Матиа Базар
MATIA BAZAR ~ 1983
T A N G O
Рок-энциклопедия

Рок-энциклопедия. Tango, 1983, Matia Bazar


Альманах «Рецензент Ру»
№ 12, декабрь 2007 г.


Рецензия на альбом

1983 ГОД ОТКРЫВАЕТ ТАЛАНТЫ:
МАТИА БАЗАР ПРЕДСТАВИЛИ ТАНГО-РОК


Есть музыка, которую в обыденной жизни не встретишь. В самом деле – как, если она редко звучит на радио, её не слушают друзья, а незнакомое имя на магазинной полке не цепляет? Такую музыку или притаскивают упёртые фанаты, или она случайно попадается «на дописи». Советская магнитофонная кассета МК-60 вмещала час музыки – для двух альбомов этого было мало, для одного – много. Обычно брали два альбома и купировали им хвосты, но если хотелось, диск переписывали весь, а на оставшиеся 15 минут писали, что под руку подвернётся. Это и называлось «допись». Я уже забыл, что было на той кассете «в обязательной программе», помню только, друг нахваливал, а я не впечатлился. Кое-как дослушал альбом, потянулся выключить, как вдруг из динамиков зазвучало что-то странное: ломаные ритмы, певучий, «резиновый» бас, труба, и запредельно высокий женский голос. Язык я опознал как итальянский, только на итальянскую эстраду это совершенно не походило! Изумлённый, я раз десять прослушал эти три песенки (четвёртая обрывалась на полуслове) и назавтра примчался к другу. «Что на дописи?!» – закричал я с порога. Друг посмотрел на меня, как на сумасшедшего. «Да дрянь какая-то. А что?» – «Запиши мне!». – «Да нафиг тебе эта пищалка? Я уже и диск сменял».

Однако я не сдавался.

– Как хоть называется-то?

– Альбом – не помню, – был ответ. – А группа – «Матиа Базар».


Приятеля моего вполне можно понять: итальянцы в тот год надоели до тошноты. Всякие там «Феличиты» и «Мамы Марии» вызывали уже не восторг, а смех, неприкасаемыми остались только Челентано и Кутуньо. Казалось, никаких открытий здесь быть уже не может, и вдруг – на тебе... Месяц или два я посвятил поискам этого альбома, а найдя, вторично поразился: пластинка оказалась без царапинки, почти совсем не игранная: такая музыка была народу не нужна. А ещё через полгода «новая волна» накрыла страну. Из динамиков звучали Duran Duran, Мадонна, Secret Service (а из наших – «Форум» и «Банановые острова»), в Парке Горького появились первые брейкеры, и я наконец понял, что играли эти итальянцы. Позже я видел этот диск пару раз в лесу за Камой, на «полянке», где толклись филофонисты; его конверт был здорово истрёпан и протёрся на углах. Я порадовался, ибо эта группа уж точно заслужила свою популярность.

Matia Bazar собрали в 1975 году в Генуе певец Пьеро Каззано и гитарист Карло Маррале. Солисткой стала студентка художественного отделения Академии искусств, пышноволосая миниатюрная брюнетка Антонелла Руджьеро. В те годы она подрабатывала дизайнером, свои работы подписывала именем «Матиа», и под ним же выступала в местных клубах. Так группа получила своё название.

Итальянский рок никогда не был популярен. Дзуккеро, Джанна Наннини – вряд ли вы слышали ещё хоть одно имя. Итальянская эстрада – вообще особый мир со своими традициями и условностями. Например, хорошим тоном там считается выступать в сопровождении эстрадного оркестра, из-за чего все участники того же Сан-Ремо звучат пафосно, минорно и до жути одинаково. Когда тот же Кутуньо вышел на сцену с простой гитарой, Италия была потрясена. В этом плане Matia Bazar повезло больше: их музыка была традиционно мелодичной, вписывалась в эстрадный «формат», и в то же время все инструментальные партии музыканты исполняли и записывали сами. Это была настоящая группа со своим почерком, а не очередное вокальное трио вроде Ricci E Poveri. Очень скоро они записали первый хит и перебрались в Милан, но настоящая популярность к ним пришла на том самом фестивале в Сан-Ремо в 1978 году, где их песня ...E Dirsi Ciao заняла первое место. Дальше карьера группы развивалась по нарастающей. Через некоторое время в их активе было уже несколько хитов, а их символ – лестницу, узнала вся Европа. Однако вскоре группу оставил Каззано, а новый пианист Мауро Заббионе тяготел к британской «новой волне» – это было модно, да и синтезаторы подешевели, и группа резко поменяла ориентацию. Диск 1982 года Berlino, Parigi, Londra стал первой работой группы в электронной стилистике, но настоящим шоком (правильней будет сказать – электрошоком) стал их следующий альбом с простым названием Tango.

Помню, когда я нашёл его, то хлопнул себя по лбу: ну конечно – танго, вот что было третьей составляющей музыки этих странных итальянцев! «Новая волна», вообще-то, была падкой на всякие эксперименты, но в области танго я могу вспомнить только две вещи: знаменитый хит Roxanne группы The Police и Tango in Space (группы, естественно, Space). И в том и в другом случае оригинальный стиль узнаётся с трудом. А вот у Matia Bazar всё лежало на поверхности. Песня Vacanze Romane («Римские каникулы»), которая стала хитом и завоевала специальный приз как самая оригинальная композиция на очередном фестивале в Сан-Ремо, была причудливой смесью эстрады, танго и рока. Включите её – и воображение мгновенно перенесёт вас на знойные улочки белостенной Италии, в декорации старого фильма с Одри Хёпберн и Грегори Пеком. Эта вещица, с её рассыпчатыми барабанами, «поющей» безладовой бас-гитарой, высоким голосом Антонеллы-Матиа и звонкой трубой слегка наивна, зато как восхитительна! Вторая песня на альбоме – Palestina – тоже маленький шедевр. Если «Римские каникулы» наполнены сентиментальным летним солнцем, то «Палестина» – раскалённым зноем пустыни, где звенят верблюжьи колокольцы. Голос певицы здесь звучит агрессивно, напористо, под стать ему гитара: жалящие короткие уколы.

Вообще, звучание группы на этом альбоме мало на кого похоже (вспоминается разве что Japan – басист Сальваторе Стеллита явно копировал стиль Мика Карна). Elettrochoc – ещё один стопроцентный хит. Меня до сих пор заставляет подпрыгивать эта заводная вещица с её электронными ударными и звонкими клавишами. Правда, на третьей минуте, на фоне гитарного проигрыша вдруг возникает короткий распев на непонятном языке, от которого просто мурашки по коже. Я так и не смог понять, что это за язык и что за манера пения. Кто-то мне сказал, что это Турция, но скорее на память приходят голоса наших деревенских бабушек, которые сделала достоянием общественности группа «Иван Купала». Ближе к концу несколько раз звучит какой-то синтетический треск (возможно, тот самый «электрошок»). Замечательная песня! Следующая, с ругательным для русского слуха названием Intellighenzia – снова ироничное медленное танго, а Il Video Sono Io – боевик в восточном стиле с привкусом музыки реггей. Жаль, что они не пригласили живого трубача – его партию играет синтезатор. Scacco Un Po' Matto мне тоже нравится, хотя музыканты явно переборщили со звукоэффектами: если слушать её в наушниках, всё время кажется, будто в левое ухо залез какой-то жучок. А вот следующая песня, Tango Nel Fango – ещё одна нетленка, где Антонелла и Карло поют дуэтом. Изумительная вещь, которой вполне стоило бы завершить альбом, однако после неё идёт ещё одна, I Bambini Di Poi, слегка монотонная, хотя и с очень непростой мелодией. Она уже проходит как-то мимо восприятия и «цепляет» только со второго или третьего прослушивания.


Matia Bazar, Tango, 1983 г. Итальянский виниловый выпуск

Matia Bazar, Tango, 1983, Italia

Matia Bazar, Tango, 1983, Ariston Music


Matia Bazar "Tango. Оригинальный итальянский виниловый выпуск 1983 г. на "Ariston Music".


Эта пластинка сильно выбивается из серой массы прочих итальянцев. Это стопроцентная «волна» – электронные ритмы, много клавишных, вокодер, непонятные звучки и самый минимум гитарных «примочек». (Если вслушаться как следует, становится ясно, у кого училась делать аранжировки, например, наша группа «Форум»). Прекрасные мелодии, аранжировки чуть перегружены электроникой, но, по счастью, осталось много места и для живого звука. Голос Антонеллы просто великолепен и по накалу страстей сравним с лучшими номерами Лайзы Минелли.

По главным песням сняли удачные клипы, для выступлений создали новые декорации и сценографию в стиле русского супрематизма. Это был настоящий триумф. Новый диск Aristocratica также оказался суперуспешным, группа безостановочно гастролировала, побывав во Франции, Германии, Болгарии, Скандинавии, Японии, Канаде, Латинской Америке и... в России. Многие помнят эту хрупкую девушку со взбитыми волосами цвета воронова крыла, в платье с подолом, вырезанным в виде лестницы, с высоким, фантастически красивым голосом...

Увы, но людям свойственно обманываться. Как это ни грустно, все мои любимые диски Matia Bazar приходятся на очень короткий период в почти тридцатилетней карьере этого ансамбля. Года три или четыре Matia Bazar экспериментировали с электроникой, но в 1987 году (на альбоме Melo) вернулись к прежнему звучанию. Однако дальше последовала череда неожиданных потерь, слегка напоминающая историю отечественной группы «Браво». Сперва ушла Антонелла Руджьеро. Перед этим она долгое время провела в Индии, где искала вдохновения и духовного утешения, и сильно поменяла свои взгляды на жизнь и творчество; не последней причиной ухода были и музыкальные разногласия (впоследствии она выпустила несколько сольных дисков и удачно выступала). Ей нашли замену, но что-то важное исчезло, магия группы улетучилась. В 1993 году сольную карьеру решил начать Карло Маррале, а в 1997-м неожиданно скончался Сальваторе Стеллита. Сегодняшние Matia Bazar – практически сольный проект последнего из оригинальных участников, барабанщика Джанкарло Гольци, к которому снова присоединился Пьеро Каззано. Они сменили уже три или четыре вокалистки и до сих пор иногда выступают в Сан-Ремо, даже занимают призовые места... Вот только кому это сегодня интересно?

Если подумать, это грустная история. История о том, как погоня за музыкальной модой позволила группе неожиданно выйти за рамки этой самой моды, стать «чужими среди своих». Их сани вылетели с трассы, и за её пределами открылся целый новый мир, но... Эти несколько альбомов так и остались артефактами: система всё вернула на круги своя. Вряд ли исход мог быть иным: надо быть творцом масштаба Челентано, чтобы ей сопротивляться. Сейчас я понимаю, что с позиций сегодняшнего дня их наивный танго-рок – далеко не шедевр, более того: для меня в их музыке гораздо более ценно ощущение того времени, чем сама музыка. От этого мои восторги многим покажутся чрезмерными. И всё-таки я люблю эту группу и этот альбом.

Особенно этот альбом.


Не знаю, как другие, а я до сих пор дописываю диски. На болванках для CD обычно больше места, чем мне требуется, и если я вижу в фонотеке у друзей что-то странное и незнакомое, прошу записать: вдруг попадётся интересное. Ведь попалось же однажды...

Автор:
Дмитрий Скирюк


Источник:
РЕЦЕНЗЕНТ.RU

Опубликовано:
1 января 2019 г.



ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ "MATIA BAZAR"

PUPO

RICCI E POVERI

ДЖАННИ МОРАНДИ

GIGLIOLA CINQUETTI

AL BANO & ROMINA POWER

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА РАЗДЕЛА "ИТАЛЬЯНСКАЯ ЭСТРАДА"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ПОРТАЛА

КАРТА ПОРТАЛА


Девичьи шалости. Журнал Музыка Высшего Интима

Внимание! Матиа Базар!