Альманах «Рецензент Ру»
№ 12, декабрь 2007 г.
Рецензия на альбом
1983 ГОД ОТКРЫВАЕТ ТАЛАНТЫ:
МАТИА БАЗАР ПРЕДСТАВИЛИ ТАНГО-РОК
Есть музыка, которую в обыденной жизни не встретишь. В самом деле – как, если она редко звучит на радио, её не слушают друзья, а незнакомое имя на магазинной полке не цепляет? Такую музыку или притаскивают упёртые фанаты, или она случайно попадается «на дописи». Советская магнитофонная кассета МК-60 вмещала час музыки – для двух альбомов этого было мало, для одного – много. Обычно брали два альбома и купировали им хвосты, но если хотелось, диск переписывали весь, а на оставшиеся 15 минут писали, что под руку подвернётся. Это и называлось «допись». Я уже забыл, что было на той кассете «в обязательной программе», помню только, друг нахваливал, а я не впечатлился. Кое-как дослушал альбом, потянулся выключить, как вдруг из динамиков зазвучало что-то странное: ломаные ритмы, певучий, «резиновый» бас, труба, и запредельно высокий женский голос. Язык я опознал как итальянский, только на итальянскую эстраду это совершенно не походило! Изумлённый, я раз десять прослушал эти три песенки (четвёртая обрывалась на полуслове) и назавтра примчался к другу. «Что на дописи?!» – закричал я с порога. Друг посмотрел на меня, как на сумасшедшего. «Да дрянь какая-то. А что?» – «Запиши мне!». – «Да нафиг тебе эта пищалка? Я уже и диск сменял».
Однако я не сдавался.
– Как хоть называется-то?
– Альбом – не помню, – был ответ. – А группа – «Матиа Базар».
Приятеля моего вполне можно понять: итальянцы в тот год надоели до тошноты. Всякие там «Феличиты» и «Мамы Марии» вызывали уже не восторг, а смех, неприкасаемыми остались только Челентано и Кутуньо. Казалось, никаких открытий здесь быть уже не может, и вдруг – на тебе... Месяц или два я посвятил поискам этого альбома, а найдя, вторично поразился: пластинка оказалась без царапинки, почти совсем не игранная: такая музыка была народу не нужна. А ещё через полгода «новая волна» накрыла страну. Из динамиков звучали Duran Duran, Мадонна, Secret Service (а из наших – «Форум» и «Банановые острова»), в Парке Горького появились первые брейкеры, и я наконец понял, что играли эти итальянцы. Позже я видел этот диск пару раз в лесу за Камой, на «полянке», где толклись филофонисты; его конверт был здорово истрёпан и протёрся на углах. Я порадовался, ибо эта группа уж точно заслужила свою популярность.
Matia Bazar собрали в 1975 году в Генуе певец Пьеро Каззано и гитарист Карло Маррале. Солисткой стала студентка художественного отделения Академии искусств, пышноволосая миниатюрная брюнетка Антонелла Руджьеро. В те годы она подрабатывала дизайнером, свои работы подписывала именем «Матиа», и под ним же выступала в местных клубах. Так группа получила своё название.
Итальянский рок никогда не был популярен. Дзуккеро, Джанна Наннини – вряд ли вы слышали ещё хоть одно имя. Итальянская эстрада – вообще особый мир со своими традициями и условностями. Например, хорошим тоном там считается выступать в сопровождении эстрадного оркестра, из-за чего все участники того же Сан-Ремо звучат пафосно, минорно и до жути одинаково. Когда тот же Кутуньо вышел на сцену с простой гитарой, Италия была потрясена. В этом плане Matia Bazar повезло больше: их музыка была традиционно мелодичной, вписывалась в эстрадный «формат», и в то же время все инструментальные партии музыканты исполняли и записывали сами. Это была настоящая группа со своим почерком, а не очередное вокальное трио вроде Ricci E Poveri. Очень скоро они записали первый хит и перебрались в Милан, но настоящая популярность к ним пришла на том самом фестивале в Сан-Ремо в 1978 году, где их песня ...E Dirsi Ciao заняла первое место. Дальше карьера группы развивалась по нарастающей. Через некоторое время в их активе было уже несколько хитов, а их символ – лестницу, узнала вся Европа. Однако вскоре группу оставил Каззано, а новый пианист Мауро Заббионе тяготел к британской «новой волне» – это было модно, да и синтезаторы подешевели, и группа резко поменяла ориентацию. Диск 1982 года Berlino, Parigi, Londra стал первой работой группы в электронной стилистике, но настоящим шоком (правильней будет сказать – электрошоком) стал их следующий альбом с простым названием Tango.
Помню, когда я нашёл его, то хлопнул себя по лбу: ну конечно – танго, вот что было третьей составляющей музыки этих странных итальянцев! «Новая волна», вообще-то, была падкой на всякие эксперименты, но в области танго я могу вспомнить только две вещи: знаменитый хит Roxanne группы The Police и Tango in Space (группы, естественно, Space). И в том и в другом случае оригинальный стиль узнаётся с трудом. А вот у Matia Bazar всё лежало на поверхности. Песня Vacanze Romane («Римские каникулы»), которая стала хитом и завоевала специальный приз как самая оригинальная композиция на очередном фестивале в Сан-Ремо, была причудливой смесью эстрады, танго и рока. Включите её – и воображение мгновенно перенесёт вас на знойные улочки белостенной Италии, в декорации старого фильма с Одри Хёпберн и Грегори Пеком. Эта вещица, с её рассыпчатыми барабанами, «поющей» безладовой бас-гитарой, высоким голосом Антонеллы-Матиа и звонкой трубой слегка наивна, зато как восхитительна! Вторая песня на альбоме – Palestina – тоже маленький шедевр. Если «Римские каникулы» наполнены сентиментальным летним солнцем, то «Палестина» – раскалённым зноем пустыни, где звенят верблюжьи колокольцы. Голос певицы здесь звучит агрессивно, напористо, под стать ему гитара: жалящие короткие уколы.
Вообще, звучание группы на этом альбоме мало на кого похоже (вспоминается разве что Japan – басист Сальваторе Стеллита явно копировал стиль Мика Карна). Elettrochoc – ещё один стопроцентный хит. Меня до сих пор заставляет подпрыгивать эта заводная вещица с её электронными ударными и звонкими клавишами. Правда, на третьей минуте, на фоне гитарного проигрыша вдруг возникает короткий распев на непонятном языке, от которого просто мурашки по коже. Я так и не смог понять, что это за язык и что за манера пения. Кто-то мне сказал, что это Турция, но скорее на память приходят голоса наших деревенских бабушек, которые сделала достоянием общественности группа «Иван Купала». Ближе к концу несколько раз звучит какой-то синтетический треск (возможно, тот самый «электрошок»). Замечательная песня! Следующая, с ругательным для русского слуха названием Intellighenzia – снова ироничное медленное танго, а Il Video Sono Io – боевик в восточном стиле с привкусом музыки реггей. Жаль, что они не пригласили живого трубача – его партию играет синтезатор. Scacco Un Po' Matto мне тоже нравится, хотя музыканты явно переборщили со звукоэффектами: если слушать её в наушниках, всё время кажется, будто в левое ухо залез какой-то жучок. А вот следующая песня, Tango Nel Fango – ещё одна нетленка, где Антонелла и Карло поют дуэтом. Изумительная вещь, которой вполне стоило бы завершить альбом, однако после неё идёт ещё одна, I Bambini Di Poi, слегка монотонная, хотя и с очень непростой мелодией. Она уже проходит как-то мимо восприятия и «цепляет» только со второго или третьего прослушивания.
Matia Bazar "Tango. Оригинальный итальянский виниловый выпуск 1983 г. на "Ariston Music".
Эта пластинка сильно выбивается из серой массы прочих итальянцев. Это стопроцентная «волна» – электронные ритмы, много клавишных, вокодер, непонятные звучки и самый минимум гитарных «примочек». (Если вслушаться как следует, становится ясно, у кого училась делать аранжировки, например, наша группа «Форум»). Прекрасные мелодии, аранжировки чуть перегружены электроникой, но, по счастью, осталось много места и для живого звука. Голос Антонеллы просто великолепен и по накалу страстей сравним с лучшими номерами Лайзы Минелли.
По главным песням сняли удачные клипы, для выступлений создали новые декорации и сценографию в стиле русского супрематизма. Это был настоящий триумф. Новый диск Aristocratica также оказался суперуспешным, группа безостановочно гастролировала, побывав во Франции, Германии, Болгарии, Скандинавии, Японии, Канаде, Латинской Америке и... в России. Многие помнят эту хрупкую девушку со взбитыми волосами цвета воронова крыла, в платье с подолом, вырезанным в виде лестницы, с высоким, фантастически красивым голосом...
Увы, но людям свойственно обманываться. Как это ни грустно, все мои любимые диски Matia Bazar приходятся на очень короткий период в почти тридцатилетней карьере этого ансамбля. Года три или четыре Matia Bazar экспериментировали с электроникой, но в 1987 году (на альбоме Melo) вернулись к прежнему звучанию. Однако дальше последовала череда неожиданных потерь, слегка напоминающая историю отечественной группы «Браво». Сперва ушла Антонелла Руджьеро. Перед этим она долгое время провела в Индии, где искала вдохновения и духовного утешения, и сильно поменяла свои взгляды на жизнь и творчество; не последней причиной ухода были и музыкальные разногласия (впоследствии она выпустила несколько сольных дисков и удачно выступала). Ей нашли замену, но что-то важное исчезло, магия группы улетучилась. В 1993 году сольную карьеру решил начать Карло Маррале, а в 1997-м неожиданно скончался Сальваторе Стеллита. Сегодняшние Matia Bazar – практически сольный проект последнего из оригинальных участников, барабанщика Джанкарло Гольци, к которому снова присоединился Пьеро Каззано. Они сменили уже три или четыре вокалистки и до сих пор иногда выступают в Сан-Ремо, даже занимают призовые места... Вот только кому это сегодня интересно?
Если подумать, это грустная история. История о том, как погоня за музыкальной модой позволила группе неожиданно выйти за рамки этой самой моды, стать «чужими среди своих». Их сани вылетели с трассы, и за её пределами открылся целый новый мир, но... Эти несколько альбомов так и остались артефактами: система всё вернула на круги своя. Вряд ли исход мог быть иным: надо быть творцом масштаба Челентано, чтобы ей сопротивляться. Сейчас я понимаю, что с позиций сегодняшнего дня их наивный танго-рок – далеко не шедевр, более того: для меня в их музыке гораздо более ценно ощущение того времени, чем сама музыка. От этого мои восторги многим покажутся чрезмерными. И всё-таки я люблю эту группу и этот альбом.
Особенно этот альбом.
Не знаю, как другие, а я до сих пор дописываю диски. На болванках для CD обычно больше места, чем мне требуется, и если я вижу в фонотеке у друзей что-то странное и незнакомое, прошу записать: вдруг попадётся интересное.
Ведь попалось же однажды...
Автор:
Дмитрий Скирюк
Источник:
РЕЦЕНЗЕНТ.RU
Опубликовано:
1 января 2019 г.
|