Эрик Клэптон по приглашению Харрисона сыграл на соло-гитаре в песне "While My Guitar Gently Weeps". "Я не виделся с ними несколько лет, и они изменились, - рассказывает Эрик Клэптон. - Эта песня – явное тому подтверждение, она возникла в результате духовных поисков Джорджа и отражала его увлечения мистицизмом. Видеть, как Джон, Джордж и Пол поют вместе, как они раскладывают песню на голоса, как Пол играет, это была просто фантастика!"
|