Исходный состав группы:
Jon Hiseman (drums);
James Litherland (vocals, guitars);
Dave Greenslade (keyboards);
Tony Reeves (bass);
Dick Heckstall-Smith (winds, умер в 2004).
Чуть позже в группу пришёл вокалист Chris Farlowe.
В дальнейшем в группе работали:
Клавишник Don Airey (позже "Black Sabbath", "Rainbow", Ozzy Osbourne, Deep Purple и другие);
Гитаристы Keith Airey, Gary Moore (позже блистательная сольная карьера) и Dave "Clem" Clempson;
басисты Neil Murray (позже "Whitesnake", "Black Sabbath" и другие) Mark Clarke и John Mole.
В работах среднего периода поет Gary Moore (по одной песне на каждом из альбомов 1977 и 1978 годов). Альбом 1976 года чуть ближе к раннему стилю, сочетавшему в себе равные пропорции вокала и инструментальных полотен: здесь спел Mike Starr (ex-"Lucifer's Friend").
В самых поздних альбомах за микрофоном снова Chris Farlowe.
Жена формального лидера группы (барабанщика), саксофонистка Barbara Thompson (ранее - "Manfred Mann's Earth Band" и другие), стала постоянным участником ансамбля с 2004 года.
Gруппа Colosseum является одним из первых и, несомненно, самых интересных джаз-фьюжновых проектов. Еще до возникновения Титанов Джаз-фьюжна, The Mahavishnu Orchestra и Return To Forever, этот ансамбль исполнял музыку подобного типа на высочайшем уровне, иногда с вокалом – самым выразительным вокалом в этом жанре вообще, по моему мнению. Блистательны и разнообразны почти все работы коллектива: и ранние, где более арт-роковая «Валентинова Сюита» с великолепной игрой клавишника Гринслэйда соседствует с не менее интересной, но более джаз-роковой «Дочерью Времени», и – особенно – альбомы среднего периода творчества, изданные под именем Colosseum II, на всех из которых группа стирает грань между двумя вышеназванными стилями, сливая их в новое, единое жанровое полотно, поражающее гармоничностью построений.
Nе знает Гэри Мура как гитариста и композитора тот, кто не слышал его работы в этой группе 1976-1978 годов. А ведь подавляющее большинство песен были тогда написаны именно им. И какова была его гитара, какие великолепные импровизации, виртуознейшая техника!.. Но, главное – это глубина и продуманность композиций, что выгодно отличает этот коллектив от сольной продукции, к примеру, Al DiMeola, построенной практически лишь на доступной гитарной импровизации, да и вообще от многих, если не большинства в данном жанре. Также это были лучшие годы и для известнейшего органиста Дона Эйри.
На первых двух альбомах Colosseum II представлены несколько разные направления. На "Strange new flesh" несколько домиинирует Эйри (это мой второй любимый альбом в творчестве Колизея обеих формаций), тогда как "Electric savage" – чуть слабее, поскольку Мур тянет "одеяло на себя" почти повсеместно. Пиком, квинтэссенцией всего творчества Колизея стал альбом 1978 года «Танец войны», после которого, не получив ни большого признания, ни приличных денег, музыканты, как известно, распались, и двинулись в более коммерчески прибыльном направлении – играть в коллективах хард-рока и хеви-метал. Что касается альбома «Variations», он представляет собой обработку произведений итальянского классика Никколо Паганини, над которой работали не только музыканты Колизея, и потому я его в дискографию не вношу.
Колизей, так сказать, первой постройки, был восстановлен в середине 90-х. Группа до сих пор выступает время от времени, но два альбома, изданных ею за последние 15 лет, уступают ранним, не говоря уже о программах, созданных во второй половине 70-х.
"Kолизей" – глубоко неоправданно полузабытая единица прогрессивного рока, одна из многих и уникальных некоммерческих групп, которых вы немало встретите на страницах этого Справочника. Как замечено выше, коллектив существует и по сей день, иногда записывая наброски к новому альбому, иногда гастролируя (Колизей очень любят в германо-говорящих странах Европы, уж не знаю, почему именно там). Творчество коллектива доставит гигантское удовольствие равно как поклонникам классического Арт-рока, так и всем без исключения джаз-рокменам.
Источник:
СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА
|