Журнал "Музыкальная жизнь", №13, 1984 г.
ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ ДЖИМА МОРРИСОНА
Рок-энциклопедия

Открытые двери Джима Моррисона. Музыкальная жизнь

ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ ДЖИМА МОРРИСОНА
Звезды зарубежной эстрады

Джеймс Дуглас Моррисон появился на свет 8 декабря 1943 года. Родителями его были контр-адмирал военно-морских сил США Стивен Моррисон и его супруга Клара. «Одни на свет являются для сладких утех, других в жизни ждет бесконечная ночь». Казалось, «благополучное» происхождение гарантирует первый вариант, но получилось совсем иначе. Вот самое сильное детское впечатление. Джиму было семь лет, они с отцом ехали в машине, вдруг впереди перевернулся грузовик, везший индейцев-батраков.

Окровавленные индейцы
Рассыпаны по утреннему шоссе.
Толпа призраков
Входит в скорлупку ума
Маленького мальчика.


Джим просил отца остановиться и помочь раненым, - но шикарный лимузин равнодушно обогнул место происшествия. Один из индейцев испустил дух буквально на глазах мальчика. Моррисон говорил друзьям, что душа индейца в этот момент переселилась в него. «Отец, я хочу убить тебя!»- кричал спустя семнадцать лет Джим Моррисон. «Мать, я хочу опозорить тебя!»... В каком-то смысле он сделал это. В анкетах и биографических справках Моррисон писал, что родителей у него нет, хотя это было не так. Еще подростком он ушел из дома, порвав со своей привилегированной кастой раз и навсегда. Родственники тоже не хотели его знать: это была паршивая овца, настоящий позор для элитной семьи высокопоставленного военнослужащего.

Молодой Джим Моррисон «прибродяжничал» в Калифорнию. Здесь он жил «на дне», но оставался интеллигентным, начитанным юношей - Джойс, Бодлер и Керуак среди его фаворитов. Он был мрачноват, застенчив и неуклюж - девушки любили над ним издеваться. Занимался на факультете кинорежиссуры Лос-Анджелесского университета и понятия не имел о музыке. Лишь в 1964 году ему захотелось петь и он начал писать песни.

Органист Рей Манзарек учился вместе с Джимом в колледже и играл в группе «Рик и вороны». Он влюбился в стихи Моррисона и стал настойчиво предлагать их коллегам по ансамблю, в результате чего был из него изгнан вместе с «бредовыми» виршами. В центре по изучению йоги ему удалось завербовать гитариста Робби Кри-гера и ударника Джона Денсмора. «Если бы были чисты двери восприятия, все бы представлялось человеку в истинном свете, то есть бесконечным», - Джим Моррисон очень любил этот афоризм Уильяма Блейка, и новый ансамбль назвал себя «Двери».

Два года «Двери» служили приманкой для танцующих в отнюдь не лучших питейных заведениях Лос-Анджелеса. Но тем не менее их репертуар постепенно обретал собственное лицо. Настал момент, когда в нем помимо традиционных блюзов стало около двадцати пяти песен собственного сочинения, и группа, наконец, была осчастливлена нищенским контрактом (две споловиной тысячи долларов и 5% потиражных).

Первый альбом группы, названный просто «Двери», стал в рок-музыке эталоном ошеломительного дебюта. Что ж, откроем эти двери. Две песни альбома написаны не Джимом. Это «Человек с черного хода» негритянского блюзмена Вилли Диксона и «Алабама-зонг» Бертольта Брехта и Курта Вайля (из спектакля «Расцвет и. упадок города Махагони»). В первой Моррисон перевоплощается в «белого негра», изгоя любви и отщепенца общества, оттесненного к «черному ходу», но не потерявшего собственного достоинства. Он презирает людей «у парадного подъезда» и мстит им, пугая и нервируя их.

«Алабама-зонг» - лубочная сатирическая зарисовка, безнадежная «забулдыжная» песня, замечательно передающая состояние американского похмелья времен «упадка»:

Эй, покажите мне дорогу В следующий виски-бар И не спрашивайте, зачем,
Просто, если мы не найдем дорогу В следующий виски-бар -
Мы все помрем, мы все помрем,
Скажу я вам...


Эти две песни как материальные, «бытовые» рамки обрамляют аллегорические, полные странных образов и метафор сочинения самого Джима Моррисона. Эпиграфом не только к первой пластинке, но и ко всему творчеству Джима, могла бы послужить песня «Хрустальный корабль». Название это рождает литературные ассоциации, вызывает в памяти имена двух кумиров Моррисона: Блейка («Хрустальный чертог») и Рембо («Пьяный корабль»). Вновь два полюса: благоговейная любовь и хаос отчаяния... «Дни светлы и наполнены болью» - все в этой строчке. Смятенное «половодье чувств» здесь - это духовный бунт, порыв к неизведанному и отрешение от обывательских ценностей.

Как эти настроения были созвучны времени! Моррисон мгновенно стал одним из символов молодой протестующей Америки. Песни в ансамбле сочинялись коллективно, «под стихи». Обычно Моррисон намечал основной музыкальный образ, а Рей Манзарек изобретательно развивал его, вплетая в мрачноватые блюзовые ходы изящные, чуть сентиментальные мелодии.

О двух вещах надо сказать особо. Это, во-первых, дарование Рея Манзарека. Он играл, как правило, в строгой традиционной манере блюза и свинга и на электроинструментах, которые сегодня кажутся буквально допотопными. Тем не менее, и сегодня его партии звучат живее, интереснее и свежее, чем блестящие творения нынешних электронщиков. Во-вторых,- и главное - голос Моррисона. Мне кажется, что рок-музыка никогда не имела другого столь яркого и эмоционально проникновенного вокалиста. Как правило, Моррисон, исполняя то или иное произведение, приводил и себя и аудиторию в состояние колоссального внутреннего напряжения. Его даже называли шаманом.

Вскоре после первого альбома в свет вышел второй - «Странные дни». Это действительно какая-то странная, зачарованная пластинка, наиболее «чистый», лишенный каких-либо внешних эффектов, лозунгов и позы продукт фантазии Джима Моррисона. Она ассоциируется у меня с фильмами Феллини. Характерна обложка альбома: на ней изображено выступление труппы уличных циркачей. Картинно застывшие в порыве фигуры лысого силача в античном «обмундировании», веселящегося карлика с лицом взрослого мужчины, жонглера в маске Пьеро, бесстрастно-напряженных акробатов. «Люди странны, если ты странник»... Песни пластинки - загадочная, печальная лирика, видения боли, потерянности и несчастной любви глазами отлученного, неприкаянного странника.

«Странные дни настигли нас»: это ощущение созерцательного оцепенения взрывается до основания в последней песне альбома - «Когда музыка стихнет».

Что они сделали с Землей?
Что они сделали с нашей прекрасной сестрой?
Опустошили и разграбили,
Изрезали и искусали ее,
Искололи ее ножами при свете солнца и зари,
Стянули ее заборами и замучили.
Я приложу ухо к земле,
Я слышу очень тихий звук -
Тс-с-с!


Ансамбль замолкает, еле слышен пульс ударных... вдруг - невиданный, невероятный выплеск энергии...

Мы хотим весь мир и мы хотим
его немедленно!!!


В словах Джима Моррисона не было политической конкретики, но эта песня трактовалась как одно из ярчайших произведений рок-музыки протеста. Левый радикализм был в то время в большой моде; масса подпольных ансамблей и даже коммерческих встало в «революционную» позу. Однако у большинства «ниспровергательство» носило поверхностный, а порой и спекулятивный характер, было лишь данью призыву тинейджеров «долой взрослых!». На их фоне песни «Дверей» резко выделялись своей искренностью, выстраданностью. В то время, как молодежный нонконформизм вырождался в форму пассивного, созерцательного хиппианства, Моррисон оставался бунтарем. Джулиан Коуп, известный сейчас музыкант «новой волны», подметил очень верно: «Джим не был хиппи, он был, скорее, антихиппи - поскольку действительно хотел изменить мир». Да, творчество Моррисона было глубже, значительнее, чем большинство деклараций музыкантов «новой левой» - и сегодня, спустя десятилетие с лишним, это стало очевидным.

Журнал "Музыкальная жизнь", №13, 1984 г.

Открытые двери Джима Моррисона, часть 2

Первые два альбома исчерпали запас песен времен лос-анджелесской безвестности. В 1968 году «Двери» записали самый тенденциозный свой альбом «Ожидание солнца». В музыкальном отношении он не менее выразителен и даже более разнообразен, чем два его предшественника. Но из песен исчез бесенок противоречия и парадокса, нерв внутреннего конфликта. Были здесь и антивоенные песни и несколько прелестных «ком-мерчески-неотразимых» лирических боевиков («Здравствуй, я тебя люблю! Как тебя зовут?»), но не было искреннего чувства, скорее актерство, иногда островок вынужденной бравады, погружающийся в море усталости и меланхолии. Лучше всего на пластинке прозвучали щемяще-романтический «Испанский караван» и совсем уж грустная песня «Лето на исходе» - «Когда лето кончится, где мы будем?» Совсем не калифорнийский вопрос...

Джим Моррисон явно переживал творческий упадок. Что ж, коммерческий успех, слава очень часто действуют расслабляюще, даже на очень талантливых артистов. Но здесь вновь нетипичный случай. Моррисон начисто игнорировал все блага, которые нес успех. Он не купил ни дома, ни даже машины. Жил где попало. Продолжал бродяжничать, исчезал в трущобах, срывая концерты. После смерти Джима Моррисона его состояние оценили в триста тысяч долларов - но он даже не притрагивался к этим деньгам, будто их и не было. Его последовательная, я бы сказал, природная антибуржуазность по-своему великолепна. Но, к сожалению, он стал много пить, вяло петь и писать посредственные песни. Альбом «Мягкий парад» (1969) запомнился, единственно, «Шаман-блюзом». «Отель Моррисона» (1970) - милый, традиционный и безликий...

Да, Джим Моррисон не проявлял жесткости, хватки - не только деловой, но и творческой. К успеху он был равнодушен, оставаться в «образе» просто не хватало сил. Джим продолжал жить со своими фантазиями, но в отличие от святого Антония, не в пустыне. Он снова стал, как и в студенческие годы, объектом насмешек и издевательств, только уже у более широкой аудитории.

В 1971 году Джим Моррисон ушел из ансамбля и уехал в Париж, чтобы писать стихи и жить семейной жизнью. Прожил он там недолго. Смерть от сердечного приступа наступила 3 июля 1971 года. К счастью, перед его отъездом «Двери» успели записать свой шестой альбом «Лос-Анджелесская женщина». Он сильно отличается от других записей: проще, взрослее, трезвее. И пронизан жаждой перемен, жаждой окунуться в новую реальность.

Я уеду из этого городка Полуночным поездом,
И ты увидишь -
Как я изменюсь!


Джим будто проснулся с похмелья и обнаружил свою страну в мрачном унынии: молодежное движение жестоко подавлено, идеалы «мира и любви» развеяны, «контркультура» стала отраслью шоу-бизнеса. Но Моррисон великодушен, он предлагает надежду всем, и на этот раз его оптимизм впервые не несет оттенка обреченности:

Послушайте, люди, не смотрите так тоскливо.
Знайте, дождик скоро прольется
над вашим городком.
Он изменит и погоду, и вашу жизнь.
Он научит вас, как найти свою Америку.


...Среди ностальгических фетишей поп-музыки Джим Моррисон и «Двери» занимают уникальное место. С конца 70-х годов продолжается настоящий бум их записей: все старые пластинки переиздаются вновь огромными тиражами и даже входят в хит-парады, старые песни звучат в радиопрограммах наравне с последними боевиками. «Это удивительно! - восклицает Брин Ьри-денталь, один из боссов фирмы «Электра».- Группа сейчас популярнее, чем при жизни Моррисона. В этом (1981-м. - А. Т.) году мы продали больше пластинок «Дверей», чем в любом другом». Журнал «Роллинг стоун» вынес фотографию Джима на обложку под шапкой: «Он моден. Он у всех на устах и... он уже давно мертв».

Впрочем, одним из стимуляторов интереса к Моррисону является как раз легенда о том, что он на самом деле жив и «скрывается». Питает ее, в основном, факт, что мертвого Моррисона не видел, якобы, никто, кроме его жены Памелы, которая умерла спустя три года... Голос певца пытаются имитировать - и вот, время от времени, появляются записи «воскресшего» Моррисона под таинственными псевдонимами «Призрак», «Мистер Икс» и т. д. Много шуму наделала и книга Дэнни Шугармэна и Джерри Хопкинса «Никто не выбирается отсюда живым» (строчка из песни «Пять к одному»), в которой собраны все легенды и апокрифы о Джиме Моррисоне, на основании которых делается смелое утверждение, что он был Иисусом Христом, и Америка, таким образом, прозевала второе пришествие...

Недавно корреспондент американского журнала спросил юных поклонников «Дверей», ребят, которые родились в год дебюта группы, почему им нравятся «Двери». Вот типичные ответы: «Джим Моррисон ненавидел наши власти - армию, полицию». «В песнях Джима есть смысл; я слушаю и понимаю, о чем он.поет. А теперешние группы... им все равно, что петь. Если относиться к ним всерьез, станешь идиотом».

Эти слова перекликаются с восклицанием английского журналиста, рецензировавшего вышедший в свет совсем недавно концертный альбом Моррисона и его ансамбля «Живая, она кричала» (строчка из песни «Когда музыка стихнет»): «Слушая эти старые записи, невозможно не поразиться тому, насколько измельчал пафос рок-музыки в наше время»...

Не удивительно, что музыкальный ряд фильма Фрэнсиса Копполы «Апокалипсис наших дней», наиболее сильной из обличительных лент о вьетнамской войне, основан именно на песнях Моррисона - хотя в них нигде не говорится впрямую об Индокитае. Истинность, глубина переживаний автора позволили его творениям пережить годы, стать фактами подлинного искусства.

Главная причина популярности Джима Моррисона и его песен в том, что это едва ли не самый сильный отголосок того духовного подъема, который переживала американская молодежь и ее музыка в конце 60-х годов. Канули в небытие или потеряли актуальность некоторые из тогдашних проблем и множество песен на злобу дня; герои тех бурных лет успели скомпрометировать себя - кто пассивностью, кто - прямым отступничеством. «Мертвые остаются молодыми»... Так и Джим Моррисон, ставший незапятнанным символом своей противоречивой эры.


Автор:А. ТРОИЦКИЙ

Опубликовано:
15 июня 2014 года

Открытые двери Джима Моррисона: The Doors


ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЖИМА МОРРИСОНА
Журнал "За рубежом", №28, 1991 г.

ОСЕДЛАВШИЙ ШТОРМ
Журнал "Мелодия", 1995 г.

СЕВА НОВГОРОДЦЕВ О ГРУППЕ "THE DOORS"

СЕКС ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ: ДЖИМ МОРРИСОН

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ГРУППЫ DOORS

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ ГРУППЫ DOORS

СБОРНИКИ ГРУППЫ DOORS

НАЗАД В РАЗДЕЛ "THE DOORS"

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


Где и как купить и продать контент для сайта