Abbey Road - "Монастырская дорога" - название улицы в Лондоне, на которой располагается знаменитая теперь студия, где был записан этот альбом (впрочем как и многие другие битловские альбомы). Abbey Road - 12-ый официальный альбом Битлз - предпоследний, исходя из выходных данных. На самом деле он содержит в себе самые последние совместные записи Битлз. Вышедший после него альбом Let It Be записан раньше - в январе 1969.
Abbey Road начали записывать в апреле 1969, но большая часть песен была записана между 2 июля и 1 августа 1969 года. Альбом был выпущен 26 сентября 1969 г. в Соединенном Королевстве и 1 октября 1969 г. в Соединенных Штатах. Продюссер - Джордж Мартин, Джефф Эмерик - инженер, тогда еще безвестный Алан Парсонс - помощник инженера, Тони Бэнкс - рабочий монтажер. Abbey Road считается, по иронии судьбы, самым цельным альбомом Битлз, хотя большая часть его записывалась битлами студийно, по-отдельности.
После записей для альбома с предполагаемым названием Get Back (назван позже Let It Be) Пол Маккартни предложил Джорджу Мартину идею собрать группу вместе "как в старые добрые времена... как бывало играли вместе..." для записи нового альбома, без конфликтов, которые сопровождали запись Белого альбома. Мартин согласился, если действительно будет, "... как бывало играли вместе..." В интервью для Анталогии Битлз, битлы отметили, что понимали тогда, что это будет скорее всего последнее их совместное творение, поэтому решили забыть все свои противоречия и сделать все "по высшему классу".
Стороны альбома сильно различаются по своему характеру. Первая сторона состоит из отдельных песен, вторая представляет собой неразрывную серию часто коротких, недоконченных композиций Джона или Пола. Леннон впоследствии несколько раз заявлял, что ему больше нравится первая сторона, как более отработанная, в то время как Маккартни всегда считал, что вторая, мешанинная сторона альбома является лучшей.
Abbey Road стал одним из самых успешных альбомов Битлз. Он сразу вышел на первое место в британском хит-параде, погубив карьеру вышедшего за 2 недели до него альбома Роллинг Стоунз Through the Past, Darkly (Big Hits Vol.2). Abbey Road продержался на 1-м месте 11 недель, был смещен на 2-е место только на одну неделю вышедшим в декабре 1969 г. новым альбомом Роллинг Стоунз Let It Bleed, однако вернулся на топ уже на следующей - рождественской - неделе и продержался там еще 6 недель (17 недель всего). Он продержался в Top 75 UK 92 недели, пробившись в хиты вновь 31 октября 1987 года, когда впервые вышел на компакт-диске и достиг 30-го места. Это был самый продаваемый альбом Великобритании 1969 года.
В США была похожая реакция. Альбом дебютировал на 178-м месте, сдвинулся до 4-го, а на третьей неделе вышел на 1-ое, продержавшись там, с перерывами, 11 недель. Он стал 4-м по продажам альбомом в США 1970 года и оценивается сейчас Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний как 12-кратный платиновый.
Abbey Road - второй после Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band бестселлер Битлз (оба, кстати, стали самыми бестселлерами 1960-х годов), находится на 13-м месте среди самых продаваемых альбомов мира - продано около 20 млн. экземпляров, 12 млн. из которых в США.
На записи альбома использовались последние технологии того времени. Abbey Road - единственный альбом Битлз, записанный большей частью на 8-дорожечном, а не на 4-дорожечном магнитофоне, как предыдущие альбомы Битлз. Этим объясняется более прозрачное звучание и лучше сведенные барабаны. Консервативное руководство EMI не разрешало тогда пользоваться их новинкой - 8-дорожечным Штудером, поэтому Abbey Road писался попеременно на трех студиях - Trident, Olympic и Abbey Road. Это был также первый альбом, записанный и сведенный целиком на транзисторной звуковой плате, что придало ему заметно другой характер в сравнении с прежними. Харрисон позже заметил, что это звучание было чересчур жестковато на его вкус.
Другим новшеством было использование во многих песнях синтезатора Moog, не только в качестве фона, но и в центральной роли, как например в Because. Впервые в поп-песне Муг был использован группой The Monkees (в песне Daily Nightly). Это была заслуга Харрисона привнести в группу синтезатор Муг, с которым он познакомился в Лос-Анджелесе.
Одним из инженеров-ассистентов, работавших над альбомом был Алан Парсонс, ставший впоследствии знаменитым после работы над пинк флойдовским The Dark Side of the Moon и выпустивший много собственных альбомов в рамках Alan Parsons Project.
По воспоминаниям Джеффа Эмерика, альбом первоначально собирались назвать "Эверест" по названию сигарет, которые он обычно курил. И фото для обложки собирались делать в Гималаях. Но когда пришло время снимать фото, решили озаглавить альбом по названию улицы и студии на ней - Abbey Road, а чтоб сделать фото, не стали далеко ездить, а просто вышли из студии на улицу. Около 10 утра 8 августа 1969 года фотографу Лэйну Макмилану было дано всего десять минут на то, чтобы сделать снимок. Обложка стала одной из самых знаменитых и самых имитируемых в истории записи музыки.
В историю попал и мужчина, стоящий справа на заднем фоне - просто турист, американец в отпуске Пол Коул. Ему тогда было 50. Он стоял, поджидая жену, зашедшую в какой-то музей на Abbey Road. "Я сказал ей, с меня хватит музеев, зайди сама, а я подожду тебя на улице." Он был очень общительным человеком и поболтал с полицейским, сидевшим в припаркованной рядом машине. "В тот момент я увидел этих парней, переходящих улицу, друг за дружкой, как утиный выводок. Я назвал их про себя бандой придурков, потому что смотрелись они довольно радикально по тем временам. Никто ведь не ходит по Лондону босиком." Где-то спустя год, он обнаружил конверт Abbey Road на семейном проигрывателе - жена разучивала на органе какую-то песню из этого альбома. Он присмотрелся и к своему изумлению обнаружил на обложке нечто знакомое - самого себя!
А знаменитую зебру с тех пор пересекли миллионы фанов, и ее можно наблюдать в реальном времени на веб-камере Abbey Road: http://onabbeyroad.com/cam.htm Веб-камера установлена, как раз на воротах студии Abbey Road - там где на обложке слева стоит вторая, после Фольксвагена-жука, машина и какие-то люди в белых одеждах.
Фотография подогрела дурацкий миф о том, что Пол Маккартни будто бы умер еще в 1966-м, а вместо него используют какого-то двойника. Намеки на миф "Paul is dead" усмотрели в следующих деталях фотографии: на ней Пол босой, с закрытыми глазами, идет не в ногу с остальными, держит сигарету в правой руке, хотя известно, что он - левша. Дальше - больше: в номерном знаке припаркованного рядом Фольксвагена - LMW 281F - узрели зашифрованное послание, типа 28 IF, то есть ему мол исполнилось бы 28, если б он был жив (Полу было, кстати, 27 в то время), LMW = Linda, My Wife или Linda McCartney, Widow или Linda McCartney Weeps. Чье-то больное воображение приписало на фотографии каждому из битлов свою роль в мифе "Paul is dead": Джон, одетый во все белое, - "священник", Ринго в черном костюме - "похоронный агент", Джордж в джинсах и рабочей рубашке - "могилокопатель" и сам Пол в костюме, но босой - роль "трупа".
В 1993 году Маккартни выпустил концертный альбом Paul Is Live, название и обложка которого пародируют миф 1969 года. За основу была взята фотография с Abbey Road, на которой остальные битлы были стерты, на зебру поместили монтажное фото Пола с собакой Мартой (Martha My Dear), а злополучный номерной знак 281F был исправлен на 51 IS, отражавший тогдашний возраст живого и здравствующего Маккартни.
Фольксваген Beetle, припаркованный рядом с зеброй, и принадлежащий одному из жильцов дома напротив студии, стал знаменит. После выхода в свет альбома с машины несколько раз крали номерной знак. В 1986 году автомобиль был продан на аукционе за 23.000 долларов и находится сейчас в музее Фольксвагена в г. Вольфсбурге, Германия.
Abbey Road стал первым альбомом The Beatles в Америке, напечатанным способом print-on-board. Это технология, при которой печать обложки наносилась прямо на белый картон, который складывали в конверт и заклеивали. Все предыдущие альбомы делались не так. Печать делалась на тонкой глянцевой бумаге, которую затем приклеивали к картонным конвертам. Обложки, сделанные по новой технологии смотрелись значительно лучше. Другое преимущество заключалось в том, что в этом случае обложки делала одна и та же компания, которая производила пластинки.
Всего было напечатано три партии, три типа обложек Abbey Road:
1-я партия:
Альбом вышел в продажу 26 сентября 1969 г. в Великобритании и 1 октября 1969 г. в США. Документация Capitol Records свидетельствует, что первая партия обложек была доставлена 11 сентября 1969 г. На ее обратной стороне в списке песен не указана Her Majesty. На лицевой стороне: зебра-переход шире, чем на второй партии обложек, настолько что на нем видна часть канализационного люка (в нижней части обложки как раз на уровне между ногами Ринго и Джона).
2-я партия:
Обнаружив, что в списке на обратной стороне обложки упущена песня Her Majesty, Capitol Records стала делать вариант с исправлением. К 24 сентября, когда новый вариант был готов и отослан в печать, успели напечатать гигантский тираж первого варианта. Так что обложки, где указана песня Her Majesty в самом конце списка, после The End, встречаются гораздо реже. Их напечатали не так уж много.
3-я партия:
Когда все обложки от первой и второй партии закончились, администрация Apple Records, имевшая давние связи с полиграфическими фирмами Queens Litho и Bert-Co Graphics, заказала им новую партию обложек для Abbey Road. На сей раз в ход пошла старая технология: печать на глянцевой бумаге, которую наклеивали на белый картон. Обратная сторона в третьей партии делалась с первоначального оригинала, то есть без песни Her Majesty в списке. Картинку с лицевой стороны немного увеличили (зуммировали) для того, чтобы обернуть ее по краям и загнуть для склейки с обратной стороны. Поэтому зебра-переход на ней меньше, канализационный лючок не вместился, фигуры Битлов стали немного крупнее, деревья вверху подрезаны, а крыша здания красного кирпича (в правом верхнем углу) стала упираться в край обложки.
|