Американские издания альбома Emerson, Lake & Palmer, 1970 г.

Американские издания альбома
EMERSON LAKE & PALMER
Atlantic, Cotillion, 1970 г.

Эмерсон, Лейк и Палмер. Супергруппа, своего рода Cream "от арт-рока", пустившая все свои таланты и мастерство в коммерческий оборот. Язык не повернется назвать ELP конъюнктурщиками, но, тем не менее, конформность их работ налицо.

Эмерсон - наверное, самый техничный из всех известных прог-роковых клавишников, настоящий виртуоз с классическим образованием (почти вровень с ним стоят лишь Уэйкман и Мораз; ну, может еще Дон Эйри и Джордан Рудесс из Dream Theater), но при этом несколько ограниченный. Лучше всего ему удается игра на электрооргане и пианино. На Муге он применяет ту же технику игры, что и на Хэммонде, хотя подобная манера исполнения для синтезатора совершенно не подходит. А если брать такие аспекты, как гибкость и стилистическая мобильность, то Эмерсон всухую проигрывает и Дэвиду Стюарту (Egg, Khan, Hatfield And The North), и Джону Ивенсу (Jethro Tull), и даже Дэвиду Синклеру (Caravan, Matching Mole). К тому же, мы не знаем, насколько хорошо Эмерсон чувствует текстуру композиции, так как фоновой игрой он почти никогда не занимался (не царское это дело).

Грег Лейк уже обозначил свои таланты, поработав некоторое время с The Gods (пока его не заменил Глэскок перед записью дебютного альбома) и с King Crimson. Лейк, в общем-то, очень неплохой басист, способный переходить от роковой пульсации к джазовому свингу, и даже вполне сносный гитарист. Но, вот, с вокалом у него иногда получаются неувязки. Насколько я могу судить, Лейк, хоть и обладает весьма приятным голосом, но все же зажат в рамки своего очень узкого вокального диапазона, и то, что худо-бедно еще получалось в студии, на концертах просто никак не шло. Возможно, именно поэтому часть композиций, представленных на концертнике 1974-го года переписана в другой тональности, подстроенной под диапазон Лейка.

Из всех "великих барабанщиков", среди которых чаще всего упоминатся Билл Брафорд, Нил Перт, Пип Пайл, Пол Томпсон и Фил Коллинз, Карл Палмер, на мой взгляд, самый худший. В его игре скорость превалирует над изобретательностью и выдумкой (иногда даже полностью вытесняя их), а расчетливость преобладает над интуицией и импровизацией. Из-за этого игра Палмера выглядит несколько механистично и однообразно. Тем, кому, в целом, нравится манера игры Палмера, рекомендую заценить технику барабанщика Furio Chirico из итальянской арт-роковой группы Arti E Mestieri (у нас переиздавались их первые два альбома - "Tilt" 1974 и "Giro De Valzer Per Domani" 1977). В принципе, обладая очень схожей с Палмером манерой исполнения, Furio, тем не менее, гораздо более искусен и техничен.

Вообще, группу всегда отличала лобовая виртуозность; никто из них не делал ставку на интуицию и спонтанность. Подход к прогрессиву у них весьма старомодный и прямолинейный. Роковой обработкой классики уже занимались и The Nice, и Exception; ELP лишь продолжили эту линию. Собственно, почти ничего по сравнению c The Nice и не изменилось, разве что скоростей поприбавилось, да общая выделка композиций стала ровнее. Как правильно выразился Слынько, "как будто в спортивный автомобиль пересадили более мощный мотор".

Вот такая получилась супергруппа.

Впрочем, несмотря на все свои очевидные минусы и изъяны (у кого их нет?), группу всегда отличало умение профессионально сервировать свои скудноватые композиторские идеи цитатами из классиков, высокотехничной игрой, полифоничным звучанием и великолепной продюсерской работой. Все это уже есть на их дебютном альбоме.

Дебют открывается инструменталом "The Barbarian" - переработкой современной классики, а именно "Аллегро Барбаро" Бела Бартока. Сильно искаженная дисторшеном бас-гитара Лейка, диссонантные пассажи Эмерсона, неистовая игра Палмера - все это служит ярчайшим доказательством зарождения сверхновой. На альбоме выделяются таже хард-роковая "Knife-Edge" с убийственным басом, пружинящим ритмом и грамотно преподнесенной цитатой из Леоша Яначека, а также продолжительная "Take A Pebble" с множеством тем, изящными фортепианными переливами Эмерсона и убедительным вокалом. Лейк вовсю балладит в "Lucky Man" с простецкой, но, черт побери, цепляющей мелодией, и красивым вокальным рефреном. На мой вкус, композиции не помешало бы пианино, которое должно было бы подключиться вместе с басом ко второму куплету. Впрочем, и так неплохо. Даже Палмер порадовал своим очень уместным раскатом в самом конце второго припева.

Несколько затянутая "The Three Fates" начинается не слишком оригинальной органной темой - такую музыку можно услышать на любом органном концерте от исполнителя средней руки. Далее следует череда фортепианных тем, выполненных в классическом духе. Откровенно провалилась затея с псевдоноваторской "Tank" с чересчур затянутым соло Палмера; тут и там всплывают какие-то фрагменты, которые уже "где-то были", постоянно заставляя испытывать ощущение дежа-вю. Ладно там, классика, но кое-где проскакивают заимствования и у современников (например, отчетливо слышны риффы Led Zeppelin).

Как бы там ни было, диск, несмотря на всю свою композиторскую малооригинальность и кое-какие перегибы, звучит свежо и даже как-то актуально. Откровенно радует высокое качество записи и полноценное использование стереопанорамы. И даже несмотря на свой, вроде бы, ограниченный инструментарий, коллектив звучит полифонично, а сам альбом, в противовес своей сероватой обложке, отличается богатой палитрой звучаний. Да и вообще, дебют ELP - хоть и не шедевр, но уже давно признанная классика арт-рока. Чего уж тут.


Написал: Filareth



Emerson, Lake & Palmer 1970, США

Emerson, Lake & Palmer 1970, USA



АЛЬБОМ "ELP" 1970

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ EMERSON, LAKE & PALMER

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ EMERSON, LAKE & PALMER


1970, Emerson, Lake & Palmer

Вернуться в EMERSON, LAKE & PALMER

Вернуться в РОК-МУЗЫКУ