Когда речь заходит о музыкальных коллективах, сделавших наиболее весомый вклад в развитие арт- и прогрессивного рока, то, пожалуй, первое имя, которое приходит на ум или невольно слетает с языка - это именно "Genesis", которые вместе с "Yes", "King Crimson" и еще парочкой команд фактически и положили начало целому жанру. И несмотря на то, что с годами "Genesis" начали все активнее и активнее перебираться на поп-мейнстрим рынок, пока полностью не оторвались от своих исторических корней, влияние их раннего творчества на целое поколение (а то и не на одно!) музыкантов неоспоримо. Так же как и не подвергается сомнению или протесту факт присутствие этого легендарного коллектива в любой рок-энциклопедии.
История GENESIS началась в далеком 1967 году в стенах школы "Chaterhouse", что в английском городке Годелминг. Именно там члены школьной группы "Garden Wall" 15-16-летние вокалист Питер Гэбриэль (Peter Gabriel) и клавишник Тони Бэнкс (Tony Banks) встретившись со своими коллегами: басистом Майклом Ратерфордом (Michael Rutherford) и гитаристом Энтони Филипсом (Anthony Phillips) из недавно распавшейся другой ученической команды ANON, решили создать новую творческую единицу. В качестве барабанщика взяли еще одного экс-"Anon" Криса Стюарта (Chris Stewart), а свежесозданную группу решили назвать "New Anon" - видимо исходя из процентного соотношения ее участников. Впрочем, и за сочинение первых песен группы ответственными были Ратерфорд и Филипс, то есть опять же - бывшие " энонцы".
Музыканты Genesis в 1967 году.
Слева направо: Филипс, Ратерфорд, Бэнкс, Гэбриэль и Крис Стюарт
Эти самые первые песни "New Anon" записали на пленку, которая попала в руки некоего Джонатана Кинга (Jonathan King), звукоинженера и продюсера, а также человека, обладающего тонким чутьем на потенциальные, но до поры до времени скрытые таланты. Проще говоря, Кинг пригласил молодежь к себе на студию по работать над собственным самобытным саундом, а заодно и предложил переименовать группу в "Genesis". Так и поступили, а в декабре 67-го у "Genesis" появилась первая профессиональная запись, с которой не стыдно было отправиться в поисках контракта на выпуск пластинок. Поиск был недолгим и ровно три месяца спустя под маркой Decca Records вышел дебютный сингл "Genesis" "The Silent Sun", а в мае 68-го - второй, "A Winter's Tale". Вскоре после этого Криса Стюарта сменил Джон Сильвер (John Silver), и с приходом нового барабанщика "Genesis" приступили к своей первой серьезной работе - записи долго играющей пластинки "From Genesis To Revelation", которая вышла в марте 1969 года. Кинг хорошо поработал над оркестровым аккомпанементом, до бившись в звучании большого сходства с MOODY BLUES, однако альбом ждал полный провал - не продалось даже и тысячи экземпляров - что стало причиной разрыва контракта с Decca.
В июле 69-го - снова смена барабанщика. На этот раз за ударной установкой оказался Джон Мэйю (John Mayhew), с которым через пару месяцев "Genesis" дали свой первый концерт, а затем приступили к работе над новым альбомом. К этому времени музыканты уже заключили контракт с недавно появившейся Charisma Records, с которой группа уже никогда не расставалась. Осенью 70-го увидел свет второй LP "Genesis" "Trespass", с выходом которого завершилась первая глава в истории группы - во время гастролей у Филипса начались проблемы со здоровьем, из-за чего он был вынужден покинуть группу (позже он занялся сольной карьерой), а вместе с новым гитаристом Гэбриэль, Бэнкс и Ратерфорд решили заодно поискать и нового барабанщика... Таким образом, в 1971 году в составе "Genesis" появились гитарист Стив Хакет (Steve Hackett, ex-"Quiet World") и ударник Фил Коллинз (Phil Collins, ex-"Flaming Youth"), с которыми уже к ноябрю был записан альбом "Nursery Cryme". Вот эту пластинку уже с полным правом можно было назвать первым коммерческим успехом группы. И пусть альбом попал в чарты лишь в Италии (причем сразу в первую двадцатку), это уже был довольно качественный сдвиг в карьере музыкантов. Во время одного из концертов "Nursery Cryme Tour" увлеченный стейдждайвингом Питер Гэбриэль умудрился сломать себе ногу, что косвенным образом сподвигло его к написанию знаменитого 23-минутного эпика "Supper's Ready" - чем еще заниматься будучи закованным в гипс? Сие эпохальное произведение заняло всю вторую сторону четвертого диска "Genesis" "Foxtrot", вышедшего в октябре 72-го. На этот раз "Genesis" попали уже в родной, британский хит-парад, заняв там двенадцатую позицию! А вышедший чуть более полугода спустя концертник "Live" - девятое место! Кстати, именно на тех гастролях Гэбриэль впервые начал облачаться в диковинные костюмы и заполнять паузы между песнями разными мистическими историями, что надолго стало своеобразной торговой маркой как "Genesis", так и самого вокалиста. В октябре 73-го "Genesis" выпустили свой пятый студийный альбом "Selling England By The Pound", куда вошли такие хиты как "I Know What I Like (In Your Wardrobe)" и "Firth of Fifth", прочно занявшие свое место в концертной программе группы вплоть до начала 90-х! С этой пластинкой "Genesis" впервые попали в американский хит-парад, заняв там скромное 70-е место, в британском же списке самых популярных альбомов "Selling England By The Pound" шел третьим номером! Чуть меньше в коммерческом отношении повезло следующему релизу - концептуальному психоделическому творению "The Lamb Lies Down On Broadway" (10-е место в Англии, зато в США - 40-е!), который стал апогеем абстракционного музыкального мышления "Genesis" и, одновременно, апогеем и последней совместной работой "золотого" состава группы.
Музыканты Genesis в 1973 году.
Слева направо: Коллинз, Хакет, Ратерфорд, Гэбриэль и Бэнкс
Вследствие стресса, связанного с тяжелой болезнью новорожденной дочери, а также по ряду творческих причин Питер Гэбриэль принял для себя нелегкое решение оставить группу после окончания очередного турне. Пару лет спустя Гэбриэль вернулся к своей музыкальной карьере, которую небезуспешно продолжает и по сей день - на счету у вокалиста более десяти сольных альбомов и саундтреков, большинство из которых входили в Тор-10 национального британского хит-парада. Искать нового вокалиста не потребовалось - им стал один из оставшихся четверых членов группы, а именно Фил Коллинз, который ранее уже проявлял себя в этом качестве (как ведущий вокалист барабанщик выступил в композиции "For Absent Friends", альбом "Nursery Cryme", и в "More Fool Me" - "Selling England By The Pound"). И первый же альбом, записанный "Genesis" с Коллинзом в новом амплуа -"A Trick Of The Tail", доказал правильность решения группы - пластинка заняла в Англии третье место, в Америке - 31-е.
И, несмотря на то, что тенденция смещения "Genesis" от арт-рока к поп-музыке наметилась с первого же альбома, записанного без Питера Гэбриэля (что естественно!), даже самые преданные поклонники группы с энтузиазмом приняли своих кумиров в новом качестве. Более того, по своему звучанию "A Trick Of The Tail" многими был признан самой прогрессивной и экспериментальной работой группы, а композиция "Dance On A Volcano" впоследствии исполнялась "Genesis" в попурри вместе с песнями гэбриэлевского периода. В самом конце того же года "Genesis" закончили работу над "вторым" альбомом "Wind & Wuthering", который в сущности стал повторением предыдущего диска во всех отношениях.
В студии Фил Коллинз отлично справлялся с двойной нагрузкой, однако когда дело дошло до концертов, стало ясно, что во многих композициях играть столь сложные партии и одно временно петь ему просто не под силу. Таким образом, на гастроли "Genesis" отправились с сессионными ударниками Биллом Брафордом (Bill Bruford, ex-"Yes" и "King Crimson") и Честером Томпсоном (ex-Frank Zappa), хотя и сам Коллинз время от времени брал в руки барабанные палочки. А итогом мирового турне стал двойной концертный альбом "Seconds Out" и уход из группы Стива Хакета, который не сошелся в едином мнении относительно дальнейшего раз вития "Genesis" с Тони Бэнксом и решил заняться сольной карьерой.
"Genesis" и на этот раз решили не искать человека со стороны, а использовать свои внутренние резервы: Фил Коллинз, Тони Бэнкс и Майкл Ратерфорд продолжили как трио. В студии обязанности гитариста взял на себя Ратерфорд, а для концертов нашли Дэррила Стрермера (Darryl Struermer), причем последний играл на гитаре старые вещи группы, а во время исполнения свежего материала менялся местами с Ратерфордом!
Итак, после сокращения кадров в конце 1978 года "Genesis" записали свой очередной альбом "...And Then There Were Three", разительно отличавшийся даже от предыдущего диска - Бэнкс сделал свои синтезаторы едва ли не лидирующим инструментом, тогда как Коллинз с головой окунулся в эксперименты с текстами песен. Тем не менее, и такой "Genesis" нашел своего слушателя - весьма неплохое третье место в родном английском хит-параде и не менее почетное американское 14-е! Тем более, что композицией "Many Too Many" "Genesis" возвестили о начале новой эпохи в своей истории: эпохи романтических песен...
Но прежде чем "Genesis" достигли заветной вершины списка капиталистического соревнования, группа взяла двухлетний отпуск, вызванный стрессом Фила Коллинза, полученным на почве бесконечных семейных ссор, завершившихся первым разводом в его жизни. Остальные же двое решили не терять времени даром и попробовали себя как самостоятельные музыканты. Тони Бэнкс в октябре 79-го выпустил свой первый сольник "A Curious Feeling", даже попавший на 21-е место хит-парада; Ратерфорд превзошел коллегу на целых восемь строчек со своим альбомом "Smallcreep's Day", выпущенным несколькими месяцами позже. Самым последним в сольные артисты "записался" Коллинз - решив, что лучшее лекарство - музыка, Фил тоже начал работу над своим проектом, что получилось у него лучше остальных. Забегая вперед, нужно отметить, что большая половина всех записанных Коллинзом альбомов и синглов достигла первого места, причем по обеим сторонам Атлантики! Достижения, да и сама дискография его коллег куда скромнее (только Ратерфорд со своим проектом THE MECHANICS в 88-м мог дотянуть до второй позиции чарта).
Но, вернемся к "Genesis", которые к весне 80-го подготовили новый альбом "Duke", ставший для них на тот момент самым успешным диском - почетное первое место на родине и 11-е за океаном! Что, впрочем, не удивительно: в новое десятилетие "Genesis" вошли уже как полноправная поп-группа с соответствующим рынком сбыта своей продукции. А следующий релиз - "Abacab", в точности повторивший успех своего предшественника, потушил последнюю искру надежды в сердцах былых фэнов "Genesis" и развеял всяческие сомнения относительно дальнейшего курса группы. Кстати, не позднее чем в этом месте совершенно отпадает надобность упоминать хит-парады: все последующие альбомы "Genesis" (кроме самого последнего, разумеется) в свое время возглавляли британский национальный чарт, в Америке сия цифра каждый раз варьировалась, но не выходила за пределы Тор-10. Итак, в 82-м группа выпускает уже третий концертный и снова двойной альбом "Three Sides Live", а через год - очередной студийный, озаглавленный просто "Genesis", который создавался довольно необычным образом. Музыканты пришли в студию не имея не только ни единой готовой композиции, но и даже каких-то черновых вариантов будущих песен - по сути это был один большой джем-сейшн, из фрагментов которого потом в буквальном смысле и склеили готовый альбом.
Только три года спустя (все это время музыканты занимались своими сольными проектами) выходит следующая пластинка - "Invisible Touch", одноименная композиция из которого впервые занимает первое место в Америке. Далее - снова пауза, на этот раз в пять лет (снова сольные проекты), и - самый успешный и известный самым широким слоям населения альбом "We Can't Dance" с такими хитами как "No Son Of Mine", "Jesus He Knows Me" и, конечно, сама "I Can't Dance". Этот диск - лебединая песня группы... Следующие два года поклонники "Genesis" наслаждались исключительно концертными версиями любимых песен - альбомы "Genesis Live: The Shorts" и "Genesis Live: The Longs", после чего у Коллинза вновь начинаются семейные проблемы (уже со второй женой), которые снова заканчиваются разводом и уходом из группы. Только на этот раз навсегда. После шестилетнего перерыва в сентябре 1997 года под именем "Genesis" Тони Бэнкс и Михаэль Ратерфорд выпускают новый, намного более мрачный чем ранее, альбом "Calling All Stations", записанный с новыми вокалистом Рэем Вилсоном (Ray Wilson, ex-STILSKIN) и барабанщиками Миром Зи (Nir Z) и Ником ДиВирджилио (Nick D'Virgilio). Однако триумфального возвращения не состоялось: альбом получился настолько провальным, что из-за крайне низких продаж диска была отменена американская часть турне.
Тем не менее, в одном из последних интервью Бэнкс заявил, что не видит повода для распада группы, хотя чувствует, что он не за горами.
|