Песня интересна не только в музыкальном отношении, но и в смысловом. "Это всего лишь Северная Песня" с одной стороны относится к Ливерпулю "Святому городу на Севере Англии," - как комментировал с типичной для него иронией Джордж Харрисон. С другой стороны, это ещё одна песня Битлз, все издательские права на которую, с самого момента её создания, переходили к компании Northern Songs Ltd. (ООО "Северные песни" по-нашему). Эту фирму создал в 1963 году один из крупнейших паразитов в мире музыки Дик Джеймс, настоящее имя которого Леон Исаак Вапник. Когда в 1965 году компанию сделали открытой акционерной с выходом на биржу, у Дика Джеймса оказалось 37,5% всех акций "Северных Песен", Леннон и Маккартни имели по 15% каждый, а Старр и Харрисон - по 0,8%.
В 1968 году, когда Битлы создали свою компанию Apple и попытались взять под контроль всё, что они сочиняли, Дик Джеймс не собирался идти на уступки. И без того холодные отношения между ними дошли до того, что в 1969 году Дик Джеймс, нарочно не поставив Битлз в известность, продал свой контрольный пакет акций британской телекомпании ATV. Леннон узнал об этой сделке только из утренней газеты и немедленно позвонил Маккартни. Таким образом, Битлз навсегда утратили издательские права на собственные песни.
Поэтому Харрисон прикалывается в песне "Only a Northern Song", объясняя её диссонансы и саркастические уходы из тональности словами:
И не имеет значения, какие аккорды я играю,
какие слова пою,
и день ли сейчас или ночь -
Ведь это всего лишь одна из Северных Песен.
Как объяснял Харрисон: "До меня дошло, что едва я напишу половину какой-нибудь песни, как он [Дик Джеймс] тут как тут - уже оформляет свой копирайт." Возможно, что из-за её бунтарского характера песню не включили в Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band.
Альбом Yellow Submarine оказался настоящей отдушиной для невостребованного творчества Джорджа Харрисона. Сюда вошла и другая его песня - "It's All Too Much" (Этого всего так много), записанная перед самым выпуском "Сержанта Пеппера" 25-26 мая и законченная 2 июня 1967 года. Тогда песню пообещали включить в следующий альбом, но когда пришла очередь этого следующего - им оказался Magical Mystery Tour - Харрисона опять "прокатили". Джордж позже вспоминал, что Леннон с Маккартни продолжали относиться к нему как к младшему, с тех самых пор, как он присоединился к ним в 15-летнем возрасте. Джон был старше на три года, а Пол - всего лишь на год.
"It's All Too Much" - очень необычная для The Beatles песня во многих отношениях. В духе индийских увлечений Харрисона, мелодия не ищет здесь привычного разрешения или какого-то музыкального развития. В тексте говорится о том, что "Этого всего так много для меня, любовь сияет здесь повсюду. Чем больше я становлюсь, тем меньше я знаю, и того, что я делаю более чем много".
"It's All Too Much" необычна и тем, что записывалась не в студии Abbey Road, как подавляющее большинство песен Битлз, и вообще не в студии компании EMI, а в De Lane Lea Studios, где обычно озвучивали кинофильмы, по её прежнему лондонскому адресу: 129 Kingsway. Харрисон и Леннон оба играют в песне на соло- и ритм-гитарах, а Харрисон ещё и на органе. Это единственная вещь The Beatles, где интенсивно используется "заводка" гитары от динамиков (если не считать раннюю песню "I Feel Fine", где также применяется этот приём, но не в таких масштабах).
Альбом Yellow Submarine провёл две недели на третьем месте в британском хит-параде одновременно с "Белым альбомом", стойко державшимся на вершине, и к концу 1969-го разошёлся миллионным тиражом. Некоторые считают Yellow Submarine самым слабым альбомом The Beatles, другие наоборот - самым интересным с точки зрения экспериментальности. Сами Битлы не считали его очередным альбомом, поскольку он был собран из записей разных годов, и они мало участвовали в данном проекте (об этом говорит и простенькое оформление обложки). Тем не менее, глядя из нашего времени, можно смело сказать: Yellow Submarine - это классика, это канонический британский альбом (один из двенадцати), это толчок к развитию прогрессивного рока и более поздних музыкальных течений 1980-х.
На обоих вариантах Yellow Submarine, как в Англии, так и в США, обложка в целом одна и та же, но есть маленькие различия. На британской версии прямо под словом Submarine вставлена фраза NOTHING IS REAL (НИЧТО НЕ РЕАЛЬНО), отпечатанная зелёным шрифтом, взятая из песни "Strawberry Fields Forever". На американской обложке эту фразу убрали, а в правом верхнем углу добавили надпись "Selections by the Beatles plus original film music" (Выборка из Битлз плюс оригинальная музыка к фильму).
На обратной стороне британской обложки помещён обзор "Белого альбома" авторства Тони Палмера из английской газеты The Observer. Этот обзор предваряет небольшое, довольно бестолковое и сбивчивое вступление Дирека Тэйлора - пресс-атташе The Beatles. На обратной стороне американской обложки помещена выдуманная иллюстрированная биография вымышленной группы Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, где битву этой группы с Синими Злюками-подлюками сравнивают с тремя другими грандиознейшими событиями в истории английской словесности: битвой Беовульфа за медовый зал Хеорот, подписанием королём Иоанном Безземельным Великой Хартии вольностей и написанием Томасом Джефферсоном Декларации Независимости.
Музыкальное содержание альбома в обоих версиях одинаковое, только на американской обложке (и ярлыке пластинки) композиции "Sea of Time" (Море времени) и "Sea of Holes" (Море дыр) объединены названием "Medley: Sea of Time & Sea of Holes". В США Yellow Submarine выходил только в стереоверсии, а в Англии - в стерео и моно, хотя это был не настоящий мономикс. Предыдущие альбомы The Beatles Джордж Мартин микшировал отдельно стерео-, и отдельно моноверсию. В результате там встречались какие-то любопытные расхождения в звуках, в длительности песен и т.п. Для альбома Yellow Submarine моноверсия не сводилась специально, а просто взяли стереоверсию и свели два её канала в один. И даже "Only a Northern Song" на британском моно варианте не есть чистая моноверсия песни, а всего лишь сведённая из её псевдостереомикса. Настоящая моноверсия появилась только на ремастере 2009 года.
Yellow Submarine выходил только в одинарном конверте, без разворота. Первый английский пресс вышел в чёрном бумажном внутреннем конверте, с надписью "Sold in U.K... и т.д." на ярлыке и номерами матриц: YEX 715-3/YEX 716-1. Статья-обзор на обратной стороне конверта выделена красными полосками сверху и снизу. Второй английский пресс вышел в белом бумажном внутреннем конверте, без надписи "‘Sold in U.K... и т.д." на ярлыке, с номерами матриц: YEX 715-4/YEX 716-1.
|