Рок-группа Genesis, новая биография

Кое-что новенькое о рок-группе
G E N E S I S
Рок-энциклопедия

Кое-что новенькое о рок-группе Genesis

Genesis сегодня

Когда речь заходит о музыкальных коллективах, сделавших наиболее весомый вклад в развитие арт- и прогрессивного рока, то, пожалуй, первое имя, которое приходит на ум или невольно слетает с языка - это именно "Genesis", которые вместе с "Yes", "King Crimson" и еще парочкой команд фактически и положили начало целому жанру. И несмотря на то, что с годами "Genesis" начали все активнее и активнее перебираться на поп-мейнстрим рынок, пока полностью не оторвались от своих исторических корней, влияние их раннего творчества на целое поколение (а то и не на одно!) музыкантов неоспоримо. Так же как и не подвергается сомнению или протесту факт присутствие этого легендарного коллектива в любой рок-энциклопедии.



История GENESIS началась в далеком 1967 году в стенах школы "Chaterhouse", что в английском городке Годелминг. Именно там члены школьной группы "Garden Wall" 15-16-летние вокалист Питер Гэбриэль (Peter Gabriel) и клавишник Тони Бэнкс (Tony Banks) встретившись со своими коллегами: басистом Майклом Ратерфордом (Michael Rutherford) и гитаристом Энтони Филипсом (Anthony Phillips) из недавно распавшейся другой ученической команды ANON, решили создать новую творческую единицу. В качестве барабанщика взяли еще одного экс-"Anon" Криса Стюарта (Chris Stewart), а свежесозданную группу решили назвать "New Anon" - видимо исходя из процентного соотношения ее участников. Впрочем, и за сочинение первых песен группы ответственными были Ратерфорд и Филипс, то есть опять же - бывшие " энонцы".

Genesis в "золотом" составе

Музыканты Genesis в 1967 году.
Слева направо: Филипс, Ратерфорд, Бэнкс, Гэбриэль и Крис Стюарт


Эти самые первые песни "New Anon" записали на пленку, которая попала в руки некоего Джонатана Кинга (Jonathan King), звукоинженера и продюсера, а также человека, обладающего тонким чутьем на потенциальные, но до поры до времени скрытые таланты. Проще говоря, Кинг пригласил молодежь к себе на студию по работать над собственным самобытным саундом, а заодно и предложил переименовать группу в "Genesis". Так и поступили, а в декабре 67-го у "Genesis" появилась первая профессиональная запись, с которой не стыдно было отправиться в поисках контракта на выпуск пластинок. Поиск был недолгим и ровно три месяца спустя под маркой Decca Records вышел дебютный сингл "Genesis" "The Silent Sun", а в мае 68-го - второй, "A Winter's Tale". Вскоре после этого Криса Стюарта сменил Джон Сильвер (John Silver), и с приходом нового барабанщика "Genesis" приступили к своей первой серьезной работе - записи долго играющей пластинки "From Genesis To Revelation", которая вышла в марте 1969 года. Кинг хорошо поработал над оркестровым аккомпанементом, до бившись в звучании большого сходства с MOODY BLUES, однако альбом ждал полный провал - не продалось даже и тысячи экземпляров - что стало причиной разрыва контракта с Decca.

В июле 69-го - снова смена барабанщика. На этот раз за ударной установкой оказался Джон Мэйю (John Mayhew), с которым через пару месяцев "Genesis" дали свой первый концерт, а затем приступили к работе над новым альбомом. К этому времени музыканты уже заключили контракт с недавно появившейся Charisma Records, с которой группа уже никогда не расставалась. Осенью 70-го увидел свет второй LP "Genesis" "Trespass", с выходом которого завершилась первая глава в истории группы - во время гастролей у Филипса начались проблемы со здоровьем, из-за чего он был вынужден покинуть группу (позже он занялся сольной карьерой), а вместе с новым гитаристом Гэбриэль, Бэнкс и Ратерфорд решили заодно поискать и нового барабанщика... Таким образом, в 1971 году в составе "Genesis" появились гитарист Стив Хакет (Steve Hackett, ex-"Quiet World") и ударник Фил Коллинз (Phil Collins, ex-"Flaming Youth"), с которыми уже к ноябрю был записан альбом "Nursery Cryme". Вот эту пластинку уже с полным правом можно было назвать первым коммерческим успехом группы. И пусть альбом попал в чарты лишь в Италии (причем сразу в первую двадцатку), это уже был довольно качественный сдвиг в карьере музыкантов. Во время одного из концертов "Nursery Cryme Tour" увлеченный стейдждайвингом Питер Гэбриэль умудрился сломать себе ногу, что косвенным образом сподвигло его к написанию знаменитого 23-минутного эпика "Supper's Ready" - чем еще заниматься будучи закованным в гипс? Сие эпохальное произведение заняло всю вторую сторону четвертого диска "Genesis" "Foxtrot", вышедшего в октябре 72-го. На этот раз "Genesis" попали уже в родной, британский хит-парад, заняв там двенадцатую позицию! А вышедший чуть более полугода спустя концертник "Live" - девятое место! Кстати, именно на тех гастролях Гэбриэль впервые начал облачаться в диковинные костюмы и заполнять паузы между песнями разными мистическими историями, что надолго стало своеобразной торговой маркой как "Genesis", так и самого вокалиста. В октябре 73-го "Genesis" выпустили свой пятый студийный альбом "Selling England By The Pound", куда вошли такие хиты как "I Know What I Like (In Your Wardrobe)" и "Firth of Fifth", прочно занявшие свое место в концертной программе группы вплоть до начала 90-х! С этой пластинкой "Genesis" впервые попали в американский хит-парад, заняв там скромное 70-е место, в британском же списке самых популярных альбомов "Selling England By The Pound" шел третьим номером! Чуть меньше в коммерческом отношении повезло следующему релизу - концептуальному психоделическому творению "The Lamb Lies Down On Broadway" (10-е место в Англии, зато в США - 40-е!), который стал апогеем абстракционного музыкального мышления "Genesis" и, одновременно, апогеем и последней совместной работой "золотого" состава группы.

Genesis в "золотом" составе

Музыканты Genesis в 1973 году.
Слева направо: Коллинз, Хакет, Ратерфорд, Гэбриэль и Бэнкс


Вследствие стресса, связанного с тяжелой болезнью новорожденной дочери, а также по ряду творческих причин Питер Гэбриэль принял для себя нелегкое решение оставить группу после окончания очередного турне. Пару лет спустя Гэбриэль вернулся к своей музыкальной карьере, которую небезуспешно продолжает и по сей день - на счету у вокалиста более десяти сольных альбомов и саундтреков, большинство из которых входили в Тор-10 национального британского хит-парада. Искать нового вокалиста не потребовалось - им стал один из оставшихся четверых членов группы, а именно Фил Коллинз, который ранее уже проявлял себя в этом качестве (как ведущий вокалист барабанщик выступил в композиции "For Absent Friends", альбом "Nursery Cryme", и в "More Fool Me" - "Selling England By The Pound"). И первый же альбом, записанный "Genesis" с Коллинзом в новом амплуа -"A Trick Of The Tail", доказал правильность решения группы - пластинка заняла в Англии третье место, в Америке - 31-е.

И, несмотря на то, что тенденция смещения "Genesis" от арт-рока к поп-музыке наметилась с первого же альбома, записанного без Питера Гэбриэля (что естественно!), даже самые преданные поклонники группы с энтузиазмом приняли своих кумиров в новом качестве. Более того, по своему звучанию "A Trick Of The Tail" многими был признан самой прогрессивной и экспериментальной работой группы, а композиция "Dance On A Volcano" впоследствии исполнялась "Genesis" в попурри вместе с песнями гэбриэлевского периода. В самом конце того же года "Genesis" закончили работу над "вторым" альбомом "Wind & Wuthering", который в сущности стал повторением предыдущего диска во всех отношениях.

В студии Фил Коллинз отлично справлялся с двойной нагрузкой, однако когда дело дошло до концертов, стало ясно, что во многих композициях играть столь сложные партии и одно временно петь ему просто не под силу. Таким образом, на гастроли "Genesis" отправились с сессионными ударниками Биллом Брафордом (Bill Bruford, ex-"Yes" и "King Crimson") и Честером Томпсоном (ex-Frank Zappa), хотя и сам Коллинз время от времени брал в руки барабанные палочки. А итогом мирового турне стал двойной концертный альбом "Seconds Out" и уход из группы Стива Хакета, который не сошелся в едином мнении относительно дальнейшего раз вития "Genesis" с Тони Бэнксом и решил заняться сольной карьерой.

"Genesis" и на этот раз решили не искать человека со стороны, а использовать свои внутренние резервы: Фил Коллинз, Тони Бэнкс и Майкл Ратерфорд продолжили как трио. В студии обязанности гитариста взял на себя Ратерфорд, а для концертов нашли Дэррила Стрермера (Darryl Struermer), причем последний играл на гитаре старые вещи группы, а во время исполнения свежего материала менялся местами с Ратерфордом!

Итак, после сокращения кадров в конце 1978 года "Genesis" записали свой очередной альбом "...And Then There Were Three", разительно отличавшийся даже от предыдущего диска - Бэнкс сделал свои синтезаторы едва ли не лидирующим инструментом, тогда как Коллинз с головой окунулся в эксперименты с текстами песен. Тем не менее, и такой "Genesis" нашел своего слушателя - весьма неплохое третье место в родном английском хит-параде и не менее почетное американское 14-е! Тем более, что композицией "Many Too Many" "Genesis" возвестили о начале новой эпохи в своей истории: эпохи романтических песен...

Но прежде чем "Genesis" достигли заветной вершины списка капиталистического соревнования, группа взяла двухлетний отпуск, вызванный стрессом Фила Коллинза, полученным на почве бесконечных семейных ссор, завершившихся первым разводом в его жизни. Остальные же двое решили не терять времени даром и попробовали себя как самостоятельные музыканты. Тони Бэнкс в октябре 79-го выпустил свой первый сольник "A Curious Feeling", даже попавший на 21-е место хит-парада; Ратерфорд превзошел коллегу на целых восемь строчек со своим альбомом "Smallcreep's Day", выпущенным несколькими месяцами позже. Самым последним в сольные артисты "записался" Коллинз - решив, что лучшее лекарство - музыка, Фил тоже начал работу над своим проектом, что получилось у него лучше остальных. Забегая вперед, нужно отметить, что большая половина всех записанных Коллинзом альбомов и синглов достигла первого места, причем по обеим сторонам Атлантики! Достижения, да и сама дискография его коллег куда скромнее (только Ратерфорд со своим проектом THE MECHANICS в 88-м мог дотянуть до второй позиции чарта).

Но, вернемся к "Genesis", которые к весне 80-го подготовили новый альбом "Duke", ставший для них на тот момент самым успешным диском - почетное первое место на родине и 11-е за океаном! Что, впрочем, не удивительно: в новое десятилетие "Genesis" вошли уже как полноправная поп-группа с соответствующим рынком сбыта своей продукции. А следующий релиз - "Abacab", в точности повторивший успех своего предшественника, потушил последнюю искру надежды в сердцах былых фэнов "Genesis" и развеял всяческие сомнения относительно дальнейшего курса группы. Кстати, не позднее чем в этом месте совершенно отпадает надобность упоминать хит-парады: все последующие альбомы "Genesis" (кроме самого последнего, разумеется) в свое время возглавляли британский национальный чарт, в Америке сия цифра каждый раз варьировалась, но не выходила за пределы Тор-10. Итак, в 82-м группа выпускает уже третий концертный и снова двойной альбом "Three Sides Live", а через год - очередной студийный, озаглавленный просто "Genesis", который создавался довольно необычным образом. Музыканты пришли в студию не имея не только ни единой готовой композиции, но и даже каких-то черновых вариантов будущих песен - по сути это был один большой джем-сейшн, из фрагментов которого потом в буквальном смысле и склеили готовый альбом.

Только три года спустя (все это время музыканты занимались своими сольными проектами) выходит следующая пластинка - "Invisible Touch", одноименная композиция из которого впервые занимает первое место в Америке. Далее - снова пауза, на этот раз в пять лет (снова сольные проекты), и - самый успешный и известный самым широким слоям населения альбом "We Can't Dance" с такими хитами как "No Son Of Mine", "Jesus He Knows Me" и, конечно, сама "I Can't Dance". Этот диск - лебединая песня группы... Следующие два года поклонники "Genesis" наслаждались исключительно концертными версиями любимых песен - альбомы "Genesis Live: The Shorts" и "Genesis Live: The Longs", после чего у Коллинза вновь начинаются семейные проблемы (уже со второй женой), которые снова заканчиваются разводом и уходом из группы. Только на этот раз навсегда. После шестилетнего перерыва в сентябре 1997 года под именем "Genesis" Тони Бэнкс и Михаэль Ратерфорд выпускают новый, намного более мрачный чем ранее, альбом "Calling All Stations", записанный с новыми вокалистом Рэем Вилсоном (Ray Wilson, ex-STILSKIN) и барабанщиками Миром Зи (Nir Z) и Ником ДиВирджилио (Nick D'Virgilio). Однако триумфального возвращения не состоялось: альбом получился настолько провальным, что из-за крайне низких продаж диска была отменена американская часть турне.

Тем не менее, в одном из последних интервью Бэнкс заявил, что не видит повода для распада группы, хотя чувствует, что он не за горами.


Genesis - Michael Rutherford, Phil Collins and Tony Banks

Genesis в расцвете своей карьеры: Michael Rutherford, Phil Collins and Tony Banks


ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ. КОЛЛЕКТИВ ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ
ГАЗЕТА "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ", 1979 г.

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ. ГЕНЕЗИС
ЖУРНАЛ "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ", 1984 г.

УМЕТЬ ВОВРЕМЯ ОТКАЗАТЬСЯ
ЖУРНАЛ "РОВЕСНИК", №3, 1987 г.

ФИЛ КОЛЛИНЗ КОПИТ НА ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ
Газета "Авто", №38, 22-28 сентября 1992 г.

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ GENESIS

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ GENESIS

СБОРНИКИ GENESIS

ДИСКОГРАФИЯ СТИВА ХЭКЕТТА

ДИСКОГРАФИЯ ТОНИ БЭНКСА


поп-арт реклама от группы Genesis


Вернуться в GENESIS

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА