Отчет написан
29 Ноября 2013 г.
На улицах Копенгагена ничего не говорило о том, что очень скоро в местном форуме с концертом выступят легендарные Black Sabbath. Ни одной афиши грядущего концерта не было замечено в городе. Это тем более удивительно, что летом все было обклеено рекламой нового альбома Black Sabbath “13”. Интересно, что перед концертом Kiss этим летом тоже не было видно его рекламы. Зато местами встречаются афиши Queens of the Stone Age, которые выступят в Копенгагене в эту пятницу. Тем не менее вместительный форум был заполнен полностью, несмотря на недешевые билеты по 800 крон.
Расположиться в зале можно было либо на огромной площадке перед сценой, либо на балконе – стоя по бокам или сидя в конце зала напротив сцены. Я не представляю зачем приходить на такой концерт и сидеть, это все-таки тяжелый рок, а не классическая музыка. Тут хочешь не хочешь, а тело требует свободы и стремится к разнообразным малокультурным движениям вроде прыгания на месте, вскидывания рук и сотрясания головой в такт музыке. Но сидячих мест было немного, так что большинству зрителей пришлось занять правильное положение.
В зале было полно бородачей разных возрастов, их можно наблюдать и на улицах Копенгагена, но не в таком количестве, как здесь. По публике в Форуме было понятно, что находишься в стране викингов. Вид наследников древних воинов в татуировках и кожаных куртках вызывал уважение, а вот бородатые хипстеры, которых тоже было немало, выглядели забавно.
Мерчандайзинг не особо впечатлил. Представлялось, что группа такого масштаба предложит и товары поинтереснее и выбор побольше. На тех же Kiss я мучился, выбирая одну из тех классных футболок, что были в продаже. Здесь же пришлось взять лучшую из худших – традиционно черная футболка с изображением лица в маске спереди и списком городов концертного тура сзади. Сильно порадовала лишь надпись внизу "Two thousands 13", подчеркивающая связь текущего календарного года с названием последнего альбома Black Sabbath.
Разогревали Саббат британцы Uncle Acid & the Deadbeats, играющие в стиле, напоминающем смесь из музыки ранних Black Sabbath, Alice Cooper и The Stooges. Хотя их композиции и были более монотонными, а вокал слишком воздушный для такой музыки, но стилистически это был идеальный разогрев для Black Sabbath. Разогрев начался ровно в 20-00, а закончился ровно в 20-40 – в зале висели часы и было очень удобно наблюдать за временем. Эта поразительная точность, которой в наших краях славятся немцы, не перестает удивлять, когда сталкиваешься с ней лицом к лицу. После такого начала было бы странно, если бы выступление Black Sabbath началось не в 21-00. Сюрприза не последовало.
Ровно в 21.00 свет погас, завыли душераздирающие сирены и на сцену вышли ОНИ. Теренс «Гизер» Батлер, «князь темноты» Оззи Осборн, доктор Тони Айомми и примкнувший к ним барабанщик сольной группы Оззи Осборна Томми Клюфетос. Слово «доктор» я не брал в кавычки, поскольку в прошлый вторник Тони Айомми получил степень почетного доктора искусств от Университета Ковентри. Так что на сцене был самый настоящий доктор тяжелых гитарных риффов.
Под звуки легендарных "War Pigs" концерт начался. Оказалось, что невзрачный задник сцены на самом деле состоит из трех экранов – одно большого в центре и двух маленьких по бокам. На них крупным планом показывали музыкантов и демонстрировали видеоряд, сопровождающий песни. Самые запоминающиеся видеоряды получили "Under The Sun" – крутой антирелигиозный ролик, от которого у большинства наших людей волосы встали бы дыбом на голове, "Snowblind" – ролик, демонстрирующий прелести наркозависимости, и "Dirty Women" – в этом ролике на протяжении нескольких минут успешно раскрывали популярную «тему сисек».
Второй шла не менее легендарная композиция "Into the Void". Во время исполнения гитарных проигрышей Тони Айомми делал несколько шагов по сцене, которые на экране обрастали десятком копий, и казалось будто Тони идет прямо на тебя. Представьте себе гигантского Тони Айомми шагающего перед многотысячной толпой – впечатляющее зрелище!
Затем шли две уже вышеупомянутые песни "Under The Sun" и "Snowblind" с шикарным видеорядом, после чего прозвучала первая песня с нового альбома Black Sabbath "13" – "Age of Reason". Изучив сетлисты предыдущих выступлений группы, я надеялся, что будет хотя бы 3 песни с этого отличного альбома, но, к сожалению, кроме "Age of Reason" с него прозвучала еще только «End Of the Beginning". Как же так? Может God is really Dead? Но это стало известно потом, а пока…
Зазвучал звук дождя с раскатами грома и по коже побежали мурашки – да, да, это та самая первая песня с первого альбома, жуткая и неповторимая – "Black Sabbath". Для ее сопровождения на основном экране появилась размытая плавающая надпись «Black Sabbath», а по бокам ее сопровождали 2 крылатых демона. Если до сих пор от концерта был просто кайф, то сейчас демоническая музыка заставила дрожать все тело до самых пяток. Это было невероятно эффектно! "Oh, no, no, please, God, help me!" Немножко отдышаться можно было под следующую песню «Behind the wall of sleep", но сразу же после нее последовало знаменитое кваканье баса Гизера Батлера, которое переросло в "N.I.B." со знаменитым выкриком Оззи Осборна "Oh, yeah!" – еще один невероятно кайфовый момент.
"End of the beginning", несмотря на то, что является одной из лучших песен альбома «13» немного потерялась и даже звучала как-то скромнее своих соседей по списку. «Fairies Wear Boots» подарили еще один неплохой видеоряд садомазохистской направленности. А затем последовало нечто сногсшибательное.
Соло на барабанах Томми Клюфетоса можно показывать начинающим и не очень музыкантам в качестве образца для подражания. Дело даже не столько в технике, которая была на высоте, сколько в самоотдаче музыканта – сложно вспомнить, когда я в последний раз видел, чтобы барабанщик настолько интенсивно исполнял соло. После этого мини-представления даже ярые поклонники Билла Уорда должны были бы признать, что его отсутствие в составе Саббат не стало большой потерей для группа, а Томми Клюфетос наоборот стал настоящей находкой.
И все же даже такое великолепное соло отошло на второй план, когда после фразы "I am Iron Man!" последовал один из самых знаменитых гитарных риффов в рок-музыке. Во время исполнения "Iron Man" Оззи Осборн показывал на Тони Айомми и говорил, что вот он и есть Железный Человек. Учитывая борьбу Тони с лимфомой, которая продолжается до сих пор, кажется, что это утверждение недалеко от истины.
После этого прозвучала «Dirty Women» с эротическим видеорядом и затем «Children of the Grave». На этом основная часть концерта закончилась, музыканты ушли за кулисы, и уже оттуда Оззи спросил хочет ли зал услышать еще одну песню. На что последовало восторженное скандирование "One More Song!" Не сложно было догадаться, что это за «еще одна песня» – какой концерт Black Sabbath может быть без легендарного "Paranoid" – главного хита группы за всю ее историю. На одном дыхании музыканта вместе с залом исполнили эту песню, после чего окончательно покинули сцену, и под звуки "Zeitgeist" народ потянулся к выходу.
Самой заметной фигурой, как и полагается фронтмену, был Оззи Осборн. Он регулярно просил публику хлопать в ладоши, махать руками из стороны в сторону и вскидывать их вверх. Вместо традиционной металлической он поднимал руки с вытянутыми вперед и немного в стороны указательным и средним пальцами – еще один знаменитый жест – знак мира. Понятно, что Оззи принципиально не повторяет жест, который в тяжелую музыку принес сменивший его в Саббат Ронни Джеймс Дио. Несколько раз Оззи становился на колени и подняв руки вверх кланялся будто преклоняясь то перед зрителями, то перед Тони Айомми, когда тот играл очередное соло. В свою очередь Тони периодически поглядывал в зал с оценивающим видом, после чего улыбался и легка кивал головой – мол, да, вы ребята отличная публика. А вот Гизер Батлер выглядел сильно уставшим. Конечно, отработал от как всегда здорово, но по сравнению с Оззи и Тони, не говоря уже о Томми, был более скован в движениях.
Сколько сильным не было бы впечатление от долгожданного концерта все же хочется отметить несколько моментов, которые можно было бы улучшить. Во-первых, это пение Оззи Осборна – периодически он пел не в той тональности, сильно выбиваясь из общего ряда – на таком высоченном уровне с таким безупречным аккомпаниментом этот недостаток был слишком заметен. Это тем более удивительно, что проявлялся он лишь в некоторых песнях, значит он может, когда хочет. Во-вторых, несмотря на всю мощь и энергию, лившиеся со сцены, несмотря на живость Оззи, заводящего публику с пол-оборота, группа выступила очень лаконично, исполнив ровно тот минимум, который ей полагается и ничего более. Не хватало общения с залом, выходящего за рамки традиционных "I can’t fucking hear you!» Может, это всего лишь мое впечатление и кому-то увиденного будет вполне достаточно, но я был на нескольких крупных концертах, которые в этом плане были значительно лучше.
Посещение концерта Black Sabbath – одно из ярчайших событий в моей музыкальной биографии. Сложно переоценить значение концерта группы, которая в таком составе долгое время вообще не существовала, лишь очень редко собираясь для совместных выступлений. Сейчас же они не только собрались, но и записали новый альбом, который стал первым в истории Саббат, поднявшимся на вершину американского хит-парада. Я воочию увидел легендарную группу, стоявшую у истоков метала, в новом зените славы. Кроме этого невероятно классно было увидеть любимого всеми фанатами тяжелого рока мастера гитарных риффов Тони Айомми. Если суммировать одной фразой, то я сказал бы, что побывал на самой вершине тяжелого метала, выше которой уже ничего нет.
Сет-лист
1. War Pigs
2. Into the Void
3. Under the Sun/Every Day Comes and Goes
4. Snowblind
5. Age of Reason
6. Black Sabbath
7. Behind the Wall of Sleep
8. N.I.B.
9. End of the Beginning
10. Fairies Wear Boots
11. Rat Salad (Followed by Tommy Clufetos Drum Solo)
12. Iron Man
13. Dirty Women
14. Children of the Grave
15. Paranoid (Sabbath Bloody Sabbath Intro)
Опубликовано:
30.06.2017 г.
|