Вскоре после записи второго альбома ребята уволили менеджера Джима Симпсона, хотя именно он и раскрутил их до статуса звезд. Сделать это им посоветовали Патрик Михан и Вилф Пайн – эта парочка менеджеров сказала, что Джим со своими обязанностями не справляется, да и платит им мало. И действительно – зарабатывали они не очень много, а концерты были расписаны на полгода вперед. Тем не менее, вот так распрощаться с человеком, практически вытащившим их «из грязи в князи», было, на мой взгляд, неэтично. Пригласив «блэк-саббатовцев» на встречу, прохвосты подали лимузин, отвезли ребят в шикарную гостиницу, а потом в клуб на ужин с шампанским. В общем, пообещали богатую жизнь, которая парням, вышедшим из бедноты, и не снилась. Видимо, именно благодаря этому Оззи смог наконец жениться на некой Тельме Райли, став отчимом ее сыну Эллиоту. Джим с тем, что его кинули, мириться не захотел и подал в суд за нарушение условий контракта, однако судебное разбирательство длилось несколько лет.
Тем временем назрел вопрос о третьем альбоме. На этот раз записываться решили в Лос-Анджелесе, однако теперь это растянулась на несколько месяцев. Причиной были постоянные концерты и не очень хорошее состояние здоровья участников группы – Оззи пил, Тони тоже, а Билл вообще не помнит о своем участии в записи и высказывает предположение, что стучал по барабанам кто-то другой. Кстати, по его утверждению, эта работа вообще стала концом классической эры Black Sabbath. Что же, «Paranoid» стал весьма популярным, но третий диск, вышедший 21 июля 1971 г., оказался, по-моему, более зрелым и интересным, с некоторой долей экспериментальности (что уже стало неотъемлемым аспектом творчества группы), а его влияние заметно в творчестве множества современных команд. Цельность пластинки, возможно, также связана с тем, что эпических вещей нет и поэтому она очень мала по продолжительности (менее 35 минут даже тогда, по-моему, было уже маловато) и вполне концептуальна, с очень серьезными и глубокомысленными текстами, которые стали еще интереснее. Следует также упомянуть и Оззи, голос которого стал еще сильнее и больше варьируется.
Именно на данном альбоме появилась еще одна инновация, касающаяся звучания, которое, почти совсем лишившись блюзовых моментов, стало еще более тяжелым – возможно, самым тяжелым, если оценивать все альбомы группы (с Оззи, по крайней мере). Получается настоящая стена звука. И если на первых двух альбомах можно было говорить о металле с натяжкой, то здесь этой натяжки уже не требуется. Впрочем, эта тяжесть контрастирует с более легкими вещами (тоже обязательная фишка), хотя темноты здесь хватает. Но почему же так вышло? Дело в том, что, поскольку после несчастного случая пальцы Тони стали очень чувствительными, он вынужден был использовать сверхлегкие струны. Это ему не нравилось, и он решил настраивать свою гитару ниже. Чтобы играть в унисон, то же самое сделал и Батлер. В результате звуки получались более низкими и, следовательно, более тяжелыми для уха. Впоследствии подобная практика стала популярной среди большинства металлических команд.
Продюсером вновь был Роджер Бейн, но звучание в целом изменилось – помимо вышеупомянутой тяжелой стены звука, нужно еще сказать о том, что гитара стала более, так сказать, хрустящей, бас выражен сильнее, а вот ударные несколько глуховаты.
К сожалению, после двух интересных обложек здесь нам не представляют вообще ничего – лишь название группы и альбома, написанное большими буквами. Это просто постер Маркуса Кифа, не вышедший в широкий тираж и больше напоминающий изображение для футболки, чем обложку замечательного альбома. Даже Оззи как-то сказал, что это «a load of crap» («куча дерьма», короче говоря). Впрочем, какой-то смысл здесь имеется, поскольку музыка на альбоме такая же, как эти буквы, – очень черная, с оттенками темно-красного и серого.
1) «Sweet Leaf». Звучит пущенный петлей кашель (вроде бы Айомми, но некоторые утверждают, что Батлера), записанный случайно, но все-таки оставленный (что, по моему мнению, является одним из самых несерьезных начал для рок-альбома), а затем следует отличный медленный риффинг, шествующий в динамиках, будто огромный динозавр. То, что напоминает признание в любви к девушке (по имени Марь-Иванна, не иначе :-)), на самом деле является настоящим гимном марихуане. Именно от нее, сильно затянувшись, кашляет в начале один из участников группы. Травка ободряет, позволяет расслабиться и забыть о своих проблемах. Нужно сказать, что в то время все четверо курили ее довольно часто. Оззи поет о том, что обычные люди не приемлют это растение, но он мечтает о том времени, когда эту замечательную вещь полюбит весь мир. Конечно, это не настолько сильный наркотик, как героин, об опасности которого Оззи пел в «Hand of Doom» на предыдущем альбоме, но мне, как человеку, никогда ничего подобного не принимавшему, как-то не особо приятно слушать эти наркоманские восхваления. Однако выбить эту песню из головы практически невозможно. Название Осборн взял с пачки сигарет, купленных в Дублине; на ней было написано, что табак – это «сладкий листок». Инструментал в середине то наполнен жутковатыми звуками, то показывает нам скоростной стук барабанов под гитарные завывания. Заканчивается композиция диминуэндо под шумное дыхание курильщиков марихуаны.
2) «After Forever». Нарастает шум ударных, и после небольшого синтезаторного гудения (хотя возможно, что это пропущенная через что-то гитара), напоминающего ветер в трубе. По всей видимости, именно этот короткий инструментал называется «The Elegy». Во всяком случае, музыка той части, которая следует дальше после вступления всей ритм-секции, уже не печальна (именно такой должна быть «элегия»), а в некоторой степени даже задорна (окрещу-ка я эту часть «Задор»). Энергичный риффинг сопровождается ритмичными барабанами и мелодичным басом. Риффы становятся отрывистыми, а Оззи поет настоящую прохристианскую вещь, текст которой (как и музыку) полностью написал Айомми (случай уникальный – больше такого вплоть до «The Seventh Star» не будет). Фактически это зарождение уайт-металла – направления в современной музыке гораздо менее распространенного, чем блэк-металл. Осборн, напоминающий ветхозаветного пророка, обращается к тем, кто не думает о спасении своей души после смерти, кто не сделал Бога частью себя, кто считает папу римского дураком, которого следует повесить, и т.п. Со своей стороны, в то же время, он говорит, что познал истину, изменился и теперь готов предстать перед троном Божьим в Судный день. После первого куплета повторяется «Задор», а после второго риффинг меняется и Оззи хочет убедить всех в том, что «Бог – это единственный путь к любви». Вновь звучит «Задор», вновь повторяется первоначальный риффинг, а Осборн продолжает обвинять какую-то часть современных людей в том, что они не лучше тех, кто когда-то распял Христа, и не хотят воспользоваться шансом обрести прощение высшей силы. Следующее далее соло звучит в подтверждение этих мыслей, и особенно эффектно получилось, когда гитара скачет из одного динамика в другой. У меня при этом возникает образ пророка, который желает быть в нескольких местах одновременно, чтобы донести до людей свою весть. После очередного повторения «Задора» Оззи произносит последний куплет, прося безбожников впустить Господа, прощающего все грехи, внутрь себя, пока не поздно. Знаете, у меня иногда возникают сомнения, а не прикалывались ли ребята. Я верю, что они считали себя истинными христианами и сделали тут уступку тем, кто называл их сатанистами, однако церковь почему-то все равно отнеслась к этой композиции негативно, назвав ее богохульством. Заканчивается все последней репризой «Задора» и затихающим гудением, которое слышалось в начале.
3) «Embryo». Сочиненный Тони короткий инструментал на полминуты, в котором мрачно играют гитара, напоминающая электроскрипку, и бас. Вот вам еще одна вещь, которая могла повлиять на дум-металлические команды. Маленькая и простая, как эмбрион, но все равно запоминающаяся. Вполне можно расценивать ее как интро к следующей композиции, тем более что и паузы между ними нет. Да и из чего ведь дети вырастают? Из эмбрионов, конечно!
4) «Children of the Grave». Тихо вступают ударные, сопровождаемые усиливающимся басовым галопом и шумом барабанов, звучащим так сухо, словно кто-то быстро бьет палкой по мусорному баку. Напряжение нарастает, а затем идет отличный риффинг, галопирующий так же, как раньше бас, под быстрый ритм ударных, причем звучание тарелок здесь продублировано, чтобы сделать его еще мощнее. Что же, Уорд просто молодец! Периодически подвывает гитара. Думаю, что все эти звуки, рисующие в голове картину марширующих людей, явно чем-то недовольных, сыграли не последнюю роль во влиянии на трэш. Наконец Оззи начинает петь очередной антивоенный опус – надо сказать, очень пафосный. Современные дети должны бороться со злым миром, чтобы в нем победила любовь (вот «блэк-саббатовцы» и вспомнили, что живут в эпоху хиппи!), а иначе может получиться так, что они просто исчезнут. В середине темп, задаваемый ударными, замедляется и некоторое время слышны мрачные клавишные. Возвратившийся Осборн обращается к современным детям, чтобы они пытались внушить другим любовь, а не то они вполне могут стать «детьми могилы». По словам Оззи, каждое поколение ненавидит что-то, связанное с тем, каким сделало мир предыдущее поколение, и хочет революционных изменений. Таким образом, получается в некоторой степени панк-песня. В отличие от «War Pigs», в тексте есть надежда, но, несмотря на это, музыка все-таки мрачнее. Пронзительное соло в конце звучит просто класс – что же, Тони умеет отразить сочувствие к человечеству – и прерывается аутро «The Haunting». То затихает, то усиливается жутковатое гудение, а на этом фоне Оззи несколько раз шепотом произносит «Дети могилы», как бы не желая, чтобы его послание забылось. Наконец все стихает. (Нужно заметить, что на некоторых изданиях альбома имеется такая путаница, что инструментал «Embryo» объединяют с данной композицией, а ее аутро индексируют в качестве отдельного трека.)
5) «Orchid». Еще один инструментал от Тони, в котором акустическая гитара играет красивую и грустную мелодию, сопровождаемую периодическим гудением баса. Вновь сказывается влияние Led Zeppelin, чей третий альбом был полуакустическим. Не знаю, причем здесь орхидея, но у меня она ассоциируется с «детьми-цветами». Как бы то ни было, получилась хорошая расслабляющая интерлюдия между двумя более тяжелыми композициями. Кстати, именно благодаря этой вещи Микаэль Акерфельдт понял, как назвать дебютник Opeth.
6) «Lord of This World». Композиция начинается с инструментала «Step Up» – мрачно риффует гитара, мощно присоединяются ударные, громко играет бас. Вскоре после изменения мелодии музыка по-прежнему остается неторопливой, а Оззи начинает петь. Его слова являются обращением Сатаны к тем, кто отвернулся от Бога и решил пойти по пути зла, а не любви. «Вы даже не ощутили утрату души, которую я у вас забрал», – поет Осборн, и именно такие люди сделали дьявола «властелином этого мира». Что же, становится понятным название всего альбома в целом, но почему выбрали именно его, а не название данной песни? Может быть, потому, что «повелитель реальности» – это не только Сатана, который правит бал в современном мире, но и человечество, которое чувствует себя непобедимым, хотя и близится к собственной гибели. Соло, в котором ощущается некоторая джазовость, показывает слаженное звучание ритм-секции – все инструменты (мрачная гитара, цокающие ударные, притягательный бас) отлично слышны, и ни один из них не стремится выделиться. Гитарный вой эффектно подчеркивает голос Оззи, который кричит: «Властелин этого мира, злой хозяин… Теперь он ваш исповедник!» В последнем куплете Сатана, который выглядит здесь не таким уж отрицательным персонажем, говорит, что те, кто обращались к нему, чтобы удовлетворить свою гордыню и алчность, вряд ли вспомнят о нем на смертном одре. Естественно, они вспомнят о Боге, но к тому времени будет уже поздно. В конце представлено еще одно соло, и вновь ребята показывают класс. Последним штрихом звучит стихающее гудение баса, словно выражающее печаль.
7) «Solitude». Обалдеть! Одна из лучших баллад в роке за всю его историю. Успешная попытка сочинить что-то вроде средневекового мадригала. Сделана настолько прекрасно, что забыть ее, раз услышав, невозможно. Играет грустная гитара, сопровождаемая не менее печальным басом. Голос Оззи, несчастный донельзя, здесь приобрел совершенно не свойственные ему интонации, из-за чего некоторые путают его с Уордом и отказываются верить правде. К вокалу присоединяется флейта, которую взял в руки Айомми. Да, не прошли даром три недели в Jethro Tull. Браво, Тони! Герой Оззи страдает от одиночества, поскольку любимая его покинула, хотя он и просил ее остаться. Теперь он ощущает себя никем и только то и делает, что плачет и вспоминает ее. Музыка медленно затихает, однако еще долго звучат еле слышные колокольчики. Впоследствии эта композиция закрывала концерты во время турне «Sabotage» – вероятно, для того, чтобы эта музыка успокоила разгоряченных слушателей.
8) «Into the Void». Достойное завершение альбома! Вновь мощно риффует гитара, присоединяются медленные ударные и звучный бас, который будет отлично играть на протяжении всей композиции. Этот вступительный инструментал называется «Deathmask», и данное зловещее слово («Маска смерти») вполне соответствует музыке. Риффинг меняется, а вступающий вокал Оззи отражается эхом, создавая несколько психоделическую атмосферу. Возникает ощущение, что он поет в той самой пустоте, которая упоминается в названии. Внимательные слушатели могут заметить, что на отметке в 1:48 звук в левом динамике на долю секунды вообще пропадает. Оплошность звукорежиссера – не иначе. В композиции поется о кораблях, отправляющихся в космос прочь от зла, творящегося на Земле: «Везде бедствия и несчастья, воздух, земля и море умирают от загрязнения». Оставаться на Земле равносильно самоубийству. В середине ритм ускоряется, и когда Оззи поет о тех, кто хочет «найти иной мир, где ждет свобода», живо представляешь себе ракеты, летящие в космическом пространстве. Словно для того, чтобы еще раз убедить всех в том, что они не сатанисты, Оззи в последнем куплете произносит: «Оставьте Землю Сатане и его рабам». Затем мы имеем отличную сольную часть с эмоциональной сдвоенной гитарой. Эффектно звучит, когда жесткий гитарный саунд заполняет паузы, делаемые ритм-секцией. Все замечательно, только вот окончание уж очень внезапное, особенно если учесть, что это последняя композиция альбома. Можно было все-таки еще пару минут досочинить.
Видимо, благодаря тому, что группа до этого давала концерты в США, альбом занял здесь более высокое 8-е место, в то время как на родине дела ухудшились (5-е место). Кроме того, стали происходить разные неблагоприятные события вроде угроз от разных маньяков устроить над участниками группы расправу, появления на сцене человека с ножом, возжелавшим принести Тони в жертву, или толпы ведьм, просящих ребят их «благословить». Как бы группа ни старалась дать миру понять, что они не поклоняются Сатане, многие в это почему-то отказывались верить, видимо, думая, что такую музыку христиане играть не могут. Декабрьские концерты пришлось отменить, поскольку Уорд и Осборн оказались в больнице: первый – по причине физического истощения, усугубленного кокаинизмом, второй – с ларингитом. Тони даже обещал их обоих уволить, если такое безобразие не прекратится.
Рецензент: Featus
|