"The Beatles" - навсегда!
1990 г.
Минувший год в истории «Битлз» особый. На 1990-й приходится: 20-летие официального распада ансамбля, 50-летне Ринго Старра и Джона Леннона и, наконец, 10 лет со дня гибели (8 декабря) Джона. Вероятно, именно в прошлом году поклонникам «Битлз» удалось поймать на видео- и киноэкранах то, что давно уже стало киноклассикой эпохи «Битлз».
Без малого двадцать лет минуло с тех пор, как перестала официально существовать группа «Битлз», но дух ее, музыка, люди, сотворившие это уникальное чудо, всегда остаются с нами. Во многом благодаря кинематографу. Все началось с двадцатиминутного телеролика «Ready, Steady, Go!» (1964 г.). Добрый гений «Битлз» Брайан Эпстайн каким-то шестым чувством угадал, что альянс поп-звезд и десятой музы окажется плодотворным. И он не ошибся: режиссер Ричард Лестер в том же году поставил картину «Вечер тяжелого дня», явившую миру музыкантов в новом качестве. Слава «Битлз» как киногеничной группы получила и символическое продолжение: в Калифорнии в качестве послания потомкам в капсуле с символами нашего века зарыли в землю и копию этого фильма. В 1965 году тот же режиссер снимает параллельно два фильма: «На помощь» и «Сноровка... и как ее приобрести» - фильм, получивший Гран при Каннского кинофестиваля.
Позже Р. Лестер стал делать ставку уже не на всю четверку, а на ее духовного лидера Джона Леннона, сняв с его участием фильм «Как я выиграл войну» (1967). Пол Маккартни, как будто споря с профессионалом киноэкрана, поставил телефильм «Загадочное волшебное путешествие».
Следующий кинематографический шаг «Битлз» был неожиданным и гениальным: на помощь ансамблю, борющемуся за свою популярность, пришла мультипликация. Невероятная фантазия режиссера Джорджа Даннинга и художника Ханца Эдельмана, реализованная в полнометражном мультипликационном фильме «Желтая подводная лодка», принесла его создателям «Оскара» (1968 г.).
Вчетвером, еще не разошедшихся в разные стороны, запечатлел их единственный «групповой» документальный фильм «Пусть будет так». Картина была снята в специально выстроенном павильоне киностудии режиссером Майклом Линдснеем-Хоггом в 1969 году. Кто же знал тогда, что киносъемки процесса сочинения и записи «битлами» своего альбома «Пусть будет так» станут последним документальным свидетельством совместного творчества гениальной четверки.
Они снова появятся на экране вместе лишь двенадцать лет спустя - в документальном киноисследовании режиссера Патрика Монтгомери «Битлз» от начала до конца» (1982 г.). Это едва ли не самое полное изложение истории популярной группы средствами кино, основанное на хронике 60-х годов и концертных записях «битлов».
Судьба каждого из четырех по-разному складывалась в мире десятой музы. Джон стал героем многих музыкальных фильмов. Режиссер Фил Спектор снял 55-минутный фильм «Джон Леннон в Нью-Йорке», оставивший на пленке известный концерт Джона с «Плэстик Оно Элефант Мемори Бэнд» 30 августа 1972 года. В середине 80-х годов на американском телевидении был снят видеофильм «Джон Леннон. Путь по жизни» (режиссер - Кен Ховард) - вариация на темы биографии великого музыканта, в которой роль Джона в различные периоды его жизни исполняли трое разных актеров. Но лучшим, на мой взгляд, в киноленнониане остается фильм «Джон Леннон. Воображение» на музыку известного диска. Это монтаж, осуществленный йоко Оно на основе сохранившихся документальных кадров и озвученный песнями ее мужа. Лейтмотивом картины стали слова Йоко, которые она сказала однажды о нем: «Джон Леннон не был ни мифологическим героем, ни чудовищем. Он был художником и человеком. Он пел и писал песни, играл на гитаре и выступал на сцене. Но делая эти простые веши, он стал одной из самых выдающихся творческих личностей своего времени».
Другим членам квартета тоже отчасти повезло в кино. Джордж снялся в картине группы Монти Питон «Жизнь Брайана», а Пол привлек свою жену Линду и Ринго к съемкам в фильме по собственному сценарию «Передайте привет Бродстрит» (1984 г., режиссер - Питер Уэбб). Самым киногеничным оказался Ринго, чей артистический талант принес ему популярность и многочисленные приглашения в фильмы самых разных режиссеров.
При этом он отнюдь не тушевался, снимаясь в одних картинах с Марлоном Брандо и Ричардом Бартоном («Кэнди», 1968), Рэкел Уэлч («Таинственный христианин», 1968), Питером Селлерсом («Кудесник», 1969, режиссер - Д. Мак-Граф). В 1972 году он сам поставил фильм «Рожденные для бути». Лучшим же его «актерским» фильмом, по мнению критиков, остается картина «И будет день» (1973).
И это действительно счастье, что сегодня мы можем не только слушать, но и смотреть «Битлз». Воистину справедлив лозунг, объединяющий битломанов всей планеты: «Битлз» - навсегда!».
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Вверху: Рис. Михаэла ЛЕОНАРДО (журнал «Пари-Матч», 1965 г.)
Внизу: Именно такой воображалась художнику четверка «битлов» спустя 25 лет.
|