Коллектив из зазеркалья. Газета "Московский комсомолец"

Газета "Московский комсомолец", 19 октября 1979 г.
КОЛЛЕКТИВ ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ
Листая старые страницы
Рок-энциклопедия

Кое-что новенькое о рок-группе Genesis

Что стало с так называемым «прогрессивным роком» в конце 70-х годов? Ушли в небытие «Кинг Кримсон» и «Генератор Ван Дер Граафа», понемногу теряют былой авторитет и популярность «Эмерсон, Лейк и Палмер», «Джетро Талл»: полулетаргическое существование ведут «Пинк Флойд» и «Моди Блюз»; «Оркестр электрического света» процветает - но на ниве коммерческой музыки... Пожалуй, только один ансамбль - «Генезис» из всей этой некогда славной плеяды продолжает не только активно творить, но и пользоваться успехом у публики и уважением критиков. В числе причин такого постоянства можно назвать необыкновенную гибкость музыкальной доктрины «Генезиса» - здесь не только банальная «классика а-ля рок», но и мотивы средневековой музыки, и незамысловатые, вполне годящиеся в шлягеры мелодические линии, а особенно в последнее время элементы современного электронного джаза в духе «Сводки погоды». Другое несомненное достоинство группы - серьезнейшая работа над текстами песен, стремление придать Я каждому сочинению глубокий символический смысл.

Однако главное отличие «Генезиса» от большинства популярных групп - коллективизм. За всю историю «Генезиса» из его рядов ни разу не выдвигался «лидер», диктующий свои музыкальные вкусы, или исполнитель-«звезда», заглушающий все своими виртуозными соло. Все участники ансамбля пишут и музыку, и стихи. На раннем этапе все песни вообще писались сообща - каждый добавлял что-то от себя в общий котел. Вот как Стив Хэкетт, гитарист «Генезиса», недавно покинувший группу, описывает историю написания песни «Наблюдающий за небесами», одной из самых популярных в репертуаре ансамбля: «Текст был написан Майком Резерфордом (бас-гитаристом) и Тони Бэнксом (органистом) в его основу легли впечатления от поездки в Италию... Тони написал и вступление, адажио. Вся ритмическая схема была разработана Филом Коллинзом (ударником), а главную мелодическую тему сочинил певец Питер Гэбриэл». Большая часть композиций «Генезиса» последнего времени - индивидуальные сочинения, однако принцип авторского равноправия остался незыблемым, каждый из музыкантов ансамбля воплощает свои идеи.

С наиболее известным, «классическим» вариантом состава «Генезиса» мы уже мимоходом познакомились. В начале своего существования однако группа выглядела по-иному. Трое друзей-одноклассников из закрытой привилегированной школы Чартерхауз, упомянутые уже выше Питер и Тони, а также гитарист Энтони Филлипс, организовали ансамбль «Садовая изгородь». Несколько позже к нему присоединились М. Резерфорд и ударник Джон Мэйхью. Это было в 1966 году. Группа не распалась и после того, как ее участники закончили школу и поступили кто в университет, кто в художественное училище в родном Лондоне. Было написано несколько десятков песен, и наконец в конце 1968 года ансамбль берет под опеку Джонатан Кинг, тоже бывший выпускник Чартерхауза, ставший известным продюсером, композитором, певцом, владельцем фирмы грамзаписи «Ю.К.» и т. д. Он придумал новое название для группы и записал ее первый альбом. Песни, несшие явный отпечаток влияния «Битлз», звучали очень беспомощно и ни на кого не произвели ни малейшего впечатления. И Кингу, и фирме «Декка» группа показалась бесперспективной, и контракт с ней на следующий год возобновлен не был. Ребятам было по 19 лет. Школьный «командный дух» поддержал ансамбль в эту трудную минуту. Вскоре был подписан контракт с небольшой, ориентированной на неортодоксальный рок, фирмой грамзаписи «Харизма». Собственно, с этого момента и начинается реальная история «Генезиса». «Нарушение границы» - пластинка довольно неровная и сумбурная, однако, на ней в эскизной форме уже проглядывают многие черты зрелого «Генезиса». Была выпущена синглом и имела определенный резонанс песня «Нож» с этого альбома.

«Генезис» прогрессировал стремительно. Наверное, этому способствовали и изменения в составе: на место Мэйхью и Филлипса пришли Фил Коллинз и Стив Хэкетт. Группа начинает активно гастролировать, причем каждый концерт ее обставляется как настоящий театральный спектакль. О «Генезисе» начинают говорить по всей Англии как о талантливом и самобытном ансамбле. Эту репутацию в полной мере подтверждает их следующий диск - «Преступление в детской». Стиль и творческий почерк «Генезиса» уже можно считать полностью сформировавшимся. «Генезис» называют «самой английской из английских групп». Характерный юмор, эксцентризм, склонность к парадоксам, всепроникающая ирония, наконец, роднят творчество «Генезиса» и с английским фольклором, и с литературными традициями этой страны. Особенно часто проводится аналогия с Льюисом Кэроллом. Гротескный, причудливый мир «Алисы в Стране чудес», где тесно переплелись фантасмагория и обыденность, где все полно иносказаний, символического смысла и в целом напоминает изысканную, но веселую интеллектуальную игру, в самом деле очень близок образному строю «Генезиса». Кстати, центральная песня с «Преступления в детской» - остающаяся до сих пор самым популярным номером «Музыкальная шкатулка», была написана по мотивам Кэролла.

Каждый новый альбом группы, очередное концертное турне становятся событием. Популярность «Генезиса» быстро растет и в Англии, и за ее пределами. Все менее сказочной, более острой становится тематика песен. Сюита «Ужин готов» («Фокстрот»), основанная на идее о втором пришествии Иисуса Христа, тонко (и «цинично», как писал один из возмущенных критиков) высмеивает религиозно-мистический бум. «Продажа Англии по фунту» - сатирико-аллегорическая картина общества потребления. Наконец, «Заклание агнца на Бродвее» - сюжетное произведение, вполне конкретное, описывающее жуткое путешествие молодого пуэрториканца по нью-йоркскому «аду», заканчивающееся его гибелью. Злободневная социальная проблематика здесь вышла на первый план, и казалось, что времена адаптаций Кэролла ушли для «Генезиса» в прошлое... Последние диски ансамбля имели уже всемирный успех, а сценическая постановка «Агнца на Бродвее» произвела настоящую сенсацию в музыкальном мире. Пресса единодушно считала, что «Генезис» стоит на пороге трго, чтобы стать самой популярной группой в мире. Среди этого ажиотажа Питер Гэбриэл, актер-вокалист и, бесспорно, самый известный человек в «Генезисе», объявил о своем уходе из группы. Нет, он не собирался тогда делать сольную карьеру или собирать новый состав - просто устал, устал от музыки. И вновь судьба группы висит на волоске. Было прослушано несколько десятков вокалистов - и ни один из них не устроил «Генезис». Тогда место у микрофона занял ударник Фил Коллинз. Голос, манера пения его и Гэбриэла оказались почти идентичными. И публика как будто и не почувствовала замены - популярность «обезглавленного», как поначалу писали критики «Генезиса», не поколебалась и продолжала расти. «Трюк с хвостом», первая пластинка квартета, была названа лучшим альбомом года, а вскоре титула «лучшего ансамбля» удостаивается и сам «Генезис».

Споры о том, выиграл или проиграл «Генезис» от ухода Гэбриэла, ведутся до сих пор. С одной стороны, группа стала собраннее, гибче и разнообразнее в музыкальном отношении. С другой - «Генезис» сделал шаг назад в тематике песен, вернувшись снова к символизму, английскому острословию и абсурдным сюжетам. Поэтический талант Гэбриэла оказался невосполнимым. Все-таки как вокалист Коллинз «не дотягивает» до столь богатого нюансами, драматического и искреннего исполнения, которым славился его предшественник.

Трудности с «арендой» ударников (их в «Генезисе» сменилось уже несколько, в том числе Билл Брафорд из «Иес» (и «Кинг Кримсон») привели к тому, что «Генезис» стал меньше гастролировать. Чтобы не терять время и практиковаться в игре, Фил Коллинз организовал «на стороне» инструментальный ансамбль «Брэнд Икс», ставший сейчас одной из популярнейших джаз-роковых групп Англии.

В 1977 году «Генезис» покинул Стив Хэкетт, он избрал сольную карьеру. Ансамбль остался втроем, но все равно пока не подает признаков распада. Майк Резерфорд взялся исполнять гитарные партии, однако и это временно... Сейчас ансамбль ищет нового гитариста с тем, чтобы после долгого перерыва вновь вернуться к концертной деятельности.

Дискография: «От Сотворения и Откровению» (1969), «На-р вение границы» (1970), «Преступление в детской» (1971), «Фокстрот» (1972), «На концерте» (1973), «Продажа Англии по фунту» (1973), «Заклание агнца на Бродвее» (1974), «Трюк с хвостом» (1976), «Ветер и увядание» (1977), «Секунды на исходе» (1977), «...И тогда их стало трое» (1978).

Сольные альбомы Питера Гэбриэла: «Питер Гэбриэл» (1977), «Гэбриэл» (1978), «Гэбриэл» (1979).

Сольные альбомы Энтони Филлипса: «Гадкий утенок» (1976), «Научен опытом» (1978), «Стороны» (1979).

Сольные альбомы Стива Хэкетта: «Путешествие церковного служки» (1975), «Пожалуйста, не дотрагивайтесь» (1978), «Спектральное утро» (1979).

Альбомы «Брэнд Икс»: «Неортодоксальное поведение» (1976), «Марокканский свиток» (1977), «Поголовье» (1977), «Маски» (1978), «Плод» (1979).


Автор: А. ТРОИЦКИЙ

Опубликовано: 14 июня 2014 г.

Коллектив из зазеркалья. Газета "Московский комсомолец", 19 октября 1979 г.

Оригинал статьи "Коллектив из зазеркалья"


ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ. ГЕНЕЗИС
ЖУРНАЛ "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ", 1984 г.

УМЕТЬ ВОВРЕМЯ ОТКАЗАТЬСЯ
ЖУРНАЛ "РОВЕСНИК", №3, 1987 г.

ФИЛ КОЛЛИНЗ КОПИТ НА ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ
Газета "Авто", №38, 22-28 сентября 1992 г.

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ GENESIS

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ GENESIS

СБОРНИКИ GENESIS

ДИСКОГРАФИЯ СТИВА ХЭКЕТТА

ДИСКОГРАФИЯ ТОНИ БЭНКСА


Коллектив из зазеркалья. Газета Московский комсомолец. Листая старые страницы


Вернуться в GENESIS

Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА