Джордж Харрисон родился в Ливерпуле, Англия, 25 февраля 1943 года в католической семье Луизы и Харольда Харрисон.Харрисон был младшим, четвёртым ребёнком в семье. У Джорджа была одна сестра, Луиза, родившаяся 16 августа 1931 года, и двое братьев, Харри, родившийся в 1934 году, и Питер, родившийся 20 июля 1940 года. Отец его матери, Джон Френч, был родом из графства Уэксфорд в Ирландии. Он эмигрировал в Ливерпуль и женился на местной девушке.Отец Джорджа, Харольд, сначала работал моряком, но позже, чтобы быть ближе к семье, сменил профессию и стал водителем автобуса. Мать Харрисона работала продавщицей в магазине.
С самого рождения Джорджа и до 1950 года семья Харрисонов проживала по адресу 12 Arnold Grove, в ливерпульском районе Уэйвертри. Это был маленький двухэтажный дом рядовой застройки. Для отопления помещения в зимнее время использовалась печь на каменном угле, а туалет находился во дворе, рядом с курятником. В 1950 году из-за повысившейся арендной платы семья Харрисонов переехала в другой район города, Спек, и поселились по адресу 25 Upton Green.
Сначала Джордж учился в начальной школе Довдэйл, располагавшейся поблизости от Penny Lane. Двумя классами старше в той же школе учился Джон Леннон. Затем Джордж поступил в среднюю школу для мальчиков «Ливерпульский институт», где и обучался в период с 1954 по 1959 год. Там он выделялся среди сверстников, но не способностями и прилежанием, а тем, что носил модные брюки-дудочки, месяцами не стригся и дерзил учителям. Джордж любил сидеть на задней парте и во время уроков делать зарисовки гитар в своих школьных тетрадях. Он вспоминает: «Я очень увлекался гитарами. Когда я услышал об одном парне в школе, который приобрёл акустическую гитару за 3,10 фунта стерлингов, я попросил эту сумму у моей матери и купил себе точно такой же инструмент. Для нас в то время это были большие деньги».
Джордж довольно быстро научился не только брать аккорды, но и исполнять замысловатые пассажи. Харрисон позднее говорил, что наибольшее влияние на него оказали Карл Перкинс,Бо Диддли,Чак Беррии «The Everly Brothers».Благодаря гитаре у Джорджа завязались сперва приятельские, а затем и по-настоящему дружеские отношения с Полом Маккартни, который учился в одной с ним школе.
В 1957 году Джордж основал группу-однодневку «Комбо», а позже, вместе со своим братом Питером и другом Артуром Келли, - скиффл-группу «The Rebels».В марте 1957 года Джон Леннон создал ансамбль «The Quarrymen». Несколько месяцев спустя в его состав был принят Пол Маккартни. Именно Маккартни привлёк внимание Леннона к Харрисону, порекомендовав его как своего друга, умевшего играть песню «Raunchy» на гитаре. Леннон поначалу высказался против принятия Харрисона в ряды ансамбля, ссылаясь на то, что тот был слишком молод.Только когда Харрисону исполнилось 16 лет, его окончательно приняли в группу.Так как Харрисон был моложе Леннона и Маккартни, те, в течение нескольких последующих лет, смотрели на него как на ребёнка.
В 16 лет Харрисон бросил учёбу в школе и какое-то время работал помощником электрика в ливерпульском универмаге «Blacklers».В начале 1959 года группа Леннона сменила название сперва на «The Silver Beetles», а затем на «The Beatles». Музыкальный опыт Харрисона, частью которого были уроки игры на гитаре, взятые у Тони Шеридана, лёг в основу битловского звука и способствовал созданию спокойного, профессионального имиджа Харрисона.
В 1960 году «The Beatles» съездили на гастроли в Шотландию в качестве аккомпанирующего состава певца Джонни Джентла. В том же году им предложили выступать в Гамбурге и Харрисон, бросив свою работу в ливерпульском универмаге, вместе с другими битлами уехал в Германию. Он намеревался несколько лет работать музыкантом, а затем поступить в художественное училище.Первая поездка Харрисона в Гамбург внезапно оборвалась после того, как немецкая полиция депортировала его назад в Англию, обнаружив, что он был несовершеннолетним.
В декабре 1961 года менеджером «The Beatles» стал Брайан Эпстайн, познакомившийся с группой за месяц до этого на её выступлении в «The Cavern Club».Эпстайн изменил облик битлов с рокеров в кожаных куртках на более респектабельный и помог им заключить контракт с компанией звукозаписи «EMI», представив битлов продюсеру Джорджу Мартину. Мартин проявил интерес к группе и захотел увидеть её выступление. Он пригласил квартет на прослушивание в лондонскую студию «Abbey Road» на 6 июня 1962 года. Позднее Мартин говорил в своих интервью, что в тот день не одарённость битлов произвела на него впечатление, а они сами - привлекательные, весёлые и слегка нахальные молодые люди. Когда Мартин спросил, есть ли в студии что-нибудь, что им не понравилось, Харрисон ответил: «Мне не нравится ваш галстук». Джордж Мартин шутку оценил и предложил группе подписать долгожданный контракт на запись.
Первый сингл группы, «Love Me Do» (на котором Харрисон сыграл на гитаре «Gibson J-160E»),вышел в октябре 1962 года и поднялся до 17-й позиции в британских чартах.Ко времени выхода дебютного битловского альбома «Please Please Me» в начале 1963 года, слава группы уже гремела по всей Великобритании, где началось распространение феномена «битломании».
Харрисон первым из битлов посетил США: в сентябре 1963 года он навестил свою сестру Луизу в Бентоне, штат Иллинойс, за 5 месяцев до исторического визита «The Beatles» в Америку и участия группы в «The Ed Sullivan Show».Во время своего пребывания в Америке, Джордж зашёл в крупный музыкальный магазин и обнаружил, что там не было в продаже не только «The Beatles», но и вообще современной британской музыки. По возвращении домой, Харрисон сообщил группе, что с «завоеванием» Америки могут возникнуть сложности.
В то время как Пол Маккартни считался «хорошеньким битлом», а Леннон рассматривался как лидер группы, Харрисон пользовался наибольшей популярностью среди девушек-фанаток. На свой 21 день рождения он получил более 30 000 подарков и поздравительных открыток. На концертах группу часто осыпали мармеладными конфетами («jelly babies»), которые любил Харрисон. В США эти конфеты не продавались, и американские фанаты осыпали битлов более твёрдыми желейными бобами, что вызывало недовольство группы.
Из-за своей манеры поведения и склонности молчать на пресс-конференциях, Харрисон получил прозвище «тихий битл». Но иногда он показывал свою «дикую сторону» и вёл себя необузданно. Однажды в баре Харрисон бросил стаканом в «назойливого» папарацци, пытавшегося сфотографировать его с близкого расстояния.Также как и другие битлы, он нередко острил на интервью. Однажды, когда журналист спросил участников группы, чем они занимаются в номерах отелей между концертами, Харррисон ответил, что они катаются на коньках.
Популярность группы привела не только к успешному туру по США, но и к созданию первого битловского фильма «A Hard Day’s Night», во время съёмок которого Харрисон познакомился со своей будущей женой Пэтти Бойд, игравшей в фильме роль школьницы-битломанки. 12 июня 1965 года королева Великобритании Елизавета II наградила всех четырёх битлов орденами Британской империи, вручив их собственноручно на приёме в Букингемском дворце.
Харрисон поначалу выполнял в группе роль музыканта, настраивающего инструменты ,но ко времени выхода альбома «Rubber Soul», он превратился в музыкального руководителя, пробудив интерес других битлов к фолк-року (в особенности к творчеству группы «The Byrds» и Боба Дилана),и к индийской музыке.Музыкальный вклад Харрисона в творчество группы достиг своего пика на вышедшем в 1966 году альбоме «Revolver», на который попали три композиции Харрисона. Кроме этого, во время создания альбома другие битлы приняли во внимание некоторые его творческие идеи.К 1967 году, когда вышел в свет альбом «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», интересы Харрисона ушли в другом направлении и его вклад состоял всего лишь из одной песни «Within You Without You». В записи этой композиции не принял участия ни один из других битлов,а сама она заметно выделялась среди других песен альбома.
Во время гастролей «The Beatles» по США в 1965 году, друг Джорджа Дэвид Кросби из группы «The Byrds» познакомил его с индийской классической музыкой и творчеством знаменитого ситариста Рави Шанкара.Харрисон пришёл в восхищение от ситара и погрузился в изучение индийской музыки. Позднее, он сыграл ключевую роль в популяризации ситара и индийской музыки на Западе.
Во время гастролей «The Beatles» на Востоке, Харрисон приобрёл ситар и позже сыграл на нём в композиции «Norwegian Wood (This Bird Has Flown)» с альбома «Rubber Soul» став первым западным музыкантом, сыгравшим на ситаре в поп-песне. Харрисон представил Рави Шанкара западной аудитории и посодействовал тому, чтобы Шанкара пригласили участвовать в «Монтрейском поп-фестивале» в июне 1967 года. Рави Шанкар, в свою очередь, начал обучать Харрисона игре на ситаре и индийской музыке.
Во время съёмок фильма «На помощь!» на Багамских Островах, один индуист подарил каждому из битлов по экземпляру книги об индуизме и реинкарнации. Интерес Харрисона к индийской культуре расширился, и он принял индуизм. В промежуток между последними гастролями битлов в 1966 году и началом записи альбома «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», Харрисон вместе со своей женой совершил паломничество в Индию. Там он занялся изучением игры на ситаре, встретился с рядом гуру и посетил святые места индуизма.
В декабре 1966 года Харрисон купил пластинку под названием «Сознание Кришны», которую записал вайшнавский гуру Бхактиведанта Свами Прабхупада со своими учениками в Нью-Йорке. На пластинке, индийский Свами исполнил ведическую мантру Харе Кришна и объяснил её религиозное значение. Харрисон и Леннон начали экспериментировать с практикой «мантра-медитации», воспевая мантру Харе Кришна по несколько часов подряд.
В ранний период «The Beatles» Харрисона вовсе не считали виртуозным гитаристом. Некоторые гитарные исполнения Харрисона были записаны под руководством Маккартни и продюсера Джорджа Мартина, позже признававшегося в «несколько жестоком» отношении к музыканту.Во время первого визита «The Beatles» в США в феврале 1964 года, фирма-производитель гитар «Rickenbacker» преподнесла Харрисону в подарок двенадцатиструнную электрогитару «Rickenbacker 360/12», которая из-за необычного дизайна грифа на первый взгляд казалась шестиструнной. Впоследствии Харрисон часто использовал её в студийных записях группы. К концу 1960-х годов Харрисон получил признание как умелый и очень талантливый соло- и ритм-гитарист.
Во время записи «The White Album» в 1968 году напряжение между участниками ансамбля стало нарастать;разлад между музыкантами стал очевиден во время репетиций для альбома «Let it Be». Разочарованный творческими разногласиями между Ленноном и другими членами группы, а также плохими условиями работы в холодном помещении киностудии, Харрисон 10 января покинул «The Beatles». Однако спустя всего 12 дней, после двух встреч с другими битлами и переговоров, он вернулся в ряды ансамбля.
Во время работы над записью альбома «Abbey Road» отношения между музыкантами заметно улучшились, хотя некоторое напряжение сохранялось. На альбом вошли самые популярные песни Джорджа битловского периода: «Something» и «Here Comes the Sun». «Something» считается одной из лучших песен Харрисона. Она была исполнена и записана Фрэнком Синатрой (который называл её «величайшей песней о любви последних 50 лет», ошибочно приписывая её авторство Леннону и Маккартни) и Элвисом Пресли.
Творческая продуктивность Харрисона всё возрастала. Одновременно с этим ему было трудно убедить других битлов записывать его песни и включать их на альбомы группы. В результате, на момент распада «The Beatles» у Харрисона накопилось большое количество неизданного материала.Когда много лет спустя Харрисона спросили, какую музыку создали бы «The Beatles», если бы группа не распалась, он ответил, что на альбомы ансамбля «попал бы наш сольный материал». Это утверждение Харрисона подтверждается тем фактом, что многие из песен ранних сольных альбомов членов группы впервые были исполнены во время битловских сессий звукозаписи, но так и не были записаны музыкантами совместно.
Последняя сессия звукозаписи Харрисона с «The Beatles» состоялась 4 января 1970 года. Леннон, фактически покинувший группу ранее в сентябре, не принял в ней участия.
Харрисон написал свою первую песню, «Don't Bother Me», в 1963 году, по его собственным словам «чтобы посмотреть, способен ли был я писать песни». В том же году «Don’t Bother Me» появилась на втором битловском альбоме «With the Beatles» и на «Meet the Beatles!» в США в 1964 году. Отрывок из песни также появился в первом битловском фильме «A Hard Day’s Night». Харрисон написал одну песню для следующего альбома «Beatles for Sale»; песня, однако, на альбом так и не попала. Следующими композициями Харрисона были «I Need You» и «You Like Me Too Much» к альбому «Help!».
Харрисон сам исполнял все песни «The Beatles» собственного сочинения. Он также исполнил кавер-версии таких песен, как «Chains» и «Do You Want to Know a Secret» на альбоме «Please Please Me»; «Roll Over Beethoven» и «Devil in Her Heart» на альбоме «With the Beatles»; «I'm Happy Just to Dance with You» на альбоме «A Hard Day’s Night», и «Everybody's Trying to Be My Baby» на альбоме «Beatles for Sale». Качество песен Харрисона со временем значительно улучшилось, но его материал завоевал уважение других битлов только незадолго до распада группы. Так в 1969 году Маккартни сказал Леннону, что «песни Джорджа в этом году по крайней мере также хороши как наши». Позже Харрисон вспоминал, что ему было трудно убедить других битлов записывать его композиции.
Ещё до распада «The Beatles» в 1970 году, Харрисон записал и выпустил два сольных альбома, «Wonderwall Music» (1968) и «Electronic Sound» (1969). Оба альбома, однако, были большей частью инструментальные. «Wonderwall Music», звуковая дорожка к фильму «Wonderwall», был первой сольной пластинкой Джорджа и представлял собой синтез западной и индийской музыки.
Второй сольный альбом Джорджа, «Electronic Sound», вышел 9 мая 1969 года. Он был записан дома и составлен из экспериментальных композиций, исполненных на фантастическом по тем временам инструменте - синтезаторе Роберта Муга.Ни первый, ни второй альбом успеха не имели. Только после распада «The Beatles» Харрисон выпустил свой первый «настоящий» сольный альбом, «All Things Must Pass», который с лихвой компенсировал неудачи первого этапа его сольной карьеры.
В декабре 1968 года Харрисон впервые встретился с учениками Бхактиведанты Свами Прабхупады - группой американских кришнаитов, прибывших в Лондон с целью открыть там первый вайшнавский храм в Великобритании. Летом 1969 года Харрисон выступил продюсером и аранжировщиком альбома «The Radha Krishna Temple» исполненного кришнаитами лондонского храма Радха-Кришны и выпущенного на «Apple Records». В записи альбома также приняли участие Пол и Линда Маккартни. В сентябре 1969 года отдельным синглом вышла композиция «The Hare Krishna Mantra», а в марте 1970 года - «Govindam». Первый из синглов поднялся до 12-го места в британском хит-параде, а второй - до 23-го. В результате, кришнаиты спели мантру Харе Кришна на популярном музыкальном телешоу Би-би-си «Top of the Pops», на которое допускались только те исполнители, чьи композиции попали в 20-ку лучших в британском хит-параде.
В декабре 1969 года Харрисон и Леннон встретились с основателем Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который на несколько недель остановился в поместье Леннона в пригороде Лондона. Вскоре после этого, Харрисон принял вайшнавизм, особенно активно занимаясь духовной практикой джапы (повторением мантры Харе Кришна на чётках). Харрисон сохранил тесную связь с ИСККОН до самой своей смерти.
|