Стр. 10
Когда-то эта ирландская группа впервые появилась на вершинах хит-парадов, и короткостриженная вокалистка замелькала на обложках музыкальных изданий, «серьезные» рок-критики были настроены достаточно скептично. Для них «Cranberries» стали очередным персонажем из бесконечного ряда эпигонов. А данном случае «прообразом» была названа другая ирландка – Шинейд О'Коннор. Но после появления умопомрачительного сингла «Zombie» скептики поумолкли. Всем стало ясно, что эта «клюква» - не просто удачные подражатели…
В Англии достаточно своеобразное отношение к ирландским музыкантам, и если для российских слушателей эти две страны – почти одно и то же, то на туманном Альбионе восприятие ирландской музыки очень и очень специфично. Вряд ли можно предположить, что рядовые англичане испытывают комплекс вины за те унижения, которые понес народ Ирландии от их страны, «над которой никогда не заходит солнце». Скорее, нарочито демонстрируемая любовь к «маленькому северному соседу» стала одной из частей внутреннего протеста против официоза, против политики правительства, против мнения «молчаливого большинства». Удивительный успех многих ирландских музыкантов от Вэна Мориссона до «U2» и Шинейд О'Коннор можно объяснить не только их несомненными музыкальными способностями, но и явной симпатией рок-н-ролльщиков к «униженным и оскорбленным». Сейчас, когда «ирландская тематика» постепенно теряет свою актуальность, именно «Cranberries» выглядят группой, которая вошла в высшую лигу не потому, что все участники родились, выросла и начали свою карьеру в Ирландии. Они просто поменяли акценты. Нет, естественно, что их национальный акцент остался, просто вместо бунтарей и музыкальных дебоширов «Cranberries» олицетворяют провинциальную наивность и деревенскую невинность. Никому ведь не придет в голову назвать музыкальной провинцией, например, Ковентри или Манчестер, а группа из ирландского захолустья – это круто (что-то вроде Линды для России).
Вокалистка группы Долорес О'Риордан и в самом деле родилась в ирландской глубинке, в деревенской католической семье. Правда, к восемнадцати годам девушка уже довольно неплохо разбиралась в музыке, записываемой на студии «Creation». Быть может, именно из-за этого Долорес и покинула свою деревню, как раз затем, чтобы присоединиться к «Cranberries». Тогда это была дублинская группа из трех молодых парней, которые знали только одно, зато весьма точно: они хотят играть и петь рок-н-ролл. Это может показаться нелепым, но свое решение Долорес до сих пор объясняет, как романтическая барышня из сентиментальных романов: «Я знала, что родители видят мою жизнь вполне определенным образом: я поступаю в колледж, заканчиваю его, потом становлюсь матерью, воспитываю детей и все такое… Но я хотела в Дублин. Это было как голод, именно когда ты готов умереть из-за маленькой упаковки чипсов». Через шесть месяцев после появления Долорес в составе «Клюкв», группа издает свой первый сингл «Uncertain», может быть, это самая депрессивная и мрачная песня из всех песен, записанных «Cranberries». Городская жизнь в их восприятии была более похожа на болезненные видения Кафки, с его сумрачным фатализмом, нежели на абсурдные «построения» Джойса и Бекетта.
«Cranberries» играли тяжелую музыку и больше походили на «Aerosmith», чем на самих себя. Все участники группы щеголяли с длинными спутанными волосами, а Долорес была брюнеткой! Их концерты ни у подростков, ни у тридцатилетних не вызывали особого энтузиазма: провинциальная претенциозность группы выглядела слишком уж наивной и даже убогой, иногда просто смешной. Когда «Клюквы» попали в Лондон, где планировали дать несколько концертов, в первый раз, то в номере гостиницы, в котором остановились, они для себя открыли самое настоящее чудо цивилизации – мини-бар! В результате все четыре «Клюквы» наклюкались. Теперь, после огромных тиражей распроданных дисков, всемирной популярности и золотого дождя наград эта история вспоминается со смехом. Но тогда «Cranberries». Не слишком веселились, их провинциальность поначалу не сослужила им доброй службы.
После провала первого своего европейского тура, который они откатали с «Hothouse», Долорес даже подумывала о том, чтобы возвратиться в родную деревню, выйти там замуж, обзавестись детьми. Слава богу, ей хватило мужества (или наоборот, женственности?) не свернуть на полдороге.
В 1992-м году «Cranberries» наконец записывают материал для своего дебютного альбома; их приютила студия «Island», а продюсером выступил большой специалист по «провинциалам», работавший до этого со «Smiths» и Моррисси, - Стивен Стрит. Альбом был назван «Everybody Else Is Doing It, So Why Can't We?» («Все другие могут делать, а почему мы этого не можем?»). Дебют совершенно неожиданно делает всех четверых поп-звездами. Только в Штатах было продано более двух миллионов дисков! Ни одна ирландская группа не имела подобного успеха. Долорес О'Риордан, до этого выглядевшая как активистка ИРА (Ирландская Республиканская Армия) с неизменной бомбой в кармане, самым волшебным образом превращается в поп-диву. «Рок-н-ролл? Поп? Альтернативная музыка? Я могу делать всё», - со спокойной уверенностью заявляет она. И у Долорес есть достаточно веские основания для таких заявлений. Представьте себе Элизабет Фрейзер без ее романтического занудства, Бьорк без интеллектуального геморроя, Шинейд О'Коннор без скандального экстремизма. Представили? А теперь перемешайте все это, и перед вами новый символ ирландской музыки – Долорес О'Риордан.
Как и в любом другом большом городе, в Дублине всегда было бесчисленное количество групп, щеголяющих в кожаных куртках, американских ковбойских сапогах и черных очках. «Cranberries» с самого начала были другими – скромными и застенчивыми, без стремления к эпатажу и нудным бесконечным скандалам. «Мы ненавидели это все!», - говорит ударник группы Фергал Лоулер. И тем не менее, в свое первое большое турне по США «Cranberries» отправились вместе с одной из самых скандальных групп Британии, любимцами бисексуалов и «геев» - «Suede». Естественно, что лидером считались не ирландцы, а лондонские красавцы во главе с Бреттом Андерсоном. Америка все поставила на свои места: «Cranberries» впервые в жизни испытали эйфорию большого триумфа, а «Suede» до сих пор предпочитают не говорить об этом турне. Ну а Долорес вспоминает его с удовольствием: «Я впервые почувствовала, что такое играть перед залом в шесть тысяч человек, каждый из которых пришел, чтобы увидеть и услышать тебя». И все участники «Cranberries», и сама Долорес получили все, о чем можно мечтать: обложки глянцевых журналов со своими изображениями, высокие места в мировых хит-парадах, громкую славу и заслуженный почёт. «Наконец-то я себя почувствовала женщиной: у меня есть прекрасный муж, у меня есть хорошее дело, которое мне нравится». Избранником вокалистки «Cranberries» стал тур-менеджер английской поп-рок-группы «Duran Duran» - Дон Бертон. Но этот успех для «Клюквы» был только цветочками, а вот первые ягодки появились позже, после выхода их эпохального сингла «Zombie».
Наверное, эта песня была самым популярным шлягером зимы и весны 1995 года. И уж абсолютно точно, что за последнее время ни одна «политическая композиция» не имела такого коммерческого успеха. Долорес написала «Zombie» после взрыва в городке Уоррингтон, при котором погибло несколько детей. Этот взрыв был организован так называемой Ирландской Республиканской Армией (ИРА). Именно экстремисты из этой экстремистской католической организации назывались «зомби». «Это было во время нашего английского турне. По телевизору показывали похороны погибшего ребенка и его мать – настолько жуткое зрелище, что текст песни появился сам собой. «Zombie» была написана за двадцать минут. Я не вижу никакой разницы между ирландцами и англичанами, между Сербией и Боснией, между протестантами и католиками, те, кто убивает детей – самые настоящие зомби, это идиоты, которые живут вчерашними иллюзиями. Я – не И. Р. А. Любой из «Cranberries» к ним не имеет ни малейшего отношения».
Но даже эти заявления Долорес не помешали Ирландской Республиканской Армии использовать «Zombie» в своих революционных интересах: уж слишком многие строчки этой песни могли быть истолкованы неоднозначно. Весь мир обошли кадры CNN, где во время разгона демонстрации в Белфасте девушка кричит избивающему ее полицейскому: «Ты – зомби!» Сами музыканты не намерены трактовать «Zombie» как антиреспубликанское заявление, скорее, все они просто противники любого насилия, от кого бы оно не исходило.
Но оставим политическую подоплеку. Это очень хорошая песня, которая полюбилась даже российским гангстерам. «Cranberries» дали понять, что кроме исполнения электрифицированного ирландского фолка, они способны быть яростными и безудержными рокерами. Правда, правда, уже достаточно пресыщенными и состоятельными. Язвительные английские журналисты долго подкалывали группу, выясняя подробности съемки видеоклипа «Zombie». Оказывается, что та его часть, где показаны ирландские сцены, снята вовсе не в Белфасте, а в более спокойном Дублине. Стилизация под документальные съемки – всего лишь добротное комбинирование, а английские солдаты, расхаживающие по улицам, всего лишь статисты. Ну а та часть, где фигурируют сами «Cranberries», снималась за несколько тысяч миль от Ирландии – в Лос-Анджелесе. Но это только издержки «звездной жизни». В конце концов, кто бы обрадовался, если какой-нибудь террорист запулил бы в Долорес бомбой.
Сингл, видеоклип «Zombie», ставший одним из хитов «MTV», и последовавший за их выпуском альбом «No Need To Argue» утвердили группу в роли всемирных суперзвёзд окончательно. Продюсером вновь выступил Стивен Стрит, работая, однако, и со «Smiths». Второй диск группы был разнообразнее и сделан более продуманно. Большинство песен – красивые баллады, воспевающие Ирландию, ее людей, пейзажи и героев. От «Оды моей семье» до «Могилы Йетса». Правда, неуемные журналисты и здесь нашли над чем поиздеваться. Йетс – знаменитый ирландский поэт, один из национальных кумиров; и Долорес по неосторожности сказала, что ей очень нравится творчество Йетса. Но, когда ехидный журналист попросил ее процитировать что-нибудь, певица ничего не смогла ответить. Быть может, она любит не самого поэта, а только его могилу?
Но как бы то ни было, альбом «Cranberries» в британском хит-параде продержался больше года, а участники группы вовсю пожинали плоды своей славы. Теперь «скромная» Долорес вполне могла опоздать минут на двадцать на получасовое интервью или не отвечать на вопросы журналистов вовсе. «Zombie» стала настолько популярной, что ее начали «обрабатывать» другие исполнители. Начиная от дискотечных дверей, до сурового и тяжелого варианта, предложенного английской металлической группой «Faith No More» (прим. ред. - так написано в оригинале статьи). Многих таких песен «клюквы» даже не слышали и не подозревали об их существовании. «Cranberries» собрали целый урожай призов, в том числе и на «MTV» за лучшее видео (наверное, не нужно повторять, какой песни). Из скромной деревенской «барышни на выданье» Долорес превратилась в одну из крупнейших звезд женского пола, теперь среди ее поклонниц числится даже Мадонна. Политическая активность Долорес тоже перешла на принципиально новый уровень. О’Риордан приняла участие в акции для детей Боснии. Она пела вместе с… крупнейшей оперной знаменитостью, самым великим и неповторимым Лучано Паваротти!
Естественно, что и светская жизнь не обошла стороной «Cranberries», по крайней мере, очередная смена имиджа О'Риордан вызвала целый шквал обсуждающих эту метаморфозу материалов. (Из крашеной блондинки она превратилась в рыжую). Теперь все ждут третьего альбома группы. Вряд ли он будет столь же успешным, как «No Need To Argue». И хотя музыканты утверждают, что большинство песен уже написаны, и как прежде их главной движущей силой остается грусть, слишком сильно изменились сами «Cranberries». Мужская часть группы в общем-то осталась той же. Они скромны, все так же предпочитают молоко всем остальным напиткам, носят простые джинсы и пиджаки. «Нам всегда нравилась эта дешевая дерьмовая одежда из обычных магазинов. Мы – обыкновенные парни».
А вот Долорес скромницей уже не назовешь. Попав в плотные объятия «масс-медиа», она вряд ли сможет запросто вырваться из них. Английские альтернативные издания, превозносившие в 1994 году «Cranberries» до небес, теперь намеренно игнорируют группу. Быть может, музыкальные журналисты больше верят в успех новых команд и видят в их вокалистках будущих поп-див, а может, они восприняли слишком большую популярность «Клюкв» как экзотическую форму предательства? Впрочем, «Cranberries» и в самом деле нужно торопиться, ведь новые женские группы, вышедшие на сцену, все эти «Cardigans», «Fluffy», «Garbage» и «Echobelly», вдохновившись успехом Долорес, уже наступают «Клюквам» на пятки. Будем надеяться, что мрачные прогнозы не осуществятся, и третий диск «Cranberries» затмит не только творчество конкурентов, но и собственные прошлые опусы. И даже если этого не произойдет, «Клюквы» все равно останутся в истории поп-музыки как группа, которая просто и честно говорила о том, что думала. По крайней мере, их услышали и им поверила…
Опубликовано:
13.12.2015 г.
(31.08.2016 г.)
|
|
|
|
Everybody Else Is Doing It, So Why Can't We? 1993 г.
|
No Need to Argue, 1994 г.
|
To the Faithful Departed, 1996 г.
|
Bury the Hatchet, 1999 г.
|
|
|
|
|
Wake Up and Smell the Coffee, 2001 г.
|
Stars: The Best of 1992–2002, 2002 г. (Сборник)
|
Bualadh Bos. The Cranberries Live, 2010 г. (Концертный)
|
Roses, 2012 г.
|
|