Журнал Музыкальная жизнь, Дата публикации неизвестна.

АДРИАНО ЧЕЛЕНТАНО
Журнал "Музыкальная жизнь", Дата публикации неизвестна
Листая старые страницы
Рок-энциклопедия


Рубрика
ЗВЕЗДЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЭСТРАДЫ


«Ну-ка, Адриано, давай нам что-нибудь побыстрее!»... В свое время мало кто за пределами Италии обратил внимание на эту фразу в фильме «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. А адресована она была ныне знаменитому певцу Адриано Челентано. Артист тогда буквально на несколько минут показался на экране - теперь же по всему миру идут фильмы, в которых он выступает как режиссер, сценарист, актер, композитор, певец. За несколько лет до «Сладкой жизни» первая пластинка Челентано расходится (причем с большим трудом) тиражом всего лишь в полторы тысячи экземпляров. Сейчас общий тираж его дисков составляет почти пятьдесят миллионов.

«Парень с улицы Глюк» - так окрестили Челентано журналисты (по названию одной из его автобиографических песен). Действительно, Челентано родился 6 января 1938 года в Милане именно на улице Глюк. Родители его переехали в этот крупный промышленный город незадолго до рождения Адриано в поисках работы из голодной южной Апулии. На севере Милана в рабочих кварталах и проходило детство Челентано. Многие, наверное, видели итальянские фильмы, в которых рассказывается о жителях бедных городских кварталов, крестьянах, переехавших в города в поисках лучшей жизни. Помните? По вечерам, когда мужчины возвращаются с работы, все соседи выходят на улицы, сидят в каком-нибудь трактирчике, режутся в карты, просто разговаривают. И почти всегда слышна музыка - кто-то играет на гитаре, кто-то поет, звучит смесь фольклора городских улиц и песен Юга, крестьянских песен. Такой была первая музыка, которую услышал в своей жизни Адриано, улица была его музыкальной школой.

Адриано Челентано - итальянский артист и музыкант Эстрадной музыкой увлекся Челентано, когда двенадцатилетним подростком пошел в подмастерья к токарю, потом стал учеником часовщика. В то время по Италии прокатилась волна рок-н-ролла. «Королям» рок-н-ролла подражали сотни исполнителей. В качестве своих «идолов» Адриано выбирает Элвиса Пресли и Джерри Ли Льюиса. Он поет песенки из их репертуара, подыгрывая себе на нехитрой гитаре; в кинотеатрах перед началом сеансов, в небольших кабачках. Дебют певца проходит совершенно незамеченным- слишком много подобных «мальчиков» от рок-н-ролла было в то время. Но в конце 1954 года Челентано начинает сочинять свои собственные песни- вот это делали уже далеко не все. В начале 1955 года его приятель Микеле дель Прете приносит Адриано свои стихи. Так родилось творческое содружество композитора и поэта, продолжающееся до сегодняшнего дня.

В 1956 году происходят два события, во многом определившие судьбу Челентано. Во-первых, в курортном городе Анкона на побережье Адриатического моря проводится большой фестиваль рок-н-ролла, на который приглашают многих певцов, в их числе и Адриано. Он занимает первое место. Победа привлекла к нему внимание импресарио Бруно Доссена (это второе событие), который предложил певцу бросить школу радиотехники, куда тот незадолго до этого поступил, и принять участие в нескольких музыкальных спектаклях.

А в 1957 году в Миланском Дворце спорта проходил Первый общеитальянский конкурс рок-н-ролла. В течение нескольких вечеров на эстраду выходили десятки исполнителей, которые на итальянском и английском языках пели песни «кумиров». Лишь некоторые осмеливались представить на суд жюри и слушателей песни собственного сочинения. Среди них был и Адриано Челентано. Его песня «Я скажу тебе «чао» стала, по единодушному мнению всех присутствовавших, настоящим украшением конкурса. И хотя кое-кто усматривал подлинные причины триумфа Челентано в том, что он сам миланец, а дома, как говорится, и стены помогают, объяснение его успеха, думается, в другом. Не говоря уже о достоинствах Челентано как певца (прошедшие годы их подтверждают) следует отметить его природную пластичность, что очень важно было для исполнителя рок-н-роллов. Не зря же Адриано прозвали «Молледжато насионале» - «первый в стране - весь-на-пружинках». Причем даже те, кто не принимал певца, не смогли его упрекнуть в том, что он «кривляется» на сцене, настолько органичны и красивы были все его движения.

Всё вместе - и выигрышная песня, и прекрасное исполнение, и манера держаться на сцене- принесло Челентано победу в Миланском Дворце спорта. В том же году он получает предложение записать первую пластинку.

Успех на конкурсе привел к тому, что в 1958 году Челентано - уже признанный король рок-н-ролла в Италии. Он все чаще выступает с собственными песнями, и даже на знаменитый фестиваль в Сан-Ремо приезжает с песней «Двадцать четыре тысячи поцелуев». Придирчивое жюри присудило ему второе место, но мнение тысяч любителей эстрады было иным. Пластинка с записью этой песни расходилась небывалыми тиражами: в конце 60-х годов песня Челентано признается одной из лучших итальянских песен десятилетия.

Неизвестно, как бы сложилась судьба Челентано (очень уж много опасностей подстерегает восходящую эстрадную звезду - и толпы фанатичных поклонников, и фотографии на обложках журналов, и потогонная система на фирмах грамзаписи), но, к счастью, оказалось, что талант артиста у Челентано сочетается с талантом делового человека. В декабре 1961 года, после очередного успеха на фестивале в Сан-Ремо, он организует собственную фирму грамзаписи- «Клан Челентано». «Клан» объединил друзей, ровесников, единомышленников певца. Позже многие исполнители, например «Битлз», «Роллинг стоунз», пошли по пути создания собственных компаний, чтобы не зависеть от продюсеров и требований моды, а в самом начале 60-х годов такой поступок был смел и необычен.

После победы в 1962 году на знаменитом конкурсе «Канцониссимо» с песней «Ты далеко от меня» Челентано отправляется в гастрольное турне по Франции (где он поет в «Олимпии») и Испании (где он впервые в своей карьере получает возможность выступить по телевидению с серией собственных шоу).

Несмотря на громкую известность, на вполне безбедное существование, Челентано не прекращает творческих поисков. В 1964 году по просьбе «Клана» он работает над фильмом «Суперограбление в Милане» - пишет музыку, сценарий, играет главную роль, выступает как режиссер. При этом не перестает сочинять песни, записывать пластинки, появляться в телешоу. Такой напряженный ритм приводит к тому, что Челентано тяжело заболевает. Врачи определяют у него нервное истощение. Этот диагноз приходится не по вкусу газетам, которые по-своему толкуют внезапное исчезновение имени певца с концертных афиш, из телепрограмм. У Челентано «мистический кризис» - такой слух распространяется по Риму. Адриано никогда не был верующим человеком, но идея «мистического кризиса» ему понравилась. К тому же вернуться в центр внимания публики надо было громко - и еще до появления певца на концертах в продажу выпускается только что записанная им пластинка «Кто был Он» с религиозно-мистическим содержанием.

Мистика не стала, тем не менее, основой дальнейшей карьеры Челентано. Наоборот, певца все больше и больше привлекает социально-политическая тематика. Некоторые критики называют именно 1966 год поворотным в творчестве Челентано. В этом году он приезжает в Сан-Ремо с песней о судьбе простого миланского парня, которая называется «Парень с улицы Глюк». Эффект был подобен разорвавшейся бомбе. Челентано - король рок-н-ролла, певец любви - вдруг запел о голоде, нищете, о том, как нелегко найти свое место в жизни. Подкупала огромная искренность песни, публика и даже критика были в восторге. Но, ко всеобщему изумлению, «Парень с улицы Глюк» получает лишь второе место. Песня, занявшая первое место, сейчас практически забыта, а «Парень с улицы Глюк» остается одной из самых популярных песен. Она была переведена на двадцать два языка, более четырех месяцев возглавляла итальянские хит-парады - первая острая социально-политическая песня и первая песня Челентано, которая обошла весь мир...

После этого в песнях его все чаще появляются острые политические, антивоенные темы, но какой бы острой, злободневной ни была песня Челентано, она никогда не бывает озлобленной, безысходной: жизнерадостность и оптимизм не покидают музыканта. Большой успех выпал на долю таких его песен, как «Кто не работает, тот не любит», «Пиноккио» (из альбома «Беды нашего века», целиком посвященного проблемам современного мира, современной Италии). Не забывает он и лирику, простые танцевальные мелодии. Во многих дискотеках Италии сейчас звучат песни Челентано.

Продолжает артист работать и в кино. Мы видели его в фильме П. Джерми «Серафино» (кстати, это единственный случай, когда Челентано работал с настоящим мастером). В 1975 году на Московском кинофестивале демонстрировалась лента «Юппи-Ду» - странный, необычный мюзикл с отличными песнями. В этом фильме особенно заметен веселый, эксцентричный характер Челентано-артиста. Не так давно на наших экранах прошел фильм «Блеф», с таким же успехом, как и во всем мире. Успех этот, надо отдать должное, во многом объясняется исполнением главной роли Челентано.

Нет сомнений, Адриано Челентано - самый популярный певец Италии. Последние его пластинки - такие, как «ТЕКАдиск», «Диско-танец», «Вариации», «Безумный Джеппо», «Одинокие», подтверждают это, хотя далеко не все они равноценны. «ТЕКАдиск» и «Диско-танец» ознаменовали собой временное увлечение певца стилем диско. И хотя в его исполнении песни этого стиля не превращаются в демонстрацию голого механического ритма, все же рамки диско для певца оказались слишком узки. На следующих пластинках, отя и на них записано несколько диско-мелодий, все чаще появляются песни, с этим стилем не имеющие ничего общего. Большой успех выпадает на долю «Безумного Джеппо» (пластинка, на которой записана музыка из одноименного фильма, где Челентано играет роль певца, изнывающего под гнетом славы). Сама песня «Джеппо» долгие месяцы возглавляла десятку самых популярных в Италии.

Слава, судя по всему, голову Челентано не вскружила. Единственное обстоятельство, вызывающее некоторое беспокойство, то, что последние записи уж слишком похожи друг на друга. Не хочется думать, что певец достиг «потолка», что дальнейшее совершенствование для него невозможно. Может быть, Челентано немного устал. А может быть, дело в другом - всю жизнь он играл роль этакого диковатого, простоватого, наивного, немного неотесанного самородка. Роль ему очень шла - но до определенного возраста и общественного положения. Сейчас ему за сорок, а новой манеры, нового облика Челентано пока не нашел. Хочется верить, что поиски не затянутся надолго.


А. ГАВРИЛОВ

Опубликовано:
31/12/2017 г.



АДРИАНО ЧЕЛЕНТАНО
Газета "Труд", октябрь, 1974 г.

ДИСКОГРАФИЯ АДРИАНО ЧЕЛЕНТАНО

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ "ИТАЛЬЯНСКАЯ ЭСТРАДА"

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ "ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ"


Как сделать бизнес на перепродаже контента


Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА