В марте 1979 г. Айомми, Батлер и Уорд переехали в Сан-Франциско, чтобы осуществить запись нового альбома. Так уж получилось, что Осборн присоединился к товарищам лишь полтора месяца спустя. Неизвестно, где его носили черти, но Тони был, естественно, в ярости и сказал, что раз такие дела, то дальше им не по пути. И вообще – они уже договорились с новым вокалистом. Утверждение, что американец итальянского происхождения Рональд Джеймс Падовона, более известный по своему прозвищу Дио, уже согласился петь с Black Sabbath, было чистым блефом, но на Оззи оно подействовало. Началась работа, но к середине лета он записал вокал лишь к паре песен, в то время как все остальные записали все. В конце концов, как это ни было печально, вокалиста пришлось прогнать. Независимо от того, как расценивать дальнейшее творчество группы, которая, движимая упорством Тони, и не думала распадаться, нужно сказать, что сольная карьера Осборна оказалась успешной. Итак, первый состав прекратил свое существование, а Билл Уорд, вероятно, с печалью вспомнил, как в далеком 1973 г. он в одном интервью сказал, что они никогда не распадутся, потому что любят друг друга.
Удивляет отношение множества твердолобых поклонников Black Sabbath, которые полностью отвернулись от группы с уходом Оззи. Для них он был самым важным человеком в ней, хотя практически никакого вклада в творчество не вносил, ведь музыку в основном писали Тони и Гизер, а последний, к тому же, был главным текстовиком. Что у Осборна было, так это своеобразная харизма, без которой группа, конечно же, должна была измениться.
Хотя вокалист, которым действительно стал Дио, был уже найден, неожиданно начались проблемы с Гизером Батлером – он тоже вдруг захотел уйти. Тони бросился на поиски замены. В качестве басиста пробовался, например, Крейг Грубер из Rainbow, но выбор пал на Джеффа Николса, ранее участвовавшего в группе Quartz (Айомми продюсировал их дебютник). К счастью, парень по прозвищу Чудак вернулся – правда, уже тогда, когда бoльшая часть альбома была написана, – а Николса решили оставить в качестве клавишника. С тех пор он стал фактически пятым участником группы, хотя в выходных данных его таковым не считали, а на концертах бедняга вынужден был играть за сценой.
Что же, наконец все были в сборе. Записав бoльшую часть альбома в Сан-Франциско, ребята перебрались в Париж, где завершили первый альбом нового состава. Black Sabbath, на мой взгляд, не стали ни лучше, ни хуже – они просто стали другими. Дио, этакий Наполеон качественного хард-рока, фактически дал им второе дыхание. Бывший участник Rainbow, с которым Ричи Блэкмор записал лучшие альбомы своей группы, обладал более мощным голосом и не имел проблем алкогольно-наркотической направленности. Во всяком случае, не в такой степени, как Оззи. Проблемы точно были у Билла, который в то время опять так запил, что вообще не помнит, как этот альбом записывали.
Тони наконец решил не продюсировать все сам, а пригласил такого известного человека, как Мартин Берч, работавшего с Deep Purple и Rainbow, а позднее известного в связи с Iron Maiden. Гитара была записана просто отлично, хотя и вновь тише вокала, бас сделали четким и громким, ударные тоже. Саунд стал менее навороченным, более коммерчески ориентированным, более быстрым и гладким, более, так сказать, «причесанным», в стиле классического хард-рока, почти совсем без клавишных и разных струнных с духовыми, а Оззи в шутку обозвал группу Blackmore Sabbath. Тексты Дио с налетом фэнтези и мистики, открытые для различных интерпретаций, идеально подходили и к музыке, и к вокалу, и абсолютно невозможно представить, что Оззи пел бы такое. Что же, группа перестала быть оригинальной, но лучше представлять публике отличную малооригинальную музыку, чем погрязнуть в неудачных экспериментах.
Девятый альбом, выпущенный 25 апреля 1980 г., занял сравнительно высокие места в хит-парадах и довольно быстро обрел «золото», чего с дисками группы не было со времени выпуска «Sabbath Bloody Sabbath». Читатели журнала «Circus» назвали этот альбом лучшим камбэком 1980 г. Прикольную обложку, которую очень любит Айомми, нарисовал Линн Керли. На ней три участника группы изображают ангелов, но при этом они курят и играют в карты. Может быть, поэтому одежды у них серые, а не белые, а размашистые крылья – оранжево-фиолетовые. Кстати, у «ангела» слева крылья совершенно другие – очень маленькие и белые. Любителям покопаться в символизме есть где развернуться. В любом случае, картинка получилась несерьезной, что очень контрастировало с музыкой, которая представлена на пластинке.
1) «Neon Knights». Мощно риффует гитара, быстро стучат ударные, пульсирует бас, в динамики врывается сильный голос Дио, и буквально сразу же ловишь себя на мысли, что поет он гораздо лучше Оззи. Песня переполнена загадочными образами и представляет собой метафорическое описание противостояния «легионов храбрецов» и «шакалов улиц». Видимо, речь идет об уличных разборках, которые часто происходят по ночам, когда тьму освещает лишь свет неоновых вывесок. Гитарное соло звучит весьма хорошо, а заканчивается композиция диминуэндо, словно символизируя, что противостояние никогда не заканчивается. Кстати, эта песня, записанная в последнюю очередь, является единственной, к которой приложил руку Гизер.
2) «Children of the Sea». Несмотря на схожесть названия с классикой в лице «Children of the Grave», больше ничего общего между ними нет. Не было ли название выбрано специально, чтобы показать разницу между двумя составами группы? Интро у этой вещи просто потрясающее: играет акустическая гитара, эффектно звучит, как чуть позже на одном стереоканале появляется электрогитара, а на втором – не менее мелодичный бас. Грустным голосом Ронни Джеймс поет о «туманном утре», в которое не было видно восходящего солнца. Врывается отличный риффинг под классный бас и размеренный стук барабанов, а мощный голос Дио вещает о медленной гибели нашей планеты из-за того, что с ней делает человечество. Судя по всему, Земле осталось немного. Называя нас «заблудившимися детьми моря», синьор Падовона вспоминает о том, что жизнь зародилась в воде, а наши далекие предки были морскими существами. Короткий гитарный пассаж после повторения припева переходит в соло, сопровождаемое вокализами хора в духе современных пауэр-металлических команд. Все затихает, и возвращается акустическая гитара. На этот раз к ней присоединяется странный тревожный свист, а потом бас с ударными и колокольчики. Дио повторяет первый куплет, и вновь на припеве музыка становится тяжелее. В последних строках нам рисуют картину апокалипсиса – «небо падает», «мир вертится», «солнце чернеет». При этом Дио зычно повторяет «Берегись!», и именно с последним таким криком композиция внезапно заканчивается.
3) «Lady Evil». Стучат ударные, отлично играет бас, присоединяются две гитары – одна риффует, а вторая, появляясь чуть позднее, оглашает воздух мощным воем. Музыка энергична, а Дио поет о леди по имени Зло, которая живет где-то к югу от Долины Ведьм и чье имя люди осмеливаются произносить только шепотом, ведь с помощью магии она может спокойно отыскать того, кто вторгся в ее владения, и заморозить его своим криком. Получилось весьма в духе Deep Purple. Запоминающемуся припеву так и хочется подпевать. Тони отлично сопровождает некоторые строки тревожными гитарными завываниями, а затем выдает прекрасное соло, сопровождаемое все тем же плотным басом. В последнем куплете Ронни Джеймс вновь предупреждает слушателей, чтобы они, если уж довелось оказаться в Долине Ведьм, всегда были начеку. «Никогда не доверяйте своей тени в темноте», – говорит он, после чего раздается тревожный рев гитары, которая словно подтверждает сказанное. В конце песни для нас припасено еще одно пронзительное соло.
4) «Heaven and Hell». Мощно вступает риффующая гитара, сопровождаемая ударными и басом, играющими в неспешном темпе. Кстати, есть сведения, что линию баса, чем-то напоминающую музыку диско, в тот период, когда Гизера в группе не было, написал Николс, взяв идею из композиции «Mainline Riders» группы Quartz, в которой он когда-то играл. Перед вступлением вокала гитара затихает, и под отлично пульсирующий бас и барабаны синьор Падовона, вероятно, обращается к тем, кто по-прежнему считал группу сатанистской. «Дьявол никогда не является создателем» – вот что он думает о враге рода человеческого. В то же время дальше Дио хочет сказать, что в большинстве религий отношения добра и зла показаны неправильно, ведь в то время как нас хотят заверить, что добро должно победить зло, на самом деле они не могут существовать друг без друга, да и могут превращаться одно в другое. Риффинг возвращается на фразе, которая повторяется несколько раз в течение композиции: «Так уж происходит – есть рай и ад». На втором куплете гитара выдает на заднем плане гармоничные аккорды, затем звучит хор («а-а!»), а третий куплет уже сопровождается риффующей гитарой. Интересна фраза: «Любовь можно считать ответом, но никто не желает проливать кровь за танцора». Можно предположить, что «танцор» – это свободный дух человека, который нельзя поработить никакими идеями и догмами. После этого следует отражающееся эхом гитарное соло под пульсирующий бас и периодические тревожные завывания. Возвращается хор, затем ритм ускоряется, а Дио просто выстреливает слова в быстром темпе под гитарные запилы. Некоторые строки заслуживают того, чтобы привести их полностью: «Говорят, жизнь – это карусель. Она вращается быстро, и следует уметь на ней кататься. Мир полон Королей и Королев, которые слепят глаза и похищают мечты… И они скажут тебе, что черное – это на самом деле белое, а луна – это просто ночное солнце. И когда будешь идти по золотым чертогам, собирай золото, которое падает». Очень красиво и загадочно. «Есть рай и ад, глупец! – повторяет синьор Падовона. – Проливай кровь за танцора, глупец! Ищи ответ, глупец!» Каждый должен сам понять, что собой представляет мир, а не верить тому, во что хотят заставить верить другие. В конце все затихает, и появляются тихие, грустные аккорды акустической гитары, сопровождаемые акустическим басом на другом стереоканале. Великолепное окончание диминуэндо для столь мощной темы. Возможно, в действительности первоначально это был отдельный инструментал из тех, что появлялись на всех альбомах группы.
5) «Wishing Well». Мощно риффует гитара, сопровождаемая ударными и сочным басом. Видно, что Гизеру дали наконец-то шанс показать себя, а то в последнее время его инструмент в записи как-то не выделялся. Герой песни представляет себя в образе колодца, в который, по традиции, бросают монетку и загадывают желание; однако он понимает, что любовь нельзя купить, но исполнять мечты все равно нужно. Получилась хорошая песня о любви, звучащая не так тяжело, как все остальное, но все равно замечательно. «Время – это бесконечное путешествие, любовь – это бесконечная улыбка. Подай мне знак, благодаря которому я мог бы создать мечту», – поет романтик Ронни Джеймс, в то время как на фоне электрической искаженной гитары прекрасно звучит акустическая. Тони здесь вновь показывает класс, но и остальные участники группы не подвели. В конце Дио не удержался от каламбура: «I wish you well, I’m your wishing well» («Я желаю тебе всего хорошего, я – твой колодец желаний»).
6) «Die Young». Песня, местами напоминающая Queen. Звучат космические клавишные, появляется грустная электрогитара, а спустя некоторое время на втором стереоканале к ней присоединяется еще одна. Вдруг начинается классный риффинг, а потом возникает и солирующая гитара. Под быстрый темп синьор Падовона поет о том, что жизнь полна опасностей и разочарований, поэтому жить нужно так, будто каждый день – последний. В середине музыка притихает, играет фортепьяно, ему грустно вторит бас, на заднем плане слышится меллотрон и электрогитара, а Дио повторяет: «Умри молодым». Под переливы клавишных ритм-секция выдает жесткие пассажи, а затем возвращается голос Дио. В конце под быстрый ритм он много раз восклицает: «Умри молодым!» (и ведь не исполнил того, чему учил других, лгун :-)!). Заканчивается композиция диминуэндо под скоростное гитарное соло.
7) «Walk Away». Хард-роковая вещь в духе Rainbow, претендующая, если уж выбирать, на звание самой слабой. Вступает риффующая гитара, присоединяются ударные, а Дио распевается. Появляется бас, и вскоре синьор Падовона начинает петь. Это еще одна композиция, посвященная отношениям полов. Герой встречает женщину – красивую, свободолюбивую, несколько своенравную, – и видит, что она проявляет к нему интерес. Однако ему не хочется проверить на собственном опыте, к чему приведет эта любовь, и он говорит себе: «Уходи прочь!» В инструментальной середине классно звучит бас и мощно стучат барабаны, а гитарное соло звучит сдержанно. В конце музыка постепенно затихает, слышны вокализы («о-о!»), в которых чувствуется некоторое безразличие, а Дио все никак не замолкает: «Ты почувствуешь ее огонь, она поднимет тебя выше! Но не обманывайся! Просто отвернись и уходи прочь!»
8) «Lonely is the Word». Мощно риффует гитара, присоединяются медленные ударные и сочный бас. Дио поет от лица человека, который потерял все. Ему некуда идти, и он обречен на одиночество, но если кто-то оказался в похожей ситуации, он предлагает присоединиться к нему. В конце второй минуты начинается соло, которое Тони называет одним из своих любимых за всю историю группы. Звучат две совершенно разные гитары, каждая из которых помогает нарисовать в воображении меланхоличную картину одиночества. Не отстают в эмоциональности и барабаны с басом. Постепенно ударные делают звучание мощнее, а Ронни Джеймс поет: «Да, Одинокий – вот мое имя. Может быть, жизнь – это игра, которую наверняка проиграешь». Затем соло продолжается, но тут еще добавляются тихие клавишные. Так они и играют, пока музыка, которая, кстати, напоминает «Stairway to Heaven», не стихает. Есть у одиночества начало – нет у одиночества конца. Печально.
Итак, впервые за много лет группу ожидал успех. Альбом занял 9-е место в Великобритании и 28-е в США и стал первым их диском, который получил «золото» в Америке. Показательно, что после этого альбома состоялось настоящее возрождение тяжелого рока в лице многочисленных NWOBHM-групп, не говоря уже о том, что его влияние заметно в творчестве более поздних пауэр-металлических команд.
Говорят, что во время турне в поддержку данного альбома Дио постоянно показывал публике руку с поднятыми вверх указательным пальцем и мизинцем (так называемые «рога дьявола»), и именно с тех пор этот жест стал символизировать хэви-металл.
Автор: Featus
|