Газета "Советская Россия", 12.09.1982 г.
МИФ ОБ ЭЛВИСЕ ПРЕСЛИ. ПРЕДАН ЗАБВЕНИЮ И ВОСКРЕШЁН
Листая старые страницы
Рок-энциклопедия

Миф об Элвисе Пресли - Предан забвению и воскрешен. Советская Россия, 12.09.1982.


ЗА ФАСАДОМ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

16 августа, едва забрезжил рассвет, по всем дорогам, ведущим в Мемфис, потянулись вереницы машин. На обочинах через каждые сто-двести метров стояли группы молодых людей - они голосовали, чтобы «автостопом» добраться до заветной цели 3 тот день заурядный город в штате Теннеси превратился в своеобразную Мекку, и тысячи паломников со всех концов Соединенных Штатов устремились туда.

В чем дело? Почему вдруг Мемфис привлек всеобщее внимание?


...Пять лет назад, 16 августа 1977 года, все телевизионные станции США прервали свои утренние передачи, чтобы сообщить о кончине «суперзвезды» Америки - Элвиса Аарона Пресли. 42-летний «король рок-н-ролла» умер рано утром на пороге ванной комнаты. А уже к полудню репортеры осадили особняк Грейслэнд. Несколько дней они раздували сенсацию, эпилогом которой стали похороны. Толпы поклонников наводнили город иа Миссисипи. Они проводили здесь дни и ночи, распевали пес.ни из репертуара «короля», затевали пьяные драки. Фабриканты музыкального шир потреба развернули бойкую распродажу открыток, плакатов, маек, сумок с изображением кумира. В ход пошли экстравагантные костюмы «а-ля Пресли».

А потом за дело взялись дельцы покрупнее На волне вновь вспыхнувшего интереса к кумиру они начали переиздавать его пластинки, выпускать книги и фильмы, живописующие историю «парня из низов - билетера в кинотеатре, водителя грузовика, ставшего благодаря своему таланту и послушанию мультимиллионером» Была сделана попытка гальванизировать «миф Пресли» и на его примере показать, какими должны быть «стопроцентные американцы».

О Пресли написаны десятки книг. В них на все лады перепевается история, как однажды летним утром 1953 года 18-летний здоровяк и балагур Элвис заглянул по пути с работы в небольшую мемфисскую студию, чтобы за 2 доллара напеть на пластинку песенку - в подарок любимой маме. Эта запись была замечена. Через год Пресли уже подписал первый контракт. А потом... Некий Томас Паркер, который величал себя «полковником», взял Пресли под свое покровительство. А затем в 1955 году продал певца за 40 тысяч долларов «Ар-Си-Эй рекорде», одной из крупнейших в стране фирм звукозаписи.

В действительности же не существовало никакого «полковника Паркера». Имя человека, создавшего миф о Пресли, - Андреас Корнелис ван Куйик. Он - выходец из Голландии. В далекой юности торговал сосисками Потом поступил на службу в колониальные войска, где быстро сделал карьеру. В звании полковника вышел в отставку, поселился в США и стал искать подходящий бизнес Куйик решил торговать, теперь уже не сосисками, а пластинками. И здесь ему подвернулся «жеребенок Пресли» - симпатичный, глуповатый парнишка, едва умевший читать и писать, но желавший прославиться. Опытный Куйик по достоинству оценил «товар». Он создал Пресли «имидж» - образ этакого расфранченного повесы, бонвивана, довольного всем и призывающего в своих песнях «любить и наслаждаться». Этот образ не случайно возник именно во второй половине 50-х годов. Послевоенное поколение американской молодежи социологи на Западе называют «потерянным». Глубокое разочарование охватило тогда молодых людей - вместе с эпохой «благоденствия американской нации» пришла душевная опустошенность, возник ничем не заполненный вакуум в социальной и политической жизни.

В такие периоды идеологи буржуазии всегда стремятся заполнить вакуум - они предлагают молодежи на выбор самых разных кумиров И Элвис Аарон Пресли стал очередным «идолом» Но самое главное - его экстравагантные выходки иа сцене, а также громкий, экспрессивный рок-н-ролл молодежь приняла за форму протеста, и недовольство, бродившее в юных умах, нашло себе выход. Пресли зачислили в «революционеры» Нет ничего удивительного в том, что власть имущие не противились такой его «славе» Для них Элвис оставался «жеребенком», одомашненным «бунтарем», уводившим общественную мысль в дебри музыкальной вакханалии, полупорнографической мистерии. «Пресли расковал сознание молодежи, раскрепостил ее»,- восторженно писали о нем западные газеты. Именно к этому и стремились законодатели идеологической моды в США.

Истинное лицо кумира раскрылось чуть позже, когда рок-н-ролл надоел, и молодежь перестала видеть в нем «форму протеста». Пресли подался в Голливуд, и его новый, экранный образ был совсем не похож на прежний - «взрывоопасный». Элвис переквалифицировался в пламенного возлюбленного «рыцаря без страха и упрека», почти супермена, отстаивающего «идеалы отцов» - те самые идеалы, которые он ниспровергал поначалу. Такая «перелицовка» образа явилась закономерным следствием идеологиче- v ской спекуляции дельцов шоу-бизнеса; молодежь следовала за своим кумиром во всем, она мерила жизнь поступками Пресли, и в конце концов оказалась обманутой. Пошловатые баллады, в которых «король» воспевал «невинные удовольствия», стали гимнами воинствующих обывателей Но их же начали распевать и молодые люди Круг замкнулся Миф оказался жизнеспособнее - реальности Элвис Пресли сыграл первый акт неплохо срежиссированного спектакля, поставленного на сцене жизни проповедниками идей «массовой культуры».

Эта история повторялась не раз. Когда во второй половине 60-х годов возникла молодежная «контркультура», противопоставившая себя масскульту и всколыхнувшая общественное сознание, «миф Пресли» померк. Его образ никак не вязался со студенческими митингами и маршами в защиту гражданских поав обездоленных, демонстра циями протеста против грязной войны во Вьетнаме, дискуссиями о необходимости социальных реформ. Но брожение длилось недолго. Наступил спад, очередной вакуум - и политиканы призвали в строй марионетку. Певец вновь стал выделывать рок-н-ролльные па на сценах Лас-Вегаса, страдая жестокой одышкой, с трудом владея своим 125 килограммовым телом.

Но уже в 1974 году шоу-бизнесмены решили отказаться от его услуг. Они выпестовали новое детише - диско-музыку Она тоже уводила молодежь в мир иллюзий, но делала это напористее, а главное-«современнее», чем Пресли И «короля» вскоре предали забвению... И вот этим летом прозвучал бодрый клич шоу-бизнесменов; «Король умер. Да здравствует король!» 16 августа особняк Пресли, превращенный в «мемориал», был открыт для широкой публики Уплатив 5 долларов, желающие смогли, наконец, проникнуть на «землю благодати» (так переводится Грейслэнд). Момент был выбран не случайно. Диско-музыка Исчерпала твои возможности, панк рок и музыка «новой волны» оказались нежизнеспособными. И тогда дельцы предприняли еше одну попытку раздуть давно лопнувший миф. Почему именно сегодня? После долгих лет онемения молодежь вновь заговорила языком митингов, манифестаций и маршей протеста против Тонки вооружений В стремлении загнать воспрянувшее поколение Америки 80-х в тупик покорности и аполитичности, защитники «устоев и традиций» Запада прибегли к одному из самых испытанных средств.

Не так давно известный американский публицист и биограф Пресли Альберт Голдмэн выпустил объемистый труд в 593 страниц, озаглавленный «Элвис». Он стал самым полным н исчерпывающим сочинением из целой серии подобных. И вот его характеристика творчества Пресли. «Музыкальный выскочка, он был похож на набухшую от воды губку, - пишет автор, - которая впитала всю грязь, оставшуюся в ванной после купания»...


А. МОИСЕЕВ, Ал. НАЛОЕВ.

Опубликовано:
31 октября 2014 г.


Оригинал статьи

Миф об Элвисе Пресли - Предан забвению и воскрешен

Советская Россия, 12.09.1982 г. Рок-энциклопедия



СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ЭЛВИСА ПРЕСЛИ

БИОГРАФИЯ ЭЛВИСА ПРЕСЛИ

КАК ХОРОШО БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ
Журнал "Ровесник", №6, 1976 г.

ЭЛВИС. ЖИЗНЬ ЗА ДВОИХ
Журнал "Биография", №8, август 2009 г.

О ЧЁМ ПЕЛ "ПОЛКОВНИК БЕРРОУЗ"?
Журнал "Ровесник", №6, 1979 г.

СУДЬБА "КОРОЛЯ РОКА"
"Литературная газета", 27 июля 1977 г.

КОНЕЦ ЛЕГЕНДЫ
Газета "Советская культура", 24.02.1978 г.

ПЕРВЫЙ ДИСК ПРЕСЛИ
Газета не опознана, дата публикации неизвестна

ПОСЛЕДНИЕ ИСПЫТАНИЯ ЭЛВИСА ПРЕСЛИ
Газета "Советская культура", 11-1990 г.


Советская Россия, 12.09.1982.


Вернуться в РАЗДЕЛ ELVIS PRESLEY

Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА