ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА
«Советская Россия» уже публиковала творческие портреты трех оставшихся в живых экс-«Битлз»: Джорджа Харрисона, Ринго Старра и Пола Маккартни. Не так давно Пол Маккартни выпустил еще один диск - сборнин песен из телевизионного фильма «Шлю привет Брод-стрит», где, помимо его собственных, звучали и композиции «времен битломании», написанные им вместе с Джоном Ленноном. Эта пластинка - дань памяти Джону - человеку, научившему Маккартни критически относиться к окружающей действительности.
Сегодня по многочисленным просьбам читателей рассказывается о социальных и политических явлениях в творчестве «Битлз». Западные средства массовой информации, вновь раздувая битло-манию, ныне пытаются сделать «ревизию» в наследии музыкантов, отсечь все наиболее значимое, превратить талантливых исполнителей в очередной миф, которым питается массовая культура.
Песни этой четверки безошибочно узнаются в рокочущем океане современной музыки. Голоса «Серебряных Битлз» - так звались они вначале - слышны в уникальных записях, и будущее звучание группы намечается в них лишь изредка ключевыми нотами. Серебро вскоре исчезло из названия, но сохранилось прядью ранней седины на виске у Ринго Старра. Кто из них знал тогда, что, «выхваченные из юности, они за несколько лет испытают больше, чем иным выпадает за всю жизнь»?
Так скажут «Битлз» о трудных днях своего пути, и в этом нет преувеличения. В считанные годы они, сами научившись играть, создали свою музыку.
Уже сейчас яспо, что пн один из четверых не замкнулся в кругу своих частных проблем и не посвятил себя отвлеченному музицированию в стороне от «злобы дня». Они выходили на сцену антивоенного фестиваля в Торонто, выступали в поддержку Бангладеш. Обращаясь к огромной аудитории, они пригвоздили к иозорпому столбу «узколобый шовинизм», расовую спесь и отупляющую сытость обывателей.
Мракобесы всех мастей отвечали нм руганью и угрозами, куклуксклановцы жгли крест, прибив к нему альбомы с песнями «Битлз».
Но не смолкает, умножая силу защитников мира, «Дайте миру шанс!». Эту песню Джона Леннона не в силах заглушить осатанелое щелканье затворов в руках фашиствующих солдафонов. Словно в поддержку, Джордж Харрисон завершил альбом 1981 года композицией «Мы должны спасти мир!». Грозным предупреждением звучит на ней раскат атомного взрыва, уничтожающий вместе со всеми в безумцев, вздумавших чиркать спичками на пороховой бочке. Пол Маккартни выпустил свою очередную работу - «Трубы мира», призвав во имя любви и жизни зарыть наконец общими усилиями окрасившийся кровью топор войны.
Поначалу на отдельные резкие высказывания «Битлз» смотрели как на причуду таланта, однако, по мере того, как в их песнях стали чаще упоминаться темы нежелательные с точки зрения властей, они стали вызывать все более пристальное внимание цензуры. Запрещая песню с четким антивоенным звучанием, благонамеренные джентльмены объясняли свое решение всем чем угодно, кроме прямой причины, не забывая попутно погреть себе руки, заигрывая с прославленными музыкантами.
Теперь в ход пускаются последние козыри. Накануне двадцатилетия первого успеха группы бывший исполнительный директор фирмы звукозаписи НИМС Питер Браун проникся желанием поделиться своими воспоминаниями о подробностях личной жизни «Битлз», подсмотренных им в замочную скважину...
Удивительно, но факт: творчество знаменитой «ливерпульской четверки» и сегодня, через пятнадцать лет после того, как этот коллектив распался, вызывает огромный интерес у новых поколении молодежи Запада, для которых, «Битлз» - история. А обусловлен подобный интерес не только новаторскими идеями, которые привнесла группа в столь противоречивое явление, как рок-музыка, но прежде всего социальным звучанием многих произведений «ливерпульской четверки», гражданской позицией членов ансамбля.
М. СЫРИЦЫН
|