Биография группы
Electric Light Orchestra
Джефф Линн - родился 30 декабря 1947 г. - вокал, гитара, клавишные
Бив Биван - родился 24 ноября 1946 г. - ударные
Ричард Тэнди - родился 26 марта 1948 г. - клавишные
Мик Камински - родился 2 сентября 1951 г. - скрипка
Келли Граукатт - родился 8 сентября 1945 г. - бас-гитара
Мэлвин Гейл - родился 15 января 1952 г. - скрипка
Рой Вуд - родился 8 ноября 1946 г. - бас-гитара, гитара
История этой группы, кажется, едва ли не целиком состоит из мистики, чудес и парадоксов. Да полноте, разве можно назвать это ПРОСТО группой? ELO - это уже Явление, Эпоха, геологический период в истории рок-музыки, галактика, мимо которой ни проехать, ни пройти: Они - одни из немногих, кому удалось пройти по дороге, опасно близкой к пути их коллег и идолов The Beatles, и не быть причисленными к обширной когорте их подражателей. И самим остаться в истории не с одной-двумя песенками, а с целым, созданным ими музыкальным стилем.
Но при этом ELO никогда не была культовой группой. Ее песни не орала под гитары обкурившаяся молодежь, их цитатами не расписывали стены, их плакаты не вешали над кроватью, а некоторые до сих пор успешно путают ее с YELLO и Eloy. Становится обидно, что вполне достойную группу, в достаточной степени повлиявшую на развитие мировой рок-музыки, мало кто действительно знает. Не спорю, песню "Ticket To The Moon", обильно раскручиваемую всеми радиостанциями, слышали все, но это еще ни о чем не говорит. ELO никогда не были "группой одного хита", а их знаменитый лидер, вездесущий господин Линн, незримо присутствует в наиболее известных всему рок-миру альбомах.
Но довольно сантиментов и восхвалений - все одно ELO уже успели и без нас пожать обильный урожай лавровых венков, и к их славе уже ничего не прибавить. А потому давайте-ка просто окинем орлиным взором тот длинный и извилистый путь, по которому торжественно прошествовал в вечность этот коллектив:
...60-е. Девятнадцатилетний житель Бирмингема Джефф Линн, как и большинство таких же, как он, психов без крыши, громоотвода, флюгера и центрального отопления в голове, создает группу IDLE RACE (Фонограмма - BEATLES "Lucy In The Sky With Diamonds" - несмотря на то, что у IDLE RACE вышло 2 альбома, "битлы" более точно укажут, какую музыку они творили - Линн тогда, кроме этих ливерпульцев, мало что воспринимал вообще). В то же время и в том же городе в перспективной арт-мод-группе MOVE, знаменитой своими скрипуче-готическими струнными гармониями и несколькими необычнейшими альбомами конца 60-х, играют гениальный Рой Вуд и барабанщик Бив Биван (Фонограмма - THE MOVE "Your Beautiful Daughter", до колик похожая на PINK FLOYD, которые бросили курить траву, но не перестали искать в траве гномиков, приманивая их на этот раз звуками скрипки).
В 70-м году Линн переходит в MOVE и начинает там петь, потому как Вуд все больше вязнет в инструментально-экспериментальной стороне проекта. С Линном замечательные MOVE многое теряют, но многое и находят. По этим причинам Вуд и Линн решают начать новый проект с названием ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA и на протяжении трех альбомов начала 70-х пытаются найти свое лицо и не ударить им в грязь (самое интересное, что THE MOVE продолжали существовать до 71-го в том же составе, выпустив даже несколько хит-синглов. Конечно, существующие одновременно две разные группы с одними и теми же музыкантами являются абсурдом, поэтому в 71-м MOVE все-таки прикрыли, чтобы не позориться. Но уже тут зародилась крамольная мысль о том, что, возможно, главное в группе - это не определенный состав музыкантов, а неповторимый стиль).
Наконец-то обретя его, группа выдает на-гора хоть и первый, но неплохой LP "The Electric Light Orchestra", хотя сплошное экспериментаторство сделало его не очень легким для восприятия, а бесконечные и виртуозные пассажи обильно заполнявших альбом струнных инструментов делали его скорей каким-то готическим, чем рок-н-ролльным. Одна из наиболее интересных песен этого альбома - "Look At Me Now". Правда, она чем-то очень уж напоминает битловскую "Eleanor Rigby", но равнение на самих BEATLES даже можно немного поощрить, если это привносит некоторую новизну в музыку вообще и не содержит явного плагиата (не пойман - не вор).
Почти одновременно с альбомом было выпущено 2 сингла: "10538 Overture", ставший почему-то популярным только в Англии, и "Roll Over Beethoven", сразу определивший будущую мировую известность молодой группы. Вообще песни Чака Берри перепевали десятки (если не сотни) групп; это, очевидно, было доброй и хорошей рок-н-ролльной традицией, каждая уважающая себя команда считала за честь записать хотя бы одну его песню, пусть и не так здорово, как автор, но все же... ELO же, как дико бы это ни звучало, исполнили ее если не лучше легендарного Берри, то на таком же уровне. Хотя сравнивать такое просто глупо, так как в результате струнной обработки знаменитого рок-н-ролла и "вживления" в него фрагментов 5-й симфонии самого Бетховена ELO создали абсолютно новую композицию, граничащую с шедевром (да простят меня негодующие поклонники Чака Берри и Людвига Ван Бетховена). А сложность состояла в том, что в группе оказалось, как водится, два лидера. Типичный случай, что и говорить. Поэтому по уже сложившейся традиции одному пришлось уйти. Сделал это "отец" группы Рой Вуд, посчитав, что со своей новой группой WIZZARD он добьется большего успеха. Сейчас мы видим, что он все же чего-то недорассчитал. До сих пор странно, что записи такого экстравагантного и талантливого человека остались практически неизвестными широким массам. Итак, ELO возглавил именно Линн, оказавшийся не менее "плодовитым" сочинителем и музыкантом, но стиль группы постепенно терял Вудовское свое начало, уходя от арта к симфо-року. Зато звучания они добились если не неповторимого, то хотя бы уже легко узнаваемого.
На самом деле противостояние Вуда и Линна заключалось не только в проблеме двух лидеров - были же Леннон-МакКартни, в конце концов! - просто Вуд был очень пессимистичен музыкально и эмоционально, посему вел группу по некоему потаенно-мистическому колдовскому пути, ему непременно были нужны темные шаманские тональности, непонятные шорохи и мерцающая загадочность. Жизнелюб Джефф наоборот излучал светлую, понятную и добрую энергию и усиленно пытался делать музыку оптимистичной и не заползающей в потустороннее (кстати, MOVE звучали намного страннее и авангарднее ELO). Ясно, что так продолжаться не могло, и Вуд ушел, видимо, просто из-за того, что в названии группы было слово "свет" - были бы они "Оркестром электрической тьмы", стопроцентно удалился бы мечтатель Джеффи.
На фоне борьбы двух титанов остальные участники группы неизбежно уходили в тень. Но все же скажем пару слов и о них. Итак, понятие ELO объединяло нижеследующую толпу: Roy Wood, Bill Hunt, Hugh McDowell, Jeff Lynne, Bev Bevan, Richard Tandy, Wilf Gibson, Andy Craig, Mike Edwards. А к моменту выхода LP "ELO II" трое из десяти участников группы являлись экс-музыкантами Лондонского симфонического оркестра. Неизменными спутниками Линна оставались лишь Bev Bevan - ударные (хоть и он в 80-х чуток поиграл с BLACK SABBATH), Kelly Groucutt - бас и Richard Tandy - клавишные. А игравший с ELO до 1977 года скрипач с красивым именем Mick Kaminski также не смог преодолеть соблазна создать свою группу, что и сделал, позже выпустив сингл "Clog Dance" (1979 год).
70-е. Группа выпускает замечательные, мелодичные и милые альбомы, где симфонические всплески переплетаются с гитарами так естественно, что всякие современные SCORPIONS с разнообразными оркестрами дружно отправляются пешком под стол, несмотря на почтенный возраст (фонограмма - одна из самых определяющих и революционных песен ELO "Roll Over Beethoven"). Этот "золотой" период творчества группы всем знаком, как собственные зрачки по утрам в зеркале. Талантливый скрипач Мик Камински, клавишник Richard Tandy, всякие прочие знакомые лица, альбом-шедевр "Eldorado", который становится "золотым" - первая рок-симфония в мире (записывали при помощи сорока человек из Лондонского симфонического оркестра), сладостный и экстатический "New World Record" (после него группа стала всемирно известной), оперные арии, сладкие медовые напевы Линна - и Джон Леннон честно признается, что если бы "битлы" не распались, то они бы звучали как ELO.
Третий по счету LP - "On The Third Day" смог прорваться даже в американские хит-парады, хоть и располагался он там на более чем скромной позиции, а сингл "Showdown" занял за океаном целое 53-е место. Зато творению группы под многообещающим названием "Face The Music", увидевшим свет в 1975 году, повезло больше. Америка сдалась и приняла альбом в высшей степени доброжелательно. Песни из него "Evil Woman" и "Strange Magic" вошли уже в двадцатку лучших. Но все-таки вершина творчества истинных классических ELO - альбом "New World Record" 1976 года выпуска. Именно в его девяти песенках (всего-то!) отразились все такие узнаваемые черты "Оркестра электрического света" с максимальной силой и энергией, все новое, что они смогли дать рок-музыке. Начинается альбом уже характерной "увертюрой" (так и написано), сыгранной в лучших симфонических традициях, потом - девять абсолютно разных мелодически и одинаковых по звучанию песен, все - потенциальные хиты, трех-четырех-пяти... (и так чуть ли не до десяти)...-голосый вокал, немыслимые для рока оркестровые инструменты (хотя как сказать? Вот Ian Anderson из JETHRO TULL и на флейте играл, и на балалайке), и в то же время это - отличный, классический, родной и единственно вечный рок-н-ролл - все это смешивается в удивительно цельный при своем дичайшем разнообразии компонентов "коктейль" и монументально завершается затихающими всплесками энергии почти что оперного масштаба и растворяющимися мелодичными воплями Джеффа Линна, увещевающего нас, что ..."I will return...". И правда, в 77-м году Линн наносит новый удар по эмоциям и кошелькам поклонников - всего за три недели он сочиняет кучу песен для двойного альбома "Out Of The Blue". За каких-то два месяца группа эти песни записывает. В итоге получается полное... торжество, божество, радость, счастье и высокие места в хит-парадах - вот не умела эта команда халтурить, просто физически не могла. Добрая половина песен из всех легальных и пиратских "бестов" группы ELO содержала произведения только из этих двух альбомов. Достаточно для примера вспомнить "Telephone Line" (правда, в определенные моменты напоминающую "Hello Goodbye" тех же самых битлов), "Rockaria", "Livin' Thing", "Turn To Stone", "Mr. Bluesky", "Sweet Talkin' Woman". Эти песни слышали практически все. Вообще "электриков", как их фамильярно кличут лирически настроенные поклонники, лучше слушать альбомами, не ограничивая свой кругозор дурацкими сборниками лучших песен, которые хоть и лучше, но не единственные же...
Группа становится единственной в истории, на чьем двойном альбоме было больше четырех песен, попавших в десятку хитов. Турне "Out Of The Blue" нашумело во многом благодаря гигантскому космическому кораблю в роли декорации сцены - в начале шоу он якобы прилетал, а в конце, грохоча, возносился к высшим сферам. Иногда под конец шоу Линн даже незаметно выбегал в толпу - только чтобы посмотреть, как эта махина улетает. "Это было жутко зрелищно, - вспоминал он. - Из него валил дым, все было подсвечено лазерами. Если честно, это не моя идея была. Если уж совсем честно, мне это казалось даже чрезмерным. Но все равно было так весело!"
Конец 70-х. Линн увлекается диско и выпускает странный, но красивый альбом "Discovery", (фонограмма - вкуснейшая "Don't Bring Me Down"). Звучание ELO то ли изменилось, то ли чем-то обогатилось, то ли стало более современным, но "Discovery", хоть и содержал в себе изрядное количество музыки, именуемой "disco" (может, отсюда и название?), был не менее популярным и в консервативной Англии, и в тянущихся к новизне США. Тексты стали понятнее, музыка - проще и жестче, но симфоническое начало стало гораздо меньше ощущаться. Зато поклонники ELO смогли истинно осознать относительно непревзойденный талант Линна как мелодиста и композитора - практически никогда не повторяясь (а это сложно!), он выдавал такие разные и пестрые мелодии, что оставалось только завидовать его бескрайней фантазии и трудоспособности. Сингл "Don't Bring Me Down" уютно и по праву расположился в Америке на 4-м месте хит-парада, в родной Англии - на 3-м. "Shine A Little Love" и "Diary Of Horace Wimp" перемещались туда-сюда по первой десятке чартов, явно наслаждаясь своей популярностью. Некоторые решили, что после такого творческого расцвета группа непременно обязана выдохнуться, распасться и остаться в истории. Действительно, Hugh McDowell, Melvin Gale и Mick Kaminski покинули ELO: Явно пребывая в расстроенных чувствах, Линн опрометчиво соглашается на сотрудничество с Оливией Ньютон-Джон для записи саундтрека к фильму "Xanadu". Результат его раздражает и об альбоме он решает больше не вспоминать, хотя парочка хитов просочилась и тут.
80-е. В 81-м Линн, с оставшимися Bevan, Tandy и Groucutt выпекает просто монументальный альбом "Time", который до сих пор пользуется успехом, который есть у любого меломана и который прочно утвердил Джеффа Линна как одну из весьма влиятельных фигур в истории рок-музыки (звучит "Ticket To The Moon" все рыдают, кто-то умоляет выключить свет). В альбоме присутствуют все стили, в которых пробовали играть ELO: симфо-рок, арт-рок, диско, синтезаторная музыка. "Ticket To The Moon" - величайшая баллада, до сих пор мелькающая в сборниках типа "Super Rock Ballads" (мелочь, а приятно) и пользующая по всякостным "Greatest Hits", хотя она далеко не банальная и не "заезженная", просто очень мелодичная и выразительная, но струнные уже не "живые", а синтезаторные... понятно, что время (time) уже другое, но все равно грустно. "Hold On Tight" - такой же зажигательный рок-н-ролл, как и всегда у ELO... правда, барабаны почему-то электрические, зато клип на эту песню действительно необычный. Тексты все - как обычно, достаточно оригинальные, с уже привычными линновскими шуточками (вообще, надо сказать, Джефф - большой приколист, хотя его остроумие иногда не совсем понятное - смотрите, например, текст "Don't Bring Me Doun", где английское устойчивое выражение "To bring doun" рассматривается буквально... и понимайте как хотите).
Потом начинается чепуха. Участники группы постоянно ссорятся из-за того, кому положено больше денег. Басист Kelly Groucutt решает пойти своим путем и пропадает из поля зрения. Бив решает, что в его жизни мало ужасов, и восполняет этот пробел работой в группе BLACK SABBATH (фонограмма "Paranoid" - я знаю, что в "Субботе" 80-х не Оззи пел, но раз уж повод есть...). Тем не менее, в 83-м ELO выпускают красивый и достаточно попсовый альбом "Secret Messages", после которого стало ясно, что к прежним симфоническим тонкостям Линн с товарищами уже не вернется, посему отличительными качествами ELO остались оригинальнейшая сверхчастотная звукорежиссура, резкий звенящий звук и божественно безупречные мелодии.
85-й год. Группа состоит из трех человек - Джефф, Бив и Ричард. Выходит последний альбом ELO "Balance of Power" (звучит "So Serious", записанная совершенно в стиле PET SHOP BOYS, но очень красивая) и реальность, к сожалению, становится легендой (как правило, этот процесс необратим, но тут получилось нестандартно). В одном из интервью Линн говорит: "ELO - это прошлое. Все кончено, вот и все" (фонограмма - "It's Over", дети плачут, Деда Мороза не существует, гематоген делают из кровищи, жизнь теряет смысл). Песни остались такими же мелодичными, сингл "Calling America" достиг в английском хит-параде 28-го места, и старые, и новые фанаты одинаково отрывались на их концертах, но это были уже не те ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA. От названия следовало остаться лишь слову "Electric", "Light" светил уже не так ярко, а "Orchestra"... все-таки четыре человека даже при наиболее изощренном воображении оркестром не назовешь.
На этом история группы как бы и заканчивается. Можно еще сказать, что они произвели своеобразную тихую революцию в музыке, что Линн остался в наших сердцах как один из величайших ныне живущих композиторов, что многим ELO до сих пор в радость и утешение. Ну, как это принято в статьях про старичков всяких. Но, как бы ни было непривычно, все начинается заново - пусть во многом и символически, а поэтому стоит вдуматься в 15-летний срок отсутствия группы, по большому счету, себя исчерпавшей.
...Первый сольный альбом Линна "The Armchair Theatre" (1990 г.) был очень личным, очень свежим, полным здоровой ностальгии. Послушав, можно (и нужно, кстати) убедиться, что своей популярностью и неповторимостью ELO были обязаны именно Линну. На этом альбоме ему немного помог самовыразиться старый приятель George Harrison, а песня "Blown Away" была сочинена совместно с Томом Петти. Также хочется отметить сногсшибательную и до слез лирическую композицию "Now... You Gone", где Линн выделывает своим пронзительным голосом такие душераздирающие пассажи, что иногда, слушая это, хочется состоять из одних ушей. "Armchair Theatre" напоминал своей мелодичной мягкостью ранние вещи ELO и при этом отличался какой-то умудренной эмоциональностью, из него просто выбрызгивался свет и радость.
Впрочем, выпекание хитов под собственной торговой маркой мистеру Линну наскучило довольно быстро. А потому он решил переквалифицироваться в продюсеры, по привычке делая из всех, кто позволял ему себя продюсировать, натуральных ELO. В особенности он полюбил Тома Петти, хотя Роем Орбисоном, как кумиром детства, тоже не гнушался. Как и другими постаревшими рокерами калибром поменьше - Дейвом Эдмундсом, Делом Шенноном и так далее. После этого Петти на него обиделся, сказав, что ему надоело звучать, как ELO, а Рой Орбисон умер, отчего остальным участникам продвинутого проекта TRAVELLING WILLBURYS (Джордж Харрисон, Боб Дилан, Том Петти и сам Джефф, которые в данном составе выпустили два с половиной великолепных альбома) стало как-то совершенно безразлично, что раньше они тоже звучали, как ELO, и они решили не звучать никак. После продюсирования битловских реанимационных экспериментов "Real Love", "Free As A Bird" и последнего студийного альбома Пола МакКартни (не того, где кавера, а того, где творчество) Линн понял, что все, что он ни делает, безнадежно звучит как ELО, поэтому он решил не делать ничего и в течение 90-х о нем никто ничего не слышал...
|