После ухода Дио будущее Black Sabbath вновь стало смутным. Благодарить за то, что произошло потом, следует менеджера Дона Ардена. Дело в том, что его дочь практически сбежала вместе с Оззи и Дон очень хотел переплюнуть эту парочку, ведь карьера его зятя была весьма успешной. Утереть нос можно было только одним способом – предложив миру самую лучшую хэви-металлическую команду в мире. Айомми с Батлером были с этим согласны – они решили не сдаваться, тем более что в группу вернулся Билл Уорд. На место вокалиста, после прослушивания целого ряда не самых известных кандидатов, они пригласили самого Иэна Гиллана, чем неожиданно поразили не только своих поклонников, но и самого бывшего фронтмена Deep Purple. Однако тот согласился, поскольку его сольная карьера переживала не самые лучшие дни. В общем, деньги ему были ой как нужны! Пресса очень заинтересовалась таким поворотом событий, но некоторые вопросы, которые у них появлялись, были зачастую просто дурацкими – типа «Будет ли Гиллан носить крест?» или «Станет ли он одеваться, как другие участники?». Первоначально это должна была быть все-таки супергруппа, но лейбл настоял на том, чтобы альбом выпустили под маркой Black Sabbath. И что же мы получили? Black Purple? Deep Sabbath? Да непонятно что. Странную смесь, ингредиенты которой отдельно вроде неплохи по вкусу, но вместе превращаются в какое-то непонятное варево.
Что касается музыки, то альбом «Рожденный вновь» получился одним из самых мрачных и тяжелых творений группы. То, что слышишь, местами можно назвать то трэшем, то индастриалом, то тяжелым психоделическим роком. Голос у Гиллана мощный – и это не подлежит сомнению. Он действительно сильный вокалист, но зачем же так вопить все время, словно блэк-металл играют? Откровенно раздражает. Тексты, которые писал тоже он, живя, кстати, в палатке (каждый по-своему ищет вдохновения), также оставляют желать лучшего, будучи более приземленными, чем на двух последних альбомах. Вообще-то Иэн более веселый парень, чем Оззи или Дио, и такая музыка ему просто не подходит, да и ожидать от него чего-нибудь мрачного и в то же время оригинального все-таки не стоит.
Продюсером пластинки стал некто Робин Блэк. Создается впечатление, что выбирали специально парня с «черной» фамилией, чтобы было сходство с названием группы. И что же мы имеем? Грязный гитарный звук, бас приглушен, а ударные иногда страдают однообразием. Многие фэны, прослушав сие творение, выпущенное 7 августа 1983 г., посчитали, что хуже быть уже просто не может, однако и было немало тех, кому эта работа показалась хорошей, особенно в отличие от всех последующих опусов.
Обложку, на которой жуткими красками изображено новорожденное дитя ярко-красного цвета с рожками и желтыми клыками и ногтями (как символ того, что группа, которую когда-то называли сатанистской, возродилась) нарисовал Стив Джоуль. Этот человек занимался также кавер-артом для Оззи, а Дон Арден захотел, чтобы художник отдал его подопечным что-нибудь из того, над чем он работал. Стив не хотел лишиться покровительства Осборна и нашел самые смехотворные работы, чтобы получить отставку и больше об этом не думать. Но не тут-то было! Вариантов было четыре, один другого хуже. К сожалению, у Джоуля не осталось эскизов, да и содержания их он не помнит (надо меньше пить!), а то очень бы хотелось посмотреть на гадость, которую он предложил ребятам. Те выбрали рисунок с ребенком. Стив взял за основу изображение с обложки журнала «Mind Alive», который родители купили ему в детстве (еще в 1968 г.) для образовательных целей, и превратил его в то, что мы теперь имеем. Тони картинка показалась забавной (теперь он считает ее худшей обложкой из тех, что были у группы), а Гизер сказал что-то вроде «Дерьмо, но все равно круто!». Гиллан с Уордом отсутствовали, а Арден был настолько в восторге от дьявольского дитяти, что даже предложил Стиву сделать соответствующий костюм для какого-нибудь лилипута, который бы участвовал в концертах в поддержку альбома. Когда Гиллан наконец увидел обложку, он сказал то, что стало известной цитатой, которую привел журнал «Kerrang»: «Я увидел обложку и меня стошнило, потом я услышал запись и меня стошнило». Тот же журнал, кстати, поставил это дитя на 2-е место после «Lovedrive» Scorpions в списке 10 худших обложек. Иэн считал, что записанный материал был просто фантастически хорош, но все было испорчено и обложкой, и сведением. О последнем чуть позже, а вот насчет первого он прав – многие, увидев такой рисунок, даже не хотели слушать альбом. Может быть, здесь также кроется причина того, что это единственный альбом группы, который не выпустили официально в США на компакт-диске. Правда, со временем эта обложка стала, как ни странно, классикой – возможно, именно потому, что она была ужасной во всех смыслах, – а такие известные металлисты, как Макс Кавалера из Sepultura или Глен Бентон из Deicide заявили, что это их любимый кавер-арт. Ходят еще слухи, что как только принтеры отпечатали первые пачки с этим рисунком, одну из них отослали Шэрон Осборн, которая в то время находилась в больнице и вскоре родила их первую с Оззи дочь – Эмe. В связи с этим имя Эме прилепилось и к жуткому ребенку на обложке. Кстати, на нем странности оформления не заканчивались: внутри пластинки имелся круг со звездой Давида, в центре которой было число 666, а по кругу шло название группы.
А что же там со сведением? Дело в том, что когда альбом был закончен и Иэн прослушал его, он показался ему лучше некуда. Довольный результатом, он собирался отдохнуть, но потом узнал, что Гизеру звук баса показался недостаточно громким и тот сделал из записи черт-те что. Гиллана это просто разозлило: «Никогда не давайте басисту делать микширование, а то оно нарушит все законы природы». Получилось действительно жутко, за него и убить не мешало бы, но ответственность несет не только Батлер, а и все остальные (кроме Гиллана), но в первую очередь, как почти всегда, Тони. Я думал, что «…and Justice for All» Metallica, который я по крайней мере все равно люблю, плохо смикширован, но это гораздо хуже.
1) «Trashed». Начинаем сразу же со спид-металла. Вступает мощная ритм-секция с галопирующим басом, сопровождаемая клавишными. Гиллан первым делом зачем-то выдает противный визг, а потом поет о том, как он напился и поехал пьяным на машине, а потом на большой скорости ее разбил, но, к счастью, сам остался в живых. Основой для текста послужил действительный случай, произошедший с Иэном, но обросший подробностями, многие из которых кажутся скорее легендой. Итак, однажды Гиллан одолжил новенькую машину у Пола, тогдашнего тур-менеджера группы, чтобы поездить по треку для картов, принадлежащему Ричарду Брэнсону, основателю Virgin Records. При этом он был изрядно пьян, поэтому через энное количество кругов, когда машина наскочила на кучу сложенных шин, не смог совладать с управлением. Автомобиль перевернулся и застыл в нескольких сантиметрах от бассейна. Гиллан с трудом выбрался и, оставив машину в таком виде, сообщил Полу запиской, где можно найти его собственность. В ярости тот облил бензином яхту Иэна и сжег ее в ближайшем канале. В соло появляется раздражающий уши и нервы свист гитары на очень высоких частотах, так что в наушниках можно и оглохнуть. Когда я слушал альбом в плеере, то на этом месте свист услышали все, кто был со мной в комнате, причем я не из тех людей, кто любит завышенную громкость. Не было никакого другого альбома, где гитарный саунд так бы меня раздражал – именно физически. Под конец впечатление от поначалу неплохой композиции еще более портится, когда Гиллан начинает вопить как недорезанный поросенок, а гитара вновь противно свистит. Какое облегчение, что музыка вскоре начинает затихать.
2) «Stonehenge». Двухминутный инструментал с загадочным гудением и разными потусторонними звуками. Напоминает что-нибудь из Жана-Мишеля Жарра, только гораздо мрачнее. В определенный момент появляется стук сердца, который остается в конце. Тут уже возникает ассоциация с альбомом Pink Floyd «Dark Side of the Moon». Джефф посетил Стоунхендж и решил написать эту вещь. Ему помогал Гизер, а также немного Билл.
3) «Disturbing the Priest». Офигенное начало – Гиллан кричит и хохочет, будто в него вселился легион зубастых демонов, а ритм-секция с тревожной гитарой звучит очень мощно. Понять, о чем поет Иэн, довольно сложно: «Давайте попытаемся добраться до неба, упорствуйте, а иначе умрете. Кислая жизнь может стать сладкой, она ложится к вашим ногам. Милое дитя с невинной улыбкой внимательно наблюдает все это время. Не обманывайся, когда он плачет, продолжай смотреть в глаза». Как хотите, так и трактуйте. Тем временем на заднем плане слышатся вокализы хора, а Билл отрывисто стучит как сумасшедший. Мелодика меняется, ударные становятся еще мощнее. «Жизнь в добре несет в себе противоречие из-за распятия (Христа)», – говорит Гиллан, решивший немного поиграть с сатанистским имиджем группы. Музыка становится тише, но появляются какие-то загадочные жутковатые звуки, в то время как Иэн рассказывает нам о ночном мире, который вызывает у людей страх. Мощь возвращается в припеве, в котором голосистый вокалист предлагает нам вместе с группой «побеспокоить священника». Идея песни появилась тогда, когда ребята репетировали в заброшенной церкви. Они допоздна играли свою тяжелую и громкую музыку, а тут еще у них был ирландский волкодав, который постоянно выл по утрам, просясь, чтобы его выпустили на улицу. Это в конце концов привело к тому, что через несколько дней пришел какой-то служка и сообщил, что ребята беспокоят местного священника, так что тот не может заснуть. Однако можно сказать, что все были в расчете, поскольку после репетиций допоздна, когда ребята отправлялись спать, их тут же будили церковные колокола. Композиция хотя и получилась мощной, но слеплена кривовато и немного не соответствует своему классному началу. В одном из куплетов Гиллан высказывает мысль, что «дьявол и священник не могут существовать» друг без друга – так же, как «солнце и луна», «ночь и день»; однако это практически то же самое, о чем говорил Дио в композиции «Heaven and Hell», только там текст гораздо интереснее. Конец напоминает начало, и вновь хочется поблагодарить за хохот, от которого мурашки по коже бегут прямо-таки табунами. Однако чувствуется в этом желание приколоться. Тем не менее, подозреваю, что этот смех повлиял, например, на творчество Кинга Даймонда. Иэн продолжает вопить, пока все не затихает. Нужно сказать, что ребята хотели назвать альбом именно по этой песне, но лейбл уже далеко не в первый раз отказался.
4) «The Dark». Еще один инструментал – на этот раз секунд на сорок. Раздаются жутковатые звуки, напоминающие рев какого-то никем не виданного животного, видимо, прячущегося в темноте.
5) «Zero the Hero». Не дав «Темноте» разыграться, нарастает звучание ритм-секции под гитарные запилы. Затем звучит риффинг, нечто вроде набата и звуки, напоминающие свист чего-то проносящегося мимо. Все вместе создает тревожную атмосферу, характерную для фильмов ужасов. Героем песни, к которому обращается Гиллан, становится неудачник и посредственность; с ним даже не хочется общаться, но, похоже, его это мало колышет. «Zero the Hero!» – отдается эхом в голове припев, зараза, и хочется от него избавиться. Оригинальная рифма, особенно если учесть, что слова «zero» и «hero» больше ни с чем не рифмуются. Здесь, к счастью, соло не раздражает свистом и звучит неплохо, выражая, как мне кажется, сочувствие к человеку, который сам не понимает бессмысленности своего существования. Семиминутная композиция, в которой мало что меняется, кажется немножко затянутой, особенно когда она неспешно заканчивается диминуэндо.
Далее интересность альбома становится все меньше.
6) «Digital Bitch». Что за песня может быть с таким-то названием? Риффует гитара, ее сопровождают раздражающие гитарные запилы. Энергично, но скучновато. Да и текст малоинтересен. Историю его возникновения объяснил сам автор. В то время наступала компьютерная эра, благодаря чему в студии появлялись цифровые технологии. И вот Иэн написал песню о девушке, которая стала богатой, потому что ее отец нажил состояние на компьютерах; она постоянно устраивает вечеринки, дарит подарки своим любовникам, появляется на телеэкране, но героя она мало интересует. Вновь гитарный саунд сделан на слишком высоких частотах, что, как я уже говорил, весьма напряжно слушать в наушниках даже на маленькой громкости. Особенно трудно, когда сольных частей несколько (на одной из ней эта вещь и завершается диминуэндо). В общем, за такие приколы я без зазрения совести сразу же снимаю еще один балл.
7) «Born Again». Играет тревожная гитара, сопровождаемая искаженным басом, присоединяются медленно стучащие ударные. Поет Гиллан неплохо, но как же ску-у-у-у-у-у-учно! Текст, полный смутной мистики, понять непросто: герой предлагает слушателям заглянуть к нему в комнату, увидеть «далекие тени забытых воинов»; он представляет нам себя как «князя зла», борющегося за наш разум, в котором поселились «боги-мутанты». Песню можно считать еще одним гимном нонконформизму. На припеве («Ты родишься вновь!») музыка становится намного громче, а Гиллан издает громкие вопли. Гитарное соло, которым, затихая, заканчивается композиция, звучит неплохо, но не является чем-то сногсшибательным.
8) «Hot Line». Риффует гитара, мощно стучат барабаны, пульсирует бас. Энергично, но вновь ничего особенного. Мелодия несколько напоминает «All Night Long» Rainbow, а Иэн обращается к какой-то девушке с просьбой помочь ему, если он оступится, помолиться за него, если возникнет необходимость, и т.п. Опять гитарные запилы режут уши. Cоло мощное, но все остальное мало запоминается, а Гиллан то и дело зачем-то срывается на вопли. В Deep Purple он и то меньше вопил.
9) «Keep It Warm». Вновь композиция начинается с риффинга, затем в неспешном темпе присоединяются ударные и бас. Здесь Гиллан наконец-то поет нормальным голосом. Вначале, по крайней мере. Песня написана Иэном в честь его девушки и впоследствии жены Брон. Он говорит о том, что с первой их встречи он не хотел бы ее покидать, и просит Брон, чтобы местечко рядом с ней оставалось теплым, поскольку он хоть и уходит, но все равно вернется. Вещь получилась очень уж скучной и напоминает филлер, не попавший на какой-нибудь старый альбом Deep Purple. Гитарное соло, сопровождаемое все такими же неспешными басом и ударными, которые затем ускоряются, звучит неплохо, но композиция в целом получилась нудной и затянутой, да еще и с долгим окончанием диминуэндо, музыка в котором несколько похожа на «Dirty Women».
Ходили слухи, что Гиллан стыдится этого альбома. На самом деле Иэн тепло отзывается о тех деньках, хотя, по его собственному мнению, он «наихудший вокалист, который был у Black Sabbath». Кроме того, он, смирившись с дитятей на обложке, так и не смог простить жуткого микширования, в котором он, как уже говорилось, винит Гизера.
Несмотря на очень неровный материал альбом все-таки занял четвертое место в английском хит-параде, таким образом став вторым популярным релизом после «Paranoid», а Оззи назвал это творение лучшим у группы с тех пор, как он из нее ушел. Многие поклонники, из тех, что все-таки следили за творчеством группы и после ухода Оззи, считают этот альбом последней «настоящей» работой Black Sabbath. Надо сказать, что в юные годы это был один из любимых альбомов Курта Кобейна. В США, однако, все было гораздо скромнее. Как бы то ни было, команда не избежала очередного развала прямо во время тура. Вновь ушел Уорд, испугавшийся, что не сможет играть на постоянных концертах – не просто играть, а играть трезвым, – и от страха запивший снова, и его заменили Беном Беваном из Electric Light Orchestra, давним другом Тони. Странный все-таки выбор. Затем начались проблемы с голосом у Гиллана, и он ушел во время американского турне, а позднее он вернулся в лоно воссоединившихся Deep Purple. Возможно, Блэкмор услышал, как он поет в BS, особенно «Smoke on the Water», которую они время от времени исполняли, и подумал: «А почему бы, черт возьми, и нет?» К тому времени ушел и Беван, а Уорд вернулся, но проблемы с составом привели к тому, что группа могла прекратить свое существование навсегда.
Автор: Featus
|