Deep Purple In Rock - четвертый студийный альбом группы Deep Purple и первый в классическом втором составе - Mark II, выпущенный в июне 1970 компанией Harvest в Европе и Warner Bros. - в Америке и Японии. (Вообще, если считать полностью, Mark II до этого уже выпустил один альбом, но это был не студийный - Concerto for Group and Orchestra). In Rock стал решающим рывком к популярности в карьере Deep Purple. В Штатах, правда, альбомом не прониклись, но на родине группы Deep Purple In Rock задержался в чартах более, чем на год (68 недель!), поднимаясь до 4-го места. В 2000 году британский рок-журнал Q поместил In Rock на 78-е место в своем списке 100 лучших британских альбомов. Американцы (журнал Rolling Stone) так и не прониклись...
Название альбома носит двоякое значение: с одной стороны, Deep Purple (т.е. Темно-Лиловые) в скале, как изображено на конверте, где они амбициозно заменили своими головами знаменитые лики президентов в американском мемориале Рашмор. С другой стороны, - Deep Purple в роке - то есть группа Deep Purple и ее роль в мировом рок-движении. Непреходящая роль, естественно. Как ни переводи, а группа так или иначе отгрохала себе "памятник нерукотворный". Это действительно так, ибо начиная с этого альбома, четко сформировался давно зарождавшийся стиль - хард-рок. Стиль этот более европейский, чем американский, поскольку базировался он не только (и не столько) на черном блюзе, но и на традициях европейской музыки, в том числе классической, которой не чужды были музыканты-виртуозы гитарист Ритчи Блэкмор и органист Джон Лорд. Последний, кстати, в интервью говорил, что название In Rock было взято, чтобы дистанцироваться от прежнего направления группы In Concert.
Любопытный момент: пока Deep Purple делали вторичную, но американскую по духу музыку - по большей части, каверы чернокожего блюза, они имели приличный успех в Штатах, будучи совершенно игнорируемыми у себя на родине. Начав записывать собственный интересный материал, они обрели популярность дома и в Европе, но потеряли ее в США. Возможно, в этом кроется причина меньшего успеха альбома у американской публики, чьи музыкальные вкусы воспитаны больше на чернокожих традициях (блюз, ритм-н-блюз, соул и т.п.). Warner Bros., выпустившая альбом в Америке, учинила самоуправство, вырезав знаменитое какафоническое вступление Speed King и сократив тем самым песню более чем на минуту. То же самое было на японских изданиях. Зато в мексиканском издании наоборот удлинили альбом, вставив первой вещью песню Black Night, которая выпускалась только отдельно, на сингле.
Кстати, о синглах. В то время среди серьезных групп считалось зазорным выпускать синглы. Тон задали Led Zeppelin, когда их легендарный менеджер Питер Грант заявил, что никаких синглов группа выпускать не будет, потому что его музыканты - люди слишком серьезные, чтобы заниматься всякой рекламной чепухой, а их творчество - слишком высокого уровня, чтобы принижать его балаганными выступлениями во всяких попсовых передачах на телевидении, в качестве "особых гостей" среди скучных "форматных" исполнителей. Так зародилось новое для рок-музыки явление AOR - Album Oriented Rock, то есть рок, ориентированный на альбомное мышление. Поэтому Deep Purple, записав альбом, даже не озабочивались выпуском сингла. Однако в их выпускающем лейбле Harvest так не думали и направили группу в студию, сказав - без сингла не возвращаться.
Deep Purple проторчали целый день в студии De Lane Lea, но ничего путного в голову не приходило. Под вечер решили сходить немножко смочить горло в ближайшем пабе Newton Arms. Через пару часов Блэкмору с Лордом удалось "раскачаться", так что вернувшись в студию, они выдали основной рифф новой песни. Если честно, этот рифф обыгрывал старую композицию Рики Нельсона Summertime, а еще перекликался с "гаражным" хитом We Ain't Got Nothing Yet 1966 года американской группы Blues Magoos. Темп, со всеми его сменами, взяли из рок-гимна On the Road Again группы Canned Heat. Гиллан с Гловером быстро положили на эту мешанину свой текст. Музыканты отнеслись к состряпанной вещи пренебрежительно, считая, мол сойдет для обратной стороны сингла, однако менеджеры Тони Эдвардс и Джон Колетта, услышав Black Night, сказали, что сингл готов.
После выпуска сингла, в серьезных рок-тусовках заговорили о "продажности" Deep Purple - это было самое тяжкое обвинение в андерграундной среде. Однако, Deep Purple были не единственными, кто "провинился" в то время - Uriah Heep выпустили сингл Gypsy со своего дебютного альбома Very 'eavy...Very 'umble..., а Black Sabbath - Paranoid. Когда синглы Paranoid и Black Night поднялись до 3-го и 2-го мест соответственно в британском хит-параде, Оззи Осборн сказал: "Сейчас самое время группам типа нас проникать в чарты. До этого здесь рулили только вещи лейбла Tamla и всякая попсня. Сингл Deep Purple, кстати, тоже очень хорош".
Вообще, альбом Deep In Rock появился в благодатное время, когда среди публики пошла мода неприятия всего попсового, глянцевого, "гламурного" в сегодняшнем понимании. Эта тенденция была такой устойчивой, что немедленно повлекла за собой революцию в самой музыкальной индустрии. Изменился концертный бизнес. Если раньше здесь правили старые "массовики-затейники", задачей которых было развлечь народ чем-нибудь сладеньким, то теперь спрос на исполнителей диктовали секретари студенческих союзов (читайте про альбом The Who - Live at Leeds), которые заказывали для студентов все прогрессивные и андерграундные группы того времени.
Стали меняться и записывающие компании - лейблы. Все крупные компании, уловив новый спрос, стали создавать филиалы, занимающиеся поиском и раскруткой новых, "непричесанных" и не стремящихся к коммерческому успеху групп. EMI создала подразделение Harvest, которое прославилось выпуском Pink Floyd, а затем Deep Purple и др. Decca организовала филиал Nova, Pye - Dawn, а Fontana - знаменитый Vertigo, на спиральных ярлыках которого появилось много чего волнующего сегодня коллекционеров винила. В новосозданных подразделениях вместо конъюктурных помпезных "белых воротничков" появились управляющие нового типа - парни в джинсах, еще недавно фарцевавшие контрабандными кубинскими сигарами и ближневосточной "травкой". Они лучше знали, какую музыку слушает молодежь и легко находили общий язык с представителями современной рок-музыки.
Как сингл, так и вышедший следом альбом Deep Purple In Rock быстро - в течение полугода - создали группе звездный статус в Великобритании и Европе. "Перед нами тут же открылось множество новых дверей," - вспоминал Гловер о лете 1970. "Я помню, как мечтал увидеть in Rock в чартах, но уже после сингла Black Night мы были везде: про нас писали в газетах, начали окупаться концерты, публика повалила..." Блэкмор к тому времени давно овладел искусством "саморазрушения" - как это назвали родоначальники жанра - The Who - на сцене, т.е. раскалыванием своей гитары в щепки. На вопрос, как он сам расценивает подобный беспредел, Ритчи пожимал плечами: "Я отлично играю на гитаре, поэтому мне кажется имею право иногда обходиться с ней грубо". На летнем рок-фестивале 1970 года на автодроме Пламптон, Блэкмор постарался расколотить не только гитару. Как писал после фестиваля журнал Melody Maker: "Блэкмор крушил гитару с яростью палача. Она загорелась, после чего полетела через всю сцену, прямо в толпу. Повсюду безумным ураганом летали гитары. Орган Лорда разлетелся как утлое суденышко в десятибалльный шторм".
Артур Браун - автор легендарного проекта 1960-х Crazy World of Arthur Brown, чью манеру пения частично перенял Иэн Гиллан, наградил Deep Purple лестным комплиментом: "Музыка Deep Purple стала расширением звучания Crazy World", а Гиллана назвал: "гениальный вокалист, способный взять самые высокие ноты". Crazy World of Arthur Brown в 1968-м были, пожалуй, единственными, кто делал четкую мрачную напряженную музыку, без расслабления - предвестье хард-рока с тяжелым органом Хаммонда и насыщенной перкуссией. Их продолжателями обычно называют таких исполнителей, как Алис Купер, Kiss или Atomic Rooster, однако именно Deep Purple усвоили суть музыки Артура Брауна - в утяжелении и уплотнении рок-н-ролла и психоделии.
|