Английские выпуски альбома Black Sabbath Paranoid, 1970.

Английские выпуски альбома
BLACK SABBATH ~ PARANOID

Vertigo, 1970, Great Britain


Paranoid - ("Параноик") - второй альбом английской группы Black Sabbath, выпущенный в сентябре 1970 года компанией Vertigo. Paranoid - единственный альбом Black Sabbath, сумевший возглавить британский хит-парад и до сих пор считается наивысшим достижением группы. За десятилетия после выпуска, альбом стал семижды платиновый в Великобритании и содержит несколько самых знаменитых песен Black Sabbath, в том числе одноименную "Paranoid", "Iron Man", "War Pigs".

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ



Английское издание Black Sabbath "Paranoid", 1970
Внешняя и внутренняя стороны конверта

Black Sabbath, Paranoid, UK, внешняя сторона конверта

Black Sabbath, Paranoid, UK,  внутренняя сторона конверта

Black Sabbath, Paranoid, UK, 1970


Black Sabbath Paranoid, передняя сторона конверта, UK

Black Sabbath Paranoid, задняя сторона конверта, UK

Black Sabbath Paranoid, разворот, UK


Paranoid, UK, position 1

Paranoid, UK, position 2

Paranoid, UK, position 3

Paranoid, UK, position 4




...После неожиданного успеха, который имел дебютный альбом, вышедший в феврале 1970-го, группа принялась за запись второго альбома уже в июне этого же года. Роджер Бэйн, продюссировавший первые три альбома Black Sabbath привез четверых музыкантов для репетиций в примитивную в то время студию Rockfield в Южном Уэлльсе. "Большая часть времени уходила на репетиции и подгонку вещей," - объясняет Бэйн. "Штука в том, что когда приходишь в студию, там уже нет времени экспериментировать. В студии ты только переносишь на пленку то, что было сделано до этого.

Группа сходила там с ума, вела себя как на сцене. Здание студии представляло собой старинный амбар. Крыша там, буквально, ходила ходуном. Я помню, Оззи спросил: "А почему бы нам не записываться прямо здесь?", потому что там была действительно очень классная атмосфера и отличные люди." Музыканты Black Sabbath до сих пор поддерживают теплые отношения с хозяевами студии - братьями Кингсли и Чарльзом Уард. В наше время их студия Rockfield, а также новая по соседству - Monnow Valley Studios оборудованы по последнему слову техники.

"Мы записывали Параноика в том же месте, что и первый альбом - на Риджент-стрит в Уэст-энде, на маленьком 4-дорожечнике," - вспоминает звукоинженер Том Аллом. "Это была неплохо звучавшая студия, и мы добивались неплохих результатов в этом помещении. Это была полная дыра, но в ней все получалось. Микшерный пульт был самоделкой, кусок старой ржавчины. Самое хреновое в нем было - полное отсутствие средних частот. Нам пришлось немного потрудиться над ним, чтобы добиться хоть каких-то средних частот. У нас были: два 4-дорожечных Штудера с однодюймовой пленкой, Pultec, несколько микрофонов Neumann, кажется парочка 67-ых, потом мы достали старенький M49. Кроме того, у нас были старые AKG - какой там был предшественник 414-го, и несколько 64-ых - микрофоны-руки. С помощью этих микрофонов-ручек я снимал стереозвук с барабанов Билла Уарда. В то время немногие записывали барабаны в стерео, мне показалось это неплохой идеей."

По словам Бэйна, "бас записывали двойным способом - кабель от него разветвлялся: одним концом напрямую в пульт, другим - на комбик. Это было очень громко. Больше всего времени уходило на правильное размещение микрофонов. Чтобы записать успешный альбом в то время, нужно было потратить на это уйму времени."

"Мы начали Paranoid на Риджент-стрит," - вспоминает Оззи Осборн, "а потом переместились в великолепную Island Studios с 16-дорожечным магнитофоном. Это там мы написали песню "Paranoid"." Наложения и сведение сделали на Бэйсинг-стрит. "Айлэнд Студиос" создал Крис Блакуэлл, владелец успешной Island Records, в здании переделанной церкви. Основное помещение для записи находилось в цокольном этаже, бывшей крипте. Контрольная комната находилась наверху, откуда раньше возносились молитвы. Консоли для Island собрал легендарный британский аудио-дизайнер Дик Светтенхэм, который также делал консоли для Olympic Studios. В консолях Светтенхэма были встроенные компрессоры и эквалайзеры. Мониторили, главным образом, через динамики Tannoy, облаченные в кабинеты Lockwood.

С переходом на Island, перебросили 4-дорожечные записи на 16 каналов, что открыло перед группой огромное поле для экспериментов со звуком. Гитару Тони Айомми, например, "писали в два или три трека," - говорит Бэйн. "Один микрофон ставили вплотную, другой - как можно дальше, Эта комбинация и давала тот ударный звук и объем." Бэйн утверждает, что основная мощь гитарного звучания происходила от его простоты: "Я думаю, весь секрет был в том, что он был очень прямой. Как известно, если навешать туда компрессоров и сверху эквалайзер, эта мощь потеряется. Все это сильно ослабляет полноценность звучания. Мы обычно работали над тем, чтобы сохранить звук необработанным, по-настоящему сырым."

По иронии судьбы, на самый величайший хит группы ушло меньше всего работы. "Я сделал "Параноика", когда все ушли на обед," - говорит Айомми. "Я просто сидел студии, ковырял на гитаре, и в голову пришла эта идея." Барабанщик Билл Уард прекрасно помнит тот момент: "Он просто сидел в студии один и играл этот рифф. Мы вошли, Гизер подключил бас, я сел за барабаны, мы на автомате подключились к нему ловить кайф, а Оззи начал петь. Мы даже не обмолвились ни словом, просто вошли в студию и начали играть. Было кажется 1:30 пополудни, когда Тони играл один рифф, а в 2:00 у нас уже был "Параноик" в том виде, в каком вы слышите его на пластинке."

Это Бэйн настоял тут же записать песню, причем ему пришлось для этого приложить определенные усилия: "Там был очень сильный бит и мощный рифф. Я помню, нажал селекторную связь: "Классная вещь! Что это было? Давайте запишем." В ответ - недоумение. Они говорят: "Ты шутишь." "Нет", - говорю, "это действительно классно, очень сильный рифф." Они говорят: "Это мы просто поприкалывались." "Но это было круто, давайте сделаем!"

Название "Параноик" придумал Гизер Батлер: "Я написал текст и дал Оззи, он прочитал и спел." Антисоциальный настрой текста ничуть не помешал популярности песни. На самом деле, честные строки, типа "Я скажу тебе: наслаждайся жизнью / Жаль я уже не могу - слишком поздно" обращались к разочарованной молодежи начала 1970-х. Это было время разочарования тщетными "революциями" 1960-х и бессильными попытками изменить мир хипповскими лозунгами.

Необычно искаженное гитарное соло было записано напрямую в пульт, а затем - в процессе сведения - пропущено, по словам Айомми, "через какой-то звуковой модулятор" - одну из многочисленных коробочек с эффектами, которые в огромном множестве коллекционировал в то время Бэйн.

Оззи немного удивился, когда песня, сочиненная ими так легко и быстро, дала название всему альбому: "Я помню, вернулся домой с пленками и говорю тогдашней своей жене: "Мы, кажется, записали сингл." Она говорит: "Вы же не пишете синглы." Я говорю: "Ну да, не пишем. Но эта вещь забила мне все мозги в поезде, пока я возвращался домой."

У Билла Уарда была примерно похожая реакция: "Я думал "Paranoid" в сравнении с другими песнями, типа "Hand of Doom" была, если честно, довольно легковесной. Я думал: "Это какая-то немного даже попсовая вещь." Я даже не уделял ей особого внимания. Но записывающая компания, получив готовые пленки, сразу почуяла в "Параноике" потенциальную хитовость." "Я думаю, она была единственной подходящей для сингла," - смеется Айомми, "потому что все остальные были слишком длинные!"

"На самом деле, альбом Paranoid должен был называться War Pigs," - вспоминает Оззи. "А потом, в последний момент мы написали "Paranoid". Это видно даже по обложке альбома. Там изображен парень в розовом трико с щитом и мечом, который представлял из себя War Pig (Боевую Свинью). Розовую свинью. Они напечатали обложку, а название сменили на "Параноика" в последнюю минуту."

"Мы подыскивали что-нибудь для сингла," - вспоминает Джо Смит, который подписал Black Sabbath в Америке на Warner Bros. Records, "а у них тяжело с этим делом. Радиостанции по-прежнему противились в то время проигрывать любые синглы таких групп в своих хит-парадах Top40. Если кто прорвал эту блокаду, так это "Параноик". К тому же, это было крутое название для сингла в то время."

Сингл Paranoid, выпущенный в конце лета 1970-го быстро добрался до 4-го места в британских чартах. Сам альбом Paranoid вышел в свет 18 сентября 1970, в день, когда умер Джими Хендрикс. Альбом поднялся на 1-ое место в Соединенном Королевстве и на 12-ое в США, вознеся Black Sabbath на звездный уровень хэдлайнеров и принеся им мировую славу.

Хотя сингл достиг в Штатах только 61-го места, Black Sabbath были на собом отличии у Warner Bros. Как объяснил Джо Смит: "Что поражало нас, так это их продажи. Black Sabbath были самым продаваемым нашим товаром. У любого товара наступает момент, когда он перестает продаваться. С Black Sabbath этому не было видно конца и края. Это никогда не прекращалось. Самый пик конечно сошел, но у нас все равно уходило от 5 до 10 тысяч пластинок в неделю. Они получили шесть платиновых альбомов."

Спустя десятилетия, песня "Paranoid" остается в плэй-листах всех инкарнаций Black Sabbath и сольной карьеры Оззи Осборна. Она была записана и перезаписана много раз на различных концертных альбомах, а также в бесчисленных саундтреках и даже в рекламе пива. Рок-музыканты всех возрастов, черпая вдохновление у основоположников металла, в первую очередь делают кавер этой песни, обеспечивая себе беспроигрышный доступ в радиоэфир.

Музыкальный критик Стив Хьюи из AllMusic считает Paranoid "одним из лучших и наиболее влиятельных альбомов хэви-металла за все времена", который "определил звучание и стиль "тяжелого металла" как никакой другой альбом в истории рок-музыки". Журнал Rolling Stone в 2003 году поместил Paranoid на 130-е место в своем списке 500 лучших альбомов всех времен. Журнал Guitar World оценил альбом повыше, поставив его на 6-е место среди 100 лучших гитарных альбомов всех времен.

Оригинальное британское издание вышло в конверте с разворотом, на внутренней стороне которого впервые на публике появились фотографии (черно-белые) участников Black Sabbath.

В 2009 году компания Sanctuary Records, купившая права на записи Black Sabbath, выпустила Расширенное специздание на двух пластинках. На первой - оригинальный альбом 1970 года. На второй - первоначальные записи из студии Regent Sound, сделанные 16 и 17 июня 1970. Здесь представлены все те же песни, но в своих ранних или незаконченных вариантах: "War Pigs", "Iron Man", "Electric Funeral", "Hand of Doom", "Fairies Wear Boots" - исключительно в инструментальном виде, "Paranoid", "Planet Caravan" - с другими текстами, а "Rat Salad" - альтернативный микс. Конверт полностью повторяет первое британское издание Vertigo, а ярлыки пластинок - большое "сверло" (swirl) первого издания. Кроме того, на внутренних вкладышах - очень интересная статья про ранний Black Sabbath и альбом Paranoid, а также дополнительные фотографии, взятые из программы турне Paranoid 1971 года.

«War Pigs» первоначально называлась «Walpurgis» и имела совершенно другой текст.

В американском издании «War Pigs» значилась как «War Pigs/Luke’s Wall» и «Fairies Wear Boots» как «Jack The Stripper/Fairies Wear Boots».

В список ста лучших каверов по версии журнала Metal Hammer попали пять песен из альбома: «War Pigs» (Faith No More) - 26-е место, «Hand of Doom» (Slayer) - 55-е, «Paranoid» (Megadeth) - 60-е, «Electric Funeral» (Pantera) - 69-е и «Iron Man» (Шетнер, Уильям) - 86-е.



ВЕРНУТЬСЯ В "PARANOID"

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ BLACK SABBATH

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ BLACK SABBATH

СБОРНИКИ BLACK SABBATH


Мой музыкальный канал на Дзен


Вернуться в BLACK SABBATH

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА