Yellow Submarine, The Beatles

THE BEATLES ~ 1969
YELLOW SUBMARINE
Рок-энциклопедия


17 января 1969 года выпущен альбом группы Битлз "Yellow Submarine", уже десятый по счёту. Этот альбом до сих пор вызывает некоторую оторопь у преданных поклонников группы.

С одной стороны, это не полноценный студийный альбом, а сандтрек к одноименному мультфильму. Мультфильм настолько хорош, настолько выражает саму суть битловского мировоззрения, основанного на гуманистических идеях любви и мира, что и саундтрек должен был бы восприниматься на «ура!». Даже не смотря на то, что всю вторую сторону виниловой пластинки полностью занимает оркестровая музыка Джорджа Мартина в стиле голливудской киномузыки, но на битловские темы.

Но с другой стороны, альбом входит в официальную дискографию Битлз, а новых песен на нём всего-то 4 штуки. Правда, отличных. И даже по-своему уникальных. Они звучат как-то по особому. И из-за своей самодостаточности в любом другом альбоме были бы просто не к месту.



Английский выпуск

The Beatles, Yellow Submarine, 1969, Великобритания

The Beatles, Yellow Submarine, 1969, Great Britain

The Beatles, Yellow Submarine, 1969, UK

The Beatles, Yellow Submarine, 1969, британский выпуск




"Yellow Submarine" - "Жёлтая подводная лодка" - 10-й британский альбом "The Beatles", вышедший в январе 1969 года на Apple Records (PMC 7070 - моно, PCS 7070 - стерео в Великобритании, SW-153 - в США) в большинстве стран. В Европе были также издания на Odeon, а в Новой Зеландии, Австралии и Венесуэле - на Parlophone. Альбом позиционировался как саундтрек к одноимённому мультфильму Yellow Submarine, который вышел на экраны в Великобритании в июле 1968 года.

Выпуск альбома-саундтрека к фильму "Yellow Submarine" сначала планировался на декабрь 1968 года, но его решили оттянуть по причине большого успеха предыдущего альбома "The Beatles" (Белый альбом). В итоге вышедший в свет в середине января 1969 года, Yellow Submarine так и не смог сбить с вершины хит-парада "Белый альбом", и наивысшим его достижением был №2.

Первая сторона Yellow Submarine состоит из песен The Beatles. Вторая сторона целиком - оркестровая музыка Джорджа Мартина к мультфильму. Причём, это не та запись, что звучит в мультфильме - для альбома Мартин записывал эти произведения отдельно.

Yellow Submarine собирался как "сборная солянка". Из шести песен Битлз в альбоме на тот момент только четыре были изданы впервые. Заглавная песенка "Yellow Submarine" выходила в 1966 году и на сингле, и в альбоме Revolver. Песня "All You Need Is Love" выходила в 1967-м году на сингле, а также в американском альбоме Magical Mystery Tour. Новшеством было то, что в Yellow Submarine она впервые вышла в стереозвучании. На сингле 1967 года издавалась моноверсия "All You Need Is Love", а в американском "Magical Mystery Tour" было не настоящее, а псевдостерео.

Из четырёх новых песен только две прозвучали в мультфильме: "All Together Now" и "Hey Bulldog". "All Together Now" (А теперь все вместе) была записана ещё 12 мая 1967 г. во время сессий записи Magical Mystery Tour и с тех пор пролежала на полке. Это чисто маккартневская песня, детская считалочка, хоть и не совсем с детским текстом. "Hey Bulldog" (Эй бульдог) была записана 11 февраля 1968 г. во время начальных сессий записи "Белого альбома".

Звукоинженер Джефф Эмерик, работавший над записью Битлз, начиная с альбома Revolver (1966 г.), впоследствии отметил, что "Hey Bulldog" была последней песней Битлз, записанной командным духом со всеобщим энтузиазмом всех четверых. В своей книге "Here, There, Everywhere" он писал: "Это была возможно самая изобретательная басовая партия Пола со времён "Сержанта Пеппера", и он действительно хорошо сыграл её. Харрисон выдал просто блестящее соло, уловил то, что надо. Он использовал один из своих новеньких фуззов, а его усилок был включён на полную громкость, поэтому гитара просто завопила."

Маккартни вспоминал в 1994-м году о той сессии с любовью: "Я помню это была одна из песен Джона, а я помог её закончить в студии, но в основном это в его духе. В концовке мы с Джоном сделали небольшой рэп, немножко побезумничали. Мы всегда старались делать каждую песню по-разному. Мы считали: "Зачем сочинять что-то похожее на последнюю? Мы это уже сделали." Мы были на лестнице, на которой не было никакого смысла спускаться на ступеньку назад и даже оставаться на той же ступеньке - лучше продвинуться на ступеньку вперёд".

"Only a Northern Song" (Это всего лишь Северная Песня) Джорджа Харрисона, записанная 13-14 февраля с окончательными наложениями 20 апреля 1967 года во время сессий записи "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band". В "Сержанта" её не включили, и она дождалась своего часа только с производством мультфильма "Жёлтая подводная лодка", а потом попала в его саундтрек-альбом. "Only a Northern Song" довольно сложная для популярной музыки композиция, с небольшими диссонансами и беспорядочной сменой тональности, что дало повод считать "Only a Northern Song" предтечей прогрессивного рока.

Песню записывали новаторским по тем временам методом: на двух 4-дорожечных магнитофонах. Её сложная аранжировка строилась на множестве дополнительных наложений, включая трубу с дисторшном в исполнении Маккартни, орган с ревером в исполнении Харрисона и ударный музыкальный инструмент глоккеншпиль (типа металлофона) в исполнении Леннона. Для музыки можно было задействовать только семь дорожек, а восьмая использовалась для синхронизации двух аппаратов. Неразрешимой трудностью оказалось включить синхронно оба магнитофона на воспроизведение, поэтому осуществить стереомикширование оказалось невозможным. Имеются только мономикс песни и сфабрикованное из него псевдостерео.

Напоминаем, что псевдостерео (Duophonic или fake stereo) достигается путём манипуляций с монозаписью, когда она разбивается на два идентичных канала, затем между этими каналами создаётся искусственная десинхронизация на какие-то доли секунды, затем в одном канале обрезаются какие-то низкие частоты, в другом канале - какие-то высокие. Иногда сюда добавляют ревербератор или другие трюки, и в результате получается псевдостерео без реального стереоразделения. "Only a Northern Song" - одна из восьми песен The Beatles, не имеющих реального стереоварианта.



Американский выпуск

The Beatles, Yellow Submarine, 1969, USA

The Beatles, Yellow Submarine, 1969, США

The Beatles, Yellow Submarine, 1969, выпуск США

The Beatles, Yellow Submarine, 1969, американский выпуск




Песня интересна не только в музыкальном отношении, но и в смысловом. "Это всего лишь Северная Песня" с одной стороны относится к Ливерпулю "Святому городу на Севере Англии," - как комментировал с типичной для него иронией Джордж Харрисон. С другой стороны, это ещё одна песня Битлз, все издательские права на которую, с самого момента её создания, переходили к компании Northern Songs Ltd. (ООО "Северные песни" по-нашему). Эту фирму создал в 1963 году один из крупнейших паразитов в мире музыки Дик Джеймс, настоящее имя которого Леон Исаак Вапник. Когда в 1965 году компанию сделали открытой акционерной с выходом на биржу, у Дика Джеймса оказалось 37,5% всех акций "Северных Песен", Леннон и Маккартни имели по 15% каждый, а Старр и Харрисон - по 0,8%.

В 1968 году, когда Битлы создали свою компанию Apple и попытались взять под контроль всё, что они сочиняли, Дик Джеймс не собирался идти на уступки. И без того холодные отношения между ними дошли до того, что в 1969 году Дик Джеймс, нарочно не поставив Битлз в известность, продал свой контрольный пакет акций британской телекомпании ATV. Леннон узнал об этой сделке только из утренней газеты и немедленно позвонил Маккартни. Таким образом, Битлз навсегда утратили издательские права на собственные песни.

Поэтому Харрисон прикалывается в песне "Only a Northern Song", объясняя её диссонансы и саркастические уходы из тональности словами:

И не имеет значения, какие аккорды я играю,
какие слова пою,
и день ли сейчас или ночь -
Ведь это всего лишь одна из Северных Песен.


Как объяснял Харрисон: "До меня дошло, что едва я напишу половину какой-нибудь песни, как он [Дик Джеймс] тут как тут - уже оформляет свой копирайт." Возможно, что из-за её бунтарского характера песню не включили в Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band.

Альбом Yellow Submarine оказался настоящей отдушиной для невостребованного творчества Джорджа Харрисона. Сюда вошла и другая его песня - "It's All Too Much" (Этого всего так много), записанная перед самым выпуском "Сержанта Пеппера" 25-26 мая и законченная 2 июня 1967 года. Тогда песню пообещали включить в следующий альбом, но когда пришла очередь этого следующего - им оказался Magical Mystery Tour - Харрисона опять "прокатили". Джордж позже вспоминал, что Леннон с Маккартни продолжали относиться к нему как к младшему, с тех самых пор, как он присоединился к ним в 15-летнем возрасте. Джон был старше на три года, а Пол - всего лишь на год.

"It's All Too Much" - очень необычная для The Beatles песня во многих отношениях. В духе индийских увлечений Харрисона, мелодия не ищет здесь привычного разрешения или какого-то музыкального развития. В тексте говорится о том, что "Этого всего так много для меня, любовь сияет здесь повсюду. Чем больше я становлюсь, тем меньше я знаю, и того, что я делаю более чем много".

"It's All Too Much" необычна и тем, что записывалась не в студии Abbey Road, как подавляющее большинство песен Битлз, и вообще не в студии компании EMI, а в De Lane Lea Studios, где обычно озвучивали кинофильмы, по её прежнему лондонскому адресу: 129 Kingsway. Харрисон и Леннон оба играют в песне на соло- и ритм-гитарах, а Харрисон ещё и на органе. Это единственная вещь The Beatles, где интенсивно используется "заводка" гитары от динамиков (если не считать раннюю песню "I Feel Fine", где также применяется этот приём, но не в таких масштабах).

Альбом Yellow Submarine провёл две недели на третьем месте в британском хит-параде одновременно с "Белым альбомом", стойко державшимся на вершине, и к концу 1969-го разошёлся миллионным тиражом. Некоторые считают Yellow Submarine самым слабым альбомом The Beatles, другие наоборот - самым интересным с точки зрения экспериментальности. Сами Битлы не считали его очередным альбомом, поскольку он был собран из записей разных годов, и они мало участвовали в данном проекте (об этом говорит и простенькое оформление обложки). Тем не менее, глядя из нашего времени, можно смело сказать: Yellow Submarine - это классика, это канонический британский альбом (один из двенадцати), это толчок к развитию прогрессивного рока и более поздних музыкальных течений 1980-х.

На обоих вариантах Yellow Submarine, как в Англии, так и в США, обложка в целом одна и та же, но есть маленькие различия. На британской версии прямо под словом Submarine вставлена фраза NOTHING IS REAL (НИЧТО НЕ РЕАЛЬНО), отпечатанная зелёным шрифтом, взятая из песни "Strawberry Fields Forever". На американской обложке эту фразу убрали, а в правом верхнем углу добавили надпись "Selections by the Beatles plus original film music" (Выборка из Битлз плюс оригинальная музыка к фильму).

На обратной стороне британской обложки помещён обзор "Белого альбома" авторства Тони Палмера из английской газеты The Observer. Этот обзор предваряет небольшое, довольно бестолковое и сбивчивое вступление Дирека Тэйлора - пресс-атташе The Beatles. На обратной стороне американской обложки помещена выдуманная иллюстрированная биография вымышленной группы Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, где битву этой группы с Синими Злюками-подлюками сравнивают с тремя другими грандиознейшими событиями в истории английской словесности: битвой Беовульфа за медовый зал Хеорот, подписанием королём Иоанном Безземельным Великой Хартии вольностей и написанием Томасом Джефферсоном Декларации Независимости.

Музыкальное содержание альбома в обоих версиях одинаковое, только на американской обложке (и ярлыке пластинки) композиции "Sea of Time" (Море времени) и "Sea of Holes" (Море дыр) объединены названием "Medley: Sea of Time & Sea of Holes". В США Yellow Submarine выходил только в стереоверсии, а в Англии - в стерео и моно, хотя это был не настоящий мономикс. Предыдущие альбомы The Beatles Джордж Мартин микшировал отдельно стерео-, и отдельно моноверсию. В результате там встречались какие-то любопытные расхождения в звуках, в длительности песен и т.п. Для альбома Yellow Submarine моноверсия не сводилась специально, а просто взяли стереоверсию и свели два её канала в один. И даже "Only a Northern Song" на британском моно варианте не есть чистая моноверсия песни, а всего лишь сведённая из её псевдостереомикса. Настоящая моноверсия появилась только на ремастере 2009 года.

Yellow Submarine выходил только в одинарном конверте, без разворота. Первый английский пресс вышел в чёрном бумажном внутреннем конверте, с надписью "Sold in U.K... и т.д." на ярлыке и номерами матриц: YEX 715-3/YEX 716-1. Статья-обзор на обратной стороне конверта выделена красными полосками сверху и снизу. Второй английский пресс вышел в белом бумажном внутреннем конверте, без надписи "‘Sold in U.K... и т.д." на ярлыке, с номерами матриц: YEX 715-4/YEX 716-1.



Российские выпуски
1992 года на AnTrop

The Beatles, Yellow Submarine, 1969 г.




ABBEY ROAD (ОБЗОР АЛЬБОМА)

НОМЕРНЫЕ АЛЬБОМЫ THE BEATLES

СБОРНИКИ THE BEATLES

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ THE BEATLES

БИОГРАФИЯ ГРУППЫ THE BEATLES

THE BEATLES: МИФЫ И ФАКТЫ

БИТЛЗ: ФАКТЫ БЕЗ МИФОВ


Мой музыкальный канал на Дзен


Вернуться в THE BEATLES

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА