Журнал "Мелодия", 1995 г.
ДЖИМ МОРРИСОН: ОСЕДЛАВШИЙ ШТОРМ
Рок-энциклопедия

Группа The Doors

Рубрика
КУМИРЫ

Как возникает «команда», которая стремится перевернуть весь мир шоу-бизнеса? На этот вопрос можно ответить, вспомнив историю легендарной группы «Doors» («Двери»).

Джим Моррисон, поэт, музыкант и «мессия», родился 8 декабря 1943 года в Мельбурне, штат Флорида. Подростком Моррисон покидает отчий дом; за время своей учебы меняет ряд колледжей и университетов и защищает в итоге диплом по кинотехнике. Мы так и не узнаем, какого кинотехника потеряла Америка. Но зато «контркультура» 60-х получила одного из самых ярких своих представителей.

В 1965 году судьба свела Моррисона с Реем Манзареком, который к моменту их знакомства выступал с различными коллективами в блюзовых клубах. А Моррисон писал стихи, в которых ощущалось сильное влияние Блейка и Ницше. «Я никогда раньше не слышал таких стихов в рок-песне. Мы немного поговорили с Джимом, решили организовать группу и заработать миллион долларов», - рассказывал позднее Манзарек. К ним присоединились еще несколько ребят, и «Doors» начали выступать, как правило, в качестве «разогревающего» состава.

Но миллион долларов что-то не вырисовывался на горизонте, и в какой-то момент «Doors» были на грани распада. Но этого, к счастью, не случилось. Зловещий баритон Моррисона и навязчивые мелодии, которые извлекал из своего электрооргана Рей Манзарек, начали завоевывать все новых и новых поклонников.

В 1967 году вышла их первая пластинка, названная просто - «Doors». Именно на этом диске были записаны песни, ставшие классикой жанра - «Конец» и «Зажги во мне огонь». Первый альбом был весьма серьезной заявкой группы. Если другие музыканты эпохи, прошедшей под лозунгом «Занимайтесь любовью, а не войной», пытались слить в одно целое музыку, наркотики и идеализм, то идейная позиция «Doors» была гораздо жестче. По их мнению, старшее поколение предало своих детей, и за это предательство нужно было отомстить. Может быть, именно поэтому песни «Doors» были так популярны у молодых американцев, воюющих во Вьетнаме и оплачивающих своими жизнями амбиции политиков. «Во Вьетнаме «Doors» говорили со мной так, как этого не делали другие группы. Меня привлекало бунтарство Джима Моррисона», - вспоминает Оливер Стоун, может быть, именно поэтому и снявший свой знаменитый фильм о группе.

Второй диск группы вышел в октябре 1967 года и назывался он «Странные дни». Музыка, записанная на этом альбоме, была уже не столь агрессивной, как в первой работе, да и тексты песен приобрели несколько мелодраматический характер. В то же время в «Странных днях» отчетливо проявился незаурядный талант Рея Манзарека как клавишника.


ПРОДОЛЖЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ - НИЖЕ



Джим Моррисон: Оседлавший шторм

Журнал "Мелодия", 1995 г.




Затем последовали альбомы «В ожидании солнца», «Тихий парад», концертный альбом, сборник «13». В феврале 1970 года появилась работа под названием «Гостиница Моррисона». (К Джиму Моррисону этот отель никакого отношения не имеет.) Через два месяца после ее выхода в свет ансамблю за эту запись был присужден «золотой диск» «Doors» стала первой американской рок-группой, получившей пять таких наград подряд. Критики говорили об усилении блюзового начала в музыке «Doors», песни действительно стали более лиричными.

Возможно, музыканты так бы и состарились, играя свой рок-н-ролл. Но судьба распорядилась иначе. Сразу же после окончания записи альбома «Женщина из Лос-Анжелеса» в марте 1971 года Моррисон, у которого уже вышел один поэтический сборник, уезжает со своей подругой в Париж, чтобы поработать там над новой книгой стихов. 4 июля в пять часов утра он был найден мертвым в ванне своей квартиры. Человек, «оседлавший шторм», умер в возрасте двадцати семи лет.

Джим Моррисон был тем двигателем, который приводил «Doors» в движение. С его смертью закончилась история ансамбля, а рок-музыка потеряла одного из своих талантливейших поэтов. Оставшиеся участники группы, уже втроем, выпустили несколько весьма неплохих альбомов, но это была уже другая опера.

Что погубило его - наркотики, алкоголь или темные силы собственной души? «Я думаю, что внутри нас есть целая область образов и чувств, которые редко проявляют себя в повседневной жизни. И когда они все же появляются, то могут принять извращенные формы. Это - темная сторона. Каждый, кто видит ее, признает существование подобного в себе. Это - признание существования сил, которые редко видят дневной свет», - как-то сказал Моррисон. И на протяжении всей своей недолгой жизни он смело бросался исследовать темные закоулки своего «я» и предлагал другим заглянуть туда тоже. Помощниками в этих исследованиях ему были алкоголь и наркотики.

Наверное, существует и еще одно объяснение, почему заключительный аккорд прозвучал в такой трагической тональности. «Он думал, что он может стать серьезным художником, будучи рок-певцом. Но внезапно он обнаружил, что его творчество безжалостно упрощается его поклонниками. Он впал в депрессию, когда осознал, что люди рассматривают его только как рок-звезду и что он, вероятно, не мог больше контролировать свою собственную жизнь или судьбу. Это было действительно грустно», - рассказывает одна из его ближайших подруг Патриция Киннели.

Было ли то, что делали «Doors», балаганом или великим искусством, но на протяжении последних двух десятков лет их музыка пользовалась постоянным спросом. В середине семидесятых годов многие панк-группы обращались к творчеству «Doors» в поисках идей. Известный американский режиссер Фрэнсис Форд Коппола использовал песню «Конец» как звуковое сопровождение к своему описанию ада вьетнамской войны в фильме «Апокалипсис наших дней». На имени Джима Моррисона многие делали деньги, принимая во внимание, что «мертвые не кусаются». Например, Джерри Хопкинс и Дэнни Шугурмен выпустили скандальную книгу о «Doors» под названием «Никто не выйдет отсюда живым». В 1982 году «Роллинг стоун» с обложкой, посвященной Моррисону, разошелся самым крупным за всю историю журнала тиражом.

В прошлом году, через 24 года после выхода в свет песни «Зажги во мне огонь», американский режиссер Оливер Стоун откликнулся на этот призыв Джима Моррисона. И в свою очередь попытался разжечь пламя в других, сняв фильм, главным героем которого и стал лидер легендарной группы «Doors». Потом вышел и диск с песнями «Doors», звучащими в киноленте. «Мне чуть больше сорока, и этот фильм - история моего поколения, тех ценностей, на базе которых мы были сформированы, - говорит Стоун в одном из своих интервью. - Сейчас большинство не в состоянии вспомнить собственное прошлое. Они любят только стереотипы тех лет - "дети-цветы", "занимайтесь любовью, а не войной". Никто не хочет показать упадок. Группа "Doors" отлично подходит для того, чтобы рассказать о "темной стороне" 60-х».

Моррисон похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез, рядом с героями Коммуны, Прустом, Бальзаком, Эдит Пиаф. На его могиле всегда лежат цветы. Работники кладбища говорят, что после выхода на экраны фильма Оливера Стоуна число посетителей, идущих к могиле Моррисона, резко возросло. Мальчишки и девчонки, которых еще не было на свете, когда умер их кумир, курят марихуану, пьют пиво рядом с камнем, на котором выбито: «Джеймс Дуглас Моррисон. 1943-1971».


Автор: Алексей Баусин

Опубликовано:
25 декабря 2015 года

Джим Моррисон: Оседлавший шторм: The Doors


ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ ДЖИМА МОРРИСОНА
Журнал "Музыкальная жизнь", №13, 1984 г.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЖИМА МОРРИСОНА
Журнал "За рубежом", №28, 1991 г.

СЕВА НОВГОРОДЦЕВ О ГРУППЕ "THE DOORS"

СЕКС ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ: ДЖИМ МОРРИСОН

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ГРУППЫ DOORS

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ ГРУППЫ DOORS

СБОРНИКИ ГРУППЫ DOORS

НАЗАД В РАЗДЕЛ "THE DOORS"

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


Где и как купить и продать контент для сайта